АРХИВВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!
Швейцария: направления педагогического поиска
Публикация №1192110126 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
При выявлении тенденций - независимо от предметной области - важно знать, что берется за основу анализа. Очень часто анализ основывается на вторичных материалах: книгах, статьях и других изданиях, на подготовку которых, как правило, уходит немало времени. В этом случае выводы могут отражать не современные тенденции, а дела давно минувших дней.
Наш анализ основывался прежде всего на проектах, поданных на рассмотрение в Швейцарский координационный центр по исследованиям в области образования (Centre suisse de coordination pour la recherche en education) за последние 10 лет, т.е. на актуальных, хотя и не ставших предметом научных публикаций, материалах, отражающих непосредственно запланированную и проведенную работу.
Публикация №1192110086 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
(к 95-летию со дня рождения)
Александр Михайлович Арсеньев - ярчайшая фигура в сфере педагогической науки и просвещения советской России. Я познакомился с ним в 1961 г., когда перешел на работу в Институт методов обучения АПН РСФСР, где он был директором. Обладая незаурядной эрудицией, А.М. Арсеньев имел дар ученого видеть проблемы и соотносить их масштабность: умел отличить большое от малого, принципиальное от несущественного, постоянно действующее от сиюминутного и случайного, перспективное от конъюнктурного. Александр Михайлович отличался исключительной простотой в отношениях с сотрудниками. Он никогда не надувался важностью и высокомерием. Умел пошутить и очень ценил юмор. Прекрасно знал историю и литературу, любил рассказывать анекдоты и умел слушать собеседника, награждая за остроумный рассказ заразительным смехом. Все это делало его грубоватую мужицкую фигуру с головой Сократа удивительно обаятельной. По-видимому, период директорства в нашем институте был наиболее плодотворным в жизни Александра Михайловича.
Отечественная средняя школа как воспитательное учреждение (конец XIX - начало XX в.)
Публикация №1192110036 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
С октября 1917 г. официальная отечественная педагогика целенаправленно усиливала воспитательную функцию школы, обеспечивая ее приоритет в логике целостного учебно- воспитательного процесса. Сложность и противоречивость практической реализации этого курса во многом связана с тем, что в новых общественно-политических условиях слабо учитывался опыт дореволюционной педагогики.
300 лет математическому образованию в России
Публикация №1192109992 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
С именем Петра I связана организация первой в России системы профессионального военно-технического образования, что вполне естественно для той эпохи. В начале XVIII в. были созданы математико-навигацкая, инженерная, артиллерийская школы, горные училища. В основу создаваемой структуры царь-реформатор положил изучение математики, совершенно объективно оценивая ее роль в военно-техническом обучении. Однако кроме объективных сыграли роль и некоторые субъективные факторы.
Теоретические подходы к курсу "Организационное поведение"
Публикация №1192109950 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Мы живем и действуем в мире организаций. Умение профессионально руководить организацией, эффективно строить свои взаимоотношения с подчиненными, начальниками, другими сотрудниками организации или даже просто чувствовать себя в ней комфортно требует определенного набора знаний и практических навыков. При этом необходимо учитывать, что каждая организация в чем-то индивидуальна, имеет свою специфику, традиции, права и обязанности, биографию, менталитет, культуру и т.д. Свои особенности есть и у каждого человека, работающего в организации. В то же время есть и много общего в мире организаций, так же как есть и общие черты психологии, поведения у сотрудников одной организации.
Использование произведений теле- и видеоискусства в подготовке будущего учителя
Публикация №1192109897 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Новые отношения, сложившиеся сегодня между поколениями, привели к тому, что и взрослые, и дети одновременно осваивают и осмысляют предшествующий опыт. Это в корне меняет ценностно-смысловое понимание воспитания как однонаправленной передачи опыта. Параллельное существование и фактически независимое развитие традиционной культуры и молодежной субкультуры значительно затрудняют работу воспитателя, не готового к взаимодействию с иными системами ценностей, иным образом жизни. Так, исследователи, занимающиеся проблемой подготовки учителей, фиксируют значительно худшую готовность выпускника педагогического вуза к воспитательной работе, чем к преподаванию предмета.
Технологическая готовность педагогов
Публикация №1192109854 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В настоящее время проблемы педагогических технологий исследуются в теоретическом и научно-прикладном направлениях. В теоретическом плане осуществляется поиск статуса педагогической технологии как категории педагогики; формируется целостное представление о ее сущности, структурных составляющих; изучаются научные основы технологий в различных сферах педагогической деятельности (дидактической, воспитательной, управлении образованием); исследуются методология и теория проектирования педагогических технологий; в целом создаются основы теории педагогической технологии.
Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия
Публикация №1192109814 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Интернет все больше и больше проникает в нашу повседневную жизнь. Рост числа находящихся в индивидуальном пользовании компьютеров с одновременным повышением их мощности, расширение и увеличение пропускной способности каналов связи, увеличение объема информации, в том числе и образовательного характера, создание программных продуктов, облегчающих ее поиск и получение, делают Интернет неотъемлемым фактором информационного взаимодействия. В связи с тем что в число пользователей Сети включаются школьники подросткового возраста, необходимо уделять первостепенное внимание Интернету как глобальному источнику информации и средству использования новых информационных технологий в школьной и внешкольной деятельности учащихся.
Информационная безопасность как педагогическая проблема
Публикация №1192109779 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
23 июня 2000 г. на заседании Совета безопасности Российской Федерации обсуждалась Доктрина информационной безопасности страны, которая была утверждена Президентом РФ (09.09.2000, N Пр-1895). Этот документ определил, что "под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства" * , и обозначил виды и источники угроз, а также основные задачи и методы обеспечения информационной безопасности государства.
О совершенствовании учебного процесса в музыкальных школах
Публикация №1192109737 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Значительные возможности для обучения и воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, в которую входят и детские музыкальные школы (ДМШ). Их задачи - давать общее музыкальное образование широким массам детей, а из числа наиболее способных и одаренных - готовить кадры для специальных учебных заведений.
Одаренные дети: выявление - обучение - развитие
Публикация №1192109572 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, ставящие основной своей целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны. Появилась даже своеобразная мода на работу с талантливыми детьми.
Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости
Публикация №1192109527 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Непрофессиональные, импульсивные призывы к упразднению советского воспитания (без внедрения нового), попытки "очистить" общественное сознание от советского наследия, противопоставить всему просоветскому систему общечеловеческих ценностей привели к негативному отношению властей к традиционно проводившейся в стране воспитательной работе. Практически прекратился общественный и административный контроль за решением задач воспитания. Пионерские и комсомольские организации в своем большинстве самораспустились; многие детские и юношеские сообщества, союзы, клубы, ассоциации бездействуют.
Постановка проблемы педагогического исследования
Публикация №1192109492 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
При оформлении научных результатов разработчик должен явно и ясно сформулировать, решению какой научной проблемы он посвятил свое исследование. Это самостоятельный и важный этап на стадии рефлексии, осмысления собственной деятельности, хотя не всякое исследование начинается с постановки проблемы и заканчивается ее решением. Проблема (от греч. problema - трудность, преграда, задача, задание) - это форма научного знания, в которой определяются границы достоверного и прогнозируются пути развития нового знания. Роль проблемы как специфической формы научного знания достаточно значима.
Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения
Публикация №1192109451 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Создание педагогически целесообразной и эффективной воспитательной системы невозможно без специально осуществляемой деятельности по ее моделированию и построению. В образовательном учреждении в эту деятельность, как правило, включаются и педагоги, и учащиеся, и родители. Результативность их работы зависит от правильного выбора методологических подходов и принципов организации совместных действий взрослых и детей.
Публикация №1192109396 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
"Быть или не быть?"
Хорошо известно, что серьезное реформирование общеобразовательной школы ныне проводится в большинстве стран мира. Это ответ на тот кризис мировой образовательной системы, который наступил при переходе от индустриального к постиндустриальному обществу. Повсеместный переход к 12-летней (и 13-летней) школе стал важным условием такого реформирования. И вполне логично, что Минобразования РФ в начале 1999 г. решило придать новый мощный импульс нашей вялотекущей школьной реформе, выдвинув идею перевода российской школы на рельсы 12-летки.
Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях
Публикация №1192109348 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Неясность в определении статуса педагогики, конкретных характеристик и специфики исследований, ведущихся в этой сфере науки, порождает недоразумения не только методологического, но и организационно-научного и даже финансового порядка. Подобное недоразумение возникло в ходе одной из проверок деятельности Российской академии образования. Оказалось, что бюджетному финансированию подлежат лишь фундаментальные академические исследования. В то же время академию образования призывают усилить связь с практикой, что невозможно без проведения прикладных исследований. Как разрешить это противоречие? Какая наука по средствам России? Каков должен быть ее социально-экономический статус и инвестиционный удельный вес? Единого мнения на этот счет нет. Одни считают, что можно позволить себе лишь ограниченный объем фундаментальных исследований, скромную фундаментальную науку, другие - что торг в данном случае неуместен.
Публикация №1192109302 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Мысль об уникальности любого человека всегда рождается в моем сознании при воспоминаниях о современниках, открывающихся миру лишь тогда, когда вызревает жемчужина самобытной одаренности в створках раковины неповторимой судьбы. Именно такова биография одного из видных педагогов России, ныне? в год своего 70-летия, ставшего признанным лидером отработки новых принципов и технологий литературного образования, выдвигающего и обосновывающего весьма радикальные пути модернизации педагогики, ее гуманизации, с задором молодости утверждающего новые идеи и несущего их педагогической общественности - Льва Всеволодовича Тодорова, доктора педагогических наук. профессора. действительного члена Международной педагогической академии и Академии педагогических и социальных наук.
Публикация №1192109259 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В первые дни января научно-педагогическая общественность отметила знаменательный юбилей крупного ученого, методолога и практика, доктора педагогических наук. профессора, члена-корреспондента РАО Е.В. Бондаревской.
Базой для научной школы Евгении Васильевны Бондаревской в 70-х гг. стала кафедра педагогики Ростовского государственного педагогического института (ныне университета), где ученый и ее ученики проводили исследования по проблемам нравственного воспитания учащихся, в основу которых была положена идея С.Л. Рубинштейна о внутренней обусловленности поведения личности. В отличие от официально принятого тогда взгляда на нравственное воспитание как на процесс формирования заданных качеств личности в научной школе Е.В. Бондаревской утверждалось его понимание как процесса раскрытия, развития и педагогической поддержки моральных возможностей и способностей человека: исследовались внутренние механизмы саморегуляции поведения; всесторонне изучалась роль индивидуального нравственного сознания и личностных структур...
"Черная культура" и светлый человек
Публикация №1192109208 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Предмет нашего исследования - культура в психологическом ракурсе: как она влияет на душевно-духовное состояние человека, на его здоровье, как соотносится с тем давлением на личность, которое целеустремленно оказывает современная цивилизация, и в частности ситуация в России. Это новая область знания, сосредоточивающаяся на исследовании культурных явлений в их преломлении в психологии отдельного человека.
Психодрама: помощь детям, пережившим насилие
Публикация №1192109169 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Психодрама - метод групповой работы, разработанный Я. Морено (1892-1974), в котором для понимания и изменения внутреннего мира личности используется инструмент драматической импровизации. Этот метод сегодня широко применяется в образовательной и психотерапевтической практике; он оказался действенным в работе с людьми различного возраста, профессий? национальностей и конечно же с детьми.
Размышляя о потенциале ролевых игр, Я. Морено отмечал, что они дают человеку возможность активно экспериментировать как с реалистичными, так и с нереалистичными жизненными ролями, выстраивать стратегию поведения с различных позиций (как самого человека, так и окружающих его людей). Участники таких игр приобретают навыки спонтанного поведения, расширяют свой ролевой репертуар.
Инспектирование школ в Великобритании
Публикация №1192109129 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
За последнее десятилетие инспектирование школ в Великобритании претерпело большие изменения. Оно характеризуется большей прозрачностью, т.е. доступностью результатов широкой общественности, ясностью и четкостью критериев оценки работы учебных заведений. От школ теперь требуется в течение 40 дней после окончания проверки сделать практические выводы из ее результатов и составить план действий по выполнению рекомендаций инспекторов.
Конфуций - выдающийся педагог Древнего Китая
Публикация №1192109073 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Известный древнекитайский мудрец, основоположник философской школы "Жуцзя" Конфуций (551-479 гг. до н.э.) был первым крупным педагогом Китая не только с хронологической точки зрения, но и по значимости вклада, который он внес в развитие образования и педагогической мысли.
Из истории провинциальной гимназии в России XIX в.
Публикация №1192109027 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Среди всех институтов культуры и образовательных структур России значительное место в XIX в. занимали гимназии. Они являлись базовыми учебными заведениями для подготовки молодежи к обучению в университетах и других высших учебных заведениях, а также к государственной службе и к учительской профессии. Провинциальные гимназии всегда играли значительную роль в процессе формирования социокультурного потенциала, выполняя ведущую роль в деле просвещения населения России.
А.С. Макаренко и Болшевская коммуна
Публикация №1192108985 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Истории Болшевской коммуны и отношению к ней А.С. Макаренко в научных исследованиях уделялось недостаточное внимание. В "Сочинениях" педагога-писателя в 7-ми томах имеется лишь одно упоминание об этом воспитательном учреждении в статье "Чудо, созданное советской жизнью" [1, с. 307]. В последнем собрании "Педагогических сочинений" в 8-ми томах встречаются и некоторые другие упоминания Болшевской коммуны, однако они приведены не полностью.
Системология в отечественной педагогике
Публикация №1192108937 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В рамках отечественной культурной традиции системного осмысления мира (тектология А.А. Богданова, концепция ноосферы В.И. Вернадского, философия всеединства Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, космизм Д.И. Менделеева, К.Э. Циолковского) для педагогов-исследователей было естественным обращение к фундаментальным проблемам построения науки педагогики, ее методов, ценностей и целей образования, сущности педагогического процесса, т.е. шло вызревание представлений о целостном, системном характере педагогических явлений.
Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования
Публикация №1192108883 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Активно развивающиеся инновационные процессы способствовали появлению новых типов профессиональных учебных заведений, а также моделей и форм образовательного процесса. В этих условиях все более актуальной становится задача сохранения единого образовательного пространства при использовании вариативных моделей непрерывного образования. Чтобы формируемая система была не слишком жесткой, но и не перенасыщенной степенями свободы, необходим поиск оптимальных вариантов региональной системы ...
Педагогическое образование: концепция, содержание, структура
Публикация №1192108843 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Как бы это ни звучало парадоксально, но на протяжении не одного столетия существуют различные точки зрения на проблему подготовки учителя. Для одних он просто преподаватель конкретного учебного предмета, в основе которого лежит та или иная наука, для других учитель - не только преподаватель-предметник, но прежде всего воспитатель и наставник молодежи, человек, способствующий становлению личности ученика. Отсюда и различное понимание функций и задач школы: преимущественная забота о "вооружении" ученика комплексом научных знаний и подготовка его к продолжению образования в высшей школе или обеспечение разностороннего развития личности человека-гражданина, естественно включающего в себя необходимое научное образование, подготовку к деятельности в различных сферах жизни.
Этнокультурное образование в многонациональном регионе
Публикация №1192108803 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В "Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" определен ряд взаимосвязанных тенденций, которые оказывают непосредственное влияние на межнациональные отношения в стране. Это, с одной стороны, стремление народов к самоопределению, а с другой - объективный процесс интеграции российского общества, потребность в проведении общего курса реформ и одновременно разные социально-экономические возможности регионов, их историческая и хозяйственно-культурная специфика.
Публикация №1192108761 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Сущность педагогического действия и сама его возможность определялись В.В. Зеньковским на основе антиномии: тварного духа, с одной стороны, и "погруженности" личности в мир природы, с другой. Необходимость педагогического процесса обусловлена тем, что личность есть самоданность, но при этом она только формальный центр бытия, для полноты жизни которого требуется обращение к надличным ценностям. Соответственно здесь есть два полюса, ни один из которых не может быть исключен: сама личность и содержание ее бытия. В свою очередь, самораскрытие личностного ядра человека составляет основу его духовной жизни, которая определяет ход его психофизического развития. Неразрывность связи духовного и материального бытия в человеке, их органическая взаимосвязь обусловливают возможность влияния на духовную жизнь через сферу эмпирии, в которой совершается процесс педагогического взаимодействия. Иерархичность соотношения этих сфер устанавливает приоритет духовно-воспитательных задач в педагогике
Парадокс Менона в математическом образовании
Публикация №1192108721 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Под влиянием идей Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци и других великих педагогов были сформулированы представления о способах усвоения знаний. Среди основных педагогических принципов назывались непрерывность, постепенность и природосообразность обучения. При анализе "способов научения" математическим дисциплинам была осознана необходимость разработки специальных методов обучения, способствующих наглядному и доступному изложению, например, популярных "Начал" Евклида. С этой целью создавались разнообразные методики - хорошо аргументированные руководства для учителей. Тем не менее любые методики периодически устаревают, поскольку меняются требования к обоснованию содержания и цели обучения.
Понятийно-терминологическая специфика инженерной педагогики
Публикация №1192108676 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Любая наука начинается с терминов, понятий и категорий, в которых в сконцентрированной форме представлены средства и способы познания объективного мира. Заметим, что категории стоят на ступень выше, чем понятия, одновременно сохраняя в себе все их признаки. Поэтому категории всегда понятийны, но не все понятия категориальны. В общих чертах категории трактуются как обобщенные и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности, обладающие высоким уровнем абстракции. К разряду категорий относятся понятия, несущие родовые признаки в отличие от единичных, частных. По мнению В.В. Краевского, каждая категория диалектически должна выводиться из сложившейся и существующей системы, а не вводиться в нее заново. Это требование отнюдь не освобождает нас от необходимости изучать пути формирования категорий [1].
Квалиметрический мониторинг в системе общего образования
Публикация №1192108629 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Доктрина отечественного образования, принятая на Всероссийском совещании работников образования в начале 2000 г., проект новой реформы образования и последние правительственные документы по вопросам реформирования образования на период 2001-2010 гг. предусматривают ряд приоритетных мер по обеспечению качества образования.
Диалектический подход к осмыслению категории "знание"
Публикация №1192108584 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В последнее время увеличилось число публикаций, авторы которых явно умаляют роль знаний, умений и навыков, называя их несколько снисходительно ЗУНами. В ряде учебных пособий по методикам обучения указывается, что на первое место в процессе обучения предмету в настоящее время выдвигается развитие учащихся. А ЗУНы в качестве результатов обучения фигурируют лишь как средство передачи их школьникам. Имеется в виду не усвоение, не формирование, а именно передача знаний, к которым относят определения понятий, закономерности, факты и другие сведения.
Публикация №1192108547 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Вопрос, вынесенный в заглавие этой статьи, выглядит несколько странно. В самом деле, разве существует такая альтернатива? Как будто ясно, что образованность - еще не все, что нужно человеку и особенно окружающим его людям. Мало ли образованных хамов? Разве образ изучившего науки и владеющего языками дикаря с дубиной в виде компьютера так уж далек от современной жизни? Эти вопросы кажутся риторическими, и ответ на них, казалось бы, сам собой разумеется. Однако дело обстоит не так просто. Необходимость в нем разобраться становится настоятельной хотя бы потому, что сегодня все чаще упрекают педагогов и педагогику в забвении важнейшей категории нашей науки и не менее важной области педагогической практики - воспитания. Многие выражают неудовлетворенность по поводу того, что с начала радикальных перемен в общественном и педагогическом сознании воспитательная деятельность как бы отошла в тень.
Своевременное и ценное пособие
Публикация №1192108501 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Еще каких-нибудь 10-15 лет назад трудно было представить себе появление книги, подобной рецензируемому изданию. В самом деле, даже в начале 90-х гг., не говоря о более раннем периоде, задача объединения в одном авторском коллективе специалистов из почти 20 стран с целью подготовки учебного пособия по истории педагогики показалась бы просто невыполнимой.
О парадоксах наследия и векторах развития образования
Публикация №1192108459 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Рецензируемая нами книга не научная монография в традиционном стиле: в ней немного ссылок на других исследователей, отсутствует и библиография. Это плод многолетних размышлений автора над проблемами российского образования, многие из которых достались нам от прошлого, а некоторые приобретены в конце столетия. Точка зрения автора иногда резко расходится с общепринятой, в том числе и с официальными мнениями. Не случайно книга имеет подзаголовок - "Публицистическая монография". Этим она и интересна любому читателю, которому не безразлична судьба отечественного образования. Ее читаешь как остросюжетный детектив: а что же автор скажет по поводу очередной проблемы, концепции, парадигмы? И всякий раз не обманываешься в своих ожиданиях, ибо в любом разделе (а в книге нет традиционных глав), в каждом условном параграфе находишь для себя что-то новое и нетривиальное.
Тесты в американской системе образования
Публикация №1192108412 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В концепциях российской образовательной реформы видное место занимает проблема тестов. На этой основе предполагается отмена вступительных экзаменов в вузы и введение единого государственного экзамена для выпускников школ. По мнению реформаторов, тестирование позволяет наиболее объективно оценить знания абитуриентов.
Надо отметить, что интерес к тестам не впервые возник в отечественной педагогике. Еще в 20-е гг., в период становления советской школы, активно обсуждался вопрос об отношении к стандартизированным видам учета - тестам успешности. Педагоги хотели найти наиболее объективный и точный способ оценки знаний учащихся. Тесты привлекали их возможностью массовой проверки знаний школьников. Советские педагоги того времени опирались главным образом на исследования этой проблемы в американской школе.
Педагогическая компаративистика российского зарубежья (1920-1930 гг.)
Публикация №1192108376 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В настоящей статье освещается одно из важных направлений деятельности педагогов российского зарубежья - педагогическая компаративистика, изучение теории и практики образования в разных странах, сопоставительный анализ деятельности образовательных институтов, организационных и дидактических инноваций. Это направление исследований продолжало традицию передовой дореволюционной российской педагогики, которая всегда отличалась пристальным вниманием к зарубежным идеям и исканиям. На чужбине изучение международного педагогического опыта не только не отошло на задний план, а, напротив, приобрело особую актуальность и практическую значимость.
Состояние российского образования (по результатам международных исследований)
Публикация №1192108329 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Отличительная особенность развития образования в мире в настоящее время - повышенное внимание правительств большинства стран к проблемам его качества и эффективности. Образование становится стратегической областью, обеспечивающей национальную безопасность. О конкурентоспособности страны начинают судить по уровню образовательной подготовки подрастающего поколения. Специалисты объединяют усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования. Основное внимание уделяется не ранжированию стран по уровню подготовки учащихся, а объяснению существующих различий и выявлению факторов, влияющих на результаты обучения, особенно тех из них, которые определяют наивысшие достижения. Создается система мониторинга качества образования в мире, в которой участвуют около 50 стран. Ее организаторы - Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Education Achievement) и Организация экономического сотрудничества и развития - OECD (Organization for Economic Co-operation and Development).
Иноверческие школы Москвы XVII - первой четверти XVIII в.
Публикация №1192108276 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
История школьного дела в России до сих пор содержит в себе немало неисследованных и малознакомых сюжетов. Один из них связан с деятельностью иноверческих школ в Москве. Их открытие было обусловлено появлением в российской столице выходцев из стран Западной, Центральной и Северной Европы, ставших составной частью столичного населения. Предоставив немцам, англичанам, голландцам, датчанам, шведам и иноземцам других национальностей, придерживавшихся католической или протестантской веры, право свободы на вероисповедание, царское правительство с согласия православной Церкви позволяло им открывать иноверческие храмы и учреждать при них школьные заведения для своих детей.
Университетские учебные округа: история и современность
Публикация №1192108232 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Трансформация советской образовательной системы привела к появлению широкого спектра различных типов и видов образовательных учреждений, возникновению новых организационных структур просвещения, прежде всего возрождению университетских учебных округов. Их история связана с Московским императорским университетом, при котором по инициативе М.В. Ломоносова были открыты гимназия, ряд специализированных школ, пансион. Помимо этого на профессоров были возложены функции "улучшения частного воспитания и приведения всех учебных средств к государственному единству", а также организация испытательных экзаменов для лиц, претендующих на учительские должности.
О научных подходах к изучению истории просвещения
Публикация №1192108194 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Как образно заметил выдающийся французский критик и драматург конца XIX - начала XX в. Ж. Леметр, "все люди участвуют в создании истории, стало быть, каждый из нас, хотя бы в ничтожной доле, обязан содействовать ее красоте и не давать ей быть слишком безобразной". Слова эти как нельзя точно отражают нравственный императив любого из тех, кто так или иначе прикасается к историческому наследию стран и народов.
Важнейшая проблема в сфере истории просвещения связана с объективностью отражения процессов обучения и воспитания в различные эпохи. Такая беспристрастность может быть достигнута только при отходе от "реконструкций", попыток моделирования истории с "позиций сегодняшнего дня", от превращения ее в некий полигон для испытания различных теоретических концепций.
Опыт подготовки предпринимателя
Публикация №1192108149 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В экономике, как, впрочем, и в других жизненно важных сферах (правовые отношения, прикладная наука, экология и т.д.), мы ощутимо отстали от десятков стран мира. "Колосс, воздвигнутый на героизме и импровизации", - так нередко говорят о нас на Западе. При очевидной поверхностности такого суждения нельзя не признать, что присущий любому хозяйствованию прагматизм долгие годы у нас деформировался под гнетом несоразмерной идеологической надстройки. Помнится, еще недавно с упоением спорили...
Дагестан: размышления педагога над студенческой анкетой
Публикация №1192108097 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Одним из основополагающих принципов современной системы обучения и воспитания должна быть поликультурность. Особенно важно это для Дагестана, который в определенной степени отражает мировое сообщество в миниатюре. На сравнительно небольшой территории (50,3 тыс. км 2 ) живут представители почти 100 национальностей и этносов, в их числе носители 32 коренных языков, из которых 14 имеют свою письменность и еще 18 - разговорные языки, а также свои специфические культуры и уклады жизни.
Профессионально-педагогическая практика: из опыта работы
Публикация №1192108056 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Многолетний опыт руководства практикой показывает, что из года в год студенты сталкиваются с одними и теми же трудностями. Так, многие не могут установить контакты со школьниками, особенно старшими подростками; не умеют распределить внимание к ученикам на уроке, организовать ритмичную учебную работу; не готовы к действиям в нестандартной ситуации; не способны объективно и глубоко анализировать события, в которые включены. Перечень этот длинен и знаком преподавателям, занимающимся педагогической практикой. Ясно, что корни этих недостатков кроются не столько в индивидуальных особенностях будущих учителей и не в условиях практики, а в самой ее методической обеспеченности. Необходимость внимательного и серьезного подхода к содержанию и организации педагогической практики очевидна.
Воспитание "корпоративной чести" в кадетском корпусе
Публикация №1192108013 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Еще в 30-е гг. XIX в. в Своде законов Российской империи были обозначены социально-педагогические ценности кадетского корпуса: "Доставление юному российскому дворянству приличного сему званию воспитания, дабы, укоренив в воспитанниках сих правила благочестия и чистой нравственности и обучив их всему, что в предопределенном для них военном звании знать необходимо, сделать их способными с пользою и честью служить Государю, и благосостояние всей жизни их основать на непоколебимой приверженности Престолу" [1, с. 53].
Проблемно-диалоговая форма "вопрос - ответ"
Публикация №1192107974 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
О важности постановки вопроса в процессе учения и обучения говорят давно. Известно также, что желание спрашивать, столь естественное для детей раннего возраста, вдруг куда-то улетучивается после 2-4 лет пребывания в школе. У блистательных почемучек с порога школы эту инициативу перехватывает взрослый. Отныне им предстоит преимущественно слушать и отвечать. Вскоре эти перемены станут настолько привычными и обыденными, что про былое неуемное детское стремление - все знать, все испытать, исследовать - вспомнят с улыбкой разве что бабуля с дедулей (если они есть) да, может быть, еще любящие мать и отец. Впрочем, последних сильнее будет волновать "успеваемость", т.е. результаты, достигаемые ответами.
Комплексное моделирование высшего учебного заведения
Публикация №1192107933 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Образовательное учреждение - сложноорганизованный объект, при изучении которого необходим системный анализ, куда входит совокупность методов: моделирование, декомпозиция, графические и ряд других. Принято выделять четыре аспекта системного анализа для применения к педагогическим объектам и явлениям: морфологический, структурный, функциональный и генетический. Все они выступают в органическом единстве и наиболее полно раскрываются в моделировании.
Методологические проблемы национально-регионального образования
Публикация №1192107878 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
История развития каждого народа представляет собой взаимодействие общечеловеческого и национального в духовном, материальном и морально-этическом плане. Национальная школа как социальный институт строит свою деятельность на основе этого взаимодействия. Нравственные, этические и эстетические категории, обращение к духовным, культурным, экологическим ценностям позволяют осознать мир на новом уровне, рассматривать естественнонаучное, гуманитарное и экологическое знание как части общечеловеческой и национальной культуры.
Национальная школа имеет и особенности, присущие только ей. Это обусловлено
Интеграция содержания профессионального образования
Публикация №1192107838 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Новые подходы к проблеме качества образования вступают в противоречие с преобладающей в современной высшей школе традиционной дискретно-дисциплинарной моделью реализации содержания обучения. Она сложилась исторически и обеспечивала подготовку поколений высококвалифицированных специалистов, соответствовавших требованиям своего времени. Эта модель обучения, безусловно, сохранит свое базовое значение и в ближайшем будущем. Однако новые общественно-экономические отношения, а также изменение требований к современному специалисту обусловливают необходимость ее коррекции. Основной недостаток связан с трудностями реализации модели в вузе с позиций целенаправленного формирования целостной системы знаний у обучаемых. Формальная разобщенность родственных дисциплин в учебных планах вузов, неоправданные различия в понятийно- терминологическом аппарате, слабое использование межпредметных связей в учебном процессе - все это приводит к тому, что синтез транслируемой учебной информации стихийно возлагается на самих студентов, и если даже они его применяют, то эффект оказывается незначительным.
Теоретико-правовые аспекты внутришкольного управления
Публикация №1192107801 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Внутри каждого общеобразовательного учреждения (школы) сосуществуют, взаимодействуют, а иногда и противостоят друг другу интересы администрации, всего персонала, педколлектива и учащихся. Обладая правоспособностью, т.е. правами, школьники не обладают (в старших классах обладают частично) дееспособностью, т.е. возможностью самостоятельно реализовывать эти права. Гражданско- правовые интересы этой категории субъектов образовательного процесса защищают их законные представители (родители или лица, их заменяющие). Последних вместе с учащимися можно считать субъектами внутришкольной структуры. Все остальные, так или иначе принимающие участие в управлении школой (местные органы власти, вышестоящие образовательные структуры, иные государственные и общественные органы и учреждения), относятся к внешней сфере прямого воздействия на школу. К ней, на наш взгляд, следует присовокупить институт попечительских советов. С его становлением образуются три вектора внешнего непосредственного управленческого воздействия на школу: через государственные органы образования - в интересах государства; через местные органы власти и управления - в интересах муниципального образования; через попечительские советы - в общественных интересах.
Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть?
Публикация №1192107763 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В Законе РФ "Об образовании" в качестве основных принципов государственной политики провозглашены демократический, государственно-общественный характер управления и автономность образовательных учреждений. Проблема, вынесенная в заголовок статьи, приковывает к себе внимание политиков, правоведов, социологов и особенно педагогов. Заинтересованность в развитии демократических форм управления проявило руководство РАО и ее Института управления образованием, создав в нем лабораторию государственно-общественного управления образованием. Отрадно, что и Минобразования РФ, и прежде всего его управление общеобразовательных учреждений и инспектирования, также поставило задачу всемерного развития государственно-общественных начал в управлении школами и другими учреждениями. Очевидно, Минобразования России и РАО объединят усилия для разработки научно-методических материалов и рекомендаций по этой проблематике.
Образовательная область "Технология": достижения и нерешенные проблемы
Публикация №1192107711 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Образовательная область "Технология" успешно "прописалась" в учебно- воспитательных учреждениях Российской Федерации, в то же время возникли проблемы, угрожающие существованию этой дисциплины. Опишем события последнего года, связанные с судьбой "Технологии".
В январе 2000 г. Всероссийское совещание работников образования одобрило "Концепцию структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)", где отмечалась важная роль курса "Технология", который синтезирует научно- технические, технологические и экономические знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека. Его основу составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся. 12 апреля 2000 г. Минобразования России направило письмо органам управления образованием субъектов Российской Федерации и институтам повышения квалификации работников образования "Об использовании метода проектов в образовательной области "Технология"", где подчеркивалась особая роль этого метода в творческом развитии школьников.
Педагогика как наука и учебный предмет
Публикация №1192107670 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Под таким названием состоялась международная научно-практическая конференция 26-28 сентября 2000 г. в Тульском государственном педагогическом университете (ТГПУ) им. Л.Н.Толстого. Она была организована совместно с РАО, Советом по педагогическому образованию Минобразования РФ. Университетом РАО, МПГУ, РГПУ. Всего в работе конференции, включая пленарное заседание, приняло участие более 300 человек из 12 регионов России, а также педагоги из США. В сборнике материалов конференции, состоящем из двух частей, помещено 186 тезисов докладов, присланных из 50 регионов РФ.
Свобода и "живая вода" русской души(*)
Публикация №1192107633 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Главная ценность современного общества и человека - свобода торговать собой, свобода тела и духа, свобода в реализации известного принципа - "все позволено". Я намеренно заостряю тему безбрежной свободы, бесконечно муссируемой в средствах массовой информации, в разнообразных педагогических изданиях, пестрящих словами "личность", "индивидуальность", "парадигма", "субконституционализм", "инновация", "аксиология", "духовность", "тоталитаризм" и пр.. и пр. К нашему времени весьма подходит шиллеровское двустишие: "Сколько у истины новых врагов! Душа замирает, // К свету теснится - увы! - стая незрячая сов". Правда, в последние годы в нашей (для некоторых в "этой") стране стал слышен голос Церкви. Мы даже можем прилюдно говорить и писать о благотворном влиянии Веры на человека, культуру, общество, но отвергать в то же время "религиозный фанатизм", забывая, что суть его - крепость веры, нравственности, любви. Мы можем "печалиться" об уходе людей из Церкви, делая отсюда вывод об ее "отмирании", не желая замечать того, что "избранных" становится все больше.
Публикация №1192107594 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В минском издательстве "Амалфея" вышло пособие для педагогов "Сельская школа и социальная педагогика", посвященное острой и злободневной проблеме современности - социальному воспитанию детей и молодежи в условиях села. Главную идею пособия коротко можно сформулировать так: как через воспитание объединить общество, как через школу восстановить систему пострадавшего социума российской деревни. Такой подход называют сегодня социальным реконструктивизмом. Эта задача, как известно, интенсивно решалась в 20-е - начале 30-х гг. Однако социально-политические условия того времени препятствовали ее реализации с позиций гуманистического подхода, который четко прослеживается в данном пособии.
Информационный подход к анализу целей допрофессионального образования
Публикация №1192107554 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Попытка ответить на вопрос о том, какие цели необходимо преследовать на отдельных этапах допрофессионального (школьного) образования, сводится, по существу, к выявлению тех методологических предпосылок, из которых они вытекают. Сразу отметим, что речь здесь пойдет лишь о самых главных, стратегических целях, на достижение которых должны "срабатывать" в совокупности практически все элементы системы организации образовательного процесса в школе.
Принцип природосообразности и его философско-педагогический смысл
Публикация №1192107513 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Наше время отмечено небывало бедственным положением всей образовательной системы и одновременно своеобразным ренессансом в философии педагогики, стремлением теоретической мысли к конкретизации предельных оснований образовательной деятельности. Философия педагогики имеет длительную историю, она выступала в многообразном терминологическом обличье, но время ее рождения следует, на наш взгляд, связывать с осознанием необходимости заново осмыслить сами основы, принципы и назначение обучения и воспитания. Всплеск исследовательского интереса к ним всегда инициировался судьбоносными периодами, отмеченными социальными сдвигами и разломами. Смена парадигм, переоценка идейно-теоретического багажа свидетельствовали о стремлении к обновлению форм социальной жизни. Так было в период распада античного полиса, отмеченного явлением миру философского учения Сократа, которое нельзя числить только по ведомству философии или только педагогики. Подобная ситуация сложилась в Новое время, она была детерминирована объективными факторами и социокультурными условиями.
Технологии обучения практике социальной работы в Великобритании
Публикация №1192107473 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Социальная защищенность отдельного человека и различных групп населения может быть достигнута в первую очередь благодаря социальной политике общества и развитию государственных форм соответствующей помощи и поддержки. В последнее время в России активизировалась деятельность социальных служб и учреждений, а также усилилось внимание к вопросам профессиональной подготовки квалифицированных специалистов - социальных работников, педагогов и психологов.
Реформа школьного образования в Беларуси
Публикация №1192107435 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Перемены в обществе отражаются на деятельности одного из его социальных институтов - школы, активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа. В контурах будущего общества образованность и интеллект все чаще относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, направленность на творчество и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны. В этом смысле реформа средней общеобразовательной школы становится объективно необходимой. Целью реформируемой школы является развитие личности ребенка; логическим центром педагогического процесса - не организация передачи учебной информации, а сама развивающаяся личность будущего специалиста, что соответствует требованиям гуманизации обучения, его ориентации на формирование творческой индивидуальности. И, казалось бы, в основу стратегии развития образования следовало бы положить развивающее обучение...
Непреходящее в педагогическом наследии А.С.Макаренко (взгляд из США)
Публикация №1192107389 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
О Макаренко и его педагогическом наследии написано очень много. Достоин уважения взгляд каждого, кто в своих исторических условиях, руководствуясь обстоятельствами или собственными педагогическими взглядами, писал о творчестве этого педагога. Однако анализ большинства исследований показывает, что при всех их достоинствах авторы вольно или невольно не смогли избежать целого ряда ошибок. Их источники в следующем: безоговорочная квалификация педагогических взглядов А.С.Макаренко как марксистско-ленинских, коммунистических, большевистских и т.п.; конъюнктурная квалификация его идей в угоду очередным решениям партийных съездов; искусственная подгонка мыслей и высказываний А.С.Макаренко для подтверждения собственных педагогических положений; отдельные неточные выражения...
стр. 67
Мировоззрение как ценность образования: С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин(*)
Публикация №1192107337 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Без мировоззрения как жизненного отношения субъекта к мировому целому, отношения, включающего в себя наряду с представлением о мире оценку его с точки зрения ценностей, а значит, идеал, без такого мировоззрения нет самосознания, а стало быть, нет и бытия человека как личности.
С.И.Гессен
Западники и славянофилы в отечественной педагогике
Публикация №1192107291 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Анализ отечественных философско-педагогических воззрений позволяет утверждать, что все многообразие подходов к трактовке феномена школы как социокультурного института может быть сведено преимущественно к двум направлениям: западническому и славянофильскому. Возникновение их связывается с осуществлением в России петровских реформ, когда русское общество через своих наиболее образованных представителей предприняло попытку определить место российской истории во всемирной. Антиномичная внешне, по сути глубоко диалектичная парадигма "Россия как самобытная цивилизация - Россия как часть мировой культуры" позволила ученым XVIII-XX вв. сосредоточиться на исторически значимой для России проблеме отечественной школы. В результате этого в отечественной педагогической теории XVIII и последующих веков формируются концепции западнического и восточного, по выражению А.М.Бухарева, направлений, выражающие общую онтологию педагогического процесса.
Публикация №1192107247 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В последнее время нередко можно услышать, что-де Макаренко устарел и никакой существенной пользы современной педагогической науке и практике принести не может. Хотелось бы ответить так: приезжайте к нам на Полтавщину, в Полтавский педагогический институт им. В.Г.Короленко, посетите созданный на его базе центр макаренковедения. Здесь в последние два десятилетия написано и издано большое количество программ, учебных пособий, методических рекомендаций и других научных трудов; проведено множество международных и всеукраинских межвузовских конференций. Институт посетили сотни делегаций из различных учебных заведений. В Полтавском центре побывало более 10 тыс. человек. Приезжали работники образования из Польши, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Дании, США, Канады, Японии - коллег из разных стран интересуют проблемы использования новаторского опыта великого педагога в процессе подготовки педагогических кадров.
Психологическая подготовка студентов педвуза
Публикация №1192107202 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Психологическая подготовка призвана обеспечить мотивационную, операциональную и саморегуляционную готовность субъекта к профессиональной деятельности [1]. По своей организации, содержанию и реализации она должна способствовать приобретению студентами характеристик конгруэнтной личности с позитивным самопринятием, рефлексивной личностной позицией, позволяющей придать педагогическому труду личностный смысл. В процессе психологической подготовки субъект приобретает видение себя как развивающейся личности, создает концептуальную модель деятельности, приобретает умения в построении последней и реализации адекватного ее мотивам и целям индивидуализированного поведенческого варианта; учится устанавливать необходимый баланс рационального и эмоционального в саморегуляционном процессе, вносить коррективы в свою деятельность на основе соотнесения концептуальной модели и анализа переживаний развивающейся системы личностных смыслов.
Опыт создания системы "школа - технический вуз"
Публикация №1192107148 11 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Повышение качества образования, возможность его успешного продолжения на последующих ступенях, неизбежное в юности самоопределение, профессиональная ориентация - вот неполный перечень проблем, решаемых в системе "школа-вуз". Реализация идеи и принципов непрерывного образования позволит обучать каждого учащегося в зоне его ближайшего развития в соответствии с психолого- физиологическими особенностями, склонностями и способностями, реальными задачами и возможностями конкретного региона.
О понятиях и терминах этнопедагогики
Публикация №1191932202 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Вероятно, с развитием цивилизации в отдаленном будущем произойдет унификация этнических культур, определенные тенденции которой обозначились в последние десятилетия. Однако, как учит история, радикальное вмешательство в этногенез, обладающий огромным потенциалом самоорганизации, чревато катастрофическими последствиями. Эксперименты советской поры по искусственной культурной ассимиляции народов в процессе социально-экономического выравнивания привели к обратному результату: сегодня наблюдается настоящий "национально-этнический ренессанс", выражающийся в пробуждении национального самосознания, часто принимающего извращенные формы. В связи с этим целесообразность этнопедагогических исследований приобретает аксиоматический характер.
Формирование экологической культуры и проблемы образования
Публикация №1191932164 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, методом проб и ошибок, "на глазок", закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, нередко в сиюминутных, половинчатых и поверхностных оценках и решениях, в соответствии с уровнем общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей, их желанием и волевым настроем на преодоление экологических проблем.
Социальная педагогика: практика, научная дисциплина, образовательный комплекс
Публикация №1191932123 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Бурное развитие повседневной практической социальной работы; расширение видов деятельности по разрешению проблемных ситуаций конкретных людей; утверждение государственными структурами профессий социального работника и социального педагога; формирование стандартов их подготовки по различным специальностям и специализациям; увеличение числа учебных заведений, готовящих специалистов различного профиля для социальной сферы, - все это и многое другое объективно обусловило актуальность теоретического осмысления происходящих в этой сфере изменений. Феномен социальной работы оказался в поле внимания многих гуманитарных наук, которые внесли существенный вклад в формирование ее методологических и теоретических основ.
Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания
Публикация №1191932059 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Особенность российской культурно-педагогической традиции состоит в безусловном приоритете воспитания в образовательном процессе. "Образование без воспитания есть дело ложное и опасное, - писал известный педагог, историк и философ И.А.Ильин. - Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов: оно развязывает и поощряет в человеке "волка"" (Путь к очевидности. М., 1993. С. 300).
История образования свидетельствует: если воспитание перестает отвечать на вопрос, как жить достойно, оно становится ненужным, и наступает кризис - общество утрачивает свои гуманистические функции, перестает быть питательной средой духовного и нравственного развития личности. Поэтому сегодня фундаментальной задачей педагогики, как теоретической, так и практической, является возрождение смыслообразующей роли воспитания в жизни человека и российского общества.
Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации
Публикация №1191932013 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В 90-е гг. в российском обществе существенно трансформировались состав и деятельность субъектов воспитания, прежде всего семьи, школы, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, детских общественных объединений, религиозных организаций.
Социально-экономические и политические реформы оказали негативное воздействие на российскую семью, привели к глубоким изменениям в ее жизнедеятельности. Произошли резкая дифференциация доходов семей, их массовое обнищание. Многие из них не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать "защитные" стратегии и механизмы. Углубляется дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями, детьми, их депрессивное состояние как следствие их правовой, моральной, экономической незащищенности. Все это обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие, бедность, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическое развитие.
Контуры культурно-исторической педагогики
Публикация №1191931945 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
The author sets forth his ideas about the essence of cultural and historical Pedagogic, which enables to look from the different standpoint at the goals and quality of education and at its axiological contents. Its main task is to transfer to the younger generation the cultural values and teach them to live in the rapidly changing world, in the conditions of personality's spiritual freedom and his responsibility before the society. The teacher's task then is not only to condemn the illnesses of the century but also to cure them professionally. Cultural and historical Pedagogic plays especial integrating role by synthesizing culture, scientific knowledge and mankind's spiritual experience.
Публикация №1191931758 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Заинтересованный читатель не избалован литературой, в которой излагаются методологические основы теории и практики обучения и воспитания, органично сочетающиеся с целями и задачами, сформулированными в национальной доктрине образования. В определенной мере дефицит будет восполнен рецензируемым изданием, подготовленным коллективом известных специалистов в области психопедагогики, технологий обучения, педагогического управления. Книга относится к классу справочников-пособий с разносторонними сведениями из области психологии и дидактики высшей школы. По глубине и широте охвата поднятых проблем представленная работа близка к энциклопедическим изданиям.
Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы
Публикация №1191931705 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В последние 10-15 лет в западной педагогике идет процесс радикального переосмысления традиционной системы оценки учебных достижений учащихся. Среди новых подходов к этой проблеме можно выделить следующие виды оценок:
- основанную на конечных результатах обучения (outcome-based assessment) [1; 8];
- базирующуюся на стандартах обучения (standard-based assessment) [2;9];
- построенную на концепции компетентности (competency-based assessment) [6];
- основанную на уровне исполнительского мастерства (performance- based assessment) [4; 5].
Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема
Публикация №1191931660 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Принято считать, что диагностика детской одаренности - не педагогическая, а исключительно психологическая проблема. Это, конечно, справедливо, пока мы рассуждаем на уровне теории. Но современная образовательная практика, требующая личностно ориентированного подхода, заставляет рассматривать диагностику детской одаренности как неотъемлемую часть целостного педагогического процесса.
Крестьянские школы грамотности в России в XIX в.
Публикация №1191931588 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Отмена крепостного права дала толчок распространению просвещения в деревне. Как свидетельствуют современники, в грамотности крестьяне видели преимущественно утилитарно-практическую пользу. "Крестьяне считают, что грамотный не пропадет без куска хлеба, - писал в 1881 г. Н.А. Корф. - Грамотный закон понимает и другому расскажет. Его не обманут фальшивой бумажкой, грамотного не так легко надуть, грамотный может вести расход и приход. Грамотному дается льгота по воинской службе, грамотному открывается ряд должностей: он может быть писарем, конторщиком, рассыльным, учителем; он может общественный приговор подписать и даже писаря учитывать. Все это в глазах крестьян выгода и доход" [1, с. 125].
Воспитание в Московском университете в первой четверти XIX в.
Публикация №1191931544 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В истории русской педагогики исследователей традиционно привлекала эпоха Просвещения - педагогические идеи Екатерины II, И.И. Бецкого, Е.Р. Дашковой. Наряду с "сильными мира сего", много сделавшими для образования России, широко известны имена Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, П.Г. Редкина и Н.А. Вышнеградского. Но были и незаслуженно забытые наставники российского юношества: А.А. Прокопович-Антонский, А.Ф. Мерзляков, М.Н. Муравьев, П.С. Нахимов, И. Шаден, И. Гейм, Н.Н. Сандунов и многие другие, работавшие в Московском университете, где "воспитанию нравственности" придавалось основополагающее значение.
Концептуальные проблемы национального образования в Советской России (1920-1930-е гг.)
Публикация №1191931504 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В процессе национально-государственного строительства единой системы народного образования выкристаллизовались две в какой-то мере конкурирующие, а в чем-то пересекающиеся концепции национального образования.
Общей задачей для них было формирование единого коммунистического мировоззрения, выражающего государственную идеологию, основанную на идее классовой солидарности всех трудящихся, присущего им пролетарского интернационализма.
Преподаватель колледжа: кто он?
Публикация №1191931442 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Педагогической культурой в определенной степени обладает каждый, кто причастен к делу воспитания и образования. Однако у неспециалистов она формируется спонтанно, лишена стройной системы и научно-теоретической базы, несвободна от бытовизма и привнесенных из случайного опыта элементов.
История одного негосударственного вуза
Публикация №1191931402 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В Декларации 44-й сессии Международной конференции по образованию (Женева, 1994 г.) подчеркивалось, что высшее образование - это не только средство передачи молодому поколению накопленных знаний, формирования его культурно-нравственного и гуманитарного потенциала, но и важнейший фактор подготовки к решению нестандартных задач, к успешной жизнедеятельности в новых условиях. Изучение государственной образовательной политики развитых государств показывает...
Профессионально-педагогическая подготовка ученых-исследователей: контуры проекта
Публикация №1191931338 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Провозглашение образования одной из приоритетных сфер ответственности и интересов государства требует поиска новых направлений и форм совершенствования всех его звеньев. Одной из важнейших задач, нуждающихся в концентрации усилий (финансовых, организационных, интеллектуальных, технологических), является работа с кадрами высшей научно-педагогической квалификации из числа талантливой молодежи. Развивая тезис, прозвучавший на Всероссийском совещании работников образования: "Возрождение России немыслимо без нового взгляда на образование", подчеркнем: такой взгляд может появиться лишь при качественно иной подготовке педагога-ученого, позволяющей сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным научным подходом к разрешению конкретных образовательных проблем.
Педагогическая культура в пословицах и поговорках
Публикация №1191931292 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Фундаментальные начала - познание, нравственность, взаимосвязь природы и человеческой души - определили доминанту афористического творчества народа. Будучи выражением соответствующих философско- педагогических постулатов, оно вместе с тем есть кладезь агрономических, астрономических, метеорологических, медицинских и прочих знаний, нацеливающих на постижение и передачу жизненного опыта, профилактику ошибок, индивидуальных и социальных бед.
Обучение математике в личностно ориентированной модели образования
Публикация №1191931251 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Личностно ориентированное образование имеет целью обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого исходя из его индивидуальных особенностей, и предоставляет ему право выбора собственного пути обучения. Эта модель образования представлена рядом как общепредметных технологий (педагогические мастерские, обучение как учебное исследование, коллективная мыследеятельность, деловые игры и др.), так и предметных.
Состояние и перспективы технологической подготовки учащихся к труду
Публикация №1191931218 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Образовательная область "Технология" призвана готовить учащихся к будущей трудовой и общественно полезной деятельности, способствовать профессиональному самоопределению школьников в соответствии с их личными интересами, способностями и с учетом потребностей производства и рынка труда. В базисном учебном плане 11-летней школы она входит обязательной составляющей в федеральный компонент содержания обучения.
Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации
Публикация №1191931165 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период социально-экономической, идеологической и культурной ломки, крушения надежд и жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица и правовой беспредел, резкое обнищание 80% семей и платное образование - все это сильно повлияло на социализацию молодежи.
Аккредитация институтов высшего образования
Публикация №1191931128 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Международные конференции ЮНЕСКО в 1993 г. в г. Орадея, а затем в 1998 г. в Париже, посвященные вопросам реформы высшего образования, одним из важнейших приоритетов для всех посткоммунистических стран признали создание системы регулирования качества, т.е. национальной системы аккредитации. Определение процедуры аккредитации, улучшение качества, установление стандартов и критериев оценки, формирование системы институционной и программной аккредитации тесно связано с реформой высшего образования, с разработкой политики последней и формированием механизмов ее реализации (Policy Issues of Qualiti Assessment and Institutional Accreditation // Higher Education in Europe. 1993. Vol. XVIII. N 3). Во всем мире, отмечено в этом же документе, по мнению лидеров государств, политиков, представителей частных корпораций и обществ, убедиться в качестве любого института, в том числе академических институтов, невозможно, если в них не созданы механизмы самооценки и самоконтроля. Без национальной системы аккредитации невозможно иметь реальное представление о системе высшего образования той или иной страны.
Традиционное и новаторское в современном образовании
Публикация №1191931088 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Сегодняшнее отечественное образование можно охарактеризовать как стратегически неопределенное, несложившееся, неустойчивое, внутренне противоречивое. В нем сохраняются пласты советской школы, наблюдаются восстанавливаемые черты образования в дореволюционной России, проявляются совершенно новые тенденции в связи с социальным переустройством государства, признаки функционирования западной школы и сопутствующий всему этому субъективизм.
Сущность и роль антиципации в педагогическом процессе
Публикация №1191931050 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Антиципация как средство обучения и развития школьников еще не получила широкого практического применения. Между тем это одна из наиболее высоких форм интеллектуальной деятельности, которая в силу своих специфических особенностей воздействия на ребенка заслуживает большего внимания со стороны работников педагогической сферы.
Социопрактические аспекты инновационной педагогической идеи
Публикация №1191931005 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Знаменитый философский термин "идея", в прежние времена не востребованный в должной мере педагогической наукой и практикой, в последние годы все настойчивее продвигается в авангард лексического строя языка педагогики.
Конечно, не случайно слово "идея" начало активно употребляться в период кардинальных перемен в образовании. Ведь в этом понятии во всех областях его использования - в литературном языке, в бытовой практике, в науке - скрыта созидательная сила. В самом деле, греческое слово "идея" в переводе означает представление, первообраз [7], что уже отражает в самих истоках понятия активно-действенный, продуктивный характер движения человеческого сознания относительно наличного бытия. И когда в повседневной жизни мы говорим: "У меня есть идея!", то имеем в виду мысли, представления о том, как преобразовать ситуацию, улучшить состояние дел на тот или иной момент жизни. Научная трактовка этого понятия в самом общем виде также указывает на активное, творческое начало, которое несет в себе та или иная идея, т.е. "форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя осознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира" [5, с. 201].
Многокультурность как дидактический принцип
Публикация №1191930959 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Многокультурное образование - сравнительно новая область педагогического знания - привлекает все большее внимание не только специалистов, но и самых широких слоев общественности, так как является весьма адекватной и эффективной реакцией на такие актуальные проблемы современной России, как межэтнические конфликты, дискриминационные процессы, расовые явления, классовые, политические, экономические и религиозные антагонизмы, а также ответом на кризис некоторых прежних идеологических, философских, гражданских, личностных и других идентичностей (идеалов, убеждений, мировоззрений) человека. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики (школьной и вузовской) обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации российской жизни, целью создания общества, в котором культивируются уважительное отношение к личности, достоинство и благородство каждого индивида.
Публикация №1191930894 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Рецензируемая книга не только о педагогическом образовании, но и о направленности, содержании, смысловом наполнении и технологии современного образования вообще. Она содержит как бесспорные, так и полемические рассуждения о соотношении гуманитарного и естественнонаучного компонентов образования, о гуманистических и технократических тенденциях в его развитии, о современном педагогическом мышлении.
Американская школа: взгляд изнутри*
Публикация №1191930856 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Предмет сравнительной педагогики - системы образования множества стран и народов. Обладая сложными, многоуровневыми структурами, эти системы непрерывно меняются, развиваются, обновляются. Для реконструкции систем, выявления их состояния, проблем, тенденций модернизации исследователю- компаративисту требуются большой опыт, знание культуры и языка различных народов, глубокий анализ разнообразных источников (программ, учебников, пособий) и педагогической литературы.
Половое воспитание и просвещение детей и подростков в США
Публикация №1191930819 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Многие американские ученые рассматривают процесс полового воспитания и просвещения молодежи как актуальную проблему современного общества. Вызывают тревогу учащающиеся случаи ранней беременности, рост заболеваемости СПИДом и другими болезнями, передающимися половым путем.
В ходе опроса более 500 американских студентов, проведенного Американским советом по сексуальной информации и половому воспитанию (Sexuality Information and Education Council of The United States, SIECUS), выяснилось, что средний возраст начала половой жизни среди респондентов составлял 15 лет. Но несмотря на сексуальную активность части подростков, половое воспитание получили лишь 58 % первокурсников и 56 % студентов пятого курса [1, р. 16- 17].
Особенности образовательного Интернета в зарубежных странах и России
Публикация №1191930776 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Интернет-среда в школьном образовании. В последнее десятилетие во всех странах мира, наряду с развитием всеобщего качественного базового образования, приоритетным становится обеспечение способности членов общества участвовать в мировом развитии, осуществляя совместную образовательную деятельность, сотрудничая в международных исследованиях, программах и проектах. В связи с этим происходят изменения в педагогических аспектах образования, включающие введение единых для мирового образовательного сообщества элементов содержания, методов и средств обучения. Обучение становится личностно ориентированным...
К 130-летию со дня рождения А.П. Нечаева. Александр Петрович Нечаев
Публикация №1191930720 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В последнее десятилетие XIX - начале XX в. в России сформировалась яркая плеяда ученых, активно влиявших на поступательное развитие отечественной психологии и педагогики. К их числу относится и А.П. Нечаев, оставивший богатое научное наследие. Его труды по исследованию различных сторон детского развития, проникнутые стремлением дать целостное представление о ребенке, великолепные результаты изучения интеллекта и памяти в школьном возрасте, трактовка особого значения в этом отношении родной речи стали важным вкладом в науку.
К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.П. НЕЧАЕВА. А.П. Нечаев и столетие Педагогических курсов ведомства военно-учебных заведений
Публикация №1191930666 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В этом году исполняется 100 лет Педагогическим курсам ведомства военно- учебных заведений и лаборатории экспериментальной педагогической психологии, сыгравшим важнейшую роль в зарождении психолого- педагогической диагностики, педагогической подготовки офицеров и преподавания психологии в системе военного образования России.
Они были созданы при первом и долгое время единственном в Европе Педагогическом музее военно-учебных заведений. Он был открыт в 1864 г. в Санкт-Петербурге на набережной реки Фонтанки в Соляном городке, содержал коллекции учебных пособий, книг, обладал обширной информацией об издании учебных пособий в России и за границей, изготавливал наглядные пособия для военно-учебных заведений и войск в Петербурге.
Земские школы в Нижегородской губернии
Публикация №1191930624 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В 1864 г. было утверждено "Положение о земских учреждениях", по которому в 33 губерниях России вводилось местное самоуправление. Земским органам было предоставлено право участвовать в развитии народного образования: открывать школы и обеспечивать условия их существования.
Для руководства учебно-воспитательной работой начальных школ (кроме церковноприходских) учреждались уездные училищные советы, которые давали разрешение на открытие, перевод и закрытие учебных заведений, назначали и увольняли учителей. Губернские советы рассматривали главным образом жалобы на постановления уездных советов и осуществляли попечительские и надзорные функции за народным образованием.
Из истории женского среднего образования в России
Публикация №1191930578 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Начало женского образования в России связано с открытием в середине XVIII в. Смольного института благородных девиц в С. -Петербурге и немногочисленных женских пансионов преимущественно для дворянских детей. Девочки из непривилегированных сословий, согласно уставу 1766 г., могли обучаться в малых и главных народных училищах, а также в приходских училищах. Для стимулирования развития женского образования в 1854 г. было создано Ведомство учреждений императрицы Марии. Начало ему было положено Павлом I, назначившим свою жену Марию Федоровну главой Воспитательного общества благородных девиц. В рамках этого ведомства открылись мариинские женские институты и училища для непривилегированных сословий.
Философия образования в трактовке мыслителей российского зарубежья
Публикация №1191930542 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Наиболее представительным в российской научной эмиграции явилось философско-образовательное направление педагогической мысли российского зарубежья, которое было связано с именами крупнейших русских философов- эмигрантов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, Г.П. Федотова, С.Л. Франка. Их труды во многом предопределили развитие гуманистической парадигмы образования в русской педагогике. Еще будучи в России, они отказались от идеологии ортодоксально-христианского подхода к воспитанию, культивировавшего религиозный фанатизм, покорность и послушание, и развивали идеи воспитания в духе христианской антропологии, сплава православия и культуры.
Мониторинг процесса интеграции психолого-педагогических знаний студентов
Публикация №1191930488 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Нарушая законы научного оформления статьи, позволю себе некоторое отступление. Впервые с понятием "мониторинг" я столкнулась в 1994 г., когда, как всякий исполнительный диссертант, жадно ловила и впитывала каждое слово научного руководителя. Он четко и лаконично продиктовал мне определение педагогического мониторинга: "Педагогический мониторинг подразумевает длительное и систематическое научно-обоснованное отслеживание результатов исследования и сравнение их с заданным эталоном".
Подготовка будущих учителей по предметам педагогического цикла
Публикация №1191930449 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Качество подготовки студентов напрямую связано с выполнением Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, к которому имеются серьезные претензии со стороны научно- педагогической общественности. На наш взгляд, это обусловлено неадекватностью действующих образовательных стандартов потребностям высшей школы.
Ноосферное поколение: человек, рисующий природу (заметки педагога-художника)
Публикация №1191930409 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Со своими второклассниками размышляем на уроке о том, что такое деревья, цветы и травы, которые нас окружают, и что они значат для человека.
- Нельзя рвать листья, ломать ветки и вообще природу надо любить, - высказываются мои ученики.
- Но почему? - задаю им несколько провокационный вопрос, хотя уже заранее знаю, каков будет ответ.
- Потому что деревья дают человеку кислород, - мгновенно, без тени сомнения говорит бойкий и смышленый мальчуган. Другие поднятые руки тут же опускаются, потому что с ответом все согласны и только и ждут моего одобрения.
Вариант одиннадцатилетней профильной школы
Публикация №1191930371 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Системный анализ социально-экономического состояния развитых стран показывает, что они обладают эффективными образовательными технологиями, материально-технической базой для производства продукции на основе новейших наукоемких средств. Отсюда, как следствие, конкурентоспособная экономика, благополучие граждан, демократизация общественной жизни. А это основополагающие факторы для развития образовательной системы.
Воспитательные аспекты политехнического образования
Публикация №1191930325 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Последние достижения педагогической науки позволяют уточнить суть многих идей воспитания и образования, в том числе и политехнического. Сегодня политехнизм рассматривается в качестве одной из ведущих функций образовательного процесса, заключающейся в развитии у учащихся способностей, которые позволят им в дальнейшем успешно действовать в самых разных областях (см.: Атутов П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях // Педагогика. 1999. N 2. С. 17-20). Иными словами, из области приложения способностей человека лишь в сфере материального производства акцент переносится на формирование самих этих способностей, развиваемых в их многосторонности и безотносительно к тому, в какой области деятельности они будут приложены в дальнейшей жизненной перспективе.
Ценностные ориентации физического образования
Публикация №1191930287 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
За последние полвека отечественная дидактика и методика обучения физике добились существенных результатов в разработке содержания и структуры школьного курса, повышении научного уровня преподавания в целом. Применительно к процессу обучения основательно исследованы научные понятия, теория и эксперимент, назначение и функции проблемного обучения в формировании физических представлений, пути развития у учащихся познавательного интереса и творческого мышления. Все это положительно сказалось на качестве обучения во всех его звеньях.
Средство воспитания как педагогическая категория
Публикация №1191930248 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Средствам воспитания долгое время уделялось меньше внимания, чем, например, принципам, методам, формам обучения и воспитания. Однако в последнее десятилетие "лед тронулся": педагоги все чаще пытаются раскрыть сущность этого понятия. Обобщая сделанное в этом направлении отечественными исследователями, авторы одного из учебных пособий по педагогике констатируют: "К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности..., а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы... Нередко методические приемы и сами методы отождествляются со средствами обучения и воспитания" [1, с. 297].
Публикация №1191930213 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе.
И. Г. Песталоцци
В связи с введением государственных стандартов актуальной и дискуссионной в последнее время стала проблема содержания высшего педагогического образования. По мнению многих специалистов, чтобы усилить психологическую подготовку учителей, необходимо включить в образовательный процесс элементарные сведения из области психотерапии. Основание сказанному - объективно зафиксированный факт заметного ухудшения здоровья детей в процессе обучения. Так, по данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. А к концу первого класса их число увеличивается до 60-70 % [5, с. 3].
Организация антинаркотической работы с подростками
Публикация №1191930166 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
В процессе наших социологических исследований были проанализированы реальное состояние организации антинаркотической работы с детьми и подростками, ее концептуальная основа и практическое содержание, что позволило в какой-то мере приблизиться к пониманию объективных причин ее сегодняшней неэффективности [I]. Все они отражаются в характере проблемных ситуаций (ПС), возникающих в пространстве взаимодействия объектов и субъектов этой работы. Рассмотрим ПС, выявленные в ходе трех социологических опросов: среди специалистов, работающих с молодежью, родителей и самих несовершеннолетних.
Воспитательный процесс: методология и специфика исследований
Публикация №1191930125 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
За годы преобразований, происшедших в стране в социально-экономической сфере, кардинальным образом сменились приоритеты общественного и личностного выбора по многим социально-педагогическим и психологическим параметрам. Однако государственные структуры, предопределяющие общую стратегию экономического и социального развития, разумно отрешившись от прежнего моноидеологического принципа функционирования государственно- общественной системы на обновленном этапе своевременно идеологически не обеспечили этот переход к новой парадигме создания гражданского общества, что обернулось на начальной стадии реформирования состоянием ...
Проблемы гуманизации профессионального образования
Публикация №1191930080 09 октября 2007 / Максим Андреевич Полянский
Сегодня педагогическая общественность активно обсуждает возможности гуманизации образования. Чаще всего эта полемика относится к общеобразовательной школе. Столь ли уж необходимо ставить вопрос о гуманизации профессионального образования? Ведь, кажется, ясно, что оно имеет совершенно конкретные цели, является специальным образованием. Вспомним традиционные формулировки: средние специальные учебные заведения... готовят специалистов средней квалификации для народного хозяйства, здравоохранения и культуры; профессионально-техническое образование - система подготовки квалифицированных рабочих для отраслей народного хозяйства... -Как часто прежде мы произносили эти и подобные им фразы, не задумываясь над их глубинным смыслом, не осознавая того, что такие определения отражают все ту же картину тотальной унификации людей, признания ценности человека лишь как производительной силы.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK