Рейтинг
Порталус

Сезон 1980. Биг Мак

Дата публикации: 08 февраля 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СПОРТ Формула - 1 →
Номер публикации: №1107861462


British Grand Prix
World Championship (round 8)


Биг Мак

Маки вернулись! Ален Прост на Marlboro McLaren’е выиграл
ГП Великобритании, объехав соперников на целый круг…

текст: Рассел Балджин
фото: Джон Таунсенд и Питер Берн

С руками, засунутыми в карманы черного гоночного комбинезона, Айртон Сенна сидел в уголке моторхоума JPS Lotus, прячась от полуденного солнца за задернутыми шторами. Снаружи его ругали: дескать, использовал слишком высокий наддув, сжег слишком много топлива, плохо рассчитал стратегию и гонку продул. Лидировал, но уступил Алену Просту. Во всяком случае, именно так говорили в парке, кушая бутерброды с сыром и запивая их шампанским.
Сенна в пустых спорах принимать участия не собирался, он и так знал, что думают люди. Поэтому он, поджав ноги, просто сидел и рассуждал о своей гонке: «С горючим, возможно, и в самом деле были проблемы», - говорил он, как всегда неторопливо и взвешенно. «Но я с этим поделать ничего не мог. У меня был ориентир наддува, и я должен был ему следовать. Я только один раз увеличивал наддув – на первом круге. Как и все. Пока я не оторвался от Кеке, я шел с нормальным наддувом, а потом на один шаг его снизил.
Его голос был холодным и ровным, в нем едва ли был намек на разочарование: ну-что-же-нужно-сделать-чтобы-выиграть-еще-один-Гран-При??? «После этого Прост начал настигать меня. Я не увеличивал наддув - я берег топливо. И он меня догнал. На выходе из поворотов он имел надо мной преимущество. Это мощность. Потом он чуть отстал, и я поднажал на тормоза и стал агрессивнее проходить повороты, до этого момента я осторожничал. И тут у меня начинает проскакивать искра».
В конце 57-го круга, в шикане Вудкот, после того, как оба лидера прошли группу круговых, Прост обогнал Сенну. Двигатель Lotus’а на мгновение «задумался» и этого было достаточно. «Как только он меня обогнал мотор снова пришел в норму, и я ответил ему тем же». На входе в Копс Сенна вернул себе лидерство: Прост возглавлял гонку всего лишь прямую старт/финиш. Борьба на в общем-то домашнем для Сенны кольце (у себя на родине, в Бразилии, он гонялся всего дважды) шла в стиле Формулы 3. Однако долго длиться ей было не суждено. «Снова исчезла искра и мотор умер. Вот и все».
Итак Сенна наддув не увеличивал? «Нет, только на старте». А потом тоном человека уверенного, что он ни в чем не виноват Айртон произнес последние слова в свою защиту: «Хорошо, что в машине есть компьютер, который фиксирует наддув и обороты которые я использую в гонке. Так что всем станет ясно, что я делал на самом деле». По словам представителя Lotus’а причиной схода Сенны был отказ электронного блока впрыска топлива.
Для Проста гонка была совсем другой, почти полностью в противоположность гонке Сенны. Он мог сконцентрироваться на мельчайших тонкостях настройки и вознамерился взять барьер в 160 миль/ч, а Сенна никак не мог завести машину и один из дисков у него был собран неправильно. Из-за этого одну из квалификационных шин, которых на квалификационные заезды полагается всего 8 штук пришлось снята с неисправного диска, а времени было мало, поэтому Сенне пришлось использовать две квалификационные шины на правой стороне его Lotus’а 97Т и две гоночные – на левой. В субботу с шасси все было в полном порядке, но у двигателя было не совсем исправное зажигание, так что Сенна показал четвертое время. «Неплохо», - сказал он своим механикам. «Машина была хороша, но мотор…» Даже гостиница ему попалась вшивенькая, с урчащими трубами и маленькими комнатами. В конце концов он оказался в гостевой спальне живущего в Силверстоуне пилота Формулы 3, Маурисио Сандро Салы, против которого гонялся в картинге еще когда оба они жили в Сан-Паулу.
Просту пришлось гораздо легче. Он прилетел вместе с самым известным беглецом от налогов, Жаком Лаффитом. В вертолете, летевшем по серому небу они беседовали о «Бритиш Оупен». Однако в первый квалификационный день у него возникли проблемы с системой выхлопа, а два не отягощенных механическими неполадками выезда были испорчены в толкучке. В субботу у ти-кара был плохой мотор и хороший баланс, а у боевого болида – наоборот. И все же Прост квалифицировался 3-м. Во время утреннего воскресного заезда он на секунду опередил всех (вторым был Лауда), а оба McLaren’а имели преимущество в 4 миль/ч на отрезке между мостом Дейли Экспресс и Вудкотом. Своему инженеру, Тиму Райту, Ален сказал, что его машина – «совершенна».
К 16-му кругу Прост шел вторым и начал задумываться о горючем. «У меня были проблемы с его расходом, но сама машина была исключительно хороша». Хотя Прост стартовал на той же смеси Гудьиров средней жесткости, что и все остальные пользователи этих шин, кроме Мэнселла, он собирался сыграть на тактике. «В середине гонки я хотел остановиться и поменять резину. Потом я увидел большую черную тучу над автодромом и решил, что пит-стоп будет нецелесообразен». Смог бы Прост догнать Сенну если бы у Lotus’а не сгорел «черный ящик»? «На этот вопрос я толком ответить не могу. Каждый раз, когда я догонял его, мне кажется он повышал наддув, чтобы снова оторваться. Я не знал, что делать и мне еще приходилось думать о топливе». Когда Сенна остановился у стендов, напротив аплодирующей главной трибуны, число возможных решений для Проста еще более уменьшилось. «Я бы повысил наддув, чтобы догнать Айртона и расход горючего увеличился бы. Я хотел сделать это на последних двух-трех кругах, не раньше», - сказал Ален.
Но какие два-три круга будут последними? За исключением схватки Проста и Сенны, гонка была отмечена проблемами с перерасходом горючего и, следуя ее настроению, человек из КАК (Королевский Автомобильный Клуб) выбросил клетчатый флаг на один круг раньше нужного. Прост этого не осознал – он просто увидел, что один человек машет флагом, «но у второго на другой стороне дорожки флаг был зажат между ног». Поэтому Прост проехал еще один круг, просто на всякий случай. «Стюарды получили официальные стартовые данные и, очевидно, что здесь имела место обычная человеческая ошибка», - так объяснил происшествие ответственный судья.
В первом повороте произошла авария. Патрика Тамбэ повело и его Renault RE60B развернуло, оторвав колесо. Ferrari Стефана Йоханссона врезался в Renault, после чего швед доковылял до боксов, да там с развороченным боковым понтоном и остался. «Я увидел как от асфальта отскочило колесо и сразу пошел в то место, потому что второй раз оно уже не могло туда упасть», - используя эту тактику Мартин Брандл из Tyrrell’а прорвался через «поле боя» невредимым. Переднее колесо Renault упало на RAM Филиппа Алльо, выведя его из гонки и среди всеобщей неразберихи Пьеркарло Гинцани зацепил RAM своим Osella. Один поворот, а четырех машин как не бывало.
Williams-Honda тоже «кончились» быстро – и Росберг, и Мэнселл к 20-му кругу уже сошли. Росберг стартовал на «запаске». По словам Патрика Хэда у его боевого шасси в воскресенье утром были «системные проблемы» и механики Honda утверждали, что причина неполадок кроется не в моторе, а в самой машине, и заключается в коротком замыкании. Поэтому даже несмотря на то, что на рейсер был установлен свежий двигатель, Кеке остановился на «ти-каре». В течение 16 кругов он шел вторым, но удержаться за Сенной не мог. Треснувшая труба выхлопа привела к тому, что обычно пронзительно визжащий мотор Honda зазвучал с каким-то надрывом и потерял 300 оборотов. Через три круга после того, как Прост обогнал его, у турбо Росберга вышел из строя маслопровод и в сизой дымке Williams съехал на траву.
Что касается Мэнселла, то ГП Великобритании еще раз подтвердил, что мужества Найджелу не занимать. Вне кокпита он был скромен и спокоен. После аварии на Поль Рикаре при скорости 200 миль/ч и последовавшей контузии, высказывались сомнения в его готовности к гонке в Силверстоуне, но сам Мэнселл никаких сомнений не имел. Доктор Гран При, Сид Уоткинс, признал его здоровым и Найджел квалифицировался пятым и шел на этом месте, когда у него сломалось сцепление. Такая неприятность со сцеплением нового типа AP и у него, и у Кеке приключилась еще в пятницу, но в гонке-то он использовал механизм старого образца. «Мотор Honda был неплох, - сказал Мэнселл, - но присутствовала сильная вибрация, затем начало проскальзывать сцепление, а потом оно и вовсе отказало».
Ники Лауда стартовал ужасно (после первого круга он был 19-м), но, демонстрируя завидно агрессивный пилотаж, к 22-му кругу он продрался на 3 место. Пристроившись в хвост к Просту, он начал обмениваться с ним быстрейшими кругами, при этом в своей погоне за Сенной оба пилота McLaren’а взяли барьер в 150 миль/ч. За двумя красно-белыми мчалась «неожиданность» по имени Андреа де Чезарис на обутом в Пирелли Ligier.
Внешне Ligier никак не изменились, если не считать скопированных с Lotus’ов вертикальных пластин за передними колесами (и на запасном McLaren’е они были), и все же и де Чезарис, и Жак Лаффит выдали самое конкурентоспособное выступление в этом сезоне. Де Чезарис шел 4-м до 41-го круга, когда у него взорвалось сцепление, а Лаффит проехал характерную для себя мощную гонку, выбираясь из тылов пелетона и за 25 кругов до финиша догнал Нельсона Пике.
Пике был одним из тез гонщиков, которым в Силверстоуне пришлось бороться просто за финиш. Он сбросил темп, чтобы выполнить инструкции бортового компьютера по расходу топлива и ему всю гонку пришлось ехать, постоянно следя за наддувом, чтобы ни в коем случае не допустить перерасхода. На 57-м круге он был шестым и в круге за лидером. Лаффит его обогнал. Затем с третьего места сошел Лауда – у его TAG’а возникли электрические неполадки. Нельсон и Микеле Альборето поднялись на одну строчку вверх. Еще через три круга выбыл Сенна и Альборето стал вторым, отставая от Проста на круг, Лаффит – третьим, Пике – четвертым, Уорвик – пятым и Зурер – шестым. Силверстоун выдал необычный результат.
Для Ferrari уик-энд сложился не очень удачно. Только в воскресенье утром Стефан Йоханссон был «почти доволен» своим 156/85, но его гонка длилась лишь круг. Альборето же своим выступлением подчеркнул главное достоинство Ferrari – надежность. «Этот результат для меня очень важен. Мой автомобиль был не так уж плох, но по сравнению с Lotus’ом и McLaren’ом ему не хватало скорости. В начале гонки полный бак нарушил настройку и машиной было трудно управлять. Под конец гонки я попробовал поднажать». Альборето финишировал, сохранив лидерство в общем зачете.
Один из пред-Силверстоунских лидеров чемпионата, Элио де Анжелис, пережил очень неудачный уик-энд. Во время утреннего разогрева Пьерлуиджи Мартини, пилот команды Minardi, на прямой подрезал его, автомобили столкнулись и у де анжелисовского Lotus’а 97Т была выдрана задняя правая подвеска. В начале гонки Элио ехал типично консервативно на 6-м месте, спокойно и в очковой зоне, но вскоре мотор Lotus’а умер и он тихонько докатился до боксов. Спустя семнадцать кругов, после того, как механики команды по словам менеджера команды, Питера Уорра, «заменили всю электрику», де Анжелис вернулся в гонку. Фактически это был первый в текущем году сход Элио, а присутствие Проста и Альборето на верхних ступеньках подиума может знаменовать конец его чемпионских притязаний: одиннадцать очков отставания в середине сезона при полудюжине потенциальных победителей очень трудно будет отыграть.
«Здорово снова финишировать в очках!» – улыбался после гонки Дерек Уорвик. Он очень много выиграл от того, что дистанция гонки была сокращена – линию финиша на 65-м круге он пересек накатом уже расстегнув ремни. Кончилось горючее. По идее он должен был потерять пятое место, но неразбериха с клетчатым флагом привела к тому, что очки остались при нем. В пятницу Renault были в приличной форме, но потом все ухудшилось до такой степени, что в субботу и в воскресенье утром Уорвик уже не мог проходить Мэгготс и Эбби на полном газе. Поэтому перед гонкой Renault вернулись к пятничным настройкам, в промежутке между двумя установочными кругами Уорвика на специальной платформе на пит-лейн проверив клиренс. «Машина была хороша и мотор вел себя нормально. Гонка была трудной, но приятной, потому что машина оказалась поддающейся настройкам». А как же проблемы с горючим? «Данные на дисплее утверждали, что у меня есть еще 10 литров…»
Позади Уорвика шел Зурер. Он берег топливо (потом оказалось, что ему хватило бы горючего еще на два круга) и мучился от плохого баланса машины с пустыми баками, да еще визор его шлема был весь залит маслом взорвавшегося мотора Alfa Romeo Эдди Чивера. Если бы клетчатый флаг был выброшен на правильном круге Зурер стал бы пятым, а Мартин Брандл заработал бы на своем Tyrrell turbo заслуженное очко.
В начале гонки в Стоу он поскользнулся на масле, пролитом Йоханссоном по дороге в боксы и потерял четыре места. После этого он догнал Arrows Тьерри Бутсена и на входе в Стоу после того как Бутсен ошибся в передаче обогнал его. «Машина плохо сбалансирована, особенно это становится заметно на разогретых шинах, но мы движемся вперед», - радовался Брандл. «И на финише у меня осталось полно горючего!» На следующем Гран При, в Германии, Брандл снова сядет за руль Tyrrell-Cosworth, потому что за рулем Tyrrell-Renault окажется Штефан Беллоф. «Будет очень необычно ехать на старой машине», - сказал Брандл, - «Очень необычно».
Бутсен в Силверстоуне заострил внимание общественности на одной из характеристик этого автодрома. Это произошло, когда в Беккетс у его Arrows’а заклинило дроссельную заслонку. То, что он не был травмирован очень многое говорит и о самом Arrows’е. В этом году Силверстоун был кольцом для смельчаков: лучший круг в гонке был пройден со средней скоростью 151 миль/ч и всего 0,4 секунды уступал прошлогоднему поулу. В этот раз Росберг выиграл поул пройдя круг в 160 миль/ч. Пике, на старте стоявший рядом с ним, лучшее свое время показал на круге, во время которого у него в шикане отказал мотор и Brabham пересек линию накатом. Так что как бы ни был Росберг быстр, его круг не был идеалом Силверстоуна ’85.
Президент FISA Жан-Мари Балестр кипятился пытаясь добиться, чтобы планируемое на 1988 год ограничение объема двигателя в 1200 см3 было введено в действие уже в 1987-м. Причина – необходимость снижения скоростей и расходов. Или возможно давления наддува в Ф1 по примеру серии CART должны быть ограничены при помощи обязательного для всех клапана на впуске. Но в Америке используются двигатели одного формата, в то время как в Ф1 есть четырех-, шести-, и восьмицилиндровые агрегаты и подобрать для них ограничительные коэффициенты, так чтобы все оказались в равном положении практически невозможно. Именно поэтому среди команд в этом вопросе нет единодушия, а полное согласие для принятия нового правила – обязательное условие. Точно также введение стандарта на размер турбонагнетателей (еще одно предложение Балестра) поставит некоторые команды в невыгодное положение.
В сверхбыстром повороте Клаб машины, в заносе, задевали бордюры. В своих поисках идеального круга гонщики использовали каждый сантиметр полотна. Ошибка при выполнении обгонного маневра будет стоить преследующей машине немалого отставания и горючего истраченного в попытках снова его отыграть. Любой по-настоящему быстрый, яркий круг в Силверстоуне ’85 был волнующим событием и для зрителей, и для самого пилота. И все же гонка решилась расходом топлива и нажатием на регулятор турбо – компьютерная абстракция из наддува и оборотов, да еще данных приборной доски. Для Сенны и Проста гонка была боевой, им было что выиграть и проиграть, для всех же остальных она получилась суматошной и невразумительной.
Итак, Сенна смотрел телевизор с суровым выражением лица, человек который знал, что лишился победы так же несправедливо, как и две недели назад во Франции, где у него отказал мотор. В это время в моторхоум зашел Клайв Чэпмен – сын покойного основателя Lotus’а Колина Чэпмена – взять свою сумку. Он направился домой. «спасибо за уик-энд, Айртон», - сказал он. «Тебе спасибо, Клайв», - ответил Сенна. «Увидимся. Посмотрим, что получится в следующий раз…»

Опубликовано на Порталусе 08 февраля 2005 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама