Рейтинг
Порталус

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Дата публикации: 03 ноября 2014
Автор(ы): Л. В. Блинов, И. А. Макарова, В. В. Федоров
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СПОРТ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 6, 2012, C. 81-85
Номер публикации: №1414998418


Л. В. Блинов, И. А. Макарова, В. В. Федоров, (c)

Л. В. Блинов, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной и инновационной работе Дальневосточного государственного гуманитарного университета (г. Хабаровск), академик Международной академии педагогического образования

 

E-mail: astrax@list.ru

 

И. А. Макарова, кандидат педагогических наук, проректор по учебно-методической работе Амурского областного института повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров

 

E-mail: makariky@rambler.ru

 

В. В. Федоров, доктор педагогических наук, профессор Дальневосточной государственной академии физической культуры

 

E-mail: w570@mai.ru

 

Статья посвящена проблеме формирования "культуры здоровья" подрастающего поколения, ценностному отношению и выработке прочных навыков здорового образа жизни у школьников с ЗПР и нарушением развития интеллектуальной сферы. Предлагается це-

 
стр. 81

 

постная система психолого-педагогических условий, средств и технологий, обеспечивающих успешность этого процесса.

 

Ключевые слова: "культура здоровья", здоровый образ жизни, здоровьесбережение, эмпатия, социальная адаптивность, социальная перцепция, интеграция, физическое и психическое здоровье, физкультурно-оздоровительная деятельность.

 

В современном российском обществе остро стоит вопрос здоровьесбережения населения. Прежде всего, это связано с постоянным ухудшением здоровья как взрослых, так и детей. На состоянии здоровья сказывается неблагоприятная экология, низкий материальный уровень населения, низкий уровень валеологического образования или его полное отсутствие.

 

Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название "формирование культуры здоровья". Это сложный интегративный процесс.

 

"Все процессы нашего поведения, как и наше восприятие, не складываются просто как сумма из отдельных элементов, а напротив, и наше действие, и наше восприятие представляют собой известное целое, свойствами которого определяется функция и значение отдельной части, входящей в его состав" [1, с. 39]. В формулировке этого закона (Л. С. Выготский и А. Р. Лурия) прослеживается мысль о том, что целостная личность есть интегрированный человек, продукт персоналистической и личностной направленности, трансформации когнитивно-познавательной, эмоционально-оценочной и духовно-нравственной сфер личности, в совокупности определяющих базовую сущность процесса формирования "культуры здоровья".

 

С позиции персоналистической парадигмы, формирование "культуры здоровья" - это процесс возвращения человека к самому себе и одновременно ко всему миру. "Культура здоровья" немыслима без органичного включения человека в окружающий мир. Поэтому в интеграционном процессе формирования "культуры здоровья" можно выделить следующие его составляющие:

 

- интеграцию человека с самим собой как с индивидом и существом человеческого рода (подобное рождает подобное, социальный мир человека предстает для индивида в образе совокупного "значимого другого");

 

- интеграцию личности с другими людьми, вхождение в референтную группу (ценности продуцируемые группой, являются для индивида эталонами поведения);

 

- интеграцию с природой (понимание и принятие себя как микрокосма, единичного жизненного явления);

 

- интеграцию человека с культурой, искусством (в них скрыт опыт предшествующих поколений "культуры здоровья");

 

- интеграцию в профессиональном сообществе определенного социального института (эргономика).

 

Указанные аспекты интеграции в совокупности определяют "культуру здоровья" личности, которая является основополагающей мерой адаптации индивидуума в обществе. Проблема формирования "культуры здоровья" является стержневой в осуществлении процесса интеграция человека с самим собой как с индивидом и существом человеческого рода. Ее разрешение во многом определяет процесс благополучного возвращение ребенка с проблемами в развитии к нормам цивилизованного общественного бытия. Его основу составляют:

 

- эмпатия - вчувствование в мир другого человека, соотнесение его установок по отношению к окружающему миру с установками других людей с их мыслями, чувствами, убеждениями;

 

- "социальная адаптивность" - способность включаться в совместную деятельность с соблюдением норм, установленных определенной социальной общностью, понимание и принятие соответствующих моделей поведения;

 
стр. 82

 

- "социальная перцепция" - разрешение проблем, возникающих при согласовании собственных потребностей с потребностями других людей.

 

Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.

 

В связи с этим актуальной психолого-педагогической проблемой является восстановление у образовательных учреждений статуса института, призванного формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни, хорошем здоровье и ответственном отношении к среде обитания. В отличие от массовых школ, в школах, реализующих обучение по программам 7-го и 8-го видов для детей с ОВЗ, данное направление работы разработано недостаточно. В то же время категория детей с интеллектуальной недостаточностью требует особого внимания. Их здоровье из-за сложной структуры дефекта часто бывает ослабленным, включает много сопутствующих заболеваний. Психологической особенностью детей с ЗПР и нарушениями развития интеллекта является то, что они очень быстро приобщаются к плохим привычкам, самостоятельно не осознают наносимого ими вреда и не понимают значимости поддержания здоровья. Информация, касающаяся формирования навыков заботы о здоровье у учащихся, находит свое отражение в том или ином объеме в различных учебных предметах на разных годах обучения в специальной (коррекционной) школе. Однако из-за ряда причин (большой объем материала, посвященного вопросам здоровья, ограничение изучения тем по времени, особенности восприятия и усвоения учебного материала учащимися), знания детей о здоровье далеко не всегда становятся умениями. Тем более редко они применяются в самостоятельной практической жизнедеятельности.

 

Для формирования ценностного отношения к здоровью и выработки прочных навыков Здорового образа жизни у школьников с ЗПР и нарушением развития интеллектуальной сферы необходимо создание целостной системы психолого-педагогических условий, средств и технологий. Однако их реализация возможна только тогда, когда сами педагоги готовы к их реализации. Именно с этой целью в Амурском областном институте развития образования в содержание курсов повышения квалификации педагогов по физической культуре с 2009 г. был включен модуль "Особенности формирования привычки к здоровому образу жизни у детей с ОВЗ". Он рассчитан на 10 ч и включает практические и лабораторные работы, которые необходимо выполнить в условиях школы с конкретными учащимися.

 

В рамках КПК педагогов ориентируют на то, что формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:

 

1) глобальную - обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;

 

2) дидактическую - вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья; привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья; трудоспособности и долголетия;

 

3) методическую - вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путем, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.

 

Ориентируя учителей физической культуры на формирование ЗОЖ и профилактику вредных привычек, были выделены ведущие направления, учет которых необходим в планировании этого вида деятельности:

 

1) работа с семьей по повышению знаний и формированию положительной мотивации к ЗОЖ;

 

2) работа с педагогами по повышению компетентности в области приобщения детей к ЗОЖ;

 

3) информационно-пропагандистская деятельность по повышению уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения и способах укрепления здоровья;

 

4) физкультурно-оздоровительная деятельность и работа с детьми по формированию интереса к ЗОЖ.

 

Рассмотрим эти направления более подробно.

 
стр. 83

 

1. Работа с семьей по повышению знаний и формированию положительной мотивации к ЗОЖ. К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся информационная, воспитательно-развивающая, формирующая, охранно-оздоровительная, контролирующая, бытовая.

 

При прохождении КПК особое внимание педагогов обращается на то, что нужно четко сознавать задачи взаимодействия школы и родителей:

 

- формировать активную педагогическую позицию родителей;

 

- вооружать родителей педагогическими знаниями и умениями;

 

- применять активное участие родителей в воспитании детей.

 

В рамках КПК педагогов учат проводить:

 

- лектории (личная гигиена и распорядок дня, двигательный режим школьников);

 

- общешкольные родительские собрания по различным темам: "Ответственность родителей за невыполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних"; "Работа по формированию ЗОЖ у учащихся среднего звена"; "Пропаганда культуры питания в семье";

 

- консультации родителей по вопросам физического воспитания детей в семье, закаливание и укрепление их здоровья. Хорошим приемом является приглашение родителей на школьные спортивные мероприятия.

 

Из опыта подготовки учителей специалисты ПРО отметили, что результатами этой работы являются:

 

- изменение отношения родителей к вопросу воспитания детей, их здоровью;

 

- согласно результатам анкетирования среди родителей, они стали меньше курить в присутствии детей дома;

 

- во многих семьях профилактические беседы по ЗОЖ стали носить обязательный характер.

 

2. Работа с педагогами по повышению компетентности в области приобщения детей к ЗОЖ. Для того чтобы грамотно и правильно спланировать свою коррекционно-воспитательную работу внимание педагогов школы в первую очередь обращают на медицинскую документацию, изучение личных дел вновь прибывших учеников. Кроме того, исчерпывающую информацию дают психолого-педагогические службы, которые проводят различные диагностики (выявление способностей учащихся, мышления, агрессии, акцентуаций характера, нравственно-психологических особенностей трудного подростка, памяти, психологического климата в коллективе). Из таких исследований складываются мониторинги здоровья, воспитанности и мотивации к учебной деятельности. Анкетирование учащихся (выявление занятости детей, изучение познавательных интересов, отношение к школе, отношение к сквернословию, отношение к ЗОЖ и т. п.), и изучение их семей также являются отельными направлениями в подготовке педагогов к работе по формированию ЗОЖ.

 

В практику проведения КПК прочно вошел опыт проведения консультации по проведению спортивных часов в группах продленного дня, физминуток на уроках, организации прогулок, ежегодного составления плана работы физкультурно-оздоровительной направленности школы.

 

3. Информационно-пропагандистская деятельность по повышению уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения и способах укрепления здоровья. В рамках данного направления педагоги проходят мастер-классы по подготовке и выпуску стенгазет о здоровье, вредных привычках, оформлении стендов о спортивных событиях в школе и лучших спортсменах школы, осваивают методы активного привлечения учащихся в творческих конкурсах рисунков и плакатов о здоровье и о спорте.

 

4. Физкультурно-оздоровительная деятельность и работа с детьми по формированию интереса к ЗОЖ. Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребенка. Суть этого подхода заключается в том, чтобы при разработке и внедрении в образование различных технологий обучения реально учитывать закономерности психического развития детей. Здесь исключительное значение имеют, во-первых, самостоятельность каждого возраста - полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития; во-вторых, индивидуализация образования - учет способностей, интересов,

 
стр. 84

 

темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности.

 

Изменяется характер контроля в процессе обучения. Важную роль приобретают показатели возрастных и индивидуально-личностных возможностей и интересов ребенка, показатели социализации детей, а также показатели здоровья школьников.

 

Контроль качества обучения - это, прежде всего, контроль психолого-педагогических условий образования, а не комплекс требований, предъявляемых к ребенку. Без формирования у детей навыков полноценной учебно-познавательной работы, сохранения особой познавательной мотивации, становления самосознания и самооценки ребенка как субъекта учебной деятельности нельзя говорить о здоровьесберегающем обучении.

 

Часть информации о правилах здоровьесбережения школьники получают от врачей, тематических лекций специалистов. Однако внеурочные мероприятия по формированию ЗОЖ проводятся нерегулярно. Для достижения желаемых результатов у учащихся необходимо формировать готовность к овладению знаниями и навыками в области здоровьесбережения, формировать мотивацию к ведению здорового образа жизни.

 

Практика позволяет отметить, что лишь в случае сочетания как школьных урочных, так и внеклассных форм обучения, привлечения в этот процесс специалистов различных профилей и родителей возможно получение позитивного и устойчивого эффекта в формировании ЗОЖ.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Вступит, ст. А. Асмолова. - М: Педагогика-пресс, 1993.

 

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF CULTURE OF HEALTH

 

L. V. Blinov, doctor of pedagogical sciences, professor, prorector on scientific and innovative work of the Far East State Humanitarian University, academician of the International Academy of Pedagogical Education

 

L. A. Makarova, candidate of pedagogical sciences, vice-rector on Educational and Methodical Work of the Amur Regional Institute of Improvement of Professional Skill and Professional Retraining of Personnel

 

V. V. Fedorov, doctor of pedagogical sciences, professor of the Far East State Academy of Physical Training

 

The article is devoted a formation problem of "culture of health" rising generation, to the valuable relation and developments of strong skills of a healthy way of life at schoolboys with a delay of mental development and infringement of development of intellectual sphere. The complete system of psychology-pedagogical conditions, means and the technologies providing success of this process is offered.

 

Key words: "culture of health", a healthy way of life, a healthy-saving, a social adaptation, integration, a physical and philological healthy, a physical-sanitation activity.

Опубликовано на Порталусе 03 ноября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама