Рейтинг
Порталус

Государственное регулирование туристской деятельности в годи независимости в Таджикистане

Дата публикации: 25 января 2008
Автор(ы): Сангинов Д.Ш.
Публикатор: Даниел
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1201279500


Сангинов Д.Ш., (c)

Сайт автора: www.portalus.ru

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Любое цивилизованное государство для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.
Межпарламентская конференция по туризму, проведенная в Гааге в апреле 1989 г. приняла Гаагскую декларацию по туризму. Один из принципов данной декларации гласит: «туризм должен планироваться государственными властями, а также властями и туристской индустрией на комплексной и последовательной основе с учетом всех аспектов. Ввиду того, что туризм имеет в национальной жизни по меньшей мере такое же промышленное значение как и другие виды экономической и социальной деятельности, и поскольку роль туризма будет вырастать по мере научного и технического прогресса и увеличения количества свободного времени, представляется необходимым расширять во всех странах права и обязанности национальных туристских администраций, приравнивая их к тому же уровню, который имеют администрации, отвечающие за другие крупнейшие экономические секторы».
В Республике Таджикистан органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере туризма, реализующие государственную политику в области туризма до приобретения независимости постоянно менялись. В этот период в Таджикистане организациями, занимающимся туристско-экскурсионным делом, в зависимости от видов туризма были: профсоюзный туризм (ЦСТИЭ при ВЦСПС); "Интурист" (Управление с 1964 г. с 1983 - Госкомитет по иностранному туризму при Совмине СССР); молодежный туризм (БММТ "Спутник" при ЦК ВЛКСМ); военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Минобороны СССР) и детский туризм (ЦДЭТС Минпросвещения СССР с разветвленной системой внешкольных учреждений).
В СССР отсутствовал специальный закон о туризме, а основные правила деятельности в сфере туризма устанавливались в нормативных актах ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, других ведомств, а также в их совместных постановлениях. Туризм рассматривался как составная часть культуры, а не отрасль экономики, что и обусловило регулирование туристической деятельности в рамках законодательства о культуре и образовании. С 1991 года в связи со сменой политического курса страны, а затем переходом к новым экономическим условиям начинается новый этап в развитии туризма, который имеет свои специфические черты.
Для 1917 - 1991 годов характерно: развитие коммуникационно-дорожной системы, появление автомобильных, железнодорожных и авиационных путей сообщения городов внутри Таджикистана и за его пределами; появление на территории Таджикистана и последующее введение в эксплуатацию технических средств передвижения, используемые в развитых странах ещё с ХУШ - XIX вв. (автомобиль, поезд, самолёт и т.д.); формирование рабочего «среднего класса», обладающего свободным временем, социальными и гражданскими правами на лечение, отдых, отпуск и др.; косвенное исследование туристского потенциала Таджикистана, формирование смежных туристскому сектору отраслей деятельности, создание первых специализированных предприятий по производству туристских услуг и появление комплексного обслуживания туристов.
Суверенный Таджикистан, как полноправный член мирового сообщества, начал формировать туристское нормативно-правовое пространство как на государственном, так и на международном уровнях. Главное управления СССР по иностранному туризму было ликвидировано ещё в 1989 году. Совет Министров Таджикской ССР в 1990г. принял постановление преобразовать Государственный комитет по иностранному туризму в Таджикское объединение по иностранному туризму "Таджикинтур", на которое было возложено осуществление работ по развитию иностранного туризма в республике. В целях координации деятельности организаций в области туризма и проведения единой правовой и экономической политики развития туризма в республике, 20 ноября 1990 года Совет Министров Таджикской ССР постановил одобрить создание «Ассоциации туризма Таджикистана». Советом Министров Таджикской ССР было поручено Ассоциации туризма Таджикистана совместно с Министерством юстиции подготовить предложения о внесении изменений в действующее законодательство в вопросах туризма.
Таджикистан начал активно формировать государственное законодательство о туризме, многие аспекты которого попадали под компетенции различных Министерств и регламентировались разнообразными законами и постановлениями. Принятые ими законодательные документы носили функциональное назначение для обеспечения управления определенными направлениями деятельности в сфере туризма. В силу того, что туризм в Таджикистане исторически тесно связан со спортом, то многие вопросы по регулированию туристской деятельности были отражены в законодательстве РТ о спорте, физической культуре и охране здоровья населения. Поскольку функционирование туризма непосредственно связано с природно-рекреационными характеристиками территории государства, то многие вопросы, касающиеся туристского сектора, нашли отражение в законодательстве РТ о природе и экологии.
В целях развития туризма в Таджикистане и создания необходимой инфраструктуры туристического бизнеса, отвечающего международным стандартам, формирования рынка туристических услуг при эффективном его регулировании со стороны государства, весной 1996 года была образована «Национальная компания Республики Таджикистан по туризму "Таджиктуризм", обозначенная как республиканский орган государственного управления, действующий на основе самоокупаемости и самофинансирования. Впоследствии, название Национальной компании РТ по туризму «Таджиктуризм» было переименовано на «Сайёх». Летом 2001 года Национальная компания по туризму «Сайёх» была преобразована в «Государственное унитарное предприятие по туризму «Сайёх». Государственное унитарное предприятие по туризму «Сайёх» в период 2001-2006 гг. было признано республиканской коммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность на основе двустороннего Соглашения с Министерством экономики и торговли Республики Таджикистан об оказании содействия в реализации государственной политики в сфере туризма и координации туристской деятельности в республике. Указанное Министерство было образовано Указом Президента РТ от 11 января 2001 года № 445 и стало органом государственного управления туризмом в структуре Правительства РТ. Министерство было ориентировано осуществлять разработку государственной социально-экономической политики в области туристической деятельности.
Министерство экономики и торговли стало регулировать все международные туристские аспекты взаимоотношений РТ, в его компетенциях было прописано представление интересов Республики Таджикистан в международных туристических организациях; разработка предложений по государственным программам развития туризма, разработка предложений по заключению межправительственных соглашений в сфере туризма и определению порядка их реализации; аккредитация представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих туристическую и внешнеторговую деятельность; разработка нормативов и определение государственных стандартов обслуживания туристов в республике; осуществление координации деятельности и нормативно-методического руководства субъектами туристической деятельности; и др. А основной задачей Предприятия «Сайёх» в период 2001-2006 гг. являлось содействие органу государственного управления в сфере туризма (Министерству экономики и торговли РТ) в реализации государственной политики по дальнейшему развитию данной отрасли экономики, существующей инфраструктуры, основанной на республиканской концепции приоритетных направлений этой сферы.
За годы суверенитета Республики Таджикистан принято множество законодательных нормативно-правовых актов, регулирующих и обеспечивающих функционирование, собственно, туристической отрасли республики, а также подписано множество международных соглашений, регламентирующих различные аспекты сотрудничества в области туризма. В работе исследован весь правовой фундамент туристической сферы суверенного Таджикистана. В соответствии со статьей 12 Конституционного закона РТ «О Правительстве Республики Таджикистан» и в целях исполнения Указа Президента РТ от 30 ноября 2006г. №9 «О совершенствования структур центральных органов исполнительной власти Республики Таджикистан», Правительством РТ зимой 2006 года был образован «Комитет по делам молодёжи, спорта и туризма» при Правительстве РТ. Комитет по делам молодежи, спорту и туризму при Правительстве РТ является на данный момент центральным органом исполнительной власти в области молодежной политики, спорта и туризма осуществляющим функции по выработке единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере молодежи, развития спорта и туризма.
27 ноября 2008 года на Семнадцатой сессии Всемирной организации по туризму ООН (UNWTO), состоявшейся в колумбийском городе Картахена-де-Индиас, Таджикистан был избран полноправным членом этой влиятельной структуры. Это обязывает Республику Таджикистан привести своё законодательство в области туризма в соответствие с международными актами в данной сфере.
Государственная стратегия развития национальной туристской индустрии Таджикистана включает ряд комплексных программ, пролонгированных на далёкое будущее с целью реализации государственных приоритетов, таких как: создание эффективного механизма государственного регулирования и поддержки туризма, формирование современной маркетинговой стратегии по разработке и последующему продвижению национального туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках, формирование привлекательного туристического имиджа страны, развитие международного сотрудничества, принятие мер по кадровому, научно-методическому, рекламно-информационному обеспечению туристской отрасли, развитие инфраструктуры туризма, разработка комплекса мер по содействию модернизации материальной базы туризма, активизация строительства новых объектов, обеспечение развития малого предпринимательства; дальнейшее совершенствование национального туристского продукта и обеспечение его качества в соответствии с мировыми стандартами; стимулирование занятости населения в области туризма и обслуживающей сфере; создание условий для инвестирования и других форм финансирования, кредитования субъектов отрасли.
Государственное регулирование туристской деятельности в данное время осуществляется нормами достаточно большого количества законов. Среди важнейших законов РТ, регулирующих предпринимательскую деятельность, в том числе и в сфере туристской деятельности, следует назвать Законы РТ «О Государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан» , «О защите прав потребителей» , «О лицензировании отдельных видов деятельности» , «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» , «Об акционерных обществах» и др. На ряду с законами государственное регулирование туристской деятельности осуществляется с помощью государственных программ и концепции развития туризма, утверждённые постановлениями правительства Таджикистана: ПП РТ от 4 августа 1997г. № 344 «О Государственной экологической программе РТ на 1998 - 2008 годы»; 1111 РТ от 12 августа 1997г. № 363 «Об утверждении Программы первоочередных мер по развитию туризма в РТ на 1997-1998 годы»; ПП РТ от 9 ноября 2000г. № 461 «Об утверждении Комплексной Программы развития Варзобского района как зоны отдыха, санаторно-курортного лечения и туризма на 2000-2010 годы»; ПП РТ от 3 июля 2002г. № 276 «О Комплексной программе развития Бальджуанского района как зоны международного туризма на 2002 - 2012 годы»; ПП РТ от 5 ноября 2002г. № 436 «Об утверждении Стратегии Республики Таджикистан по охране здоровья населения в период до 2010 года»; ПП РТ от 3 марта 2003г. № 84 «О Программе формирования здорового образа жизни в РТ до 2010 года»; ПП РТ от 29 декабря 2003г. № 582 «Об утверждении Государственной Программы развития туризма в Таджикистане на 2004 - 2009 годы»; ПП РТ от 1 марта 2004г. № 86 «Об утверждении Программы экономического развития РТ на период до 2015 года»; ПП РТ от 1 октября 2004г. № 405 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии РТ по охране здоровья населения в период до 2010 года»; ПП РТ от 4 марта 2005г. № 79 «Об утверждении Государственной программы по развитию особо охраняемых природных территорий на 2005-2015 годы»; ПП РТ от 2 апреля 2009г. № 202 «Об утверждении Концепции развития туризма в РТ на 2009-2019 годы»; ПП РТ от 28 мая 2009г. № 299 «О Государственной программе развития туризма в РТ на период 2010-2014 годов»
В настоящее время реализацию государственной политики и координацию туристской деятельности в Республике Таджикистан осуществляет Комитет по делам молодежи, спорту и туризму при Правительстве Республики Таджикистан.
К полномочию данного Комитета относится:
1) осуществление государственной программы туризма в Таджикистане, обеспечение выполнения международных договоров и соглашений в сфере туризма;
2) представление интересов Республики Таджикистан в международных туристских организациях;
3) разработка нормативов и определение государственных стандартов обслуживания туристов в республике;
4) осуществление координации деятельности и нормативно-методического руководства субъектами туристской деятельности;
5) руководство своими представительствами за рубежом;
6) осуществление в установленном порядке лицензирования туристской деятельности;
7) определение пропорционально равных туристических квот между субъектами туристической деятельности на посещение туристско-экскурсионных объектов, входящих в Государственный кадастр туристических ресурсов, связанных с необходимостью их сохранения от разрушений;
8) контроль за соблюдением качества предоставляемых туристских услуг и выполнение условий лицензирования и сертификации в сфере туризма;
9) осуществление подготовки подбора и расстановки кадров (кроме кадров негосударственных субъектов туристической деятельности), проведение научно-исследовательских работ в сфере туризма, создание государственного кадастра туристских ресурсов;
10) решение иных вопросов, отнесенных к его ведению законодательством Республики Таджикистан (ст. 8 Закона РТ «О туризме»)..
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности в Республике Таджикистан являются:
1) обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
2) охрана окружающей среды;
3) ежегодное определение перечня природных и историко-культурных объектов, в том числе особо охраняемых природных территорий, посещение которых устанавливается в соответствии с квотой;
4) развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;
5) развитие международных контактов в области туризма;
6) рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:
- создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
- защиты прав и интересов государства в сфере туризма;
- защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;
- установления порядка стандартизации, сертификации и лицензирования в области туризма;
- поощрения национальных и иностранных инвестиций в развитии туристической деятельности;
- создания равных возможностей на рынке туристических услуг для субъектов предпринимательства независимо от форм собственности, содействия развитию конкуренции, обеспечения соблюдения в этой области антимонопольного законодательства;
- развития сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, участия в международных программах развития туризма, разработки и заключения международных двусторонних и многосторонних договоров в области туризма и определения механизма их реализации (ст. 5 Закона РТ «О туризме»).
В РТ туризм - развивающаяся отрасль, и влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли, финансирование которой, как и других отраслей социальной сферы, производится по остаточному принципу. Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокое качество сервиса, устойчивый миф о Казахстане как о стране повышенного риска привели к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.
Число иностранных граждан, посетивших страну в 2008 году, превысило 500 000 человек, против 130 000 в 2003 году. Относительно выезда граждан республики за границу с целью туризма (посредством туристских организаций) статистический показатель 2008 года показывает 20 851 человек против 11519 человек в 2003 году. Внутренний туристский поток в 2008 году достиг 1 миллиона 53 человек, рост которого вдвое увеличился по сравнению с 2003 годом.
Анализ полученных данных по статистике указывает на расширение географии въездного туризма: 94 страны в 2008 году против 60 стран в 2003 году. Ежегодно Таджикистан посещает более 30 тысяч туристов; доход от туристической отрасли уже превышает $3 миллиона . За первый квартал 2010 года Таджикистан посетили 3 тысячи туристов, за тот же период прошлого (2009) года - 2,2 тысячи .
Частнопредпринимательский сектор никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры и неспособен выполнять отдельные функции Национальной Туристской Администрации. Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: в Великобритании – BTA(British Tourist Authority), в Ирландии – Irish Board, в Испании – Turespana, в Италии – ENIT, в Норвегии – NORTRA и т. д. Именно они содержат представительства по туризму в других странах, они разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации.
Специфика туризма связана с интернациональным характером и широким спектром отношений, в которые приходится вступать лицам, так или иначе участвующим в организации отдыха и путешествий. Разнообразие этих отношений порождает определенную сложность правового регулирования.
В любом государстве взаимоотношения сторон "турист - турфирма", "турист - государство", "тур¬фирма - государство", регулируются соответствующим законо¬дательством. В зависимости от степени цивилизованности госу¬дарства и при все большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и пол¬ным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый эле¬мент взаимоотношений указанных сторон.
Отметим, что сегодня сложилось несколько подходов к организации модели государственного регулирования туризма. Так, в некоторых странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование упразднено и субъекты рынка осуществляют оперативное регулирование (например, в США в 1997 году была упразднена государственная администрация, занимающаяся вопросами развития туристической отрасли). В странах, где присутствует государственное регулирование рынка туристических услуг, реализуются две модели: либо созданы специальные органы государственной власти, либо же регулирование осуществляется многопрофильными органами.
Рассмотрим, как же действует государство на примере нескольких стран. Во Франции Законом о туризме № 92-645 определены усло¬вия, позволяющие заниматься продажей туров, установлен круг физических и юридических лиц, подпадающих под действие дан¬ного закона, названы услуги, относящиеся к туристским, сформу¬лированы условия, при которых возможно осуществление турис¬тской деятельности для турагентств, общественных организаций и ассоциаций, местных туристских органов, а также отдельных категорий лиц. Фактически речь идет о возможности получения разрешения (в виде лицензии, сертификата и иного официально¬го согласия) на занятие туристской деятельностью в том виде, в каком это определено Законом. В специальном разделе Закона фиксируются отношения меж¬ду производителем и потребителем туристского продукта, пере¬числены основные права и обязанности продавца и покупателя, которые должны содержаться в контракте (договоре). Законом также регламентированы меры ответственности продавца турпродукта за качество входящих в него услуг, а также случаи, ис¬ключающие такую ответственность, санкции к нарушителям и механизм контроля со стороны государственных органов за дея¬тельностью физических и юридических лиц, подпадающих под регламентацию данного Закона.
Вопросы регулирования туризма относятся к компетенции Министерства транспорта и общественных работ, в структуре которого предусмотрены Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма. Эти органы курируют вопросы управления и регулирования отрасли, инвестирования и международных отношений в сфере туризма.
Кроме того, существует ещё целый ряд органов, участвующих в управлении туризмом « с правом совещательного голоса»:
- Совет по туризму при Министерстве транспорта и общественных работ;
- Французское агентство туристского инжиниринга и Национальный наблюдательный совет по туризму (маркетинговые исследования и статистика в туризме) ;
- Национальное агентство по отпускным поездкам (социальный туризм);
- Национальный комитет по процветанию Франции (вопросы экологии и озеленения городов).
На региональном уровне действуют представители центральной исполнительной власти, решающие вопросы развития туристской сферы и подчиняющиеся непосредственно префектам. Деятельность этих представителей направлена на координацию местных и национальных инициатив, так как полномочия местных властей в области туризма достаточно велики.
Продвижением образа Франции как туристского центра на международном рынке занимается ассоциация «Maison de la France», возникшая в 1987 г. в результате соглашения о партнёрстве между местными администрациями, туристическими фирмами, гостиницами, администрациями объектов экскурсионного показа. В настоящее время ассоциация насчитывает около 800 членов. В штате ассоциации более 200 сотрудников, 33 его представительства работают в 26 странах мира. Руководящий орган ассоциации - совет директоров, состоящий из 27 человек (1/3 - чиновники из госаппарата, а 2/3 - представители частного бизнеса). Деятельность ассоциации на 60 % финансируется из госбюджета.
В Испаниии туристская деятельность на общенациональном уровне определяется Законом № 48/1963 "О компетенции в обла¬сти туризма" и Декретом "О деятельности частных туристских предприятий" от 14 января 1965 г. Помимо общенационального, каждая из 17 автономий имеет собственное законодательство по туризму, основные положения которого соответствуют вышеука¬занному Закону. Испанское законодательство по туризму регу¬лирует отношения между туристом и продавцом турпродукта, ус¬ловия, на которых физическим и юридическим лицам разрешает¬ся заниматься туристской деятельностью, порядок оказания туристских услуг, меры контроля со стороны государства и санк¬ции к нарушителям.
В апреле 1996 г. Парламент Испании утвер¬дил Закон "О комбинированных путешествиях", которым были четко определены права и обязанности как потребителя, так и туристского агентства. Под комбинированным путешествием по¬нимается поездка, включающая турпродукт, содержащий, по меньшей мере, два из трех нижеследующих элемента: транспорт, раз¬мещение на ночлег и любые другие туристские услуги. В Законе дано четкое распределение ответственности внутри туристской сферы и разъяснение различных аспектов турпродукта и комби¬нированных путешествий. Указано на необходимость наличия следующих данных в информационных каталогах: конечная цель и продолжительность путешествия, средства транспорта, вид ноч¬лега, стоимость путешествия, дополнительные предложения, ус¬ловия и положения на случай отказа от путешествия. Если изло¬женные в каталоге детали предполагаемого путешествия не соот¬ветствуют реальности, то турист, совершивший поездку, вправе предъявить иск. Введя данный закон, Испания привела националь¬ное законодательство в соответствии с Директивой ЕС 1990 г. о туристских услугах (туристском продукте).
Вопросами туризма в Испании ведает Государственный секретариат по торговле, туризму и малому бизнесу, подчиненный Министерству экономики. Кроме Госсекретариата Министерству подчиняются:
- Центральная дирекция по туризму (административные вопросы и выработка общих направлений государственной политики в сфере туризма );
- гостиничная цепь «Paradores» (83 гостиницы, размещённые в зданиях, представляющих историческую ценность) ;
- два выставочно-конгрессных центра (в Мадриде и Малаге) и Испанский институт туризма - « Turespaca» .
Полномочия Министерства экономики невелики. Такие важные функции, как лицензирование, сертификация услуг, разработка стратегии развития туристской индустрии, являются прерогативой местных властей.
С целью координации их деятельности в стране создан Совет по развитию туризма, в состав которого входят представители государственных органов власти всех уровней и представители частного бизнеса. Решения Совета носят рекомендательный характер .
Испанский институт туризма «Turespaca» занимается привлечением иностранных туристов, осуществляя рекламную деятельность и продвижение испанских курортов за рубежом. Организация имеет широкую сеть информационных офисов в Испании и 29 представительств в 21 стране мира. Институт полностью финансируется из госбюджета.
В Великобритании сферу туризма возглавляет Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому подчиняется орган, непосредственно курирующий туризм ,- « British Tourist Authority» (ВТА).
ВТА занимается привлечением иностранных туристов в Великобританию и развитием внутреннего туризма, а также консультирует правительство и другие государственные учреждения по вопросам туризма. Для этого администрация проводит рекламные кампании за рубежом через сеть своих офисов и представителей, через прессу, радио и телевидение, организует международные конференции, предоставляет маркетинговые и консалтинговые услуги по вопросам международного туризма, издает разнообразные информационно-справочные материалы.
Являясь по организационно-правовой форме частнопредпринимательским институтом, ВТА наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках (распространение информации туристического содержания, участие в выставках) предоставляет платные консалтинговые и маркетинговые услуги, организует выставки и семинары, осуществляет различные проекты с участием иностранного капитала, издаёт и реализует путеводители, видеофильмы и другую рекламно-информационную продукцию.
Во главе ВТА стоит совет директоров из пяти человек и президент. В штате организации около 300 человек, из которых примерно треть работает в Лондоне, а остальные за рубежом в 26 странах мира.
Более чем на 2/3 (68 %) ВТА финансируется из госбюджета.
В Италии в 1983 г. был принят основной закон по совершен¬ствованию и развитию сферы туризма и гостиничной индустрии. Законом определены органы управления туризмом на региональ¬ном уровне и порядок их функционирования, даны определение туристского предприятия и условия его регистрации, а также оп¬ределение и классификация гостиничного хозяйства, изложены условия, на которых транспортным и туристским бюро, обще¬ственным ассоциациям разрешается заниматься туристской дея¬тельностью, регулируется деятельность профессионалов в турис¬тской сфере, определены меры поддержки туристской отрасли со стороны государства и прочее.
Департамент по туризму входит в состав Министерства производственной деятельности. Основные функции Департамента сводятся к координации деятельности региональных турадминистраций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального характера, исследованиям и обработке статистических данных, а также международной деятельности (межправительственные соглашения, взаимоотношения с международными организациями и ЕС).
Полномочия местных турадминистраций также значительно расширены. Они ведают всеми вопросами лицензирования туристской деятельности на своей территории, осуществляют классификацию гостиниц, имеют право продвигать и рекламировать свои регионы внутри страны и за рубежом (рекламные мероприятия, участие в выставках и т.п.).
Однако ведущая роль в представлении Италии на международном туристском рынке принадлежит Национальному управлению по туризму (Е NIT), основными функциями которого являются рекламно-информационная работа, маркетинговые исследования, координация зарубежной деятельности местных турадминистраций. ENIT подчиняется Департаменту по туризму и полностью финансируется из госбюджета. В штате ENIT 200 человек, в том числе сотрудники 20 представительств в 16 странах.
В США первый Национальный закон "О международ¬ном туризме" был принят в 1961 г. Им предусматривалось созда¬ние Администрации по путешествиям и туризму (АПТ) в рамках Федерального министерства торговли США. Далее в 1981 г. был принят Закон "О Национальной политике в сфере туризма", а 30 мая 1992 г. - Закон "О политике в сфере туризма и развитии экспорта", согласно которому перед АПТ были поставлены сле¬дующие основные задачи: координация государственной полити¬ки в области туризма в интересах США, исследование конъюнк-туры туристского рынка, ведение статистики туризма, руковод¬ство программой развития туризма, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам.
Помимо Национального органа, регулировавшего туризм на федеральном уровне, в США в каждом из штатов имеется соот¬ветствующая служба, ответственная за развитие туризма. Как пра¬вило, это Агентство по торговле, коммерции и туризму, перед которым поставлены задачи планомерного роста и всесторонне¬го развития въездного и внутреннего туризма, проведение реклам¬но-информационных программ по их пропаганде, осуществление исследовательских акций по анализу состояния и перспективам развития туризма. Аналогичная картина в графствах и городах, где при местных органах власти имеются специальные Бюро по туризму, главной функцией которых является привлечение тури¬стов. В Бюро входят представители городских властей, транспор¬тных компаний, отелей, ресторанов, развлекательных и прочих учреждений. Бюджеты Бюро формируются из средств, собираемых графством или городом в виде налога, взимаемого с жиль¬цов гостиниц за проживание (от 8 до 18%), а также за счет членс¬ких взносов и доходов от рекламы. АПТ была призвана работать в тесном контакте с Консульта¬тивным советом по вопросам туризма, куда входят 15 представи¬телей основных отраслей промышленности США, а также Наци¬ональным Советом по пропаганде путешествий и туризма, кото¬рый ответствен за издание каждый год доклада с обязывающим названием: "Туризм работает на Америку". В этих докладах чет¬ко прослеживается мысль, что въездной и внутренний туризм яв¬ляются важнейшими секторами национальной экономики. В США туристская индустрия является вторым крупнейшим "работодателем" после системы здравоохранения.
В 1995 г. в целях привлечения внимания к сфере туризма и рас¬смотрения возникающих в ней проблем в Белом Доме была про¬ведена Национальная конференция по развитию туризма. Поми¬мо всех прочих были рассмотрены вопросы перевода АПТ на са¬мофинансирование, поскольку сфера туризма по доходам стала занимать в США третье место (после производства автомобилей и продуктов питания). По завершении Олимпиады в Атланте в августе 1996 г. государственное финансирование АПТ существен¬но сократилось, вступила в действие система частичного государ¬ственного спонсирования и значительно большего участия в этом частных фирм и предприятий. В 1996 г. Конгресс США принял еще один закон по развитию туризма и с января 1997 г. стала фун¬кционировать предусмотренная в нем новая Федеральная турист¬ская структура - Национальная Организация Туризма (НОТ). В Законе конкретно указано, что если в ближайшее будущее НОТ не повысит долю США в мировом туристском рынке и не увели¬чит количество иностранных туристов, то она будет распущена.
В Финляндии туризм регулируется Законами "О субъектах, имеющих право на про¬дажу туров" и "О турах и занятии туристской деятельностью" № 1080/94. Во многом принятие данного Закона было обус¬ловлено вступлением Финляндии в ЕС и необходимостью приве¬дения финских законов в соответствии с требованиями ЕС. Законы регулируют отношения клиента и турфирмы по вопросам прода¬жи тура и порядок урегулирования спорных моментов. В марте 1995 г. принято Постановление правительственных структур Фин¬ляндии "О занятии туристской деятельностью", в котором дета¬лизированы основные сведения, требуемые при регистрации на занятие туристской деятельностью: помимо обычных вопросов, следует указать, в том числе, является ли фирма посредником ино¬странной туристской компании.
В Германии вопросами международного туризма занимается Национальный туристический комитет Министерства экономики, отвечающий за продвижение туризма в Германии и увеличение турпотока в страну. Представительства комитета функционируют в 27 странах мира.
В Австрии туристическую отрасль курирует Министерство экономики. Рекламой туристических возможностей страны ведает Австрийский национальный туристический офис, представительства которого работают в 26 странах мира.
В Швейцарии вопросами въездного туризма занимается Центральное ведомство по туризму (ЦВТ) -крупнейшее национальное рекламное агентство.
В Индонезии существует специальное ведомство по туризму, которое наделено достаточно широкими полномочиями в области защиты прав туристов. В частности, в стране действует весьма влиятельная туристическая полиция, которая осуществляет контроль и надзор за предприятиями туристической и гостиничной индустрии, а также разбирает конфликтные ситуации, участниками которых становятся гости из-за рубежа.
В Израиле работает мощное Министерство туризма, бюджет которого в 2007 году достиг $150 млн. Эти деньги используются на финансирование мероприятий, связанных с информационной, презентационной, выставочной деятельностью по всему миру, на проведение конференций, организацию консалтингового обслуживания, издание буклетов и рекламных материалов. Планируется, что в 2008 году бюджет Министерства туризма вырастет в 4 раза.
В объединяющейся Европе еще в июне 1990 г. была принята Директива ЕС по содержанию туристских услуг и турпродукта в целом. Для защиты прав по¬требителей в Директиве ЕС приведены к единому содержанию тек¬сты контрактов между турфирмой и туристом-потребителем ого¬ворены условия, взаимные права, обязанности и гарантии.
Для развития туристской деятельности в Республики Таджикистан необходимо:
1. Развитие системы государственного регулирования и поддержки туристической деятельности.
В этом направлении необходимо реализовать следующие меры:
- дальнейшее совершенствование законодательства по вопросам упрощения визовых и регистрационных процедур.
- принимать нормативные правовые акты по вопросам стимулирования инвестирования и совершенствования системы налогообложения для развития въездного и внутреннего туризма;
- совершенствовать систему статистического учета и отчетности в сфере туризма, внедрить вспомогательный счет туризма в систему национальных счетов;
- активизировать сотрудничество в области туризма с зарубежными странами в целях расширения международной договорной базы отрасли;
- повысить качество туристических и гостиничных услуг в соответствии с требованиями установленными системой технического регулирования;
- обеспечить соответствующий уровень туристского менеджмента посредством обучения и переобучения специалистов отрасли;
- обеспечить государственную поддержку для развития туристической инфраструктуры;
- содействовать развитию частных инициатив в туристической отрасли.
При этом, в целях повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма необходимо решить следующие вопросы:
- повышение информированности международного предпринимательского сообщества о туристических возможностях Таджикистана и в этом направлении развитие сотрудничества с зарубежными организациями, в том числе через уполномоченный орган Правительства Республики Таджикистан по привлечению инвестиций;
- содействие инвестированию международными финансовыми институтами развития проектов по строительству объектов в виде туристско-этнографических комплексов.
- принятие мер по развитию индустрии туристической сувенирной продукции.
2. Маркетинг и продвижение национального туристского продукта
Для обеспечения маркетинга и продвижения национального туристского продукта на соответствующие рынки, нужно активно участвовать в известных международных туристических выставках и организовывать проведение подобных мероприятий в республике.
Для достижения этих целей необходимо:
- дальнейшее осуществление мероприятий по формированию привлекательного туристского имиджа Республики Таджикистан, активно используя фактор исторического развития страны, ее ценностей, традиций, кухни, искусства, с привлечением культурных и научных сил республики.
- обеспечить эффективные государственные (некоммерческие) рекламно-информационные меры по продвижению национальных туристических продуктов на внутренние и внешние рынки туристических услуг (финансирование участия на международных выставках и выпуск рекламно-информационных материалов).
3. Экологический туризм - фактор устойчивого развития
Необходимость развития экологического туризма в Республике Таджикистан обусловлена, прежде всего, социально-экономическими факторами - созданием новых рабочих мест и развитием местных сообществ в отдаленных регионах. По данным экспертов Всемирной Туристической Организации, экологический туризм за последние десять лет становится наиболее популярным среди туристов и является одним из инструментов устойчивого развития заинтересованных государств.
Как показали итоги изучения туристского потенциала страны, Республика Таджикистан в силу своих географических и рельефных особенностей (93 процента территории республики занимают горные местности) имеет большие возможности для развития экологического туризма. Его основу составляют уникальные природные условия и ландшафты, вместе с многочисленными историческими памятниками, культурного и этнического наследия народа Таджикистана в различные исторические периоды. Экономический потенциал экологического туризма в Республике Таджикистан практически неограничен, однако для его становления и развития потребуются определенные капиталовложения и целевые затраты. Создание необходимой инфраструктуры для экологического туризма позволит обеспечить доступность уникальных уголков природы для туристов. Необходимо создать условия для привлечения зарубежных, в том числе частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по объектам экологического туризма.
Мерами, направленными на активизацию этого процесса, являются:
- совершенствование генеральных планов национального парка и государственных природных резерватов в целях формирования инфраструктуры экологического туризма на особо охраняемых природных территориях;
- развитие международного сотрудничества республики в части экологического туризма;
- выполнение обязательств по ратифицированным Республикой Таджикистан конвенциям в части сохранения биологического разнообразия и охраны памятников всемирного природного и культурного наследия.
Выполнение данных рекомендаций и обеспечение специфических потребностей экологического туризма на охраняемых природных территориях, сохранение редких видов животных и растений в сочетании с самобытной культурой и традициями населения, а также постоянное расширение географии маршрутов позволят уверенно прогнозировать успешное развитие этого направления туризма в Республике Таджикистан.
4. Повышение квалификации кадров сферы туризма и ее научнометодическое обеспечение
Для повышения квалификации кадров сферы туризма необходимо:
- проводить научно-практические конференции в республике и обеспечить участие представителей Республики Таджикистан в международных туристических мероприятиях по подготовке кадров и ключевым проблемам развития туристической индустрии;
- проводить обучающие семинары и курсы повышения квалификации специалистов туристической индустрии с учетом гидов туризма, в том числе для особо охраняемых территорий и национального парка;
- Содействовать обеспечению современной отраслевой литературой учебные заведения, готовящие кадры сферы.
5. Информационное обеспечение туризма
Для информационного обеспечения туристической отрасли необходимо:
- создать единый государственный Интернет-портал с размещением необходимой информации о туристическом потенциале страны, культуре и истории Таджикистана, туристических организациях и гостиничных услугах, транспортных сетях и связи, порядке получения виз, регистрационных и административных процедурах;
- в целях формирования привлекательного туристского имиджа республики обеспечить рекламно-информационную кампанию в ведущих республиканских и региональных средствах массовой информации.
6. Обеспечение безопасности туристов
Одним из основополагающих условий развития туризма является обеспечение безопасности туристов. Обеспечение безопасности туристов декларировано в Хартии туризма, одобренной в 1985 году на VI сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристической организации в г. Софии (Болгария), Этическом туристическом кодексе, принятом 1 октября 1999 года в г. Сантьяго (Чили).
Безопасность туриста напрямую зависит от мер принимаемых хозяйствующими субъектами сферы туризма при организации маршрутов.
Для обеспечения безопасности туристов необходимо:
- проработать вопрос осуществления специальной подготовки туристических кадров и контроля за соблюдением норм, правил по технике безопасности в деятельности хозяйствующих субъектов сферы туризма по обслуживанию туристов;
- обеспечить информирование туристов в вопросах их безопасности при организации туристических маршрутов.
7. Международное сотрудничество в области туризма
Важным аспектом международного сотрудничества в сфере туризма является усиление взаимодействия со Всемирной туристической организацией. Республика Таджикистан, как полноправный член организации, в целях эффективного использования ее возможностей, должна активно участвовать в мероприятиях проводимых под эгидой Всемирной туристической организации. Роль этой структуры в развитии туризма и установлении сотрудничества между странами мирового туристского сообщества очень важна для всех ее членов, будучи специальным учреждением Организации Объединенных Наций. Этот фактор в свою очередь усиливает позиции организации по активному продвижению и устойчивому развитию туризма в мире.
Главными направлениями в развитии международного туризма являются расширение международных туристических связей и реализация межправительственных соглашений в сфере туризма.
При этом необходимо:
- используя имеющиеся возможности обеспечить реализацию межправительственных соглашений в области туризма;
- рассмотреть возможность открытия туристических секций при посольствах Республики Таджикистан в странах, генерирующих основные туристические потоки в республику;
- проводить работу по организации совместных туристических маршрутов в рамках приграничного сотрудничества с соседними государствами;
- развивать региональное сотрудничество с государствами Центральной Азии и другими странами региона по реализации трансграничных туристических маршрутов.


Опубликовано на Порталусе 25 января 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): туризм, государство, регулирование, независимост



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама