Главная → СПОРТ → Классные клубы культуры здоровья
Дата публикации: 14 февраля 2017
Автор(ы): И. Корнилова, Л. Магомедова →
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СПОРТ →
Источник: (c) Педагогическая техника, № 4, 2011, C. 54-57 →
Номер публикации: №1487025070
И. Корнилова, Л. Магомедова, (c)
Из опыта московской школы имени Б. Окуджавы
И. Корнилова, директор "Школы здоровья" N 69 им. Б. Ш. Окуджавы
Л. Магомедова, зам. директора по здоровью "Школы здоровья" N 69 им. Б. Ш. Окуджавы
В клубах ребёнку предоставляется оптимальное коммуникативное пространство, так как именно в клубах нарабатываются разноуровневые социумные связи, идёт социальная адаптация и гармонизация отношений с окружающим миром, предлагается свобода выбора деятельности, в основе которой игра, а существующие традиции держат в рамках лучше всяких окриков и понуждений.
В наше трудное время, когда падает авторитет образования, науки, пропагандируется насилие и пристрастие к употреблению психоактивных веществ, идёт расслоение по национальному признаку, по материальному достатку, разрушаются семьи, идёт разобщение связей между поколениями, меняется отношение к общечеловеческим ценностям, трудно обратить учеников к заботе о своём духовном, физическом и социальном здоровье.
В этих условиях перед школой стоит чуть ли не основополагающая задача - воспитать личность, способную противостоять вредным воздействиям окружающей среды, привить основы здорового образа жизни. Осознавая важность работы в этом направлении, коллектив учителей увидел реальную возможность решения проблемы через создание в нашей школе особенной творческой и дружественной атмосферы.
* * *
Подготовка учеников к их дальнейшей жизни в социуме была давно выбрана одним из основных приоритетов образовательной политики школы, которая носит имя Булата Окуджавы. В настоящее время развитие детского самоуправления преобразовано в проект "Классные клубы культуры здоровья".
В нашей школе система воспитательной работы всегда базировалась на работе клубных объединений. Это клубы бардовской песни, литературного творчества, любителей музыки, экскурсоводов; театральный, патриотический клубы, несколько спортивных клубов, клуб массовиков-затейников, любителей истории, экологический клуб и другие, выросшие из предметных кружков. Из стен школы вышли композитор А. Эшпай, актёр О. Анофриев, писатель Р. Сеф, которые в своё время тоже были участниками клубов.
В связи со сменой статуса в 2007 году, когда школа стала "Школой здоровья", педагогический коллектив, славящийся своей стабильностью и увлечённый поиском новых форм и технологий, от разнопрофильных клубов легко перешёл на однопрофильные классные клубы культуры здоровья, имеющие различную тематику проектно-исследовательской деятельности, своё лицо и направление в связи с детскими предпочтениями и возможностями.
Клубная форма внеурочной жизни детей подтвердила свою жизнеспособность. Клубы являются местом наработки социального опыта, становления ценностных ориентиров и установок на здоровый образ жизни.
Выпускников школы Окуджавы, прошедших через клубную жизнь, отличает, кроме профессиональной компетентности, самостоятельность и ответственность. Это стало ещё одним аргументом за введение клубной работы в жизнедеятельность классов школы. Степень самодеятельности детей всегда служила индикатором прочного освоения того или иного знания или способа действия. Самодеятельное движение за здоровый образ жизни становится не только средством, но и важным показателем мотивированности детей на здоровье, осознания своих ресурсов и их грамотного использования.
* * *
Классные клубы культуры здоровья - это детско-взрослые объединения (ученики-родители-учителя), созданные для деятельности по формированию здорового образа жизни, по сохранению и укреплению здоровья, пропаганде форм здоровьесберегающего (в том числе и семейного) досуга.
Специфика клубов культуры здоровья:
• общий интерес - это здоровье,
• вся деятельность - безопасна,
• всё осваивается в деятельности,
• преобладают игровые формы работы,
• все должности - выборные,
• при самодеятельности детей в работе клуба всегда участвуют взрослые, которые в процессе воспитательного взаимодействия помогают детям
организовывать их деятельность по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни.
Отсюда вытекает миссия педагогов: через осознание своего пути к здоровью и овладев базовыми компетенциями по формированию здорового образа жизни помочь ребёнку выстроить свой собственный маршрут здоровья с учётом социумных возможностей и подключить к его реализации семью, чтобы повседневная практика детской жизни проходила в позитивном сонаправленном сообществе.
Миссия родителей: восприняв установку на здоровый образ жизни организовать жизнь своего ребёнка в полном соответствии с его индивидуальным маршрутом здоровья, поддерживать его стремление взаимодействовать с детско-взрослым сообществом клубов культуры здоровья и вовремя вносить коррективы в детскую жизнь с учётом рекомендаций специалистов.
Миссия ученика: выстроить свою индивидуальную траекторию здоровья с помощью педагогов и родителей, следовать ей, активно взаимодействовать со своими сверстниками, раскрывая свои способности и обогащая жизнь семьи и клуба.
* * *
Для ребёнка клуб - это:
• реализация личностных потенциалов: социального (лидерского, волонтёрского), творческого, интеллектуального и других;
• освоение знаний об особенностях собственного здоровья, о допустимых и экстремальных нагрузках, о профилактике болезней, о здоровом образе жизни;
• осознание своих возможностей, особенностей и прав;
• укрепление чувства ответственности, гордости за свой клуб и школу;
• осознание резервов своего организма, познание механизмов адаптации к изменяющимся условиям;
• развитие компетентностей по здоровому образу жизни;
• приобретение опыта самостоятельного и коллективного планирования и выполнения социальных проектов, опыта руководителя и подчинённого, опыта группового взаимодействия со старшими, сверстниками и младшими.
* * *
Каждый клуб здорового образа жизни имеет свою эмблему, своё название, девиз, заповеди, свой менеджерский состав, устав, программу деятельности, план работы, свою структуру, свою форму
одежды, информационный уголок в классе, свои ритуалы.
В структуре клубов начальной школы актив представлен родителями, которые начиная с пятого класса передают свои организаторские функции детям. Затем дети попадают в добрые руки тьюторов-старшеклассников, получивших определённый опыт и знания по сохранению здоровья и организации школьной жизни, чтобы поделиться ими со своими младшими товарищами.
Задача школы - создать условия: подготовить педагогов и родителей и поддерживать добрые традиции, постоянно проводить мониторинг клубной деятельности, находить "узкие места" и вовремя вносить коррективы, принимать грамотные управленческие решения, совершенствовать систему мотивации и стимулирования детей, развивать детскую инициативу и быть открытыми для общественности.
* * *
Через работу в клубах не только формируются компетентности здорового образа жизни, но и восстанавливаются нарушенные связи в системе "учитель-ученик-родитель".
Для того чтобы ввести родителя в качестве полноправного партнёра в деятельность клубов, создаются "Памятки родителю". Тематика занятий "Школы заинтересованного родителя" призвана утолить информационный голод родителя-волонтёра, помочь сориентироваться в массе педагогических, психологических, медицинских требований к деятельности и беспрепятственно войти в работу по созданию для детей комфортного и безопасного пространства, наполненного теми делами, которые все определяют как "счастливое детство".
Опубликовано на Порталусе 14 февраля 2017 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK