Рейтинг
Порталус

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО (МИРОВОГО) ПРАВОСУДИЯ

Дата публикации: 19 апреля 2010
Автор(ы): Исмаилов Бахадир Исламочич
Публикатор: bahus
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1271655468


Исмаилов Бахадир Исламочич , (c)

© Исмаилов Б.И. 2010г.
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО (МИРОВОГО) ПРАВОСУДИЯ

Людям всегда были присущи споры и конфликты, и они нуждались в суде скором, правом и справедливом как по малым, так и большим делам, дабы скорее обрести спокойную жизнь и стабильность в обществе.
Сегодня, когда Узбекистан становится равноправным партнером мирового сообщества, вопросы адекватной реализации фундаментальных положений о справедливом и доступном правосудии приобрели особую значимость. Это диктует свои требования не только к содержанию правовых предписаний, но и учёт позитивного зарубежного опыта институционализации правовых систем.
Сегодня подавляющее большинство государств пришли к необходимости учреждения не только независимой судебной системы но и её первичного звена – местных, «мировых» судов, доступных для проживающих на определенной территории граждан и способных оперативно защищать их права и интересы, урегулировать конфликты среди населения страны на низовом (бытовом) уровне их возникновения .
Таким образом в зарубежных странах, были созданы судебные органы, имеющие различные названия: magistrate, justice (мировой судья – Греция, Великобритания, Турция, мировые сессионные суды -Канада), Justice of the Peace, Lay justice (мировая юстиция – Испания, Италия), Magistrate’s Court (мировой суд – Великобритания, США, Испания, Швейцария), Amtsgerichht (участковые суды – ФРГ, Австрия), Small Claims Courts (суды мелких исков -США, профессиональные и непрофессиональные федеральные судьи в штатах – Бразилия, низшие суды – Дания, первичные суды - Япония), Conciliation Court (примирительный суд - США), Police Court (полицейские суды – Бельгия, Франция).
Общепринято, что мировые суды это низшее звено судебной системы. Они как суды первой инстанции разбирают дела о малозначительных уголовных преступлениях, проводят предварительное разбирательство более значительных уголовных дел и рассматривает в упрощенном порядке мелкие дела. Рассмотрение уголовных дел и гражданских в мировых судах зарубежных стран осуществляется в порядке упрощенного (суммарного) судопроизводства.
Под мировым судьей принято понимать физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, избираемое или назначаемое центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривающее дела в мировом суде и способствующее установлению мирных отношений между спорящими сторонами.
Анализ деятельности местных (мировых) судов показывает, что их основными задачами являются:
– облегчение процедуры судебного разбирательства;
– ускорение и упрощение процесса разрешения возникающего конфликта;
– повышение авторитета суда путем выборов «местных» судей, согласованием их назначения с муниципальными органами.
Соответственно, самые близкие к населению суды, «рассматривающие основную массу споров, требуют судей, имеющих в большей мере авторитет и доверие жителей, знание местности, нежели высокую квалификацию .
Институт мировых судей впервые проявил себя в XIII в. в Англии, и как сформировавшаяся мировая юстиция он известен там с XIV в.
По мере распространения влияния Англии и, завоевания новых колоний Великобританией мировые судьи появились в США, Канаде, Австрии, Новой Зеландии, Индии.
В настоящее время мировые судьи действуют в Италии, Бельгии, Швейцарии, Греции и ряде других государств.
Обращаясь к анализу положения мировых судов в судебных системах различных зарубежных стран, следует начать с Великобритании, поскольку именно там был основан институт мирового (местного) суда. Вначале выполняющие данную миссию судьи имели королевский статус «хранителя мира», а затем, при Эдуарде III в 1360 г. их должности были преобразованы в «мировые судьи».
В XIX-XX вв. в Великобритании законодательно были разграничены понятия «суд» и судебные должности «магистратов» и «мировых судей».
С 1 января 1972 в Великобритании действуют только мировые судьи магистратских судов (ранее существовали четвертные сессии мировых судей графств и четвертные сессии мировых судей городов-графств). Мировые судьи магистратских судов образуют (в составе не более 7 судей) т. н. малую сессию, а в случаях, предусмотренных законом, единолично рассматривают по первой инстанции мелкие уголовные и гражданские дела. Решения мировых судей и малых сессий могут быть обжалованы в Отделение королевской скамьи Высокого суда Великобритании.
В настоящее время в Англии, как и в Уэльсе, на данном уровне осуществляют правосудие магистратские суды (до 1958 г. назывались мировыми) их насчитывается около 400. Здесь рассматриваются в основном уголовные дела; менее серьезные преступления обычно разбираются магистратами, не являющимися профессиональными юристами и имеющими полномочия назначать наказание в виде тюремного заключения на срок до 6 месяцев, налагать штраф либо взыскивать компенсацию потерпевшему в размере до 5 тыс. фунтов стерлингов. Магистратские суды также рассматривают некоторые категории гражданских и семейных дел о взыскании долгов и местных налогов, а также занимаются лицензированием игорного и ресторанного бизнеса.
Суды по незначительным искам (Small Claims Courts) в настоящее время рассматривают дела, не содержащие трудные юридические казусы и включающие требования на сумму до 5 тыс. фунтов стерлингов, в порядке упрощенного судопроизводства, быстро и не подвергая граждан большим судебным издержкам. Судья в данном случае выступает в качестве мирового судьи и помогает сторонам изложить свое видение дела. Жалобы на приговоры магистратских судов подаются в Суд короны, на решения по семейным вопросам – в Семейное отделение Высокого суда, жалобы по правовым и процедурным вопросам – в Отделение королевской скамьи Высокого суда.
Большую часть дел в магистратских судах рассматривают магистраты (называемые также мировыми судьями), не являющиеся профессиональными судьями и не имеющие юридического образования. Их насчитывается около 30 тыс. – в 10 раз больше, чем профессиональных судей всех категорий, вместе взятых. Магистратские суды обычно заседают в составе коллегий из трех судей (от двух до семи), по правовым вопросам их консультируют судейские клерки, имеющие юридическое образование.
Бесплатные магистраты должны отвечать единственному требованию – проживание на территории, где они осуществляют свои полномочия, или не далее 15 миль от нее. Назначаются они Короной по рекомендации Лорда-канцлера; выдвигают их на должность специальные местные совещательные комитеты, имена членов которых держатся в тайне.
Существует категория стипендиарных (платных) магистратов, занимающихся только судебной деятельностью, и платных магистратов-совместителей, разбирающих более сложные дела в магистратских судах Лондона и других крупных городов Англии и Уэльса; они вправе разбирать дела единолично. Для назначения на эту должность необходимо иметь не менее семи лет адвокатского стажа.
В Англии статус мировых судей или магистратов довольно существенно отличается от статуса иных судей. Это прослеживается и в процедуре их назначения, хотя оно осуществляется, как назначение всех судей, от имени Ее Величества, и, в особенности, в тех требованиях, которые предъявляются к мировым судьям. Так, чтобы стать профессиональным судьей в Англии, необходимо подвергнуться жесткому отбору. Прежде всего, надо быть принятым в одну из профессиональных адвокатских корпораций. Также кандидат на должность судьи должен иметь стаж практической работы, связанной с ведением дел в суде. Критерием для судейского назначения является обладание адвокатским сертификатом в течение ряда лет.
Мировые судьи назначаются пожизненно лордом-канцлером. По должности ими являются мэры и председатели местных органов самоуправления. По Закону 1949 они могут исполнять свои функции до достижения 75 лет. Для занятия должности мирового судьи установлены возрастной, имущественный и другие цензы.
В США мировые суды - также низшие суды с ограниченной компетенцией. Как правило, они существуют только в сельских районах.
В США имеются две системы мировых судов – федеральная система мировых судов и мировые суды штатов. Федеральные мировые судьи осуществляют свою деятельность при районных федеральных судах, избираются на должность общим собранием районных судей сроком на 8 лет.
В основном их обязанности заключаются в оказании помощи районным судьям в процессе подготовки дела к слушанию в суде. Данная категория мировых судей не может принимать окончательное решение по делу, которое могло бы быть подвергнуто критике общественностью (у американцев очень большое значение имеет мнение общественности).
Мировые судьи штатов избираются населением либо назначаются губернатором. Организация, статус, функционирование мировых судов регулируются законодательством штатов. Дела в них слушают магистраты или мировые судьи, не всегда обладающие профессиональной юридической подготовкой.
Производство в мировых судах осуществляется в упрощенной форме, юрисдикция их ограничена уголовными делами, по которым наказание не превышает 6 месяцев лишения свободы или штрафа 500 долларов, по гражданским делам сумма иска, составляет, как правило, от 1000 до 5000 долларов, но в некоторых штатах – до 15000 долларов.
В разных штатах такие суды носят свои названия: муниципальные городские, полицейские суды, иногда суды графств, суды общей сессии и т.п.; по гражданским делам – разрешающие незначительные споры небольшие претензионные суды, суды мелких исков (Small Claims Courts): мировой судья или мировая юстиция (Justice of the Peace), суд магистрата (Magistrate’s Court), примирительный суд (Conciliation Court).
Институт мировых судей в системе федерального судопроизводства США был создан Конгрессом в рамках Главы 43 Статьи 28 Свода законов США. Мировые судьи действуют на уровне окружных судов и помогают окружному судье в его или ее работе. Степень привлечения мировых судей к работе таких судов зависит от конкретного суда. Так, например, перегруженный делами окружной судья может освободить себя от многих рутинных и сложных вопросов, связанных с ведением конкретного дела, перепоручив их мировому судье. В число мероприятий, к которым привлекаются мировые судьи, входят:
проведение слушаний по ходатайствам, способствующим окончательному решению дела, например, по ходатайствам о принятии решения по заявлениям сторон или ходатайствам о вынесении решения в порядке упрощенного судопроизводства;
проведение слушаний по ходатайствам, способствующим ускорению производства по делу, например, о предоставлении определенного вида доказательств;
осуществление надзора за процессом подготовки дела к судебному разбирательству;
проведение разного рода досудебных распорядительных совещаний;
надзор за проведением или проведение процедур альтернативного решения споров;
выполнение функций специального уполномоченного.
Судьи избираются населением либо законодательными органами штатов, а в некоторых штатах назначаются губернаторами; срок их полномочий от 2 до 6 лет. В большинстве штатов деятельность мировых судей оплачивается спорящими сторонами по гонорарной системе, в некоторых штатах мировые судьи получают жалованье.
Во Франции институт мировых судей был создан в 1790 г. и просущестовал до 1958г. С 1958 г. в качестве низового суда действует Трибунал малой инстанции и полицейский суд, ранее именовавшийся мировым судом. В данной инстанции судья единолично рассматривает все личные и имущественные иски. Кроме того, суд малой инстанции обладает по ограниченному кругу дел предметной подсудностью (все споры по аренде жилых помещений, споры, касающиеся потребительских прав, жалоб по вопросам составления избирательных списков), осуществляет различные внесудебные полномочия (удостоверение доверенности для голосования на выборах), рассматривает дела, связанные с опекой, и в этом качестве осуществляет надзор за управлением имуществом и опекой над взрослыми и несовершеннолетними лицами в своем судебном округе.
По уголовным делам суд малой инстанции под названием полицейского суда решает дела (как суд общей юрисдикции) по правонарушениям, за которые полагается уплата значительного штрафа. Работа суда малой инстанции обеспечивается судьями трибунала большой инстанции .
В Германии, являющейся федеративным государством и состоящей из автономных земель, земли имеют свои собственные суды и самостоятельно строят судебные системы в соответствии с имеющимися в данном государстве пятью ветвями юрисдикций: общей, административной, финансовой, по трудовым делам и по социальным вопросам. Все они действуют и на уровне земель, и на федеральном уровне, где каждую из них возглавляет и высшая инстанция – Верховный суд.
Первой инстанцией судов общей юрисдикции, рассматривающих гражданские и уголовные дела, являются участковые суды (Amtsgerichht), которых всего насчитывается около 700. Статус участкового судьи соответствует статусу мирового судьи. Компетенция участкового суда по гражданским делам определяется в основном суммой иска; вне зависимости от цены иска рассматриваются споры по найму, алиментам, установлению родства, брачно-семейным отношениям, также в бесспорном порядке дела, касающиеся опеки, наследства, земельного кадастра, лицензирования коммерческой деятельности, сельскохозяйственных вопросов .
Все гражданские дела рассматриваются судьей единолично. В компетенцию участкового суда по уголовным делам входят дела о малозначительных преступлениях, по которым может быть назначено наказание не свыше четырех лет лишения свободы. Дела о штрафах и деликтах, жалобы частного обвинения, а также дела, по которым максимальная мера наказания не превышает двух лет лишения свободы, рассматриваются единоличным судьей; дела о преступлениях, наказуемых лишением свободы до четырех лет, и дела, по которым прокуратура не обратилась в вышестоящий суд, не посчитав их особо значимыми, слушаются судом шеффенов в составе профессионального судьи и двух непрофессиональных членов суда.
По статистике, Германия занимает первое место в мире по числу судей на душу населения, а также по числу мелких, так называемых, «соседских» споров. Немецкий гражданин традиционно ищет у суда (государства) защиты своих прав и свобод. Для немца свобода – это во многом покровительство государства. «Через сильное государство – к большой свободе личности» – так, пожалуй, можно сформулировать лозунг немецкого гражданина. Профессия судьи престижна, пользуется традиционным уважением как среди юристов, так и среди рядовых граждан. Доход его стабилен и обеспечен государством, должность сохраняется за ним пожизненно [6].
В дореволюционной России мировые суды были учреждены в результате судебной реформы 1864 г. и состояли из участковых мировых судей и съезда мировых судей (апелляционная инстанция). В современной России мировые суды действуют на основании законов "О судебной системе Российской Федерации" и "О мировых судьях в Российской Федерации". Мировой судья в соответствии с законом рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, максимальный срок наказания за которые не превышает трех лет.
Среди гражданских дел, которые подлежат компетенции мирового суда, - дела о выдаче судебного приказа, о расторжении брака (если супруги не спорят о детях), о разделе совместно нажитого имущества, другие дела, связанные с семейными отношениями.
Мировой судья, однако, не может рассматривать дела об оспаривании и установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении или удочерении ребенка, а также дела, возникающие из трудовых отношений, кроме дел о восстановлении на работе. Мировым судьям подсудны имущественные дела (если оспаривается сумма, не превышающая 500 МРОТ), споры о порядке пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом. Наконец, мировые судьи рассматривают большинство дел об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции КоАП РФ.
Порядок рассмотрения дела в мировом суде регламентирован теми же нормами Уголовно-процессуального и Гражданско-процессуального кодексов и не отличается от процедуры рассмотрения дел в других судах общей юрисдикции. Вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям являются районные суды. Мировой судья рассматривает дело единолично, без народных заседателей.
Мировым судьей может стать лицо с высшим юридическим образованием, не моложе двадцати пяти лет, должен работать по юридической профессии не менее 5 лет.
В Японии Первичные суды - низшая судебная инстанция (их около 600) рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верховным судом, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды вправе приговорить не более чем к 3 годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судьи.
Особую систему местных судов образуют традиционные суды стран с сильным влиянием общин и конфессий.
Так в Индии низшим звеном судебной системы являются суды панчаятов в деревнях, которые рассматривают незначительные уголовные и гражданские дела. В городах (городских районах, кварталах) также есть суды по незначительным делам, в том числе по автотранспортным происшествиям. Они называются народными судами.
Второй уровень судов образуют суды мунсифов (мунсифсудья-индус, название идет от колониальных времен, когда высшую судебную власть осуществляли представители метрополии). Они рассматривают только гражданские дела (с ценой иска от 1000 до 5000 рупий).
В Малазии низшее звено составляют суды пенгхулу (глав деревень) традиционные примиренческие суды по делам о незначительных проступках и материальных исках. Они занимаются спорами, стоимостное выражение которых не превышает 50 ринггит, и имеют право налагать штраф в пределах 25 ринггит. Учреждены только в Западной Малайзии.
В Восточной Малайзии имеются суды штатов, которые разбирают дела местных граждан по законам адата или шариата.
В Израильской судебной системе также имеются мировые суды – фундамент системы обычных судов, в которых профессиональный судья единолично рассматривает уголовные дела, срок наказания по которым не превышает семи лет лишения свободы, гражданские и семейные дела, споры о владении и пользовании недвижимым имуществом. В 1990-е гг. их полномочия были значительно расширены за счет передачи под их юрисдикцию части полномочий окружных судов. Здесь в структуру мирового суда входят суд по семейным вопросам, мелким искам (сумма не превышает 16500 шекелей), по нарушениям правил дорожного движения, муниципальным спорам и др. создание в рамках мирового суда «специализированных», «узких» судов обеспечивает более быстрое, всестороннее и квалифицированное рассмотрение и разрешение конкретных дел.
Дела, связанные с рассмотрением вопросов личного статуса граждан (браки, разводы, алименты, опекунство, усыновление), входят в юрисдикцию судебных органов религиозных общин: раввинатские суды для евреев, шариатские - для мусульман, друзские религиозные суды, церковные суды для христиан, принадлежащих к десяти официально признанным в Израиле христианским общинам. Суды раввината действуют на основе древних законов Талмуда.
К судьям независимо от их иерархического положения в судебной системе предъявляются образовательные, профессиональные и иные требования. Судья назначается на должность Президентом государства в соответствии с решением комиссии по выборам судей пожизненно. Срок их полномочий начинается во время чтения клятвы (Декларации верности).
В некоторых районах Индонезии функционируют религиозные суды, которые рассматривают определенные виды споров между мусульманами в вопросах брака, развода, наследования и дарения на основе норм мусульманского права (шариата). Чтобы приобрести исполнительную силу, решения религиозного суда должны быть одобрены соответствующим светским районным судом. Управление религиозной юстиции в системе Департамента религиозных дел имеет окончательную апелляционную юрисдикцию. Несмотря на усилия исламистов, наблюдается тенденция к сокращению численности религиозных судов. Суды адата отменены в 1951 г.
Следует отметить, что в настоящее время современные высокоразвитые европейские государства осуществляют создание единого правового пространства, сохраняя при этом свои историко-правовые отличия и своеобразие. Их судебные системы отнесены к приоритетным статьям расходов; судя по количеству судов и судей всех уровней на душу населения, развитое государство не экономит на правосудии. Суды обеспечены квалифицированными судьями, судебным персоналом, действует программа защиты свидетелей, характерны прозрачность и гласность правосудия, публичность заседаний, многовековые традиции судебной этики. При этом независимо от системы права той или иной страны судебная власть ограждена от всякого вмешательства со стороны законодательной и исполнительной властей .
Опыт зарубежных государств показывает, что в целях упрощения судопроизводства, снятия нагрузки с судов общей юрисдикции мировые суды были воссозданы и в ряде постсоветских государств Россия, Киргизия и др.
Это свидетельствует о жизнеспособности данного института и об актуальности проблем, связанных с его изучением.
Практика государств возродивших мировые суды показывает, что с введением института мировых судей доступ граждан к правосудию значительно облегчился и приблизился к современным мировым и европейским стандартам. Дела у мировых судей рассматриваются не просто в разумные сроки, а, как правило, в сроки, предусмотренные законом. Мировые судьи ближе и доступнее для населения, поэтому оперативность рассмотрения гражданских и уголовных дел, подсудных мировым судьям, значительно выше, чем в судах районного звена, которые очень сильно загружены. Мировые судьи призваны разгрузить суды общей юрисдикции и облегчить доступ граждан к правосудию.
Соответственно можно сделать вывод, что в мировой практике существуют два основных подхода к определению места мировых судей в системе судебных органов той или иной страны.
Первый подход заключается в том, что мировые судьи как представители местного суда хотя и входят в единую судебную систему государства, но представляют собой ее особенную часть, имеют свои определенные задачи, а сам институт мировых судей в таких странах построен на несколько иных началах, чем так называемые «коронные суды».
Второй подход заключается в том, что мировой суд рассматривается как составная часть, нижнее звено системы судов общей юрисдикции. На этих началах строился институт мировых судей во Франции, где мировые судьи существовали с 1790 г. как низшая судебная инстанция, избираемая населением кантонов, пока не были преобразованы в трибуналы малой инстанции.
Проведенный обзор позволяет выделить четыре основных типа местного (мирового) правосудия:
1) классический (английский), предусматривающий выполнение мировым судьей административно-судебных функций и формирование судебного состава на полупрофессиональной основе;
2) французский: мировой судья выполняет исключительно судебные функции, существует полупрофессиональный состав мировых судей (такая модель действовала в России в 1864-1917 гг., а ныне имеет место, например, в Италии);
3) смешанный: суд действует на профессиональной основе, но выполняет не только судебные, но и административные функции (например США).
4) традиционалисткий суд: осуществляет правосудие на основе обычаев, норм и принципов определённой общины или конфессии (суды панчаятов, мунсифов и народные суды в Индии, раввинатские суды в Израиле, суды пенгхулу и адата в Малазии, шариатские суды в ОАЭ и др.).
Помимо этого можно констатировать, что мировая юстиция может быть классифицирована и по типу ее формирования и функционирования в государствах:
1) унитарных;
2) федеративных.
В последнем случае, как правило, пересмотр судебных актов «местных» судей осуществляется также «местными» вышестоящими судебными инстанциями. Положительным моментом в данном случае является то, что федеральные судебные инстанции не испытывают дополнительной нагрузки за счет необходимости рассмотрения жалоб на решения анализируемых судов.
Развитие отечественной судебной системы продолжается, при этом использование позитивного опыта зарубежных стран в данной сфере вполне целесообразно, если не прибегать к неоправданному копированию элементов иностранных судебных структур. Полагаем, что для Узбекистана на современном этапе судебно-правовых реформ является приемлемым опыт проведения упрощенной процедуры рассмотрения дел в местных (мировых) судах.

Опубликовано на Порталусе 19 апреля 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Мировое правосудие



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама