Рейтинг
Порталус

Структура двигательных действий и подход к начальному обучению юных конькобежцев

Дата публикации: 22 августа 2012
Автор(ы): Есин Андрей Юрьевич
Публикатор: Есин Андрей Юрьевич
Рубрика: СПОРТ Статьи о спорте →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1345658761


Есин Андрей Юрьевич, (c)

Сайт автора: esin.ru

СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ПОДХОД К НАЧАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ЮНЫХ КОНЬКОБЕЖЦЕВ.
Есин А.Ю., тренер-преподаватель СДЮСШОР «Комета»
по конькобежному спорту г. Коломна

Организация начальной подготовки в ДЮСШ по конькобежному спорту (по данным анкетного опроса).

Из анкетного опроса выявлена организация начальной подготовки юных конькобежцев. Большинство тренеров ссылаются на примерную программу по конькобежному спорту 2007 .Однако никто из 60 опрошенных тренеров из разных регионов России не придерживаются рекомендации программы по структуре и содержание тренировочных нагрузок.
Согласно Программе, тренеры проводят три-четыре тренировочных занятий в неделю по 1.5-2.0 ч. в зависимости от этапа подготовки и условий. Так, в подготовительном периоде проводится три занятия, а с началом ледовой подготовки число занятий увеличивается до пяти.
Однако чёткой периодизации тренировочного процесса в первый год не наблюдается. Подготовка условно подразделяется на не ледовый период тренеры придерживаются соотношения: соответственно 70-85 и 30-15% , и в сторону увеличения специальной подготовки.
Для развития скоростных способностей используется бег на короткие отрезки со старта и сходу, эстафеты; для скоростно-силовых - прыжки и прыжковые упражнения; для силовых – упражнения с преодолением собственного веса, сопротивления и незначительные отягощения; для выносливости легкоатлетический бег и спортивные игры; для координационных способностей – сохранение равновесия на ограниченной опоре и выборе нестандартного исходного положения. Упражнения с отягощениями применяются 1 раз в 1-2 недели с весом до 6 кг повторениями до 6 раз на группы мышц нижних конечностей. Особое внимание на данном этапе, по мнению тренеров, следует уделить развитию координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей.
Из средств специальной подготовки в группах новичков применяются общеразвивающие упражнения и специальные прыжки. Обучение основам техники бега на этапе начальной подготовки занимает важное место что, отмечают многие тренеры. Применяются простые подводящие упражнения. Которые позволяют обучить элементам и отдельным фазам техники бега на коньках.
Роликовые коньки применяются с первых занятий, что позволяет одновременно с обучением передвижению в специфических условиях, развивать специальные физические качества, прививать интерес к занятиям конькобежным спортом. Как отмечают многие тренеры, ролики являются одним из основных средств подготовки в весеннее – летне-осенний периоды.
Тренеры главное внимание при обучении уделяют сохранению посадки, правильной структуре движений, согласованной работе руками и ногами и направлению отталкивания.
Респонденты отмечают ведущую роль игрового метода при работе с детьми. Вместе с тем, какие игры общие и специальной направленности используется в тренировочном процессе, они ответить не смогли. Широко применяются спортивные игры по упрощенным правилам и некоторые подвижные игры. Игры специальной направленности в основном проводят зимой в виде эстафет или не используются вообще.
В летний период, когда у детей в общеобразовательной школе наступает каникулярный период, тренировочные занятия проводятся в детско-оздоровительных лагерях.
Интерес к занятиям конькобежным спортом можно повысить за счёт активной агитации, проведения показательных соревнований с участием квалифицированных спортсменов, еженедельных собственных соревнований, улучшения спортивной базы, применения качественного инвентаря.

Содержание и направленность процесса подготовки конькобежцев на начальном этапе.

Начальный этап подготовки конькобежцев имеет важное значение в общей системе многолетней тренировки. У юных спортсменов закладываются основы рациональной техники бега на коньках, происходит приспособление к новым условиям повышенной двигательной активности все систем организма. Количество двигательных умений навыков в этом возрасте ещё весьма ограничено, что затрудняет обучение такому сложно координированному навыку, как бег на коньках. Поэтому тренерам необходимо учитывать, что только на базе разносторонней физической подготовленности, высокой координации движений, разнообразия двигательных навыков можно добиться желаемого результата в избранном виде спорта.
Результативности бега в конькобежном спорте определяется на высоком уровне технической подготовленности, развития скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей
В наших исследованиях в первый год все дети, набраны без отбора занимались по Программе 2007г оздоровительно-коригирующей направленности с годовой нагрузкой 312ч.
При реализации оздоровительно – корригирующего направления занятий решались следующие задачи:
1.Привлечение к активным занятием физическими упражнениями максимального количества детей.
2.Всемерное укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, формирование правильной осанки, развитие основных групп мышц.
3.Привитие основ здорового образа жизни.
4.Всестороние гармоничное развитие с использованием всех средств и методов воспитания.
5.Овладение максимально возможным количеством двигательных действий, повышение физической работы способности.
6.Овладение основами техники скоростного бега на коньках.
7.Выявление задатков и способностей детей.
8.Воспитание чёрт спортивного трудолюбия.
Основные параметры нагрузок юных конькобежцев представлены в таблице 1
Таблица 1
Основные параметры нагрузок юных конькобежцев
Показатели нагрузок Количество учебных часов обучения.
Количество тренировочных дней 150-156
Количество тренировочных занятий 150-156
Общая продолжительность занятий (час) 312
Общий объем циклической нагрузки(км) 1400-1520

Максимальный объем учебно-тренировочной работы составляло 6 час в неделю.
Средствами физического воспитания были:
- гимнастические и акробатические упражнения;
- легкоатлетические упражнения: ходьба с разновидностями, бег с максимальной скоростью до 60м; длительный равномерный бег до 10 мин чсс 140-150 уд/мин) челночный бег 3 по 5 раз; 3 по 15 м; прыжки в длину с места и с разбегом, прыжки высоту, прыжки на одной и двух ногах на месте и с поворотом на 90-360градусом; эстафеты метания набивного мяча левой и правой руками из различных положений;
- лыжная подготовка: передвижение различными лыжными ходами, подъёмы и спуски, поворот на лыжах на месте и в движении, прохождение учебных дистанций до
- плавание: упражнение для освоение на воде, погружение во вводу с открытыми глазами, задержка дыхания под водой с выдохом в воду, «поплавок», «скольжение» на груди и спине, движение рук и ног в плавание кролем на груди и спине, брассом проплывание одним из способов 25-50м;
- подвижные игры: Игры направленные на развитие творчества, воображения, внимания, проявления, инициативы, самостоятельных действий;
- общеразвивающие упражнения: использовались для увеличения запаса двигательных действий и воздействий на развитие различных групп мышц;
- специальный – подготовительные упражнения (группа СФП): подводящие упражнения, имитационные упражнения, выполняемые в посадке конькобежца;
- бег на коньках (группа СП): обучение передвижению по прямой, повороту, обучение входу в поворот с правой и левой ноги обучение способности к ускорению на прямой.
В соответствии с Программой по конькобежному спорту в 1-й год занятий теоретическая подготовка не проводилась. Теоретическую подготовку во 2-й год обучения целесообразно проводить ежемесячно в виде непродолжительных бесед в начале занятий или в перерывах. Продолжительность каждой беседы до 20 мин. При проведении теоретических занятий необходимо учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной для них форме.
Непосредственно в тренировке получение знаний происходит в процессе аргументации тренировочных нагрузок, формирования осмысленного отношения к ним, анализа результатов.
Раздел общефизической подготовки представлен широким перечнем разнообразных упражнений (Приложение 2). Используются упражнения из различных видов спорта (легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, гимнастика, плавание). Основное внимание уделяется развитию скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей. Упражнения на развитие координационных способностей и гибкости применяются на каждом занятии. Главными средствами развития выносливости являются бег, ходьба, спортивные и подвижные игры.
Распределение средств общефизической подготовки в течение первого года обучения неравномерное: основной объем приходится на май август (первые месяцы тренировок, в течение зимних месяцев средства ОФП применяются в разминке и заключительной части, а также в перерывах между выходами на лед. Для второго года обучения максимальное количество часов ОФП приходится на май-август в экспериментальной группе далее идет уменьшение количества часов с сентября по март (таблица 2). В контрольной группе количество часов распределено сравнительно равномерно.
Таблица 2
Примерное распределение содержания нагрузок в подготовки юных конькобежцев в группах начальной подготовки первого года обучения по программе оздоровительно-корригительной направленности.
Виды подготовки Количество учебных часов по месяцам Всего часов, %
4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3
Общая физическая 15 26 26 24 22 12 16 14 13 13 14 14 209; 67%
Специальная физическая 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 25; 8%
Технико-тактическая 6 - - - - 10 10 10 11 11 10 10 78; 25%
Итого 24 28 28 26 24 24 28 26 26 26 26 26 312; 100%

Примерная направленность недельный микроцикл в группах начальной подготовки первого года обучения по Программе оздоровительно – корригирующей направленности и второго года обучения в экспериментальной и контрольной группах:
1. Общеподготовительный этап.
1-й; 3-й; 5-ый; дни - комплексная общая физическая подготовка,( обучение тренировка);специально-подготовительные упражнения.(обучения тренировка)
2. Специально подготовительный этап.
1-й; 3-й; 5-й; дни - технико-тактическая подготовка (обучение, тренировка); общая физическая подготовка (обучения, тренировка)
3. Соревновательный период.
1-ый; 3-ый; день -техника- тактическая подготовка(обучение, тренировка); общая физическая подготовка.
5-ый день – технико-тактическая подготовка с элементами соревновательной практике(обучение, тренировка) и общая физическая подготовка(обучение тренировка).
При обучение техники бега на коньках урок состоял из двух частей: в первой - катание и обучения, тренировка на коньках; во второй - общая физическая подготовка комплексной направленности,
Программный материал уроков недельных микроциклов строился в первый и во второй годы обучения в группах начальной подготовки с использование упражнении из Приложения 1
Объём часов, содержание и направленность занятий в экспериментальной и контрольной группах во время педагогического эксперимента планировались на основе разработанной нами специализированной программы. Её теоретическая разработка базировалась на результатах анкетного опроса тренеров по шорт-треку, обобщения личного опыта с группами начальной подготовки юных шотртрековиков.
Основной учебно-тренировочной работы в экспериментальной и контрольной группах являлась разработанная нами Программа, которая строилась с учётом специфики вида спорта и местных условий. Основными задачами, которые решались при подготовки юных конькобежцев, явились:
1. Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности.
2. Формирование устойчивого интереса к спорту, и, в частности, к конькобежному спорту.
3. Овладение широким кругом двигательных умений и навыков, устойчивым владением катанием на коньках.
4. Развитие физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости.
5. Обеспечение комплексной системы контроля и самоконтроля со стояния подготовленности занимающихся в ходе учебно-тренировочного процесса.
6. Выполнить контрольные нормативы по видам подготовки.
7. Приобретение необходимых теоретических сведений по избранному виду спорту.
Планирование учебного материала в опытных группах представлено в таблицах 3, 4, 5.
Таблица 3
Распределение часов по видам подготовки в экспериментальной и контрольной группах.
№ Виды подготовки Группы
Экспериментальная контрольная
1 Теоретическая 6 (1,3%) 6 (1,3%)
2 Общая физическая (ОФП) 170 (36%) 216 (46,1%)
3 Специально физическая(СФП) 140 (30%) 117 (25%)
4 Техническо-тактическая (ТТП) 140 (30%) 117 (25)
5 Соревнования(контрольные) В процессе урока В процессе урока
6 Контрольно-переводные испытания 12 (2,6%) 12 (2,6%)
7 Восстановительные мероприятия По индивидуальному плану вне сетке часов
8 Общее количество часов 468 (100%) 468(100%)

Таблица 4
Примерный план-график подготовки юных конькобежцев 2 года обучения в экспериментальной группе.

Виды подготовки Апр. Май. Июн. Июл. Авг. Сен. Окт. Ноя. Дек. Янв. Фев. Мар. Всего
Количество тернер.дне 13 13 13 13 13 13 14 12 14 13 12 13 156
Количество часов. 13 13 13 13 13 13 14 12 14 13 12 13 156
Количество. час 39 39 39 39 39 39 42 36 42 39 36 39 468
Теоретич. Подготовка,ч. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0.5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 6
ОФП , ч 15 18,5 18,5 18.5 15 9,5 18,5 12,5 13,5 10,5 8,5 11,5 170
СФП, ч 12,5 20 20 20 13,5 8 8 8 8 8 7 7 140
ТТП, ч;
в том числе:
Бег на коньках, км; 5 - - - 10 15 15 15 20 20 20 20 140
20 - - - 20 50 50 55 75 75 50 55 140
Специально-подготовительные упр. 10 - - - 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 22
Игры и игровые упр. На коньках 10 - - - - 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 22
Контрольно переводные испытнаеия 6 - - - - 6 12

Таблица 5
Примерный план-график подготовки юных конькобежцев 2 года обучения в контрольной группе.
Виды подготовки Апр. Май. Июн. Июл. Авг. Сен. Окт. Ноя. Дек. Янв. Фев. Мар. Всего
Количество тернер.дне 13 13 13 13 13 13 14 12 14 13 12 13 156
Количество часов. 13 13 13 13 13 13 14 12 14 13 12 13 156
Количество. час 39 39 39 39 39 39 42 36 42 39 36 39 468
Теоретич. Подготовка,ч. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0.5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 6
ОФП , ч 1,5 21,5 20,5 20,5 17 14,5 21,5 17,5 18,5 16,5 15,5 17,5 216
СФП, ч 12,5 17 18 18 11,5 6 6 6 6 6 5 5 117
ТТП, ч;
в том числе:
Бег на коньках, км; 5 - - - 10 12 14 12 17 16 15 16 117
20 - - - 20 50 50 55 75 75 50 55 140
Специально-подготовительные упр. 10 - - - 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 22
Игры и игровые упр. На коньках 10 - - - 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 22
Контрольно переводные испытнаеия 6 - - 6 12

Объем технической подготовки возрастает с первых занятий, и наибольшее количество часов приходится на зимне-весеннее время. Средствами технической подготовки обучение катания на коньках в 1 год занятий упражнения на коньках, игры обучающей направленностью.
Количество часов, отводимое на специально-физическую подготовку представлено в таблицах 4, 5. С апреля по август идет возрастание объема специальной работы (применение специально-подготовительных упражнений, специальных прыжков). На тактическую подготовку, в год обучения времени не планируется.

Структура двигательных действий и подход к начальной подготовке юных конькобежцев.

Скоростной бег на коньках является сложным по выполнению основного движения видом спорта и предъявляет высокие требования к развитию скоростных, силовых и координационных способностей спортсменов. Для эффективного обучения необходимо изучить технику выполнения бега на коньках, что поможет акцентировать внимание на ее особенностях.

Реализация этапно-компонентного подхода в технической подготовке начинающих конькобежцев.

Скоростной бег на коньках является сезонным видом спорта, поэтому в процессе обу¬чения необходимо связать в единое целое все компоненты подготовки на каждом из этапов как во время занятий на льду, так и в не ледовое время. Это дает, требует целенаправленного применения средств обучения (специально-подготовительные и подводящие упражнения) на всех этапах обучения в соответствии с целью и задачами обучения, требованиями контроля и самоконтроля. Определив с помощью системы этапов порядок изучения техники бега на коньках в шорт-треке, необходимо установить основные компоненты взаимодействия тренера и занимающихся от момента остановки цели до ее реализации – овладение конкретным двигательным действием. Наиболее полно данные компоненты помогает раскрыть подход к учению как деятельности, анализ которой предполагает видеть в ней цель, мотивы, содержание, способы действия, регулирования и контроля их результативности. Исходя из данного представления, нами была сформирована компонентная структура процесса обучения технике бега на коньках в шорт-треке, которая для каждого этапа обучения имеет определенную систему взаимосвязанных компонентов, необходимых для эффективного протекания процесса обучения на этапах.
Разработанная методика обучения начинающих конькобежцев объединяет в единую систему обучения специально-подготовительные упражнения в не ледовый период занятий и средства обучения на льду, определяя подход к применению данных упражнений на каждом из начальных этапов становления спортивно-технического мастерства.
Существенный вклад в повышение технической подготовленности в не ледовый период обучения внесли занятия доступными специально-подготовительными упражнениями, применяемыми с обучающей направленностью. В результате у испытуемых создается осознанное отношение к занятиям по изучению технических приемов, элементов и техники в целом, а это напрямую связано с положительным переносом двигательного навыка с данных упражнений на основное двигательное действие.
Специально-подготовительные упражнения, применяемые в неледовое время, способствуют формированию и поддержанию двигательного навыка. Однако поддержание двигательного навыка особенно важно для спортсменов высокой квалификации, имеющих относительно устойчивый двигательный навык. У начинающих спортсменов двигательный навык еще в полной мере не сформировался, 0, 1ичается неустойчивостью к сбивающим воздействиям, в действиях наблюдаются ошибки. Для них в неледовый период необходима целенаправленная работа по освоению элементов движений, их соединение с помощью подводящих и простейших специально-подготовительных упражнений с постоянным контролем правильности вы¬полнения и с целью исправления ошибок.
Комплексное применение специально-подготовительных упражнений в неледовый период и объединение их со средствами обучения на льду в единую систему обучения технике способствует сокращению периода «вкатывания» испытуемых с выходом на лед.
Данная методика (этапно-компонентная) была апробирована нами в ходе педагогического эксперимента в работе с начинающими конькобежцами (экспериментальной и контрольной групп) и оказалась эффективной. Одновременно в течение эксперимента (двух лет) осуществлялся текущий контроль освоения технических приемов, изменения соматометрических показателей, результатов тестовых упражнений и соревнований.
1 этап - овладение общей схемой передвижения на коньках
Целевой компонент.
Цель - овладение крупными подсистемами техники бега на коньках (посадка, скольжение, отталкивание).
Задачи: 1. Создать представление и обучить положению тела при беге на коньках - посадке. 2. Обучить скольжению (передвижению на ограниченной опоре). 3. Показать, объяснить и обучить согласованной работе рук и ног при беге на коньках.
Содержательный компонент.
Изучаемые на этапе движения:
1. Посадка как основной элемент техники: ноги согнуты во всех сус¬тавах, угол в коленном суставе близок к 120°, туловище наклонено вперед до 35-40°, голень наклонена вперед до угла 65-70°, голова поднята, смотреть вперед, вес тела на задней части стопы.
2. Сохранять равновесие (скольжение) на ограниченной опоре на одной и обеих ногах.
3. Постановка, перенос веса тела и скольжение на одной ноге.
4. Правильное сочетание скольжения и перехода к отталкиванию.
5. Обучение направлению отталкивания — в сторону с акцентом на пятку.
6. Разноименная, но согласованная с движением ног, работа руками.
При анализе техники новичков на данном этапе выявлены существенные недостатки при выполнении основного движения. Это заключается в недостаточном сгибании в тазобедренном, коленном и голеностопных суставах, выполнении отталкивания назад (как в шагательных движениях), отсутствие фазы свободного скольжения, значительный по времени двухопорный период, отсутствие махового движения свободной ногой, несогласованность работы рук и ног, что требует целенаправленного воздействия в исправлении ошибок и определяет задачи на следующий этап.

2 этап - детализированное (углубленное) изучение элементов техники бега на коньках
Целевой компонент
Цель — овладение элементами техники бега на коньках в шорт-треке.
Задачи: 1. Обучить элементам техники бега по прямой (одно - и двухопорное отталкивание, свободное скольжение). 2. Обучить технике бега по повороту (одно- и двухопорное отталкивание с правой и левой ноги). 3. Обучить технике бега со старта (стартовые позы, стартовый разгон, переход к бегу по дистанции).
При свершении этапа занимающиеся овладевают умением выполнять отдельные элементы техники бега по прямой, повороту, со старта и при передачи эстафет. О степени освоения технических элементов можно судить по умению объяснить технику выполнения элемента, видеть ошибки при выполнении другими занимающимися и в собственном выполнений при просмотре видеозаписей.
На третьем этапе периода овладения техникой изучаются взаимосвязи (взаимодействие) между «наименьшими элементами (пространственными и временными) системы движения, осуществляющих определенное задание» и объединение присущих им свойств в единое целое (ритмическую структуру).


3 этап - освоение техники бега на коньках в целом
Целевой компонент.
Цель - согласованное выполнение элементов, освоение техники в целом.
Задачи: 1. Обучить согласованному выполнению элементов техники (ритму движений). 2. Обучить согласованному выполнению элементов в технике бега по прямой, формирование ритма движения (соотношения отдельных фаз со временем целостного движения). 3. Обучить особенностям техники входа, прохождения вершины и выхода при беге по повороту. 4. Обучить согласованному выполнению стартовых команд, стартовому разгону и переходу к бегу по дистанции.
Данным этапом заканчивается период овладения структурой двигательных действий (техникой) при беге на коньках, в котором должна закладываться основа рациональной и эффективной техники. Следующим этапом является совершенствование техники и ее отдельных элементов.

Опубликовано на Порталусе 22 августа 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Конькобежный спорт, методика, обучение



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама