PORTALUS.RU → ТЕОРИЯ ПРАВА → СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТАВУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ → Версия для печати
Ломов Алексей Иванович, СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТАВУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 10 марта 2017. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/theoryoflaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1489140375&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 24.04.2024.
публикация №1489140375, версия для печати
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТАВУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дата публикации: 10 марта 2017 |
Продолжаем обсуждать новеллы Закона об образовании. В этом номере говорим о том, какие требования новый Закон предъявляет к уставу образовательной организации, что нужно отразить в уставе, а что - в локальных актах организации. Ломов Алексей Иванович, заместитель главного редактора журнала "Практика административной работы в школе" 1 сентября 2013 г. вступает в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон), согласно которому общеобразовательная организация (далее - ОО) действует на основании устава (ч. 1 ст. 25 Закона), утвержденного его учредителем (ч. 1 ст. 52 Гражданского кодекса РФ). Вступающий в силу Закон существенно снижает требования к содержанию устава ОО. ЧТО ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ УСТАВ ОО? С учетом всех вышеизложенных в различных нормативных актах требований устав ОО различной организационно-правовой формы может иметь следующую структуру и содержать следующие обязательные сведения (приведем для удобства - в таблице).
стр. 38
И если у кого-то имеется убеждение, что устав большего объема вызывает большее доверие и уважение, он может воспользоваться возможностью внесения в устав и иных не противоречащих законодательству положений (ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). А нужно ли это делать? По мнению автора, нет! И вот почему. Многие положения из числа тех, которые ранее обязательно должны были быть отражены в уставе, достаточно часто требовалось изменять в связи с изменением действующего законодательства. [Один только Закон РФ "Об образовании" за время своего действия (21 год) претерпел 80 редакций!] Как же за этими изменениями поспеть?! Это приводило к тому, что значительное число уставов ОО не соответствовало действующему законодательству. А кроме того, изменение уставов, связанное с изменением действующего законодательства, влекло за собой значительные ресурсные затраты: временные (при подготовке, принятии и утверждении соответствующих изменений и дополнений) и финансовые (затраты на регистрацию и т.д.). Те положения уставов, которые теперь не являются обязательными, должны быть закреплены в иных локальных актах ОО. Во-первых, это позволяет быстрее реагировать на изменения действующего законодательства, поскольку процедура принятия локальных нормативных актов требует значительно меньших временных затрат. Во-вторых, не требует дополнительных финансовых затрат на регистрацию изменений и дополнений в устав (новых редакций устава). В-третьих, позволяет избежать дублирования отдельных положений и целых разделов устава в других локальных нормативных актах. Все вместе позволяет существенно повысить уровень соответствия локальных нормативных актов ОО действующему законодательству и стр. 39 Разделы устава, которые были ранее обязательными, сейчас трансформируются в отдельные локальные нормативные акты. ЧТО МОЖНО "ПЕРЕНЕСТИ" В ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ОО? В Правилах внутреннего распорядка учащихся, разработка и принятие которых относится к компетенции ОО (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона), а выполнение является обязанностью учащихся (п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона), найдут свое отражение: - правила приема учащихся; - порядок и основания отчисления учащихся; - режим занятий учащихся; - порядок регламентации и оформления отношений ОО и учащихся и (или) их родителей (законных представителей); - права и обязанности учащихся. Форма промежуточной аттестации определяется учебным планом (ч. 1 ст. 58 Закона), а порядок ее проведения устанавливается ОО (ч. 1 ст. 58 Закона), поэтому для регламентации "системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка ее проведения" лучше всего подойдет Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. Информация о наличии платных образовательных услуг и порядке их предоставления (на договорной основе) (п. 4 ч. 2 ст. 29 Закона) размещается ОО на своем сайте в виде отдельных документов. В Правилах внутреннего трудового распорядка, разработка и принятие которых относится к компетенции ОО (п. 1 ч. 3 ст. 28 Закона), а выполнение является обязательным для всех работников (ч. 1 ст. 189 Трудового кодекса РФ), в соответствии с требованиями трудового законодательства (ч. 4 ст. 189 Трудового кодекса РФ) должны быть отражены в том числе: - порядок комплектования работников; - права и обязанности работников. В Учетной политике, формирование которой относится к компетенции ОО (ч. 2 ст. 8 ФЗ "О бухгалтерском учете") найдут свое отражение: - порядок использования имущества, закрепленного за ОО; - определение запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества ОО; - порядок распоряжения имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности; - порядок открытия счетов. Кроме того, имеется информация, размещение которой в уставе ранее было обязательным, а теперь нет и ее размещение не предусмотрено ни в одном локальном нормативном акте: - "компетенция учредителя"; - "перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность ОО". С этой информацией ОО вправе поступить по своему усмотрению. УСТАВ ОО: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ Теперь рассмотрим более детально содержание обязательных разделов устава. Это представляется значимым в том числе и для учредителей, поскольку для них выполнение требования устава также является обязательным (ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). 1. Прежде всего следует обратить внимание на перечень (исчерпывающий) видов деятельности, которые ОО вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых она создана. Необходимо указать все виды деятельности, которые конкретная ОО может осуществлять. Это необходимо для того, чтобы не вносить изменений и дополнений в устав в случае, если у ОО появится возможность осуществлять какой-то иной вид деятельности, который не был из- стр. 40 2. Следующий раздел устава, на который необходимо обратить внимание: "Структура и компетенция органов управления ОО, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок их деятельности". Содержание данного раздела является самым значимым для всех участников отношений в сфере образования. Для оформления данного раздела в соответствии с действующим законодательством учредитель должен предоставить ОО нормативный правовой акт, регламентирующий порядок назначения (избрания и последующего утверждения), срок полномочий директора. Обязательно наличие в ОО лишь двух коллегиальных органов управления: общего собрания (конференции) работников и педагогического совета. При этом не исключается наличие и иных органов самоуправления (попечительского совета, управляющего совета, наблюдательного совета и др.), сформированных в соответствии с уставом ОО (ч. 4 ст. 26 Закона). По имеющейся практике в качестве высшего органа управления обычно выступает управляющий совет, поскольку в его состав помимо работников ОО входят другие участники образовательных отношений, а также иные участники отношений в сфере образования и он позволяет реализовывать право учащихся (п. 17 ч. 1 Закона) и их законных представителей (п. 7 ч. 3 ст. 44 Закона) на участие в управлении ОО. Но поскольку этот коллегиальный орган не входит в число тех, которые обязательно должны быть сформированы в ОО, возникает парадокс: в качестве высшего органа управления ОО выступает орган управления, наличие которого не является обязательным. А можно ли обойтись без такого дополнительного коллегиального органа управления ОО, сохранив законодательно закрепленное право учащихся, их законных представителей и работников на участие в управлении ОО? Да, это возможно при условии создания в ОО совета учащихся и совета родителей, которые формируются по инициативе учащихся (п. 1 ч. 6 ст. 26 Закона) и законных представителей учащихся (п. 2 ч. 6 ст. 26 Закона) соответственно. Порядок формирования, организации деятельности этих советов и порядок учета их мнения при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся и законных представителей учащихся, необходимо закрепить в соответствующих положениях (локальных нормативных актах ОО). Поэтому представляется целесообразным наделить полномочиями высшего коллегиального органа управления общее собрание (конференцию) работников ОО. Кроме него в ОО будут функционировать: - педагогический совет; - совет учащихся; - совет родителей; - профессиональный союз. Этих органов может быть достаточно для своевременного и эффективного решения всех вопросов, отнесенных к компетенции ОО. При распределении полномочий между органами управления ОО следует помнить о том, что нельзя отнести к их компетенции решение вопросов, которые действующим законодательством отнесены к компетенции иных органов управления. К компетенции общего собрания (конференции) работников ОО как высшего коллегиального органа управления следует отнести решение следующих вопросов: стр. 41 - определение приоритетных направлений деятельности ОО, принципов формирования и использования ее имущества (абз. 3 ч. 3 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях"); - утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса (абз. 5 ч. 3 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях"); - утверждение финансового плана ОО и внесение в него изменений (абз. 6 ч. 3 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях"); - участие в других организациях (абз. 8 ч. 3 ст. 29 ФЗ "О некоммерческих организациях"); - утверждение публичного доклада директора (ч. 1 ст. 30 ФЗ "О некоммерческих организациях"). К компетенции педагогического совета законодательно отнесено лишь принятие решения о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации. [П. 15 Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2008 г. N 362.] Совету родителей действующим законодательством, так же как и совету учащихся, предоставлено лишь право высказывать мнение при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы учащихся (ч. 6 ст. 28 Закона). К компетенции директора обязательно следует отнести решение вопросов, предусмотренных федеральным законодательством: - организация ведения бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета (ч. 1 ст. 7 ФЗ "О бухгалтерском учете"); - систематическое проведение работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихся (ч. 1 ст. 14 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"); - заключение трудовых договоров с работниками (ст. 56 ТК РФ); - обеспечение безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ); - утверждение правил внутреннего трудового распорядка (с учетом мнения представительного органа работников) (ст. 190 ТК РФ). Во избежание дублирования не стоит включать в устав права, обязанности и ответственность директора. Правильнее закрепить их в коллективном договоре, трудовом договоре и должностной инструкции директора. Распределение между органами управления ОО иных полномочий определяется ОО самостоятельно и закрепляется в уставе. Наиболее важным в этом разделе является распределение полномочий между коллегиальными органами управления, потому что решение всех вопросов, которые не отнесены действующим законодательством к компетенции органов управления ОО, относится к компетенции директора, даже в том случае, если это не закреплено в ее уставе (ч. 2 ст. 30 ФЗ "О некоммерческих организациях"). 3. Для обеспечения соответствия закону раздела "Имущество ОО" учредитель должен предоставить ОО: - порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества. - перечни особо ценного движимого имущества. И, наконец, ОО не сможет обеспечить соответствие содержания раздела "Порядок внесения изменений в устав" до тех пор, пока этот порядок не будет установлен (ч. 4. ст. 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях") местной администрацией муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных ОО субъекта РФ). Кроме того, местной администрацией муниципального образования (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных ОО субъекта РФ) также должен быть установлен порядок утверждения устава соответствующей стр. 42 Представляется логичным, что и Порядок внесения изменений в устав, и Порядок утверждения устава будут включены в один нормативный правовой акт. Отсутствие такого акта (актов) будет являться нарушением законодательства в сфере образования со стороны соответствующего органа власти. И несмотря на то что устав должен быть приведен в соответствие с Законом не позднее 1 января 2016 г. (ч. 5 с. 108 Закона), желательно сделать это как можно раньше для того, чтобы избежать правовых коллизий между имеющимся в ОО уставом и другими локальными нормативными актами, поскольку все остальные локальные нормативные акты и иная документация ОО должны быть приведены в соответствие с вступающим в силу Законом именно к 1 сентября 2013 г.! А, кроме того, наличие устава, соответствующего новому Закону, позволит существенно сократить количество проблем при проверках различного уровня. Опубликовано 10 марта 2017 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1489140375 → © Portalus.ru Главная → ТЕОРИЯ ПРАВА → СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТАВУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|