Рейтинг
Порталус

Сезон 1950. Гран При Европы

Дата публикации: 08 февраля 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СПОРТ Формула - 1 →
Номер публикации: №1107858106


European Grand Prix
World Championship (round 1)


Гран При Европы

Фанхио сходит, но Alfa Romeo занимают первые три места на подиуме - Рекорд круга побит - Talbot показывают новые скорости -
Довоенные ERA лучшие из британских автомобилей у себя дома

текст: Grande Vitesse

В субботу, 13 мая, в Британию пришли Большие Гонки. Королевский Автомобильный Клуб переоборудовал бывший аэродром Сильверстоун, превратив его в автодром европейского масштаба, на котором прошли исторические соревнования - первый Гран При Европы в стране и первый Гран При, на котором присутствовали Их Величества Король и Королева Британии.
Короля и Королеву сопровождали Ее Высочество Принцесса Маргарет, граф Маунтбаттен, президент Королевского Автомобильного Клуба, и графиня Маунтбаттен.
Их Величества проехались по трехмильной трассе, куда прибыли в 2 часа. Королю были представлены официальные лица Клуба и гонщики. После этого, вместе с представителями стран-членов ФИА, возглавляемой президентом Виконтом де Роаном, королевская семья наблюдала старт Гран При и несколько первых кругов гонки. Затем они отправились на экскурсию по специальным боксам, расположенным в различных точках трассы и поближе ознакомились с гоночными автомобилями. Король проявил особый интерес к автомобилю BRM, выставленному напоказ в специальном павильоне позади боксов. Их Величества были восхищены первым увиденным Гран При, и Король, даже посчитал, что время его отъезда наступило слишком скоро. Стоит поздравить Королевский Автомобильный Клуб за прекрасно проведенный праздник. Гонки Гран При на Континенте, где они были рождены, это всегда мероприятие, сопровождаемое различными торжественными церемониями и праздничными украшениями. В Сильверстоуне была европейская атмосфера, дополненная английским духом, который наполняет все спортивные мероприятия под открытым небом, проводимые здесь. Бетонные и мраморные трибуны были заменены временными сооружениями с навесами и сотнями национальных флагов. Большие палатки заменили рестораны. Это был замечательный английский день с теплым солнцем, легким ветерком, голубым небом и зеленью весны.

Длинная череда боксов и флагштоков, голубые и золотые цвета королевской трибуны, где на ветру развивался королевский штандарт, все это было спектаклем цвета и движения, который я, видевший много гонок, нашел необычайно волнующим и согревающим сердце. Было что-то Значительное в сердце нашей страны и в сердцах зрителей (по приблизительным подсчетам их собралось от 120.000 до 150.000 человек), которые заполнили специально отведенные им места с типично английской организованностью и с интересом наблюдали гонку.
Конечно же, было очевидно, что Alfa Romeo 158 выиграют Гран При. Вопрос был в том, какой из четырех гонщиков этой команды первым увидит клетчатый флаг и кто из гонщиков Maserati, Talbot, ERA и Alta будет первым позади Alfa Romeo. Но это не означало, что гонка была лишена всякого интереса. Изысканный стиль вождения всех четырех гонщиков Alfa Romeo (в их число входил и наш соотечественник Редж Парнелл, которому в знак признательности позволили управлять четвертым автомобилем команды), а также безупречное поведение машин, держало зрителей в напряжении со старта до финиша этой 2,5-часовой гонки. Позади четырех Alfa Romeo шла отдельная борьба, заставившая зрителей затаить дыхание. Боб Джерард и Кат Харрисон выясняли между собой кто из них быстрее. Их довоенные, 13-летней давности, ERA финишировали соответственно 6-м и 7-м.
Во время перерыва на ленч, Реймонд Мэйз проехал три демонстрационных круга на BRM, впервые показав публике этот автомобиль. И хотя ему не было дано разрешения проехать по автодрому на предельной скорости, все-таки он показал нам как эта машина может ускоряться. Новый BRM действительно является претендентом на победу в Гран При. Во время этого заезда было объявлено, что один или несколько новых BRM выйдут на старт по крайней мере 26 августа на соревнованиях Daily Express, организованных Клубом Британских Автогонщиков (BRDC) в Сильверстоуне. Ожидается, что на этих гонках, с новыми британскими автомобилями будут сражаться не только Alfa Romeo, но и Ferrari.
Заезд в классе 500 см3, который утром предшествовал основной гонке, показал, какого прогресса за последние 12 месяцев достигли машины Формулы С. На этот раз, Cooper’ы обнаружили грозных соперников в лице автомобилей Iota с двумя двигателями Triumph. Как и в Брэндс Хэтч, соревнования этих автомобильчиков, которые примерно равны по силам, были напряжены и захватывающи. А смотреть, как они проходят повороты с педалью газа в пол - одно удовольствие.

Небольшой ветерок и прекрасная погода создали идеальные условия для гонок. Автомобили прошли прогревочный круг и заняли свои позиции на старте. Джузеппе Фарина на Alfa Romeo получил право стартовать с внутренней стороны первого ряда (остальные Alfa Romeo стартовали слева от него) показав лучшее время в квалификации - 1`50,8 (93,85 миль/час). Это время значительно превысило предыдущий рекорд (1`54,6) этой же трассы (2,88 миль), но без шикан, установленный Альберто Аскари (Ferrari) и принцем Бира (Maserati) в 1949 году. Прозвучала сирена «одна минута до старта». Все гонщики один за другим завели двигатели своих автомобилей, за исключением четырех пилотов Alfa Romeo. Лишь через 30 секунд, сеньор Гидотти дал команду своим гонщикам запустить моторы. С оглушительным взрывом ожили двигатели Alfa Romeo, грохотом выхлопных труб заставив трепетать небо над Сильверстоуном.

Наконец, был дан старт. Четыре Alfa Romeo сорвались с места: Фаджиоли чуть-чуть впереди, Фарина, Фанхио почти колесо в колесо за ним. Прямо за первой тройкой шли Парнелл, у которого было более высокое передаточное число, и принц Бира (Maserati), сумевший удержаться в лидирующей группе лишь первые 100 ярдов.


За следующие два с половиной часа четверка пилотов Alfa Romeo показала нам предметный урок управления автомобилем класса Гран При. Парнелл, идя на четвертом месте, показал высокое мастерство, на восхитительном, но не совсем знакомом ему автомобиле. Остальные три пилота Alfa Romeo вели борьбу за лидерство как Виллорези и Аскари на первом Гран При Королевского Автомобильного Клуба в 1948 году. Круг за кругом четыре приземистых Alfa Romeo со свистом носились по трассе, демонстрируя отличное сцепление с покрытием в быстрых поворотах, плавное и позднее торможение в медленных. Все четыре двигателя Alfa Romeo издавали один и тот же вой на высшей и третьей передачах (на этом кольце, как правило, большее количество передач не используется). Один Парнелл с более высоким передаточным числом, оставался на третьей передаче чуть дольше остальных. Четверка Alfa Romeo значительно оторвалась от своих преследователей и к 5-му кругу мы имели уже две отдельные гонки (как кто-то съязвил, «в спортивном и туристском классах»). Как жаль, что здесь не присутствовали Ferrari, которые могли бы помешать Alfa Romeo так пренебрежительно легко уходить от своих соперников.
Принц Бира на Maserati возглавлял следующую группу гонщиков. На первых нескольких кругах автомобили Talbot показывали неожиданно высокую скорость. Слишком высокую, чтобы де Граффенрид на Maserati с абсолютно новым, но не обкатанным из-за нехватки времени двигателем, мог с ними бороться (де Граффенрид обкатывал свой Maserati во время тренировочных заездов машин 500-кубового класса, но проехав 100 миль, остановился из-за технической поломки). Мартин и Жиро-Кабанту управляли новыми заводскими Talbot с двумя свечами на цилиндр и с двойным зажиганием, которые испытывались в прошлом году в Реймсе.

Быстрый француз Ив Жиро-Кабанту, ветеран автогонок, проходит Стоув на своем бескомпрессорном 4,5-литровом Talbot-Lago. Кабанту финишировал 4-м после схода Фанхио. Его Talbot имел по две свечи на цилиндр и карбюратор Zenith. Эта модификация Talbot была гораздо быстрее предыдущих моделей, управляемых Этанселеном, Клае и Розье.
После трех кругов Мартин обошел де Граффенрида и вышел на 6-е место, но затем в его автомобиле упало давление масла и он остановился.
Первые 20 кругов Фарина, Фанхио и Фаджиоли шли вместе, за исключением остановок для дозаправки. После этого Фарина оставался лидером до конца гонки. Фанхио большую часть времени шел третьим, затем, на 40-м круге, вышел на вторую позицию. На 62-м круге Фанхио заехал в боксы и прекратил борьбу - из-под капота его Alfa Romeo шел дым, сломался маслопровод. К этому времени мы начали гадать, выйдет ли Фанхио на первое место в самом конце гонки, или пилоты финишируют в соответствие с командными указаниями?
Принц Бира постепенно отставал от Alfa Romeo, но за 20 кругов создал приличный отрыв от своих преследователей. Затем он начал терять скорость и на 50-м круге остановился с неполадками в системе подачи топлива.
Позади принца Бира круг за кругом немного отставая, шли Кабанту и Розье (Talbot предыдущей модели). Как только Бира стал замедляться, оба автомобиля Talbot вышли вперед. За этими тремя машинами шла отдельная дуэль между Харрисоном и Джерардом. Их ERA выглядели гораздо моложе своих 13 лет - посадка автомобилей была понижена, а носовой части были приданы более элегантные формы. Оба ERA с легкостью держали позади себя Talbot Филиппа Этанселена. Ради справедливости стоит отметить, что его Talbot выдавал на несколько сотен оборотов в минуту меньше, чем обычно. Позднее он заехал в боксы в надежде, что замена свечей прибавит ему недостающих оборотов. Но этого не произошло.
Широн (Maserati) был не так силен, как обычно. Удача в Сильверстоуне опять отвернулась от него - сломался маслопровод. Масло залило гонщика, двигатель, и, наконец, сцепление. Продолжение гонки в таких условиях было напрасной тратой времени. Maserati 4CL, который де Граффенрид передал Джо Фраю, безнадежно отстал. Гонщик делал все, что мог, но автомобиль не ехал. Такая же ситуация сложилась с новым автомобилем Alta, снабженным двухступенчатым компрессором. Келли увидел его в первый раз только на тренировочных заездах, к тому же, он судорожно брызгался маслом. У Джерри Кроссли на Alta с одноступенчатым компрессором были проблемы с проскальзывающим сцеплением. Таким образом, оба автомобиля Alta добрались до финиша, но классифицированы не были.
С автомобилями ERA модели E все было как обычно. Питер Уокер стартовал без высшей передачи. После нескольких кругов в машину пересел Ролт, но коробка передач определенно была поломана и автомобиль выбыл из гонки. Джонсон так и не показал все свои способности и сошел после двух кругов с поломкой компрессора.
Джерард шел впереди Харрисона первые 10 кругов. Затем Харрисон проскочил вперед и на протяжении 30 кругов удерживал своего друга позади. Джерард запланировал сделать остановку для дозаправки топливом в конце гонки и несмотря на более полный бензобак и, соответственно, более тяжелый автомобиль, опять вышел вперед и стал создавать отрыв. Сделав запланированную остановку в боксах Джерард сохранил свое место и опередил Харрисона на финише всего на 0,5 секунды. Потрясающая дуэль. Мы увидели еще двух британских гонщиков достойных выступать в современных Гран При.
Пилоты Alfa Romeo начали останавливаться в боксах строго по порядку. После 36 кругов (108 из 210 миль), первым в боксах был Фанхио. Его прекрасно выполненная остановка длилась 25 секунд. Это отбросило его на четвертое место. Лидер, Фарина, заправлялся примерно такое же время на следующем круге. Фарина выехал из боксов вслед за Фанхио (в тот момент первая четверка опережала остальных уже на круг). На следующем круге остановились Фаджиоли и Парнелл. Обоих механики обслужили менее, чем за 30 секунд. После этого порядок на трассе был таков: Фарина-Фанхио-Фаджиоли-Парнелл. В такой последовательности гонщики Alfa Romeo продолжали увеличивать свое преимущество над остальными и довели его до 2-х кругов. После 62 кругов этот порядок был нарушен сходом Фанхио. Стоит отметить, что средняя скорость на круге колебалась в пределах десятых с 91,75 миль/час после 5 кругов (Фарина установил новый рекорд трассы на втором круге - 94,02 миль/час) до 90,95 миль/час после 70 кругов. Разница составила 0,8 миль/час.
Maserati Дэйвида Марри со старта, казалось, имел проблемы и в итоге сошел после 44 кругов. Дэйвид Хэмпшир, проделав хорошую работу и обойдя несколько соперников, начал серию пит-стопов на второй части дистанции, что отбросило его на девятое место. У Talbot Джонни Клае в канун гонки возникли проблемы с коробкой передач, что лишило его всяких шансов на борьбу.
Фарина закончил гонку опередив Фаджиоли на 2,6 секунды. Через 49,4 секунды, проведя великолепную гонку, финишировал Парнелл. Следующими на финише были два автомобиля Talbot, проиграв Фарине 6 миль. Еще три мили проиграл Джерард, опередивший Харрисона всего на один корпус. Два круга позднее финишировал Этанселен, еще через круг Хэмпшир, Фрай и Клае. Оба автомобиля Alta классифицированы не были.
Так закончилось это прекрасное представление отличных автомобилей, которым не пришлось выкладываться на все 100%. Мы также увидели, что хорошо подготовленные ERA, возраст которых соизмерим с возрастом хорошего вина, еще могут ездить в наши дни, и что Lago-Talbot и их скорость должны навести некоторых пилотов Maserati на грустные размышления.


Дуэль между Харрисоном (№ 11, 1937 ERA с независимой передней подвеской и новым кузовом спереди) и Джерардом (1937 ERA с полуэллиптической подвеской) продолжалась на протяжении всей гонки. Джерард создал себе порядочный отрыв, чтобы потеряв 15 секунд в боксах, остаться впереди и выиграть в итоге у Харрисона 0,5 секунды.

Ход гонки

позиции участников после 10 кругов (30 миль) позиции участников после 20 кругов (60 миль)
1. Фаджиоли (Alfa Romeo) - (91,68 миль/час) 1. Фарина (Alfa Romeo) - (91,58 миль/час)
2. Фарина (Alfa Romeo) - 0,4 2. Фаджиоли (Alfa Romeo) - 1,0
3. Фанхио (Alfa Romeo) - +1,0 3. Фанхио (Alfa Romeo) - +0,4
4. Парнелл (Alfa Romeo) - +2,0 4. Парнелл (Alfa Romeo) - +2,0
5. Бира (Maserati) - +22,0 5. Бира (Maserati) - +50,0
6. де Граффенрид (Maserati) - +19,0 6. Кабанту (Talbot) - +19,0
7. Мартин (Talbot) - в конце круга пит- 7. де Граффенрид (Maserati) -
стоп 8. Розье (Talbot) -
8. Кабанту (Talbot) - 9. Этанселен (Talbot) -
9. Розье (Talbot) - 10. Харрисон (ERA) -
10. Этанселен (Talbot) 11. Джерард (ERA) - очень близко
и т.д. 12. Хэмпшир (Maserati) -
13. Марри (Maserati) -
14. Широн (Maserati) -
15. Клае (Talbot) -
16. Кроссли (Alta) -
17. Келли (Alta) -
18. Фрай (Maserati) -

позиции участников после 30 кругов (90 миль) позиции участников после 50 кругов (150 миль)
1. Фарина (Alfa Romeo) - (91,71 миль/час) 1. Фарина (Alfa Romeo) - (91,01 миль/час)
2. Фаджиоли (Alfa Romeo) - 2,8 2. Фанхио (Alfa Romeo) - 1,2
3. Фанхио (Alfa Romeo) - +0,5 3. Фаджиоли (Alfa Romeo) - +23,0 после боксов
4. Парнелл (Alfa Romeo) - +2,0 4. Парнелл (Alfa Romeo) - +16,0 после боксов
5. Бира (Maserati) - +1.30,0 5. Кабанту (Talbot) - +1.44,0
6. Кабанту (Talbot) - +1,4 6. Розье (Talbot) - +50,0
7. де Граффенрид (Maserati) - 7. Джерард (ERA) -
8. Розье (Talbot) - 8. Харрисон (ERA) -
9. Харрисон (ERA) - 9. Этанселен (Talbot) -
10. Джерард (ERA) - 10. Хэмпшир (Maserati) -
11. Этанселен (Talbot) - и т.д. -
12. Хэмпшир (Maserati) - -

позиции участников после 60 кругов (180 миль)
позиции участников после 65 кругов (за 15 миль до финиша)
1. Фарина (Alfa Romeo) - (91,11 миль/час) 1. Фарина (Alfa Romeo) - (91,40 миль/час)
2. Фанхио (Alfa Romeo) - 0,6 2. Фаджиоли (Alfa Romeo) - 41,8
3. Фаджиоли (Alfa Romeo) - +18,0 3. Парнелл (Alfa Romeo) - +39,0
4. Парнелл (Alfa Romeo) - +30,0 4. Кабанту (Talbot) - +2.46,0
5. Кабанту (Talbot) - +2.21,0 5. Розье (Talbot) - +1.07,0
6. Розье (Talbot) - 6. Джерард (ERA) -
7. Джерард (ERA) - 7. Харрисон (ERA) -
8. Харрисон (ERA) - 8. Этанселен (Talbot) -
9. Хэмпшир (Maserati) - 9. Хэмпшир (Maserati) -

Записная книжка

Все четыре автомобиля Alfa Romeo были модели 158/47 с компрессором высокого давления, трехкамерным карбюратором и одной выхлопной трубой, вместо используемых ранее двух труб малого диаметра. Эта модель, построенная в 1947 году, но не используемая до 1948 года, выдает более 300 л.с. и является грозным соперником для Ferrari с двухступенчатым компрессором. Новый 12-цилиндровый двигатель Ferrari F12 еще не применяется. Специалисты Ferrari, тем не менее, вполне довольны своим беcкомпрессорным 4,5-литровым двигателем для гонок Гран При. Ожидается также появление еще одного двигателя, на этот раз 1,5-литрового.
В первый день тренировочных заездов команда Alfa Romeo разместила на дальней части трассы свой сигнальный пункт, связанный при помощи радио с шефом команды. Это было сделано на случай, если гонщики не смогут разглядеть сигналы, подаваемые из боксов. Подавать гонщикам сигналы с трассы напротив боксов было запрещено Королевским Автомобильным Клубом.

* * *
Два автомобиля Talbot (водители Ив Жиро-Кабанту и Эжен Мартин) располагали двигателями последней модели, построенными, как сказал М. Тони Лаго, с невероятными трудностями. Эти моторы похожи на тот, который использовался Этанселеном в Реймсе в прошлом году. Новые двигатели имеют по две свечи на цилиндр, двойное магнето BG и три нижнетяговых карбюратора Zenith. На трех других автомобилях, управляемых Этанселеном, Розье и Клае, были установлены старые 6-свечевые двигатели и карбюраторы Solex. Клае проехал несколько кругов и остановился из-за поломки коробки передач с преселектором.
* * *
Оба автомобиля ERA модели Е сошли. Машина Джонсона прибыла слишком поздно и ее не успели покрасить. На старте она была серебряной - цвета алюминия. ERA Уокера с «парнелловским» двухступенчатым компрессором был окрашен в темно-зеленый цвет. Джонсон был доволен своим временем на тренировке - 2 минуты 2 секунды против 2 минут 1 секунды у Уокера.

* * *
Новый автомобиль Alta Джо Келли выглядел великолепно, напоминая экспонат какой-нибудь выставки. Maserati де Граффенрида с абсолютно новым двигателем опоздал на тренировку. Однако, барону удалось получить соответствующее разрешение и на следующий день он обкатывал свой автомобиль во время тренировки машин 500-кубового класса. Maserati принца Бира вообще не участвовал в тренировочных заездах.
* * *
Во время демонстрационных кругов автомобиля BRM было сделано объявление о создании Ассоциации BRM. Вступить в нее, за небольшую плату, могут все кто хочет поддержать это национальное предприятие. Всем вступившим будут выдаваться рекламные проспекты и наклейки с эмблемой BRM. Финансовые расходы гоночной команды по постройке автомобилей и участию в Гран При велики. И поэтому, трастовая компания British Motor Racing Research, которая пожертвовала так много денег в поддержку проекта, впервые задуманного Реймондом Мэйзом в 1939 году, обратилась к болельщикам в надежде, что многие захотят поучаствовать в создании британского 16-цилиндрового 1,5-литрового двигателя, который будет достойным конкурентом лучших европейских моторов. Заявки следует отправлять почетному секретарю Ассоциации BRM по адресу: 113, Park Street, London, W. 1. Мы надеемся, что филиалы Ассоциации будут открыты во многих автоклубах и всех подобных организациях.

Подписи к не приведенным в переводе иллюстрациям:
с. 487 Фарине достались лавровый венок победителя и рукопожатие Виконта де Роана, президента ФИА. Парнелл, порадовавший своим выступлением, стоит справа и ожидает награждения за третье место.
с. 488 Редж Парнелл несколько легкомысленно управлял машиной к концу гонки. На снимке хорошо видно помятую решетку радиатора и кузов спереди автомобиля. Но тем не менее, несмотря на незнакомую машину, Парнелл продемонстрировал, что он гонщик крупного масштаба, способный на равных сражаться с лучшими мастерами современных Гран При.
с. 489 Ирландец из Дублина Джо Келли на своем новом Alta с двухступенчатым компрессором пропускает на круг Реджа Парнелла в Стоуве. Проскальзывающее сцепление помешало Келли достойно выступить в гонке. К концу соревнований он преодолел всего 57 кругов.
с. 490 Суматоха в боксах. У автомобиля ERA E под номером 9 возникли проблемы с коробкой передач. Тони Ролт (в белом) готовится принять управление от Питера Уокера (в шлеме). Справа механики выталкивают из боксов Talbot-Lago Эжена Мартина, на котором сломалась помпа масляного фильтра.
Спокойный Джузеппе Фарина - коллекционер марок, инженер, дизайнер, гонщик. На снимке, на своем Alfa Romeo проходит Стоув в заключительной части гонки. С повышенным давлением компрессора эта модель Alfa Romeo 158 выдает 310 л.с. Автомобиль имеет независимую подвеску всех колес с поперечными рессорами.
Также невозмутимый Хуан Мануэль Фанхио. Аргентинский гонщик, который встал в один ряд с чемпионами всего за один сезон европейских гонок 1949 года. Теперь он выступает за команду Alfa Romeo. Среди болельщиков еще не утихли споры о том, каким бы Фанхио финишировал, если бы не сход с дистанции. Ведь еще существует такое понятие как командные указания.
с. 491 Модифицированный автомобиль 1937 ERA, построенный на основе моделей В и С, под управлением Боба Джерарда, снова был лучшим британским автомобилем у себя дома. На снимке Джерард проходит очень скользкий поворот Клаб, где поверхность шин быстро отполировывалась до сияющего блеска.

Опубликовано на Порталусе 08 февраля 2005 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама