Рейтинг
Порталус

Сезон 1950. Гонка в Монце, которая запомнилась

Дата публикации: 08 февраля 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СПОРТ Формула - 1 →
Номер публикации: №1107857817


Italian Grand Prix
World Championship (round 7)

Оглядываясь назад на Гран При Италии

Тот Гран При Италии в Монце 3 сентября, результаты которого были опубликованы на прошлой неделе, не должен быть предан забвению. Я не хочу брать на себя ответственность и делать предсказания - неблагодарное дело в автоспорте, - но тем не менее, я бы сказал, что эта гонка обозначила новую точку отсчета в послевоенной эре гонок Гран При. Сражение должно продолжиться 29 октября в Барселоне, что послужит подтверждением моих слов.
В Монце впервые последняя модификация Alfa Romeo 158 встретила соперника, который пошатнул ее непоколебимое положение. Конечно же, я имею ввиду новые 4,5-литровые бескомпрессорные Ferrari.
Когда я в среду прибыл на автодром, команда из Милана находилась в состоянии близком волнению - только что на неофициальной тренировке Аскари показал время 1.59, что соответствовало скорости свыше 118 миль/час. Предыдущий рекорд трассы принадлежал Санези (Alfa Romeo) - 2.00,400.
В течение двух следующих дней официальных тренировок Alfa Romeo изо всех сил пытались что-то предпринять, но Аскари удалось даже улучшить свое время и довести его до 1.58,800 (118,62 миль/час). И только перед самым концом тренировок Фанхио показал 1.58,600. Этот результат был не на много лучше и команда Alfa Romeo несомненно пребывала в замешательстве.
Причиной беспокойства было то, что 4,5-литровые Ferrari могут преодолеть без дозаправки 312 миль, в то время, как гонщикам Alfa Romeo придется останавливаться дважды. При одинаковых скоростях остановки в боксах могут стать роковыми. Однако, если погода будет такой же жаркой, как накануне гонки, шероховатая поверхность трека в Монце заставит менять покрышки на особенно быстрых автомобилях, к числу которых относятся Ferrari. С другой стороны, если будет прохладно и дождливо, потребности в смене шин не будет. На практике оказалось, что мы имели жаркую погоду в первой половине гонки и прохладную во второй. Таким образом, Аскари сменил один комплект задних покрышек, Фарина два, а Уайтхед на 1,5-литровом Ferrari 125 ни одного. Отметим, что цены на покрышки сейчас не дешевые, однако команды явно не экономят на безопасности своих пилотов.
Alfa Romeo заявили пять автомобилей - Фарина и Фанхио стартовали на моделях с повышенным наддувом мощностью, как было сообщено, 360-370 л.с. Если это правда, то можно предположить, что Ferrari располагали такой же мощностью. Иначе, как можно объяснить их поразительную скорость в Монце, ведь это автодром, где только прямая старт/финиш имеет длину более мили.
Перед тем, как перейти к гонке, рассмотрим более подробно новый Ferrari. Этот автомобиль имеет то же шасси, на котором в начале сезона были установлены 2-литровый и 3,3-литровый двигатели. Передняя подвеска независимая на поперечных рычагах, задняя - типа де Дион, четырехступенчатая коробка передач представляет собой единое целое с главной передачей (подобно дифференциалу ZF). Спереди установлены тормоза с двумя набегающими колодками. Колесная база 7 футов 7 дюймов, передняя колея 4 фута 2 дюйма, задняя на 2 дюйма уже. Автомобиль (пустой) весит 13,9 центнеров, что ощутимо легче, чем Alfa Romeo и 4,5-литровые Talbot. Бензобак имеет объем 195 литров (около 40 галлонов) и 25 литров (5,5 галлонов) - резерв. Масляные радиаторы расположены по бокам от водительского сиденья.
Двигатель имеет привычную конструкцию - V12 с углом развала цилиндров 60 градусов, одним верхним распредвалом на каждую группу цилиндров, два клапана на цилиндр, три 40-милиметровых карбюратора, работающих через металлический тоннель в кожухе между V. Два “вертикальных” магнето направлены внутрь на оборотной части двигателя, чтобы снизить линию корпуса. Коэффициент сжатия составляет 14,5:1. Мне неизвестны диаметр и ход поршня. Глава конструкторов отказался это сообщить, и я думаю, что даже Аскари не знает точного объема двигателя. Как было объявлено, он составляет 4500 см3.
Остальное стартовое поле (после тренировочных заездов число участников сократилось до 25) включало привычные старомодные Talbot (Соммер, Розье, Этанселен, Левег, Мерес и Луво на двухместном автомобиле для гонок в Ле-Мане), Комотти на выжившем Maserati-Milan, который издавал много шума и выдавал больше неприятностей, чем скорости, группу Maserati (Бира, де Граффенрид, Рол, Широн, Дейвид Марри), которая, казалось, страдала от слабости в конце сезона, 1,5-литровый 1947 Ferrari Питера Уайтхеда, который выглядел неплохо, но был не так быстр. Биондетти стартовал на двухместном спортивном Ferrari с 3,5-литровым двигателем Jaguar. Два Simca 1500 с компрессорами Wade были удивительно быстры, но ненадежны. И, наконец, Катберт Харрисон вывел на старт свой ветеранский ERA.
Автомобилями Alfa Romeo управляли Фарина, Фанхио, Санези, Фаджиоли и Таруффи. Гонщиками 4,5-литровых Ferrari были Аскари и Серафини. Виллорези выздоравливал после аварии в Женеве и на старт не вышел.
В полдень было жарко, но примерно через час небо затянули облака и стало прохладнее.
Старт был захватывающим. 70000 зрителей вскочили со своих мест и криком довели себя до хрипоты. 40 аргентинских болельщиков вывесили на трибунах транспарант “Viva Fangio”. Шум болельщиков потонул в реве гоночных автомобилей, сорвавшихся со своих мест единой фалангой сверкающего металла и крутящихся колес.
Фарина, Фанхио и Санези вырвались вперед. Аскари засиделся на старте (обычное дело с V-образным 12-цилиндровым двигателем Ferrari), но через две мили был уже вторым и в повороте Десент висел на хвосте Фарины на скорости 150 миль/час.
Это продолжалось на протяжении 13 кругов (1 круг равен 3,9 мили), пока остальные гонщики Alfa Romeo - Фанхио, Санези, Таруффи и Фаджиоли - в небольшом замешательстве не начали отставать. Вскоре Серафини на втором 4,5-литровом Ferrari прошел Фаджиоли. Следующим приблизился Соммер на удивляющем Talbot, мощностью 210 л.с. За ним шел Тринтиньян на не менее поразительном автомобиле Simca. К тому времени, после 12 кругов со сгоревшим мотором сошел Санези. До 49 круга (из 80) Соммер замыкал лидирующую группу и опережал преследователей на несколько миль, пока его коробка передач не вышла из строя.
Автомобиль Ferrari лидировал. Недолго
После 14 кругов Аскари обошел Фарину, показывая желание вывести его из себя, но через два круга Фарина вернул себе лидерство. После этого Аскари на протяжении шести кругов атаковал Фарину. Но вот Ferrari замедлился и остановился. Посреди всеобщего траура Аскари направлялся в боксы. Фанхио также стал терять скорость. После дозаправки его автомобиль окончательно выбыл из борьбы со сломанной коробкой передач, заставив болельщиков тяжело вздыхать. Уныние сменилось возбуждением, когда Фанхио во время остановки на дозаправку пересел в автомобиль Таруффи и возобновил борьбу.
После того, как все гонщики Alfa Romeo побывали в боксах на дозаправку и смену колес (остановки длились от 32 до 40 секунд) порядок на трассе был таков: Фарина около минуты впереди, Фаджиоли, Серафини (отставая на 6 секунд) и Соммер. Серафини заехал на пит-стоп для замены колес, после чего толпу охватило безумие - за руль сел Аскари и устремился на трассу.
Во время этой остановки Фаджиоли обошел Серафини/Аскари на круг, а через несколько кругов Фанхио опять выбыл из борьбы, на этот раз со сгоревшим двигателем. Таким образом, после 40 кругов первым шел Фарина, затем Фаджиоли (2 минуты 15 секунд позади), Аскари (отставая на 24 секунды), Соммер, идущий как сумасшедший, Этанселен и Розье (который потерял свое место во время смены колес). Через 10 кругов Фарина, получив сигнал из боксов, сбавил темп. Он опережал Фаджиоли на 1 минуту 30 секунд. Аскари потерял несколько секунд заехав в боксы, чтобы проверить покрышки. Они были в порядке. На следующем круге Фаджиоли сделал свою вторую остановку (только для дозаправки). Аскари вышел на второе место и оставался там до конца гонки.
Он постепенно отрывался от Фаджиоли, выигрывая примерно секунду с круга, и догонял Фарину. Фарина, проезжая мимо боксов поднимал ногу с педали газа, показывая своему шефу, что он послушно выполняет его команды. Разрыв между Фариной и Аскари на протяжении 10 кругов методично сокращался: 1.55-1.48-1.32-1.19. Расстояние между Аскари и Фаджиоли менялось таким образом: 28 секунд, 8 секунд, 15, 20 и 18.
Соммер, после ожесточенной борьбы с коробкой передач, все-таки сошел. Дуэль Этанселена и Розье выиграл последний. Этанселен управлял автомобилем с неисправными тормозами. Оба француза финишировали в пяти кругах (около 20 миль) позади лидера. После них на финише были де Граффенрид и Уайтхед. Такой порядок установился еще после 57 круга.
Для остальных гонка походила на бойню. Автомобили выбывали направо и налево. Бира сошел на втором круге. Марри поломал коробку и сжег клапан, хотя ехал хорошо и с безграничным энтузиазмом. Харрисон разбил радиатор, в результате чего промочил себе магнето. Автомобиль Клае перегрелся и остановился. На Maserati Широна упало давление масла. Привычный набор неприятностей огорчил остальных гонщиков из тех 18, которые выбыли из гонки.
Средняя скорость в гонке снизилась с отметки свыше 113 миль/час до 110 миль/час. Окончательно этот показатель составил 109,67 миль/час. В прошлом году скорость составила 105 миль/час (Аскари на Ferrari с 2-ступенчатым компрессором), а в 1948 году 109,98 миль/час (Вимилль, Alfa Romeo). Быстрейший круг того года был показан Фариной на 6 круге - 2.01,000 (116,5 миль/час). Фанхио показал лучшее время на 7 круге - 2.00,000 (117,445 миль/час), что является новым рекордом трассы.
Возможно, эта гонка приведет к пересмотру отношения к бескомпрессорным 4,5-литровым моторам, которые до настоящего времени не воспринимались всерьез. Похоже, это правда, так как компрессорные 1,5-литровые двигатели уже не такие непобедимые, как раньше. Совершенно ясно, что если со знанием дела подойти к разработке и постройке больших бескомпрессорных агрегатов, их характеристики будут впечатляющими.

Опубликовано на Порталусе 08 февраля 2005 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама