Рейтинг
Порталус

О создании конкурентоспособной системы олимпийской подготовки спортсменов

Дата публикации: 05 сентября 2014
Автор(ы): Кряж В.Н. профессор, Кряж З.С. доцент
Публикатор: гуманизм
Рубрика: СПОРТ Статьи о спорте →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1409940348


Кряж В.Н. профессор, Кряж З.С. доцент, (c)

Кряж В.Н., Кряж З.С. О создании конкурентоспособной системы олимпийской подготовки спортсменов // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды : Материалы X Международной научно-практической конференции (Гомель , 3-4 октября 2013). В двух частях. Часть 2./ Под ред. Г.И. Нарскина. — Гомель, ГГУ, 2013. — С. 53-56.


В настоящее время в нашей стране функционирует неконкурентоспособная система олимпийской подготовки. Об этом свидетельствуют результаты Олимпиады 2012, являющиеся следствием ее несоответствия научным основа и современным мировым тенденциям развития олимпийской подготовки [1 ; 2 3 и др.]. Несоответствие начинается с того, что мы распыляем свои силы на 59 видов спорта. В результате только 30% учебных отделений ориентированы на подготовку спортивного резерва в тех видах спорта, которые приносили нашей стране олимпийские медали. Такой же процент (29%) отделений спортивных школ отвлекают на себя спортивные игры, не давшие ни одной олимпийской медали команде суверенного белорусского государства и не имеющие перспектив дать их в будущем. Немедалеемкие и бесперспективные в плане завоевания олимпийских медалей виды спорта отвлекают на себя львиную долю совокупных материальных средств, занимающихся, кадровых и других ресурсов.
В специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва наблюдается странная специализация. Например, в Витебской УСУ СДЮШОР «Комсомолец» культивируется семь видов спорта, в том числе такие виды как водное поло, тхэквондо, футбол, которые никогда не приносили и в обозримом будущем не принесут нашей стране олимпийских медалей. В УСУ Оршанская государственная СДЮШОР № 1 культивируются пять видов спорта, в том числе шахматы – замечательный вид спорта, но заниматься ним надо в другой системе услуг. Минская ГУ МОК СДЮШОР «специализируется» по 14 видам спорта, включая четыре вида единоборств, спортивную игру, три вида гребли, легкую атлетику, плавание, стрельбу из лука и стрельбу пулевую, теннис и триатлон. Рассмотренные примеры дают основание задуматься о том, насколько современна такая «специализация» системы подготовки олимпийского резерва.
Этот перечень может быть продолжен. В результате мы имеем исторически сложившуюся, приспособленную к ведомственным и местным интересам, регулируемую устаревшими оценками бессистемную совокупность организаций и учреждений, ответственных за подготовку спортсменов. Современной конкурентоспособной системы, объединенной единой целью, концепцией ее достижения, подкрепленной программой деятельности по ее реализации, обеспеченной необходимыми и достаточными ресурсами у нас пока нет. Ее необходимо создавать на базе сложившейся практики.
Чтобы вплотную приблизиться к первой десятке стран в общем медальном зачете, а затем и войти в нее, надо противопоставить Бразилии, Нидерландам, Украине, Канаде, Ирану, Венгрии, Новой Зеландии, Испании, Кубе, Казахстану и другим более эффективную, чем у них конкурентоспособную систему олимпийской подготовки спортсменов. Сделать это можно, используя передовой опыт, дополненный инновационным содержанием. Наиболее приемлемым прототипом отечественной конкурентоспособной системы олимпийской подготовки, который может быть адаптирован к условиям нашей страны, с учетом эпохальных и системных поправок, является, система олимпийской подготовки ГДР.
Чтобы использовать его, необходимо, прежде всего, определиться с приоритетными видами спорта, интегрировать учреждения и организации, ответственные в нашей стране за обеспечение подготовки спортсменов высшей квалификации в этих видах, в единую, саморегулируемую синергетическую систему. Сложившуюся пеструю совокупность организаций и учреждений, ответственных за олимпийскую подготовку спортсменов по приоритетным видам спорта, начиная с комплектования групп начальной подготовки и заканчивая участием в Олимпийских играх, необходимо трансформировать в отлаженную четырехуровневую систему. Системообразующим фактором системы должен стать конечный результат ее функционирования – место нашей страны в первом десятке стран по итогам участия в Олимпийских играх.
Все компоненты каждого отдельно взятого уровня этой системы, независимо от ведомственной принадлежности и вида спорта должны выполнять единые, характерные для этого уровня функции, не дублируя функции смежных уровней. Для каждого уровня системы должны быть разработаны специфические для каждого вида спорта показатели, критерии оценки эффективности функционирования, обеспечивающие соответствие процесса подготовки спортсмена закономерностям достижения результатов международного уровня [1, 2, 3 и др.]. Вся система должна функционировать в соответствии с принципами: единства структуры и требований системы для всех ее компонентов, преемственности содержания и результатов деятельности различных уровней функционирования, необходимой достаточности ресурсного обеспечения и другими.
Первый (высший) уровень функционирования должен включать систему современных специализированных, тренировочных центров олимпийской подготовки (СТЦОП) по каждому приоритетному виду спорта. Количество СТЦОП, кадровый состав, численность тренирующихся в них спортсменов, ресурсное обеспечение определяются с учетом комплекса факторов. Основным среди них является количество спортсменов основного состава и ближайшего резерва сборной команды по виду спорта, способных претендовать на завоевание олимпийских медалей, тренирующихся на профессиональной контрактной основе, достаточное для создания конкурентной среды. Второй уровень должен включать дочерние ШВСМ и УОР, готовящие юниоров-кандидатов в национальные сборные команды и ближайший резерв по приоритетным видам спорта, тренирующихся круглогодично на полупрофессиональной основе. Количество ШВСМ и УОР должно быть достаточным для обеспечения конкурентной среды в СТЦОП. Третий уровень должен включать СДЮШОР, обеспечивающие круглогодичную подготовку юных спортсменов по приоритетным видам спорта, необходимую для пополнения ШВСМ и УОР. Количество СДЮШОР и качество подготовки их выпускников, должны быть достаточными для комплектования контингентов ШВСМ и УОР. Поставщиками кандидатов для поступления в СДЮШОР являются комплексные детско-юношеские спортивные школы (КДЮСШ), осуществляющие начальную подготовку по видам спорта с 6-8 до 10-11 лет. Этот уровень системы олимпийской подготовки является ее базисом. Он так тесно связывает ее с системой общего среднего образования, как пуповина связывает ребенка с утробой матери. Количество таких школ по приоритетным видам спорта должно быть достаточным для комплектования СДЮШОР. Эта двухсторонняя связь должна регламентироваться единым положением КДЮСШ.
СТЦОП создаются по тем видам спорта и спортивным дисциплинам, в которых уже есть спортсмены, входящие в мировую элиту (возможно шестерку или десятку, в зависимости от возраста, вида спорта, конъюнктуры в нем и др. факторов), тренеры, способные готовить олимпиоников. Должна быть спортивная база, соответствующая международным требованиям, или реальная перспектива ее создания, а также реальная возможность создать среду, пополняющую ближайший резерв основного состава центра. Имеются в виду группы начальной спортивной подготовки в КДЮСШ, СДЮШОР, УОР и ШВСМ. СТЦОП должны дислоцироваться в том регионе, где есть база, в которой готовятся спортсмены и готовящие их специалисты. Вся деятельность по созданию системы должна вестись рационально, руководствуясь принципом необходимой достаточности. Попав в основной состав, спортсмен не должен отвлекаться на учебу и другие занятия не связанные с тренировочным процессом. Но у него должна быть гарантия зачисления в вуз или получения рабочей профессии с сохранением обеспечения. Кроме этого спортсмен должен быть все время занят. Все это и многое другое относится к понятию «система олимпийской подготовки».
Центральным системообразующим ядром всей системы является комплексный научно-методический и медицинский центр олимпийской подготовки (КЦОП). Это должен быть оборудованный по последнему слову спортивной науки и техники мозговой центр, приспособленный к выполнению задач научного, медицинского, методического обслуживания, кадрового обеспечения системы подготовки спортсменов, повышения квалификации и переподготовки кадров. Он должен обеспечивать проведение этапных комплексных обследований (ЭКО), углубленных медицинских обследований (УМО), научно-методическое обеспечение централизованных сборов на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки на уровне индивидуального обслуживания спортсмена. В его функции должны входить консультации специализированных центров по текущей коррекции динамики тренировочных нагрузок, методике учета и анализа тренировочных нагрузок и адаптации к ним спортсменов. КЦОП должен осуществлять координацию деятельности и осуществлять консультации региональных диспансеров и групп поддержки СТЦОП при факультетах физической культуры, и оказывать другие услуги, которые не могут быть получены СТЦОП на месте. В его функции по нашему мнению, должна входить разработка на договорной основе методических рекомендаций для федераций по методике отбора, тренировки, контроля на различных уровнях олимпийской подготовки, разработка программ для различных видов спорта и многое другое.
Таким образом, Комплексный центр Олимпийской подготовки должен быть научным, методическим, медицинским, учебным, а по ряду видов спорта главным тренировочным центром всей системы олимпийской подготовки в стране. В соответствии с мировым опытом создания подобных центров (а наш должен быть эффективнее своих предшественников), справиться с такими функциями в состоянии только научно-учебно-производственное объединение, включающее:
– Белорусский государственный университет физической культуры;
– Научно-исследовательский институт физической культуры;
– Республиканский диспансер спортивной медицины со стационаром для проведения совместно с НИИФК и кафедрами БГУФК ЭКО, УМО, медико-восстановительные процедуры и лечение спортсменов;
– лабораторию допинг-контроля;
– вычислительный научный центр, обеспечивающий плановую статистическую обработку данных Комплексного центра олимпийской подготовки;
– отдел разработки специального спортивного оборудования с экспериментальным производством;
– институт повышения квалификации;
– двухгодичную высшую школу тренеров имени выдающегося тренера, подготовившего наибольшее количество ЧОИ, ЧМ, ЧЕ для выпускников училищ олимпийского резерва: мастеров спорта, ЧЕ, ЧМ, ЧОИ, дающую высшее физкультурное образование на базе среднего специального образования, полученного в УОР, с присвоением специальности «тренер по виду спорта»;
– отдел идеологической и воспитательной работы;
– отдел международных связей;
– центр специализированного питания;
– культурно-развлекательный центр.
В КЦОП и в СЦОП должны работать лучшие отечественные и приглашенные зарубежные специалисты, квалифицированные технические и медицинские работники и подобранный по деловым качествам обслуживающий персонал. Чтобы укомплектовать Комплексный центр олимпийской подготовки наиболее квалифицированными кадрами и оборудованием, ему необходимо придать статус учебно-научно-производственного комплекса высшей категории. Для этого потребуется специальное решение Президента и постановление Правительства Республики Беларусь.
Создать такую систему может только команда единомышленников, объединенная общей идеей. Осуществлять успешное руководство такой системой, по нашему пониманию, сможет только разработавший ее идеологию, концепцию, структуру, программу ее создания и функционирования коллектив. Поэтому работу по созданию конкурентоспособной системы надо начинать с подбора команды. Без команды, способной создать такую систему, преодолеть кризис не помогут никакие административные меры и финансовые вливания. Это должна быть команда компетентных, увлеченных идеей специалистов, стремящихся к самореализации в сфере спорта, способная преодолеть все трудности на пути к поставленной цели и объединить вокруг себя тренеров и спортсменов. По опыту немецких специалистов ГДР в начале создания системы олимпийской подготовки (вторая половина 50-х, начало 60-х годов) наибольшие трудности возникали в преодолении: недоверия практиков к научным работникам, нежелания подчинить подготовку членов сборных команд, ближайшего резерва и пополняющих ее детско-юношеских спортивных школ единой концепции, убежденности каждого тренера, в том, что только он правильно строит тренировочный и воспитательный процесс. В ГДР с закрытыми границами было проще, чем сейчас удержать специалистов и убедить их в том, что они должны подчиниться коллективному замыслу, реализуя разработанную программу.
Наш многолетний опыт работы в сфере физической культуры и спорта, в том числе в качестве тренеров, результаты общения с отечественными и зарубежными учеными и практиками, личный обмен опытом с ГДР, данные научной литературы дают основание для следующего утверждения. В нашей стране, несмотря на многочисленные проблемы, существуют необходимые предпосылки и условия для создания конкурентоспособной системы подготовки спортсменов высшей квалификации, позволяющей достойно представить нашу страну на Олимпийских играх. В таких видах спорта и спортивных дисциплинах как гимнастика художественная, гребной спорт, плавание, велоспорт (трек), биатлон, стрельба и др. созданы спортивные базы, позволяющие готовить спортсменов международного класса. Сохранилась еще группа опытных тренеров высшей квалификации, вокруг которой можно собрать и объединить следующее поколение молодых тренеров. В стране создана система повышения квалификации и переподготовки кадров, с помощью которой можно поднять уровень подготовленности молодых тренеров, но для этого надо поднять ее содержание до международного уровня, отказавшись от местечкового мышления. У нас еще сохранилась группа опытных ученых-практиков, которые уже не могут в связи с их возрастом вести практическую работу, но способны системно мыслить и осуществлять научное сопровождение подготовки спортсменов и целевую переподготовку тренерских кадров с учетом многоуровневой системы подготовки спортивного резерва и сборных команд по олимпийским видам спорта.
Но для этого группа ученых вместе с опытными чиновниками, представителями федераций и ведущими тренерами, во главе с заместителем министра, ответственным за создание системы олимпийкой подготовки, должна принять самое активное участие в ее создании. Мы имеем ввиду первоочередное:
– обоснование перечня приоритетных видов спорта, «спутников» приоритетных видов спорта, видов спорта с низким уровнем ожидания олимпийских медалей, видов спорта, не имеющих пока никаких перспектив на завоевание олимпийских медалей;
– разработку общей концепции и перспективного плана олимпийкой подготовки в этих видах спорта на два олимпийских цикла;
– разработку рабочей программы реализации концепции и перспективного плана олимпийкой подготовки в этих видах спорта на олимпийский цикл;
– разработку содержания подготовки в приоритетных видах спорта, видах спорта с низким уровнем ожидания олимпийских медалей, в текущем олимпийском цикле;
– разработку системы научно-методического обеспечения в этих видах спорта в текущем олимпийском цикле.

Опубликовано на Порталусе 05 сентября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): олимпийский спорт, приоритетные виды, конкурентоспособная система подготовки



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама