Рейтинг
Порталус

ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА

Дата публикации: 26 октября 2014
Автор(ы): А. С. Аникина, П. Г. Постников
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 2, 2012, C. 24-28
Номер публикации: №1414354924


А. С. Аникина, П. Г. Постников, (c)

А. С. Аникина

 

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии

 

E-mail: alex.anikin@inbox.ru

 

П. Г. Постников

 

кандидат педагогических наук, доцент Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии

 

E-mail: alex.anikin@inbox.ru

 

В статье рассматриваются содержание и структура правовой компетентности педагога, уровни развития ее содержательных компонентов. Показано, что правовая компетентность выступает значимым качеством педагога, обеспечивающим регулирование его отношений с другими участниками образовательного процесса на основе правовых норм.

 

Ключевые слова: правовая компетентность педагога, содержательные компоненты правовой компетентности педагога, критерии сформированности правовой компетентности педагога.

 

Государственная политика в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, уважения к закону, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

 

Педагог в современных условиях становится активным участником правовой политики государства, с его правовой компетентностью связывается реализация потребности общества в становлении основ правовой культуры учащихся. От самого педагогического работника требуется неукоснительное соблюдение прав участников образовательного процесса, защита их интересов, понимание правовых основ регулирования общественных отношений. Только в этом случае учащиеся смогут освоить положительный опыт участия в правоотношениях, осознать личностный смысл правомерного поведения, приобрести социально значимые правовые ориентации.

 

Вместе с тем анализ материалов периодической печати, судебной практики, результатов прокурорских проверок свидетельствует о многочисленности правонарушений в сфере образования. Проведенное нами исследование показало, что педагоги зачастую не знают содержания правовых норм, определяющих правовой статус ребенка и регламентирующих отношения в сфере образования, действуют в юридически значимых ситуациях интуитивно, не замечая правонарушений и не осознавая противоправности своих поступков. Социально обусловленная потребность в повышении уровня правовой компетентности педагогов актуализирует исследование проблем, связанных с ее формированием в процессе профессионального образования.

 

Проведенный анализ подходов к содержанию профессиональной компетентности педагога позволил нам сделать вывод о том, что правовая компетентность педагога как составляющая его профессиональной компетентности не получила в научной литературе должного отражения. Вместе с тем новое видение роли педагога в правовой социализации учащихся, необходимость организации образовательного процесса на правовой основе, выстраивание отношений между педагогами и учащимися на основе приоритета

 
стр. 24

 

соблюдения прав и зашиты интересов ребенка делают необходимым вычленение в структуре профессиональной компетентности педагога его правовой компоненты. Под правовой компетентностью педагога (ПКП) мы понимаем интегрированное личностное качество специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой подготовленности и практической способности к правомерной реализации профессиональной деятельности, осуществлению правового воспитания, защите прав и интересов детей. Правовая компетентность педагога имеет существенные отличия от правовой компетентности специалистов других сфер общественного производства, поскольку она:

 

- предполагает знание правовых норм и наличие опыта их реализации не только в области повседневного взаимодействия граждан, но и в сфере образования;

 

- обеспечивает интеграцию педагогических и правовых норм в пространстве регулирования образовательных отношений;

 

- служит средством развития правовой культуры обучаемых;

 

- включает знание правового статуса ребенка, выступает гарантом соблюдения и защиты прав несовершеннолетних учащихся (воспитанников);

 

- является предпосылкой правомерного поведения педагога в процессе профессиональной деятельности;

 

- позволяет реализовывать и в случае необходимости отстаивать профессиональные права педагога.

 

В качестве структурных элементов ПК мы рассматриваем, с одной стороны, ее содержательные компоненты (ценностно-смысловой, содержательно-правовой, функционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный); с другой - правовые компетенции (правоориентационную, правореализационную, правовоспитательную, правозащитную), осваиваемые студентами в процессе формирования ПК.

 

Ценностно-смысловой компонент отражает принятие педагогом правовых ценностей, сформированность мотивов познания правовых основ регулирования общественных отношений, наличие личностной установки на правомерность профессиональной педагогической деятельности, защиту прав ребенка и осуществление его правового воспитания. Содержательно-правовой компонент включает системное, целостное усвоение знаний нормативно-правового и процессуального характера, необходимых и достаточных для осуществления правомерной профессиональной педагогической деятельности, правового воспитания учащихся (воспитанников), защиты их прав; понимание дефиниций, принципов и норм права; способность определять правовые отношения в совокупности профессиональных отношений. Функционально-деятельностный компонент обеспечивает решение правовых задач, участие педагога в правоотношениях на основе правомерного поведения, осуществление правового воспитания и деятельности по защите прав учащихся. Рефлексивно-оценочный компонент определяет способность педагога к рефлексивной оценке собственной деятельности с позиций норм права, критическому осмыслению ее результатов и, как следствие, внесение корректив в содержание правового взаимодействия педагога с другими субъектами образования; возможность предупреждения противоправных поступков, развитие правового самосознания.

 

Критериями сформированности ПКП являются: профессионально-правовая направленность, определяющая отношение личности к праву как ценности; профессионально-правовая информированность, включающая совокупность правовых и педагогических знаний, актуальных для решения педагогом профессиональных задач; профессионально-правовая активность, проявляющаяся в самостоятельном познании правовых явлений, решении профессиональных задач с позиций права, освоенности методов правовоспитательной и правозащитной деятельности; профессионально-правовая самооценка, проявляющаяся в способности к анализу и оценке своего поведения с позиции его правомерности.

 

Содержание компонентов ПКП рассматривается нами через содержание правовых компетенций, представленное определенной совокупностью ценностных ориентации, знаний, умений, рефлексивных способностей, которыми студенту необходимо овладеть в процессе профессионального образования. Составляющие правовых компетенций являются показателями сформированности ПКП (табл. 1).

 
стр. 25

 

Таблица 1

 

Структура правовой компетентности педагога

 

Компоненты

Ценностно-смысловой

Содержательно-правовой

Функционально-деятельностный

Рефлексивно-оценочный

Содержание правовой компетентности

Компетенция

Содержание компонентов ПКП

Правоориентационная

Понимает смысл познания права; имеет уважительное отношение к праву

Знает базовые теоретические положения права; знает, где и как осуществить поиск правовой информации

Применяет знания для анализа правовой ситуации; решает задачи, связанные с информационным поиском

Способен оценивать уровень своих правовых знаний, планировать способы их пополнения

Правореализационная

Понимает смысл правового регулирования общественных отношений; принимает ценность правомерного осуществления профессиональной деятельности

Знает содержание правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере повседневной жизнедеятельности и в сфере образования; знает способы поиска и реализации правовых норм

Может оценить ситуацию на основе освоенных правовых знаний, спроектировать варианты поведения субъектов на основе поиска субъективно новых правовых норм

Осуществляет оценку своего поведения с позиции права, вносит коррективы

Правовоспитательная

Понимает смысл осуществления правового воспитания; ориентирован на выполнение данной функции в своей деятельности

Владеет правовыми знаниями, необходимыми для правового просвещения; знает методы воспитательного воздействия

Имеет опыт проектирования и осуществления правовоспитательного воздействия на учащихся

Осуществляет рефлексию результатов деятельности по правовому воспитанию, анализирует ее успехи и недостатки

Правозащитная

Понимает смысл правозащитной деятельности; принимает ценность прав ребенка

Владеет знаниями о правах ребенка и о способах их защиты; знает компетенции правозащитных органов и организаций

Выявляет факты нарушения прав учащихся в ОУ; умеет применять оперативные меры для зашиты ребенка

Определяет свое поведение в правозащитной ситуации в зависимости от вариантов ее разрешения

Оценка сформированности правовой компетентности

Критерии

Профессионально-правовая направленность

Профессионально-правовая информированность

Профессионально-правовая активность

Профессионально-правовая самооценка

Показатели

Ценностные ориентации, мотивация

Правовые и педагогические знания

Умения

Рефлексивные способности

Индикаторы

Оценочные суждения; направленность мотивов; выбор ценностей

Осознанность; адекватность использования понятий; применение знаний

Результативность решения профессионально-правовых задач; качество образовательных проектов

Самооценка правовой компетентности; повышение эффективности профессиональной деятельности

 
 
 
 
 

В педагогике и педагогической психологии широко используется трактовка степени достижения результатов образования в понятиях его уровней. Уровни ПК обоснованы нами на основе качественных изменении в развитии ее содержательных компонентов.

 

1. Адаптивно-базовый уровень:

 

- сформирован интерес к изучению права, как элементу профессиональной дея-

 
стр. 26

 

тельности; субъект имеет представление о правовых ценностях;

 

- освоен минимальный уровень правовых знаний, необходимых для выполнения элементарных профессионально-правовых функций и для последующего профессионально-правового образования;

 

- выполнение профессиональных функций имеет интуитивно-эмпирический характер, педагог не рассматривает свою деятельность с правовых позиций (алгоритмическая деятельность);

 

- рефлексия характеризуется способностью соотносить свое поведение с поведением других лиц в аналогичной правовой ситуации (экстенсивная рефлексия).

 

2. Функционально-технологический уровень:

 

- сформирована личностная убежденность в необходимости изучения права; субъектом осознаны и приняты правовые ценности;

 

- освоены знания об основных институтах права, являющиеся базой для осуществления правового воспитания и осознанного выбора вариантов правомерного поведения в различных сферах общественной жизни;

 

- приобретенный опыт обеспечивает понимание правового характера ситуации, позволяет находить правомерное решение на основе имеющихся правовых знаний, проектировать правовое воспитание (продуктивная деятельность);

 

- рефлексия характеризуется способностью оценивать свое поведение с позиции его соответствия требованиям правовых норм (интенсивная рефлексия).

 

3. Системно-профессиональный уровень:

 

- сформирована правовая позиция, определяющая правомерность поведения в профессиональной сфере; субъект действует согласно присвоенным ценностям;

 

- освоены нормы права и педагогические знания, обеспечивающие комплексное решение профессиональных задач по организации образовательного процесса и правомерного взаимодействия в сфере образования;

 

- освоенный опыт позволяет педагогу решать правовые задачи на основе освоения субъективно новых правовых норм; осуществлять правовоспитательную и правозащитную деятельность (творческая деятельность);

 

- рефлексия характеризуется способностью использовать свой опыт для проектирования правомерного поведения (конструктивная рефлексия).

 

На основе рассмотренных теоретических положений было проведено исследование уровня правовой компетентности работающих учителей. Полученные результаты подтвердили предположение о недостаточном уровне их правовой компетентности и позволили сделать вывод о необходимости создания дополнительных условий для формирования правовой компетентности, к которым относятся:

 

- диверсификация содержания правовых дисциплин за счет акцентуации внимания студентов на реализации норм права в сфере профессиональной деятельности педагога;

 

- перенос приоритета с информационного компонента содержания правового обучения на освоение процедур и способов профессионально-правового действия посредством решения профессионально-ориентированных правовых задач;

 

- установление структурно-логических межпредметных связей правовых и педагогических учебных дисциплин для комплексного развития правовых компетенций;

 

- использование возможностей педагогической практики для реализации правовых компетенций, приобретения опыта правовоспитательной и правозащитной деятельности;

 

- введение в учебные планы подготовки бакалавров (педагогические направления) дополнительных правовых курсов, обеспечивающих полноту и непрерывность правовой подготовки будущих педагогов.

 

Таким образом, правовая компетентность педагога выступает качеством субъекта, обеспечивающим регулирование образовательных отношений на основе правовых норм. Ее формирование начинается с усвоения основных правовых норм, отраженных в учебно-правовых дисциплинах. Начальный этап сформированности правовой компетентности характеризуется таким показателем, как правовая грамотность. В последующем на основе решения комплекса правовых задач форми-

 
стр. 27

 

руется функциональная правовая грамотность, обеспечивающая разбор правовых ситуаций и решение возникающих задач с учетом полученного опыта и возникшей ситуации. На этом уровне проявляются такие качества субъекта, как мобильность, инициативность, ответственность и заинтересованность. На завершающем этапе подготовки педагога и его адаптации в образовательном учреждении формируется правовая компетентность как интегративное качество субъекта.

 

С учетом специфики образовательной деятельности указанное качество учителя выступает условием и средством становления у участников образовательного процесса правомерного поведения. Уровень правовой компетентности педагогов превращается в современных условиях в вектор, определяющий развитие правового пространства школы.

 

LEGAL COMPETENCE AS A PLANNED RESULT OF VOCATIONAL TEACHER TRAINING

 

A.S. Anikina

 

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the Nizhny Tagil State Social-Pedagogical Academy

 

P.G. Postnikov

 

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Nizhny Tagil State Social-Pedagogical Academy

 

The article deals with content and structure of legal competence of teachers, development levels of its content components. It is shown that legal competence is an important feature of a teacher, providing regulation of his/her relations with other participants of educational process on the basis of legal norms.

 

Key words: legal competence of a teacher, substantive components of legal competence of teachers, formation criteria of legal competence of a teacher.

Опубликовано на Порталусе 26 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама