Рейтинг
Порталус

Туристический продукт как объект предпринимательского правового регулирования: понятие, история и существующие проблемы

Дата публикации: 10 апреля 2009
Автор(ы): Сангинов Дониёр Шомахмадович
Публикатор: doniyor_sanginov
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1239382620


Сангинов Дониёр Шомахмадович, (c)

Туристический продукт как объект предпринимательского правового регулирования: понятие, история и существующие проблемы

Одной из первоочередных задачей программы развития туризма в Таджикистане на 2004-2009 годы являло-с «продвижение национального туристского продукта на мировой рынок туристских услуг». Исходя из этого можно сказать, что одним из основных элементов туристских отношений является туристский продукт, ради которого турист покупает туристическую путевку (туристская путевка - индивидуальный документ, являющийся формой договора между производителем и потребителем туристских услуг и подтверждающий их оплату) . Для выяснения того, что туристский продукт является ли предметом договора на туристское обслуживание, прежде необходимо уточнить понятие предмета договора.
В юридической науке со сторонни ученых к структуре договора наряду с реквизитами, преамбулою, сроком, положением о расторжении, условиями договора, форс-мажором, ответственностью и т.д., отнесено предмет договора.
Проблема определения предмета договора заключаемых между туристами и туристическими фирмами, не является новой для отечественной доктрины. Данный вопрос не был специально урегулирован в законодательстве, хотя в юридической литературе высказывалось мнение о необходимости специального регулировании отношение по туристическому обслуживанию.
В соответствие с п. 11. ст. 2 Законом Республики Таджикистан «О туризме» туристский продукт формируется исходя из конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста. Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. Это обозначает что туристский продукт, являясь предметом договора на туристского обслуживания.
Теперь рассмотрим само понятие туристского продукта и его структуру. В Законе Республики Таджикистан «О туризме» определяется термин «туристский продукт». В ст.2 указанного закона «туристский продукт» определен как «право на тур, предназначенное для реализации туристу, в соответствии с правилами, установленными государством» (от 3 сентября 1999 г). Здесь же дается и определение применяемого в данном случае понятия «тур» - туристское путешествие (поездка) по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченное комплексом туристских услуг по размещению, перевозке, питанию, экскурсионных услуг, а также услугами гидов - переводчиков и другими услугами, предоставляемыми в зависимости от целей путешествия, при обеспечении гарантий безопасности, защиты и сохранения здоровья туристов. Толковый словарь туристских терминов следующим образом определяет данное понятие: туристского продукт – это совокупность вещественных (предметов потребления), невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия .
Туристский продукт состоит из трех элементов: тур, допол¬нительные туристско-экскурсионные услуги, товары. .
1) Тур - первичная единица туристского продукта, реализуемая клиенту как единое целое, продукт труда туроператора на опре¬деленный маршрут и в конкретные сроки. Правовое же понятие тура было изложено выше. Различают две основные формы туров: с сопровождением и без сопровождения.
Тур без сопровождения (его иногда также называют независимым туром) предполагает самостоятельную поездку туриста по спланированному маршруту и как правило включает заказ и предварительную оплату следующих услуг:
1. Перелет в оба конца из города проживания туриста и обратно
2. Трансферы из аэропорта в гостинцу и обратно
3. Проживание в гостинице
4. Экскурсии или специальные поездки в места отдыха - по желанию. Соответствующие налоги и чаевые могут быть включены или не включены.
Независимый тур предоставляет клиенту максимальную гибкость в выборе сроков и продолжительности поездки и набора желаемых услуг, в то же время позволяя снизить стоимость поездки за счет приобретения услуг в комплексе. Для оператора формирование независимого тура представляет весьма трудоемкое дело, поскольку поиск и бронирование билетов, мест и т.п. должен производиться напрямую в авиакомпаниях, гостиницах, компаниях по аренде автомобилей и экскурсионному обслуживанию.
Тур с сопровождением предусматривает предварительное жесткое планирование, заказ и оплату авиабилетов, гостиниц, переноски багажа, наземного транспорта и питания и осуществляется в сопровождении профессионального гида, находящегося с группой 24 часа в сутки и решающего все возникающие проблемы на месте. Как правило, такие туры организуются для групп туристов и широко рекламируются туроператором - компанией, осуществляющей организацию и проведение поездки. Туры с сопровождением в особенности рекомендованы для следующих категорий туристов:
• Люди преклонного возраста.
• Нервные и не уверенные в себе туристы, опасающиеся неожиданностей.
• Туристы-одиночки.
• Люди, которые хотят увидеть максимум достопримечательностей в минимум времени.
• Туристы, отправляющиеся в "экзотические" или небезопасные места: Восточная Европа, некоторые страны Юго-Восточной Азии и др.
Обычно при туре с сопровождением туристов встречает в аэропорту представитель туроператора, помогающий поселиться в гостинице и провожающий туристов обратно на пути назад. К этому представителю также можно обратиться по всем возникающим вопросам в определенные часы каждый день. В случае поездки группы по нескольким городам или странам, представитель туроператора обычно встречает группу только в тех городах, где она останавливается на одну или более ночей. Преимущества тура с сопровождением очевидны - полная организация всех бытовых вопросов, сопровождение опытного гида, минимум неожиданностей и оперативное решение всех проблем. В то же время в рамках такого тура свобода действий туриста достаточно скована жесткой программой, расписанием и т.д. В случае, если он добровольно пропустит какие-либо экскурсии, поездки или мероприятия, деньги за них не возвращаются.
Туры, как правило, существуют в виде включенных туров, подразумевающих предварительный заказ и оплату всего комплекса необходимых услуг: перелетов, переездов, переноски багажа, проживания, питания и др. Соответственно туры могут осуществляться на территории страны проживания клиента или с выездом за границу. Туроператорами, как правило, предлагаются и проводятся готовые пакетные туры. Туроператоры организуют техническую сторону тура: бронируют гостиницы, перелеты, организуют питание и экскурсионное обслуживание в местах отдыха, а также занимаются самостоятельной рекламой и маркетингом предлагаемых туров. При организации перевозки туристов крупные туроператоры могут пользоваться как регулярными авиарейсами, осуществляя предварительное блоковое бронирование мест, так и при необходимости заказывать специальные чартерные авиарейсы для больших групп туристов. В Англии достаточно распространена практика, при которой большие многопрофильные турагентства частично выступают и в роли туроператоров: например, агентства, специализирующиеся на одном географическом регионе, например, Восточной Европе или Средним Азие, могут самостоятельно организовывать и предлагать групповые туры - особенно специальные (например, для любителей отдельных видов спорта, национальной кухни или напитков - чего угодно) - в страны этих регионов. Одновременно с этим, они могут выполнять чисто агентские функции, продавая готовые туры других тур-операторов в другие страны, на курорты и т.д. Имеет место и обратная ситуация. Так, например, American Express (турфирма в Америке) имеет большое подразделение туроператора, занимающееся разработкой и проведением новых туров практически по всему миру. Причём одновременно с этим материнской компании принадлежит и розничное туристское агентство, продающее эти туры потребителю.
2) Дополнительные туристско-экскурсионные услуги – услу¬ги, не предусмотренные в ваучере или путевкой, доводимые до потребителя в режиме его свободного выбора. Дополнительные услуги не входят в основную стоимость путевки. К ним отно¬сятся: прокат, телефон, бытовое обслуживание, почта, обмен валюты, дополнительное питание, общественный транспорт, рент-кар, хранение вещей, развлечения, резервирование мест, видео, приобретение билетов, пользование мини-баром и т. п. По законодательстве Республики Таджикистан эти дополнительные услуги преобретаюся на основание различных договоров (договор купли- продажи глава 29 статьи 488-623 ГК РТ, договор имущественный наем (аренда) глава 33 статьи 624-697, договор возмедного оказание услуг глава 37 статьи 797-803, договор хранения глава 50 статьи 972-1112 и т. д.) . Эти услуги приобретаются туристами за до¬полнительную плату. При составлении туристского продукта, также, необходимо учитывать страхование, так как страхование является практически неотъемлемой частью туристского продукта. Во многих странах широко распространена практика приобретения туристами комплексных страховых покрытий на случай разнообразных неожиданностей в ходе поездки или перед ней. Существует множество видов страхования туристов, ниже описаны основные виды.
1. Страхование на случай неожиданной отмены поездки. В случае, если страхователь вынужден отказаться от участия в поездке по причине болезни, травмы или смерти самого страхователя или близкого члена семьи, ему (а в случае смерти страхователя его наследникам) будут возмещены суммы штрафов за отказ от поездки, налагаемых туроператором или авиакомпаниями, обеспечивающими перелет.
2. Досрочное прекращение тура. В случае досрочного прекращения участия в туре в связи с болезнью, травмой или смертью страхователя или близкого члена семьи, страхователю или его наследникам будет возмещена стоимость неиспользованной части тура, а также дополнительные расходы на перелет, переезд, перевозку тела на родину.
3. Задержка рейса и опоздание на последующий рейс. В случае опоздания страхователя к началу тура в связи с нарушением работы авиационного или другого транспорта, вызванным погодными условиями, поломками или забастовками, страхователю будут возмещены дополнительные расходы на транспорт для присоединения к туру. В случае опоздания на последующий рейс, запланированное время стыковки между рейсами должно быть не менее 90 минут. Разница между временем прилета в первый город тура и началом тура на земле должна быть не менее 4 часов.
4. Непредвиденные расходы. В случае досрочного прекращения страхователем участия в туре в связи с болезнью или травмой ему возмещаются дополнительные расходы на питание и проживание в месте вынужденной остановки. Действие полиса начинается спустя 12 часов с момента отъезда туристской группы из точки, в которой вынужден задержаться страхователь.
5. Страхование на случай смерти и увечья. Страховая сумма уплачивается, если смерть страхователя наступила в результате несчастного случая во время поездки или в течение 365 дней с момента получения увечья.
6. Экстренные медицинские расходы. Предусмотрена выплата сумм для возмещения затрат на лечение травм или увечий, полученных в ходе тура, в течение 365 дней с момента получения травмы. Дополнительное покрытие можно приобрести для оплаты экстренных расходов на стоматологическую помощь и лечение в случае болезни, начавшейся в ходе тура.
7. Экстренные расходы на медицинский транспорт. В случае болезни или травмирования страхователя в ходе поездки, если возникает необходимость доставки его в больницу или на родину специальным медицинским транспортом, возмещаются расходы на такой транспорт. Страхование всех описанных выше медицинских и стоматологических рисков в рамках данного полиса производится по "зонтичному" принципу, т.е. выплата страховых сумм начинается только в том случае, когда понесенные расходы не покрываются другими, имеющимися у страхователя полисами медицинского страхования.
8. Повреждение или пропажа багажа. В случае пропажи и повреждения драгоценностей часов, фото- и видеокамер и принадлежностей к ним сумма возмещения определяется за каждый из этих предметов.
9. Задержка багажа. В случае задержки с доставкой багажа в ходе тура на срок, превышающий 24 часа, страхователю возмещаются расходы за неудобство.
В Республике Таджикистан правовое регулировании страхование определяется нормами Гражданского кодекса РТ (глава 51 ст.1013-1057), Закона РТ «О страховании» от 20 июля 1994 года, N 981 с изменениями до 26 декабря 2005 года, Закон РТ «О туризме»(ст.10), Постановлением Правительства РТ от 15 марта 1999 года № 83 « О разделении сферы страхования деятельности в Республике Таджикистан», Постановлением Правительства РТ от 4 февраля 1999 года № 25 «О государственном обязательном страховании пассажиров автомобильного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта» и другими нормативно- правовыми актами.
Товары - специфическая материальная часть туристского продукта, включающая туристские планы и карты городов, открытки, буклеты, сувениры, туристское снаряжение и т. п., и неспецифическая часть туристского продукта, куда входит большое число товаров, которые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов. Туристский продукт как товар характеризуется потребительской стоимостью, т. е. полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность туристского продукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т. е. по возможности он должен иметь массового потребителя. Тогда можно использовать и индустриальные технологии для производства туристского продукта. Массовое потребление товаров определяется его меновой стоимостью - количественным отношением, в котором потребительские стоимости туристского продукта обмениваются на потребительские стоимости других товаров.
Туристский продукт оценивается как суммарный объем товаров и услуг, производимых в сфере туризма. Он может быть оценен двумя способами:
а) как сумма всех произведенных затрат; б) как сумма всех расходов туристов (туристских расходов), т. е. доход от туризма.
В том и в другом случае валовой туристский продукт измеряется в стоимостном выражении - суммарный объем товаров и услуг, производимых (потребляемых) в сфере туризма.
Валовой туристский продукт как доход включает: 1) всю зарплату, которая является частью выручки от производства туристских товаров и услуг. Сюда включается также предоставление займа (кредита); 2) выручку от сдачи в аренду комнат, апартаментов и т. д.; 3) проценты, которые получают предприниматели, работающие в туристской экономике за то, что предоставляют заем денег, например проценты за хранение денег в банке на депозитном счете; 4) прибыль - это то, что остается после того, как были сделаны затраты на производство туристского продукта и услуг. Затраты вычитаются из выручки от реализации туристских товаров и услуг. Это означает, что результат может быть и отрицательным, т. е. в этом случае имеют место убытки. Часть доходов может не вернуться к собственнику, но может остаться в туристском бизнесе для дальнейшего использования. Именно эта часть и рассматривается как доход.
Валовой туристский продукт как затраты включает:
1) затраты на туристское потребление (все туристские затраты на покупку товаров и услуг); 2) частные туристские инвестиции, включающие общее количество затрат, которые сделаны при осуществлении новых капиталовложений, и затраты частного сектора для улучшения структуры туризма. Сюда включены изменения в потоке проектов, которые производит турбизнес; 3) государственные туристские затраты для приобретения туристских товаров и услуг; 4) туристский экспорт минус импорт. В этой категории общий объем затрат на экспорт туризма из страны должен быть добавлен к валовому туристскому продукту. И наоборот, общий объем импорта туристского продукта должен вычитаться из валового туристского продукта.
В Гражданском кодексе РТ товар как объект не предусмотрен, но в комментарии к ГК РТ части первой, говорится, что «Все эти объекты(вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделия, имущественные права и другое имущество) объединяет их экономическая природа как товар, объективно требующий для себя гражданско-правового оформления (режима)» .
Иногда туристский продукт ассоциируют с понятием «ту¬ристский пакет» – основным (обязательным) комплексом услуг, предоставляемых в путешествии по индивидуальному или груп¬повому плану, который имеет серийный характер, предлагается в широкую продажу. Туристский пакет включает четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги раз¬мещения, трансфер.
1) Туристский центр - место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: природные, культурно-исто¬рические, экологические, этнические, социально-демографиче¬ские, инфраструктурные. Этот элемент относится к обязатель¬ным, поскольку без объекта интереса невозможно организовать путешествие. Его нужно обязательно выбрать. Туристский центр представляет собой интегральный символ интереса, со¬единяющий в себе все мотивы индивидуума относительно рек¬реационных ресурсов. Когда один приходит в туристское бюро и говорит, что он хотел бы поехать во Францию, дру¬гой – в Москву, а третий на Памир то независимо от масштаба территории каждый турист выбирает свой объект. Для одного – это страна, для другого – регион, а для третьего – кон¬кретное место. Независимо от индивидуального масштаба по¬требителя туроператор обязан свести его к единичному вариан¬ту - туристскому центру. Это связано с тем, что он обязан дос¬тавить туриста в конкретное место отдыха, потому что именно туда будет заказан транспорт, именно там будет заказана гости¬ница. Поэтому если клиент говорит, что он хотел бы посетить Францию, то необходимо уточнить, какой именно район Фран¬ции его интересует, а затем помочь ему выбрать конкретный туристский центр. При этом необходимо помнить, что даже в одном городе, например в Душанбе, есть несколько туристских центров, поскольку проживание в самом центре города или в районе И. Сомони, или в районе А. Сино это разный ком-плекс рекреационных возможностей, которые нельзя перенести в любое другое место. Принятие Правительством Республики Таджикистан решений об объявлении Варзобского, Бальджуванского районов и Рамитского ущелья в качестве зон санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма способствует постепенному возрождению качеств туристских центров внутреннего туризма. В республике в настоящее время восстановлено более 65% объектов санаторно-курортной и туристской направленности, построено около 35 частных зон, что создает реальные условия для организации отдыха и лечения граждан Таджикистана, занятости населения и привлечения отечественных инвестиций в данную инфраструктуру. Само понятие зоны отдыха и туризма – это специально объявляемая Правительством Республики Таджикистан территория, с четко определенными административными границами, в пределах которой реализуются управленческие и народно-хозяйственные вопросы, регулирующие и стимулирующие дальнейшее развитие в республике туризма, санаторно-курортного дела, лечения и отдыха, а также привлечение иностранных инвестиций в имеющуюся инфраструктуру.
2) Транспорт - средство передвижения, с помощью которого можно добраться до туристского центра. Наиболее широко ис¬пользуется в качестве средства передвижения, без сомнения, самолет. На короткие расстояния – поезд, туристский автобус, автомобиль. Большую часть затрат, обусловливающую стои¬мость туристского пакета, составляют затраты на перевозку. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. В отношении скоростных видов транспорта необходимо заметить, что, несмотря на их дороговизну по сравнению с другими видами, они также ис¬пользуются на короткие расстояния, так как позволяют эконо¬мить время туристов для рекреационных целей. Таджикистан для приема и сервисного обслуживания иностранцев располагает 3 международными аэропортами в г.г.Душанбе, Худжанде и Кулябе. Территорию республики с запада на восток пересекают 3 ветви железных дорог, которые связывают регионы республики: центральной, северной и южной через территорию сопредельных государств - Узбекистана и Туркменистана. Наибольший интерес для развития туризма представляют следующие автомобильные дороги: Душанбе - Ура-Тюбе - Сырдарья (Республика Узбекистан); Душанбе - Пенджикент - Самарканд (Республика Узбекистан); Душанбе - Турсунзаде - Денау (Республика Узбекистан); Худжанд - Канибадам - Коканд (Республика Узбекистан); Душанбе - Хорог -Ош (Республика Кыргызстан) и Душанбе-Джиргаталь; Душанбе - Айвадж и Душанбе - Нижний Пяндж (с выходом на Афганистан); Душанбе - Хорог - Мургаб - Кульма - Каракорумское шоссе (с выходом на Китайскую Народную Республику); Душанбе - Хорог - Ишкашим (с выходом на Афганистан).
Большинство туристов-нерезидентов для своего путешествия используют воздушный транспорт, доля которого в общем объеме перевозок туристов составляет 85 процентов, доля автомобильных перевозок - 15 процентов.
3) Услуги размещения - это конкретный отель, который пред¬лагается туристу в туристском центре на время путешествия. Размещение в отелях различается в соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это могут быть отели, мотели, виллы, апартаменты, ботели, кемпинги и т. д. В настоящее время не существует стандартной и универсальной системы классификации гостиниц, общепринятой во всех странах мира. В некоторых странах существуют внутренние классификации, устанавливаемые и контролируемые государством, например гостиницы 1-го, 2-го и 3-го класса. В других странах, преимущественно в Европе классификация гостиниц осуществляется по количеству звездочек (обычно 1-5 или 7), в рамках которой самому высокому классу гостиниц присваивается наибольшее количество звездочек. И в зависимости от типа гостиницы, ее назначения и класса заявленная стоимость проживания может включать или не включать питание.
В соответствии с ГОСТом РТ 51135-98 «Туристические услуги. Средства размещения. Общие требования» все средства размещения подразделяются на юридические лица гостиничного типа (коллективные) и специализированные субъекты гостиничных услуг. К коллективным средствам размещения гостиничного типа относятся: 1) гостиницы; 2) мотели; 3) клубы с проживанием; 4) пансионаты; 5) меблированные комнаты; 6) общежития.
К специализированным субъектам гостиничных услуг относятся: 1) санатории; 2) профилактории; 3) дома отдыха; 4) туристские приюты, стоянки и др.; 5) туристские, спортивные базы, базы отдыха; 6) дома охотника (рыбака); 7) конгресс -центры; 8) кемпинги; 9) ботели; 10) флотели; 11) ротели.
В Республике Таджикистан функционирует 125 объектов туристской и санаторно-курортной направленности, в том числе 51 гостиница, 9 санаториев, остальное составляют дома и зоны отдыха, туристские базы, оздоровительные лагеря. Большинство гостиниц (18) размещено в городах Душанбе, Худжанде. 66% из их числа относится к субъектам малого предпринимательства и только четыре гостиницы к категории крупных предприятий. Единовременная вместимость гостиниц в 2003 году составляет 1116 мест, низкая загруженность (в пределах 20 процентов) и увеличение расходов на содержание устаревшей материально-технической базы привели к превышению расходов над доходами в деятельности большинства гостиниц. В настоящие время строятся несколько новых гостиниц которые соответствуют Европейским стандартам.
В туристской практике выделяют следующие специальные "планы", касающиеся питания туристов в гостинцах.
- Европейский план (European Plan, EP). Питание туристов не включено в стоимость проживания. Этот план особенно широко распространен в США и большинстве крупных городов мира.
- Континентальный план (Continental Рlan, СР). Стоимость проживания включает легкий "континентальный" завтрак, состоящий из кофе, булочек, масла, джема и т.д.
- Бермудский план (Bermuda Рlan, ВР). Стоимость проживания включает полный "американский" завтрак в гостинице. Все остальные трапезы не включены.
- Модифицированный американский план (Modified American Рlan, МАР). Стоимость проживания включает завтрак - "континентальный" (в Европе) или полный и еще одну трапезу, как правило ужин. Этот план широко распространен на курортах Багамских и Бермудских островов, Карибского моря и Мексики. В Европе этот план обычно называют полупансионом.
- Американский план (American Рlan, АР). Стоимость проживания включает завтрак, обед и ужин. В Европе этот план также называют полным пансионом. Как правило, ВР и МАР предлагаются на популярных курортах. Европейский план чаще используется в гостиницах, рассчитанных в основном на транзитных пассажиров и деловых людей. В некоторых гостиницах на проживающих по плану МАР распространяются определенные ограничения в выборе блюд из меню. При этом за экзотические или дорогостоящие блюда, например омаров, приходится доплачивать.
4) Трансфер - доставка туриста от места прибытия, располо¬женного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно. Трансферы осуществляются с использованием автобусов, ино¬гда такси или лимузинов, если такого типа трансферы включены в турпакет или затребованы туристом. Строго говоря, трансфер - это любая перевозка туриста в границах туристского центра. Поэтому сюда относят также поездки из отеля в театр и обратно, в музей и т. п. Но эти транс¬феры обычно не включаются в туристский пакет, поскольку клиенты не всегда воспринимают их как обязательную услугу. Действительно, приоб¬ретая пакет, включающий четыре обязательных базовых эле¬мента, всегда можно попросить туроперато¬ра расширить его за счет включения других услуг или сделать это самостоятельно – непосредственно в турист¬ском центре.
В последнее время требования к туристскому продукту стали особен-но актуальны. Дело в том, что тур, приобретенный в одном мес¬те, потребляется в другом, и только полное согласование по¬зиций туроператора, туристского агента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств. Такое согласование осуществляется на контрактной ос¬нове в форме ваучера, который подписывают все участники соглашения: туроператор, турагент и турист. В специальной директиве Европейского союза (ЕС) по пэкидж-турам от 15 ию¬ня 1990 г. приводятся обязательные требования к содержанию ваучера. Он должен иметь полную информацию о туре:
• страна, город (туристский центр), куда направляется ту¬рист;
• средства транспорта, используемые для перевозки туриста;
• условия размещения туристов, включая расположение гос¬тиницы, ее категорию, уровень комфорта, перечень обязатель¬ных услуг, включенных в стоимость тура;
• условия питания;
• даты начала и завершения тура;
• программа пребывания с разбивкой по дням с указанием включенных экскурсий и социально-культурных мероприятий;
• паспортно-визовые формальности,
• медицинская страховка;
• минимально допустимое число участников тура;
• предельно возможные сроки аннуляции тура (в ЕС - не позднее 20 дней до его начала);
• комплексная цена тура;
• компенсация за несоблюдение сроков, программы и усло¬вий пребывания туриста;
• название и реквизиты туроператора и туристского агента.
Согласно этому контракту туроператор несет ответствен¬ность за:
• соблюдение программы пребывания;
• соответствие рекламы и предоставляемой туристу инфор¬мации- фактическому комплексу услуг;
• произвольное изменение цены тура;
• достоверность информации о туристском продукте.
В случае нарушения одного из этих пунктов, туроператор обязан компенсировать туристу не только материальный, но и моральный ущерб.
Вышесказанное утверждение, что туристский продукт это комплекс услуг. По мнению М.А. Бурдейныя отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. То есть, приобретая путевку, потребитель не приобретает туристские услуги, хотя уже и заплатил деньги, но он приобретает гарантии отдыха.
Туристскому продукту присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению.
Все сказанное об отдельных элементах туристского продукта как тура, допол¬нительные туристско-экскурсионные услуги (аренда отдельных имуществ, страхования и т. д.), товары а также туристский центр, транспорт, услуги раз¬мещения, трансферт регулируются нормами Гражданского кодекса РТ, Законом РТ «О туризме» и другими законами и подзаконными актами РТ и выступают как доказательство того, что туристский продукт - это предмет договора на туристское обслуживание.
Таким образом, туристский продукт как предмет договора на туристское обслуживание эта комплекс услуг и право на него предоставляющиеся туристу со сторонни туроператора (турагента) на основание договора на туристское обслуживание. Для законодательного урегулирование выше изложенных определенный мы предлагаем в новом законопроекте РТ «О туристкой деятельности» установит следующее положение:
«По договору на туристское обслуживание Исполнитель обязуется оказать Заказчику комплексную туристскую услугу (турпродукт), организованную Исполнителем заранее либо по индивидуальному заданию Заказчика, а Заказчик обязуется указанную услугу оплатить».

Ассистент кафедры предпринимательского и коммерческого права юридического факультета ТНУ Сангинов Д.Ш.

Опубликовано на Порталусе 10 апреля 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): туристский продукт



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама