Рейтинг
Порталус

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В СОХРАНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ

Дата публикации: 11 октября 2012
Автор(ы): Жуков О.Ф., Россошанская Н.С.
Публикатор: ofzhukov
Рубрика: СПОРТ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1349954376


Жуков О.Ф., Россошанская Н.С., (c)

Сайт автора: ofzhukov@mail.ru

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В СОХРАНЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ УЧИТЕЛЯ

Олег Федорович Жуков, кандидат педагогических наук, доцент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова (УлГПУ),
Наталья Сергеевна Россошанская, старший преподаватель,
Ульяновский государственный университет (УлГУ)

Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что учитель в профессиональном отношении является представителем одной из основных групп риска. Особая ответственность и связанное с ней высокое нервно-эмоциональное напряжение, неограниченная продолжительность рабочего времени, высокая плотность межличностных контактов, большое количество стрессовых ситуаций, значительная нагрузка на голосовой аппарат- все эти и многие другие факторы отрицательно сказываются на здоровье учителя, становятся причиной возникновения профессиональных заболеваний.
Впервые профессиональным здоровье учителя как социально-профессиональной группы начала заниматься Лариса Максимовна Митина и она дает следующее определение профессионального здоровья учителя:
Профессиональное здоровье учителя – способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех условиях протекания профессиональной деятельности.
Проведенные нами исследования показали, что «лидерами» в структуре заболеваемости педагогов являются: патология органов зрения – 68%; сердечно-сосудистые заболевания – 48%; заболевания опорно-двигательного аппарата – 44%. Причем учителя в своих анкетах указывали нередко несколько заболеваний.
Большинство учителей (96 %) считают, что главной причиной их заболеваний считают специфику своей профессиональной деятельности, связанную с перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т.д.
На втором месте по степени влияния находится фактор, связанный с низкой двигательной активностью педагогов – 68 %.
Далее идут так называемые социальные факторы (отсутствие достойной системы социальной поддержки, низкая заработная плата) – 56 % и 64 % соответственно.
Не рациональное и несвоевременное питание как фактор возникновения заболеваний отметили – 56 % педагогов.
Обращает на себя внимание и тот факт, что многие учителя (32 %) отмечают у себя отсутствие специальных знаний по профилактике профессиональных заболеваний, 48 % видят причины заболеваний в отсутствие своевременной обращаемости к врачам и 24 % в отсутствие систематических профилактических осмотров.
Анализируя некоторые гемодинамические показатели, мы получили следующие результаты. На момент обследования у 7,4 % учителей была выявлена умеренная брадикардия, у 22,2 % - умеренная тахикардия и так же у 22,2 % учителей наблюдалась выраженная тахикардия. Показатели артериального давления у 73,1% учителей соответствовали возрастным нормам и нормам, принятым Всемирной организацией здравоохранения, у 19,2 % - показатели артериального давления, соответствовали гипертоническим значениям 2 степени и у 7,7 % - гипотоническим значениям.
Нами был определен индекс массы тела (ИМТ) (рассчитывается как соотношение массы тела в килограммах и квадрата длины тела в метрах).
53,9 % учителей имеют высокий уровень ИМТ, 23,1% - выше среднего, средний уровень – 19,2 % и 3,8 % - ниже среднего. На основании данных результатов мы выявили, что 3,8 % педагогов имеют недостаточный вес, нормальный вес – 26,9 %, избыточный вес – 34,6 %, ожирение 1 степени – 23,1%, ожирение 2 степени – 7,7 %, ожирение 3 степени – 3,8 % учителей.
Анализ силового индекса (СИ), характеризующего состояние мышечной системы (процентное отношение мышечной силы кисти к массе тела) показал, что высокий уровень данного показателя имеют 3,9 % учителей, уровень выше среднего – 19,2 %, средний и ниже среднего по 15,4 % и низкий уровень – 46,1 % педагогов.
Анализируя показатели жизненного индекса (отношение жизненной ёмкости лёгких в мл. к общей массе тела в кг., данный показатель применяется для индивидуализированной оценки жизненной ёмкости лёгких) мы выявили, что 50% учителей имеют низкие значения данного показателя, 19,2 % - высокие, 7,7 – значения ниже среднего уровня, 23,1% - выше среднего уровня.
Таким образом, современный учитель характеризуется крайне низкими показателями здоровья. Поэтому содействие сохранению, укреплению, а в некоторых случаях восстановление профессионального здоровья преподавателя должно происходить через систему специальных мероприятий, а также самосохранительное поведение и здоровый образ жизни самих представителей данной профессии.
Среди основных направлений деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учителей можно выделить физкультурно-оздоровительную деятельность с педагогами с использованием материально-технических (спортивные залы и оборудование) и кадровых (учителя физической культуры) ресурсов образовательного учреждения.
Нами рекомендуются следующие виды двигательной активности по профилактике и коррекции физического состояния учителей.
Заболевания сердечно-сосудистой системы.
Рекомендуется: занятия на открытом воздухе; закаливание; ходьба; бег; прогулки на лыжах; катание на коньках; дыхательные упражнения; упражнения на расслабление; упражнения с вовлечением, подлопаточных и ягодичных мышц, связанных с функцией ССС
Ограничить: упражнения на выносливость, скорость, силу, вызывающие напряжения и перенапряжения ССС и дыхательной системы.
Не рекомендуется: дыхание ртом зимой на открытом воздухе; упражнения с задержкой дыхания; натуживание; длительные статические напряжения.
Гипертоническая болезнь
Рекомендуется: полное расслабление различных мышечных групп при максимально пассивном положении тела; специальные упражнения (дыхательные, на координацию, равновесие); дозированная ходьба; равномерный бег в медленном темпе; прогулки на лыжах; плавание; медленный темп выполнения упражнений с небольшой, но постепенно возрастающей нагрузкой, с достаточным интервалом отдыха для восстановления в сочетании с дыхательными упражнениями; туризм; гребля.
Ограничить: наклоны и повороты.
Не рекомендуется: упражнения, требующие максимального напряжения; нагрузки силового и статического характера с натуживанием и задержкой дыхания; нагрузки скоростного характера; значительное нервно- эмоциональное напряжение; упражнения, требующие напряженного внимания и непрерывных изменений реагирования на меняющиеся условия; удары по голове; сотрясения тела; резкие движения; глубокие наклоны; вис вниз головой; пребывание в условиях пониженного аимосферного давления.
Гипотензия артериальная (первичная).
Рекомендуется: дыхательные упражнения; специальные упражнения; упражнения на расслабление; упражнения с предметами; упражнения у гимнастической стенки; упражнения на тренажерах; ходьба; прогулки на лыжах; катание на велосипеде; подвижные игры; элементы спортивных игр; спортивные игры; плавание; гребля.
Ограничить: туризм маршрутом 1 -й категории.
Не рекомендуется: задержка дыхания во время выполнения силовых упражнений; физические упражнения, не соответствующие возможностям организма.
Болезни вен, лимфотических сосудов.
Варикозное расширение вен нижних конечностей.
Рекомендуется: в общеразвивающих упражнениях (ОРУ) горизонтальное исходное положение, а движения преимущественно нижними конечностями; музыкальное сопровождение при выполнении упражнений; дыхательные упражнения на увеличение амплитуды движений диафрагмы; упражнения с сопротивлением для мышц голени и бедра с резиновым амортизатором; упражнения на расслабление; лечебная физическая культура (ЛФК); ходьба быстрым шагом; ходьба босиком по песку; ходьба по мелководью вдоль берега; прогулки на лыжах; плавание; аутогенная тренировка; езда на велосипеде; танцы; закаливание холодной водой
Ограничить: физическую нагрузку, способствующую возникновению усталости в ногах; перепад
температур при контрастных процедурах.
Не рекомендуется: статические упражнения; натуживание; задержка дыхания; использование в упражнениях отягощений (гантелей, гирь).
Заболевания органов дыхания
Рекомендуется: ОРУ для передних зубчатых мышц диафрагмы и плечевого пояса; упражнения у гимнастической стенки; упражнения на гимнастической скамейке; упражнения с отягощениями; «Звуковые» упражнения; упражнения на расслабления; обучение правильному дыханию; ходьба; дозированный бег; прогулки на лыжах; катание на коньках.
Ограничить: продолжительность занятий.
Не рекомендуется: упражнения с задержкой дыхания; натуживание; переохлаждение; занятия в пыльном помещении; резкие движения, сбивающие ритм дыхания и требующие значительных усилий.
Заболевания органов пищеварения.
Рекомендуется: Выполнение ОРУ через 3-3,5 часа после приема пищи; специальные упражнения для укрепления мышц брюшного пресса; дыхательные упражнения; ходьба; бег; плавание; прогулки на лыжах; катание на велосипеде; элементы спортивных игр.
Ограничить: участие в эстафетах и спортивных играх.
Не рекомендуется: интенсивные длительные нагрузки.
Исследование проводилось при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11-16-73008 а/В

Список литературы

1. Апанасенко Г.Л. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Г.Л. Апанасенко, Р.Г. Науменко // Теория и практика физкультуры, 1988. - № 4. - С.29-31
2. Ахмерова С.Г. Состояние здоровья и профессиональное долголетие учителя / С. Г. Ахмерова // Вестн. Башк. пед. ун-та. Сер.: Педагогика и психология. 2000 . N 1. - С. 10-16
3. Казин Э.М. основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с,
4. Лободин В.Т. Как сохранить здоровье учителя / В.Т. Лободин, Г.В. Лавренова, С.В. Лободина. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 136 с.
5. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология / Л.М. Митина // Нар. образование.-1998.-№ 9-10.- С.166-170
6. Рубина Л.Я. Профессиональное и социальное самочувствие учителей / Л.Я. Рубина // Социологические исследования, 1996. - № 6. - С. 63-75

Опубликовано на Порталусе 11 октября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): профессиональное здоровье, режимы двигательной активности



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама