Рейтинг
Порталус

ОБРАЗОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ КАК ГУМАНИТАРНЫЙ ФЕНОМЕН

Дата публикации: 23 октября 2014
Автор(ы): В. В. Черняев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СПОРТ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 11, 2010, C. 11-16
Номер публикации: №1414090881


В. В. Черняев, (c)

В. В. Черняев, доктор педагогических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Липецкого филиала ОРАГС, академик Международной академии наук педагогического образования

 

E-mail: orags@admlr.lipetsk.ru

 

Модернизированное профессиональное образование видит своей целью переориентацию на всестороннее индивидуальное развитие и личностное становление. Невозможно обеспечить высокий уровень профессиональной компетентности без гуманитарного образования, без понимания будущими специалистами гуманитарных ценностей физической культуры. В статье рассматривается подход к развитию у студентов гуманитарных компетенций в рамках физического воспитания.

 

Ключевые слова: образование по физической культуре, гуманитарная парадигма, гуманитарное знание, физическая культура личности, ценности физической культуры, методика физической культуры, физкультурно-спортивная деятельность, личностно ориентированное образование.

 

Гуманитарный подход к образованию - это подход к действительности с точки зрения человека и во имя человека, это попытка увидеть мир в его "человеческом измерении". Отношение к человеку лишь с биологической точки зрения оставляет за скобками

 
стр. 11

 

такие собственно человеческие проявления, как ценности, смыслы, достоинство, свободу, ответственность и др. Гуманитарный взгляд, концентрируясь на этих наиболее сущностных проявлениях человеческой природы, совпадает с гуманистической точкой зрения на явления образовательного процесса.

 

Гуманитарное знание - это знание, призванное изучать человека в его целостности как природного и биологического существа, носителя социальных функций, хранителя культурной информации. Такое его понимание позволяет отнести к гуманитарным наукам так называемые науки "двойного подчинения", располагающиеся на стыке знаний о природе, обществе, культуре. К их числу с полным основанием можно отнести и науку о физической культуре.

 

Выбор гуманитарной парадигмы в современном образовании объясняется тем, что человек в образовательном процессе недостаточно развивается именно как человек, а не как носитель определенных функций, информации, интеллекта. Применительно к высшему образованию это предполагает становление профессиональной компетентности, эрудиции, творческих начал и культуры личности. В этом видится ее главное отличие от прежней парадигмы, которая была в основном парадигмой обучения, ведущими ориентирами которой выступали знания, умения, навыки, общественное воспитание. Гуманитарная парадигма, не отменяя прежнего, провозглашает более высокое качество образования.

 

Консерватизм образования позволял естественнонаучному подходу длительный период сохранять монополию в обосновании процессов и явлений российской высшей школы. Однако его несоответствие идеям личностно ориентированной педагогики способствовало научной разработке новых подходов к образовательной теории и практике. Обращение к гуманитарной ценности образования позволяет сделать его личностно ориентированным, субъективно значимым для каждого человека.

 

Гуманитарные науки и знания, к которым принадлежит и физическая культура, как наиболее чувствительные к социально-экономическим изменениям, происходящим в обществе, определяют направленность развития содержания современного образования.

 

Формирование новой системы представлений о ценностях физической культуры исследователи связывают с обращением к человеку как мере всех вещей, его нравственному самоопределению и индивидуальному действию. В гуманитарном образовании физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры студента; важнейшая динамическая характеристика его личностного развития; фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия; способ и меру реализации его сущностных сил и способностей [5].

 

Не подлежит сомнению вывод о том, что ценности образования не могут быть навязаны человеку извне, а должны быть поняты и приняты субъектами педагогического процесса. Поэтому современные образовательные доктрины отказались от искусственного подведения всех под одну норму и провозглашают индивидуальность личности главной ценностью воспитания.

 

Вместе с тем приходится констатировать, что в представлениях определенной части специалистов физической культуры приоритеты образования не отражают главного - личностной ценности образования, индивидуально мотивированного и стимулированного отношения человека к собственному образованию, его уровню и качеству.

 

Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самореализации здорового стиля жизни, ориентацией на самостоятельные занятия физкультурно-спортивной деятельностью.

 

Гуманитарная ценность физической культуры не может ограничиваться овладением разнообразными способами двигательной деятельности, целенаправленным воздействием на физические кондиции и физиологические проявления человеческого организма. Она распространяется на формирование и развитие личности студентов, подготовку специалиста-профессионала, способного к активной трудовой, творческой деятельности, физическому совершенству, духовно-нравственному саморазвитию.

 

Степень усвоения личностью ценностей физической культуры зависит от ее созна-

 
стр. 12

 

ния, позволяющего определять принципы и нормативы мотивированного, индивидуального их значения для субъекта. В этом смысле ценности являются условием и результатом самоопределения и самореализации личности в физкультурно-спортивной деятельности.

 

Осмысление теории и методики физической культуры с позиций гуманитарного знания позволяют по-иному подойти к соотношению ее базовых понятий - "физической культуры личности" и "двигательной, физической активности человека". Их нетождественность отмечала еще в начале века И. М. Быховская, указывая на невозможность ограничивать понятием "физическая активность" характеристику телесно-двигательных проявлений человека. Культурное бытие телесности определяется, по ее мнению, не ее орудийным использованием для достижения некоторой внешней цели, а наполнением ее внутренним содержанием, осмыслением ее как "внешней формы внутреннего мира"; личностный смысл телесности выявляет содержащийся в ней потенциал для самораскрытия, самореализации индивида, выявлении им своей самости [4].

 

Специфической особенностью физической культуры является одновременная направленность на двигательную сферу человека и социально-психологические стороны его организации. Она предполагает формирование универсального тела, способного не только к определенной социальной роли, но и к универсальной деятельности, формирование субъекта, нуждающегося в знаниях о становлении себе подобных, в передаче своего социального опыта подрастающему поколению в сфере физической активности, образе жизни.

 

Специфическое предназначение личностно ориентированного образования видится в выделении обучающегося в качестве основного субъекта образовательного процесса, определяющего его направленность на непрерывное развитие целостной личности специалиста, его профессиональной компетенции.

 

Совершенно очевидно, что достижение высокого уровня профессиональной компетентности невозможно без формирования гуманитарной культуры будущих специалистов, в том числе усвоения ими ценностей физической культуры. При этом важнейшими компонентами физической культуры личности студента выступают мировоззрение, система ценностей, мотивационно-ценностная ориентация на физическое совершенство, необходимый объем специальных знаний, умений и навыков, а также способность их реализовать в профессиональной и личностной деятельности.

 

Профессиональные компетенции, положенные в основу содержания государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения, не могут быть в полной мере реализованы без формирования психологической, психофизиологической и физической готовности специалиста к выполнению профессиональных обязанностей [7]. Все они играют немаловажную роль в профессиональной деятельности современного специалиста, реализуют идеи самоценности человека, самовоплощения его сущностных сил и способностей.

 

Единство общей, профессиональной и физической культуры личности подчеркивает функциональное единство всех элементов культуры, оставляя при этом, следуя диалектической логике соотношения части и целого, возможность проявления их относительной автономности и своеобразия. Рассмотрение физической культуры в контексте общей и профессиональной культуры будущего специалиста способствует гармонизации духовного и телесного развития, выступает важным компонентом гуманитарной компетенции специалиста.

 

Включение гуманитарной компетенции образования в число профессиональных компетенций специалиста актуализирует значение модернизации образования в области физической культуры, определяет ориентацию содержания обучения на развитие личностного роста его субъектов посредством расширения и углубления гуманитарной ценностной базы учебного процесса.

 

Образование по физической культуре по своей сути не может быть негуманитарным, поскольку оно вбирает в себя ценности, мысли, взгляды на человека, отраженного в культуре, формирует у него способность к проектированию собственной деятельности, ее самооценке и самоконтролю. Его гуманитарная функция проявляется в обращении к

 
стр. 13

 

внутреннему миру студента, создании у него нравственных ориентиров, приобщении к достижениям духовной и физической культуры, стимулировании процессов рефлексии, саморазвития и самосовершенствования.

 

Физическая культура становится частью гуманитарной культуры будущего специалиста, когда в процессе физкультурно-спортивной деятельности приобретается опыт познавательно-аналитической, преобразовательной, оценочной, творческой, коммуникативной деятельности путем систематического приращения студентами гуманитарных знаний и опыта их практического использования.

 

Ориентация гуманитарного подхода к образованию предполагает и соответствующую гуманитарную методологию. В первую очередь изменяются акценты и логика познания, при которых важным становится не столько понимание неких фактов и влияния на них тех или иных факторов, сколько отношение человека к этим воздействиям, смысл которых они для него приобретают.

 

Педагогика высшей школы рассматривает человека как целостное явление, аккумулирующее в себе различные процессы, протекающие в окружающей среде. Чтобы развернуть свои образовательные возможности, он нуждается в постоянных импульсах извне. Роль импульса, вызывающего к жизни силы индивидуума, могут играть определенные лица, их действия, дела и окружение, которые в совокупности образуют гуманитарную среду вуза.

 

Совместная деятельность и общение являются решающими факторами развития самосознания студентов благодаря тому, что они становятся субъектами взаимного межличностного отражения, отношений и взаимодействия. В свою очередь, самосознание выступает как внутреннее условие и предпосылка активной учебной и профессиональной деятельности и может служить показателем успешности интеллектуального, социального и профессионального развития.

 

Важной чертой гуманитарного познания является смещение акцента с выведения общих законов на поиск индивидуального, особенного. Поведение одного человека может соответствовать определенным закономерностям, но может быть и "ошибочным", не вполне соответствующим закономерностям (социальным, психологическим, законам логики и т. д.). "Если в физическом мире законосообразный результат внешнего воздействия - норма и исходный пункт анализа, то в мире гуманитарном в отношении человека как личности однозначные автоматические реакции в ответ на воздействие могут свидетельствовать о проблемах или даже нарушениях" [3, с. 17].

 

По этой причине сегодня возрастает интерес психолого-педагогической науки не к социально-массовым явлениям, а к явлениям личностно-индивидуальным, духовно-уникальным. Идея такого антропоцентризма, по мнению В. С. Бакирова, выражается "в признании приоритета интересов, прав и свобод не науки, не государства, не группы, а суверенной человеческой личности" [1, с. 72].

 

Гуманитарные ориентиры образования позволяют по-новому подойти к проблеме разработки соответствующих технологий обучения и воспитания. Направленность на реализацию самости - самовоспитания, самообразования, самоанализа, самоопределения, самоидентификации и других характеристик личности как самоорганизующегося субъекта, "очерчивают объектное поле субъектной педагогики" [8, с. 4].

 

Сущностная специфика субъектной технологии образования заключается не столько в передаче знаний, сколько в обучении жить, раскрытии творческой индивидуальности, современном личностном росте педагога и учащихся, нахождении оптимальных для каждого человека путей личностного и профессионального роста. Приоритет в этом случае остается не за объективным знанием, а за субъективным смыслом, который приобретает усваиваемое содержание для студента.

 

В содержании современного образования фокус сосредоточен на средствах мышления и деятельности, при этом знания и нормы присутствуют в нем как вспомогательные ситуативные элементы [9]. Знание выступает не как готовый результат, некая формула, подлежащая усвоению, а как результат определенного рода деятельности. С этих позиций деятельность и ее способы становятся предметом усвоения студентами путем ее активного воспроизведения в образовательном процессе.

 

Опираясь на личностно ориентированный подход к образовательному процессу,

 
стр. 14

 

цель педагогической деятельности (развитие личности) достигается не в сравнении обучающегося с каким-либо стандартом, а прежде всего по тем изменениям, которые произошли "по отношению к нему самому - вчерашнему, сегодняшнему, завтрашнему" [6, с. 48].

 

В свою очередь, актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они - показатель личностной зрелости и одновременно условие ее достижения. С выраженным стремлением к саморазвитию связаны и профессиональные успехи, достижение профессионального "акме", а также и профессиональное долголетие.

 

Образовательный процесс по физической культуре при личностно ориентированном подходе предоставляет каждому обучающемуся, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании учебной деятельности и учебном поведении. При этом содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.

 

Современная образовательная технология принципиально отказывается от технократического подхода к образованию. Являясь специфическим способом интеграции человеческих знаний, образовательная технология изучает человека в его целостном проявлении, поскольку "разорванность в его познании рождает, в конечном счете, фрагментарность в познании мира" [2, с. 33].

 

Соединение формально-логической и эмоционально-образной составляющих приводит к необходимости понимания образовательного процесса, объединяющего в себе структурность и образность. Сущность образовательной технологии определяется диалогом старшего и младшего; исторического прошлого, современной реальности и желаемого будущего; рационального и чувственного; ума и души; гуманитарного и естественного знания и др.

 

Использование прогрессивных образовательных технологий усиливает содержание образовательной деятельности. Получая образование, субъект не только усваивает определенный объем знаний, но и обретает способность фокусировать эти знания таким образом, чтобы замечать только то, что надо увидеть; ставить лишь такие вопросы, которые будут разумными и осмысленными; оценивать лишь то, что надо оценивать.

 

Отправной точкой в построении процесса обучения становится не только программное содержание, но и предшествующий познавательный опыт студента, включающий имеющийся у учащихся багаж знаний, а также индивидуальные технологии осуществления познавательной деятельности.

 

Ориентир на профессиональную компетентность предполагает включение в учебный процесс активной деятельности всех личностных структур сознания студентов, в результате чего формируются способности к самореализации личности посредством самоорганизации ее сознания, работающего с содержанием знаний, умений, навыков на рефлексивном уровне.

 

В условиях рыночных механизмов хозяйствования значительно актуализировалась проблема гуманитарной компетенции специалистов, которые призваны основательно ориентироваться в таких слагаемых любой деловой структуры, как формальные и неформальные отношения, морально-психологический климат, духовные ценности, эргономические и гигиенические условия трудовой деятельности и т. д.

 

Чтобы практически действовать в этих направлениях, будущему специалисту полезно владеть набором технологий, помогающих обрести такие качества, как личное обаяние, самосбережение здоровья и душевного оптимизма, упреждение и преодоление конфликтов, навыки индивидуальной работы с личностью, конструирование социума, стимулирование профессионального честолюбия.

 

Смещение акцента в сторону организации гуманитарно-учебной деятельности студентов предполагает актуализацию учебного процесса, характеризующегося высокой профессиональной культурой будущих специалистов.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира // Общественные науки и современность. - 1993. - N 1. - С. 68 - 77.

 
стр. 15

 

2. Белозерцев Е. П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. - 1998. - N 3. - С. 30 - 35.

 

3. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования: Психолог, аспекты. - М: Смысл, 1999.

 

4. Быховская И. М. "Homo somatikos": Аксиология человеческого тела. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.

 

5. Виленский М. Я., Черняев В. В. Гуманитарные ориентиры физической культуры в подготовке специалистов // Педагогическое образование и наука. - 2002. - N 3. - С. 14 - 18.

 

6. Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. - М., 1998.

 

7. Сластенин В. А. Профессиональная деятельность и личность педагога // Педагогическое образование и наука. - 2000. - N 1. - С. 37 - 38.

 

8. Сластенин В. А., Аксенова Г. И. Субъектно-деятельностный подход в образовании // Научные труды МПГУ - М.: Прометей, 2000.

 

9. Щедровицкий П. Г. Пространство свободы // Народное образование. - 1997. - N 1. - С. 46 - 51.

 

EDUCATION ON PHYSICAL TRAINING AT HIGHER SCHOOL AS A HUMANITARIAN PHENOMENON

 

V. V. Tchernyaev, doctor of pedagogical sciences, deputy director on teaching and educational work of the Lipetsk Branch of the Orel Regional Academy of Public Service, academician of the International Teacher's Training Academy of Science

 

Modernized professional education necessitates its goals to be re-oriented to all-round individual development and personal formation. It is impossible to ensure a high level of professional competence without humanitarian education, with future specialists understanding humanitarian values of physical education. The article considers an approach to development of students' humanitarian competence within physical education based.

 

Keywords: education on physical training, humanitarian paradigm, humanitarian knowledge, physical training of a person, value of physical training, physical training technique, sports activity, personal focused education.

Опубликовано на Порталусе 23 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама