Рейтинг
Порталус

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Дата публикации: 03 ноября 2014
Автор(ы): О. Ю. Масалова, М. Я. Виленский
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СПОРТ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 9, 2012, C. 36-42
Номер публикации: №1415005057


О. Ю. Масалова, М. Я. Виленский, (c)

О. Ю. Масалова

 

кандидат педагогических наук, доцент Смоленского гуманитарного университета

 

Тел.: 8-910-726-44-43

 

М. Я. Виленский

 

доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, главный ученый секретарь Международной академии наук педагогического образования, академик Международной академии наук педагогического образования

 

Тел.: (495) 433-36-38

 

Успешность образовательного процесса по физической культуре в высшей школе оценивается по овладению студентами компетенцией в этой сфере. Выявлена роль компетентностного подхода в формировании физической культуры студентов. Раскрыто содержание компетенции физической культуры. Приведена характеристика уровней компетентности в сфере физической культуры.

 

Ключевые слова: компетентность, компетенции, образование, физическая культура, образованность, компетентная готовность к продуктивной деятельности в сфере физической культуры, уровни компетентности.

 

Компетентностный подход нацеливает на формирование у студентов в образовательном процессе компетенций и готовности к их практической реализации, развитие важных для профессии и жизнедеятельности качеств. Компетенция и компетентность, по мнению исследователей, как главные категории компетентностного подхода предстают системными образованиями с собственными генезисом и целевыми функциями, призванными обеспечить системную интеграцию образования, рост системного социально-профессионального качества выпускника вуза [2; 4]. Методологическая эффективность категории "компетентность", по мнению некоторых ученых, связана с тем, что она шире понятия "знание" и включает в себя не только когнитивную и операциональную (технологические) составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [2; 5; 7 и др.].

 

Так, А. В. Хуторской определяет компетентность как владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности, совокупность личностных качеств (ценностно-смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [7].

 

И. А. Зимняя выделяет в компетентности пять компонентов: готовность к ее проявлению (т. е. мотивационный аспект), где го-

 
стр. 36

 

товность рассматривается как мобилизация субъектных сил; владение знанием ее содержания (т. е. когнитивный аспект); опыт ее проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т. е. поведенческий аспект); отношение к ее содержанию и объекту приложения (ценностно-смысловой аспект, выступающий и как мотивационный); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата ее проявления [2].

 

На наш взгляд, для образовательного процесса по физической культуре наиболее продуктивна позиция А. И. Субетто, который считает, что компетентность не охватывает все качества личности, не тождественна им. Поэтому включение в систему компетентности эмоционально-волевой регуляции, мотивационного и поведенческого компонентов является методологической ошибкой, размывающей содержание категорий "компетенция" и "компетентность" и понижающих их измеримость.

 

Главной характеристикой компетенции и компетентности (с позиций категории соответствия) является "владение" как основа "готовности". Последняя конкретизирует свойства "потенциальности" и "способности". "Способен" - значит "готов". Функционирование и развитие компетенций и компетентности имеет ценностно-нравственные (этические) основания, которые "возбуждаются" соответствующими духовно-нравственными, этическими, эстетическими и материальными стимулами, но из этого не следует, что они входят в сами компетенции и компетентности [4].

 

Компетентностный подход не охватывает процесс воспитания физической культуры в целостности, в частности, механизмы передачи ее ценностных оснований. Он отражает операциональную готовность студентов к деятельности в этой сфере и ее результативность, но не затрагивает мотивационно-ценностную и эмоционально-волевую стороны их личностного отношения к ней. Полноценное присвоение компетенций и развитие компетентности студентов в физической культуре могут обеспечить только сформированные в ней ценностные отношения.

 

Особенность педагогических целей по развитию компетенций, по мнению А. В. Хуторского, состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, т. е. его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта [6].

 

Н. В. Бордовская отмечает, что в условиях компетентностного подхода происходит "изменение характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, смена приоритетов - от трансляции знаний к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала и проявления субъектных свойств в учебно-познавательной, информационно-поисковой, научно-исследовательской, учебно-профессиональной или контрольно-оценочной деятельности" [3, с. 5]. Он "ориентирует субъектов образовательного процесса на ценностное отношение к знаниям... ставит задачи интеллектуально-творческого, профессионально-личностного и духовно-нравственного развития" [3, с. 24].

 

Компетентностный подход отражает приоритетную ориентацию на цели - векторы образования: самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности личности [1].

 

Компетентностный подход к определению целей образования по физической культуре в высшей школе означает открытие студентами возможностей, которые они могут приобрести в результате образованности в этой сфере. Он вырабатывает новое отношение к физической культуре как объединяющей многие виды деятельности, лежащие в основе гармоничного личностного развития студентов, их самореализации. Осознанное целенаправленное развитие и саморазвитие в образовательном процессе по физической культуре профессионально и социально значимых деятельностно-практических качеств (находить, интерпретировать, анализировать, разрабатывать, принимать решения, организовывать, осуществлять, преобразовывать, интегрировать, контролировать, сотрудничать и др.) стратегически формирует профессиональную "Я-концепцию" студентов, которая позволит им наиболее полно реализовать себя по окончании вуза. Этот подход направляет организацию учебного процесса на овладение студентами оперативным и творческим опытом использования знаний, умений и навыков как способов решения актуальных проблем различной слож-

 
стр. 37

 

ности, связанных с управлением телесностью, здоровьем и работоспособностью в изменяющихся условиях жизнедеятельности и общения. Компетентностный подход помогает оценить успешность образовательного процесса по физической культуре - уровень владения студентами ее компетенциями, развития личностных и психофизических качеств, функциональной подготовленности, соответствующих требованиям жизнедеятельности, будущей профессии, сохранения здоровья.

 

В рамках компетентностного подхода рассмотрим такие характеристики результативности образовательного процесса, как образованность и компетентная готовность к продуктивной деятельности в сфере физической культуры.

 

Образованность отражает сформированность компетенции студентов в сфере физической культуры: владение методами физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17 по государственному образовательному стандарту ВПО). Указанная компетенция в соответствии с общекультурными и специальными ценностями содержания образования по физической культуре включает в себя универсальные (надпредметные, формирующиеся в рамках этой дисциплины) и специальную (определяющуюся на основе достижения главной цели образования в этой сфере) компетенции. Их содержание отражено в табл. 1.

 

Таблица 1

 

Содержание компетенций физической культуры (ФК)

 

Компетенции

Содержание

Универсальные

Ценностно-смысловая

Знания о ценностных ориентирах ФК, ее значении для личности и общества; умения выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, сообразуясь с ценностями здоровья, здорового образа жизни, целостного саморазвития

Общекультурная

Знания об истории развития ФК, ее особенностей у различных народов, этносов, связанных с ней явлений и традиций. Знания об эффективной организации свободного времени с применением различных видов, форм, средств ФК

Учебного труда

Знания и умения организации самостоятельной познавательной деятельности в сфере ФК (целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка), креативные навыки ее продуктивности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем); знания и умения функциональной грамотности в этой сфере (способность отличать факты от домыслов, владение вероятностными, статистическими и иными методами познания); знания и умения работать с информацией (поиск, анализ, отбор, организация, преобразование, сохранение и передача печатной и электронной информации в сфере ФК)

Коммуникативная

Умения продуктивного общения и взаимодействия с окружающими, организация групповой деятельности в сфере ФК, владение различными социальными ролями в коллективе

Личностного самоуправления

Знания о методах и средствах познания личностных качеств, эмоционально-волевой саморегуляции и самоподдержке физического, духовного и интеллектуального саморазвития

Специальная

Система специальных знаний, навыков и умений для осуществления видов деятельности в сфере ФК; методы и средства самопознания и самоуправления физическим совершенствованием, психофизическим состоянием, функциональной подготовленностью

 
 
 
 
 

Объективными показателями владения указанными компетенциями может служить теоретический и практический уровни присвоения знаний. Теоретические знания проверяются контрольными вопросами учебной программы или учебника.

 
стр. 38

 

Практические знания проверяются следующими умениями:

 

1) применять разнообразные тесты самопознания для анализа и оценки уровня развития своих отношений в физической культуре, психофизических качеств и морфофизиологических показателей (осанки, телосложения, сердечно-сосудистой, дыхательной и др. функциональных систем);

 

2) владеть жизненно важными навыками (плавание, помощь утопающему, самостраховка при падениях и др.); техникой рационального движения (технично ходить, бегать, плавать, выполнять упражнения и др.); приемами оказания первой помощи пострадавшим (утопающему, при травмах и др.); приемами массажа и самомассажа, аутотренинга;

 

3) составлять на основе самопознания:

 

- индивидуальную программу физического самосовершенствования, комплексы упражнений для гармоничного развития физических качеств;

 

- комплексы зарядки, вводной гимнастики, физкультпауз, физкультминуток (с учетом условий и характера труда) в режиме рабочего дня для активизации функций организма, профилактики профессиональных заболеваний;

 

- комплексы физических упражнений (дыхательной гимнастики, стрейтчинга, йоги, идеомоторной тренировки и др.) для нервно-мышечной релаксации, регулирования психоэмоционального состояния;

 

- комплексы профилактической и корригирующей гимнастики для глаз, осанки, телосложения и других морфофункциональных отклонений;

 

- комплексы специальных физических упражнений, развивающих физические качества, необходимые для осуществления профессиональной деятельности;

 

- индивидуальные комплексы закаливающих процедур, правил питания (на основе норм гигиены), карту (выявление) личностных качеств, влияющих на продуктивность общения;

 

4) организовывать походы, спортивные и подвижные игры.

 

Компетентную готовность к продуктивной деятельности в сфере физической культуры может отражать такие показатели, как:

 

- необходимый уровень психофизической и функциональной подготовленности (оцениваемый с помощью контрольных тестов и регулярностью физкультурно-спортивной деятельности);

 

- адекватная высокая самооценка субъектности деятельности в сфере физической культуры (продуктивности саморазвития, общения и взаимодействия в освоении ее ценностей).

 

Через адекватную самооценку студентами субъектной позиции в освоении ценностей физической культуры (индифферентной, слабо заинтересованной, деятельной, деятельно-творческой) можно определить уровень их компетентности в этой сфере.

 

Индифферентный (низкий) уровень складывается стихийно и наблюдается у студентов с бедными по содержанию профессионально-ориентационными и функционально-рекреационными ценностными ориентациями здорового образа жизни, негативным или безразличным отношением к физической культуре. Ценность здоровья для них является декларируемой, они не задумываются о нем как о средстве и цели личностного развития. Учебная дисциплина "Физическая культура" рассматривается как нежелательная, ненужная для личностного развития, никак не связанная с подготовкой к профессиональной деятельности. Познание и самопознание в этой сфере им неинтересно. Мотивы к здоровому образу жизни, физкультурно-спортивной деятельности неустойчивые и слабые с преобладанием внешних, вынужденных (избегание неприятностей, наказаний, плохое самочувствие, проблемы с весом, восстановление после травмы или болезни). Отмечается поверхностный уровень знаний физической культуры (имеется общее представление об изучаемых темах, могут воспроизвести их основные положения, но житейские представления в этой сфере преобладают над научными). Методико-практическими умениями использования средств физической культуры для управления своим здоровьем и личностным развитием студенты владеют на уровне отдельных умений; самопознание поверхностное, низкий уровень саморегулирования. Самостоятельные цели учебной и физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют. Констатируется безответственное отношение к собственному здоровью, игнорируется действие негативных факторов,

 
стр. 39

 

наносящих ему вред, неудачи в его укреплении и поддержании объясняются внешними причинами. Они переживают отрицательные эмоции неудовлетворенности собой, неуверенности в своих возможностях, отличаются неконструктивным поведением в реализации внутриличностного потенциала: уходят от трудностей ведения здорового образа жизни, сферу внеучебной физкультурно-спортивной деятельности отвергают. Не знают приемов и не понимают необходимости саморегуляции психоэмоционального состояния. У них отсутствует субъектность деятельности и взаимодействия в сфере физической культуры. Они проявляют низкую продуктивность общения на учебных занятиях: пассивность, отсутствующий вид, нежелание взаимодействовать. Компетентностью в сфере физической культуры не обладают, хотя уровень физических возможностей и состояния здоровья при этом у них может быть различным.

 

Слабо заинтересованный (недостаточный) уровень характеризуется направленностью на профессионально-ориентационные и функционально-рекреационные ценности здорового образа жизни. Здоровье студенты осознают как данность, пассивны в организации здорового стиля жизни, мотивы к которому не устойчивы (обобщенны и не выражены в установках). Они имеют спонтанно-деятельное, бессистемное отношение к здоровью: считают, что оно в большей степени зависит от внешних факторов, а не от их образа жизни и проявляемых усилий. Значимость дисциплины "Физическая культура", ее смысл видят только в физической активности. Познавательная деятельность определяется внешними мотивами: надо освоить этот раздел, так как он входит в содержание образования. Интерес к самопознанию у них неустойчивый, возникает, как правило, под воздействием внешних обстоятельств. Физкультурно-спортивную деятельность студенты используют в основном для отдыха, игры, развлечения, достижения внешнего успеха (связанного с результатом и оценкой окружающими). Знания в этой сфере для них носят фрагментарный характер, они ограничены и бессистемны (выполняют учебные задания, следуя побуждающим указаниям преподавателя, по инструкции, образцу; раскрывают предложенную тему с помощью дополнительных вопросов; приводя примеры, часто не различают факты и субъективное мнение). Методами и средствами физической культуры владеют частично (показывают их необходимый уровень с консультационной помощью преподавателя). Обладают недостаточным уровнем знаний о себе, используют стандартные приемы самопознания от случая к случаю, о сознательном управлении физкультурно-спортивной деятельностью не задумываются. Не склонны брать на себя ответственность за свое здоровье, личностное развитие. Могут проявлять активность в физкультурно-спортивной или учебной деятельности, но в ее мотивации, как правило, преобладают престижные и гедонистические мотивы. Имеют представление об отдельных приемах саморегуляции психоэмоционального состояния, но редко их применяют. Для них типичен неустойчивый, зависящий от ситуации, положительный настрой на здоровый образ жизни и физкультурно-спортивную деятельность, которые они ведут эпизодически и прекращают при возникающих трудностях. Как правило, считают свой уровень психической, физической и функциональной подготовленности вполне удовлетворительным, хотя это мнение может противоречить объективным данным, быть ниже нормативных показателей. Свою субъектность деятельности в сфере физической культуры они оценивают как невысокую. Навыки продуктивного общения на занятиях проявляют ограниченно: высказывая свое мнение, не всегда могут его аргументировать. Компетентность у них недостаточна для продуктивной деятельности в сфере физической культуры.

 

Деятельностный (необходимый) уровень отличается направленностью на самосовершенствование, усилением духовно-эстетических ценностных ориентации здорового образа жизни. Студенты осознают зависимость здоровья от образа жизни и собственных усилий, роль физической культуры в социальном, личностном и профессиональном развитии. Дисциплина "Физическая культура" оценивается ими как "необходимая", они видят для себя несомненную пользу ее знаний, умений и навыков в профессии, семейной жизни, быту. Они стремятся освоить учебную и дополнительную литературу в этой сфере. Имеют устойчивый интерес к познанию своей физической сущности, считают, что физкультурно-спортивная деятель-

 
стр. 40

 

ность помогает улучшить качество их жизни (внешнее и внутреннее достижение успеха). Обладают системой знаний репродуктивного характера (запоминают и воспроизводят изучаемый материал, информацию излагают обоснованно и аргументировано с опорой на научные данные и социальный опыт; раскрывая теоретические положения, могут приводить подтверждающие их факты, примеры), проявляют необходимый уровень владения умениями физической культуры. Грамотно, основываясь на самопознании, применяют разнообразные средства и формы физкультурно-спортивной деятельности. Самостоятельно ставят цели физического совершенствования, но не всегда их достигают по какой-либо внешней причине. В полной мере осознают ответственность за свое здоровье и личностное развитие, стремятся к реализации внутриличностного потенциала. У них положительный эмоциональный фон жизнедеятельности. Осознанно, по необходимости используют приемы саморегуляции психоэмоционального состояния. Преодолевают трудности, связанные с деятельностью в сфере физической культуры. Обладают психической, физической и функциональной подготовленностью соответствующей требованиям жизнедеятельности, будущей профессии, сохранения здоровья, что подтверждается нормативными показателями. Имеют адекватную высокую самооценку субъектности деятельности в сфере физической культуры. На занятиях рационально применяют навыки продуктивного общения и взаимодействия: участвуют в диалогах, дискуссиях, поддерживают хорошие отношения с преподавателем и в группе, проявляют чувство эмпатии. Они компетентны в сфере физической культуры, хотя ведение здорового образа жизни, регулярная физкультурно-спортивная деятельность могут зависеть от внешних обстоятельств.

 

Деятельностно-творческий (высокий) уровень характеризуется полнотой и согласованностью развития духовно-эстетических, профессионально-ориентированных, функционально-рекреационных ценностных ориентации здорового образа жизни и устойчивой внутренней позицией, ставящей здоровье и личностное развитие во главе жизненных ценностей. Для студентов первостепенным является достижение гармонии с собой и миром, сопряженность культуры духовной и физической; последнюю они рассматривают как важнейшее условие личностного совершенствования и управления своим здоровьем. Их познавательные интересы выходят за рамки учебной программы, они стремятся к постоянному расширению знаний о себе, своих особенностях и возможностях. Физкультурно-спортивная деятельность обусловлена внутренней осознанной потребностью к совершенствованию. Имеют глубокую и гибкую систему знаний физической культуры (умеют не только логически последовательно изложить теорию, примеры и факты, ее подтверждающие, но и выявить и проанализировать функциональные и причинно-следственные связи явлений, найти нестандартные решения проблемных ситуаций). Творчески владеют умениями и навыками в этой сфере (решают задачи различной сложности, связанные со здоровьем, работоспособностью, формированием телесности в соответствии с индивидуальными особенностями и ресурсами здоровья). Обладают хорошо развитыми навыками самопознания, саморегуляции и рефлексии, позволяющими объективно оценивать свою деятельность в этой сфере. Ставят, реализуют и корректируют близкие и перспективные цели и способы деятельности в сфере физической культуры с учетом субъективной вероятности успеха, расхода времени и сил, поэтому практически всегда достигают планируемых результатов. У них ярко выраженная интернальная позиция, они считают себя ответственными за здоровье и личностное развитие не только свое, но и других. Оптимистичны, большое значение придают эмоциональному общению и самовыражению в жизнедеятельности, получают удовлетворение не только от результата, но и от процесса деятельности в сфере физической культуры. Используют разнообразные приемы саморегуляции психоэмоционального состояния для улучшения качества жизни. Преодолевают трудности, связанные с деятельностью в этой сфере, воспринимая их как стимул к дальнейшему саморазвитию. В здоровом образе жизни, повседневной физкультурно-спортивной деятельности совершенствуют психическую, физическую и функциональную подготовленность в соответствии с

 
стр. 41

 

перспективой личностного развития, показывают высокий уровень нормативных показателей. Адекватно оценивают свою субъектность деятельности в сфере физической культуры как творческо-поисковую. Имеют хорошие отношения в группе, открыты для взаимодействия и сотрудничества с окружающими. В учебном процессе активно, аргументированно и доказательно участвуют в дискуссиях. Компетентны в сфере физической культуры, готовы не только к самосовершенствованию, но и передаче окружающим своего опыта. После окончания вуза проявляют инициативу во многих сферах деятельности.

 

Уровень компетентности студентов в физической культуре может изменяться под влиянием целенаправленных педагогических воздействий и самовоздействий личности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учеб. пособ. - М.: МПСИ, 2005.

 

2. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический подход) // Высшее образование сегодня. - 2006. - N 8. - С. 21 - 26.

 

3. Бордовская Н. В. и др. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. - М.: КНОРУС, 2010.

 

4. Субетто А. И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. - СПб; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

 

5. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования: Материалы ко второму заседанию методологического семинара. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

 

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Нар. Образование. - 2003. - N 5. - С. 55 - 61.

 

7. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Компетенции в образовании: опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие "ИНЭК", 2007. - С. 12 - 20.

 

COMPETENCE APPROACH TO EDUCATIONAL PROCESS CONCERNING PHYSICAL TRAINING IN THE HIGHER SCHOOL

 

O.J. Masalova

 

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Smolensk Humanitarian University

 

M. Vilensky

 

doctor of pedagogical sciences, professor of the Moscow Pedagogical State University, academician of the International Academy of Pedagogical Education Sciences

 

Success of educational process on physical training at the higher school is estimated on mastering by students by the competence of this sphere. The competence role as approach information of physical training of students is revealed. The maintenance of the competence of physical training is opened. The characteristic of levels of competence of physical training sphere is resulted.

 

Key words: competence, competences, formation, physical training, the erudition, competent readiness for productive activity in sphere of physical training, competence levels.

Опубликовано на Порталусе 03 ноября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама