Рейтинг
Порталус

Общее положения о социально-культурных услуг

Дата публикации: 10 января 2012
Автор(ы): Сангинов Дониёр Шомахмадович
Публикатор: Daniel
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1326181680


Сангинов Дониёр Шомахмадович, (c)


Научный статус и общественное признание той или иной услуги в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые прежде всего раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой. Теоритическую основе социально-культурных услуг можно рассмотреть через научный анализ социально-культурной деятельности.
Как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля, социально-культурная деятельность в этом плане не является исключением. Она составляет основное содержание практического труда как профессионалов, так и непрофессионалов, занятых в современной социокультурной сфере. Социально-культурная деятельность как целостное явление может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г. Афанасьеву): историчность, компоненты; интегративные качества и коммуникативные свойства, присущие каждому из элементов; функциональные характеристики.
Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладающий определенной логикой и структурой; как исторически сложившаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков. Теория социально-культурной деятельности является одной из составных частей теории педагогики, общепедагогической системы научных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного, тем самым в известной мере развивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информационных технологий и других. Возникновение и диалектика развития категории «социально-культурная деятельность» связаны с философским, культурологическим, педагогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Предшествующие или сопутствующие этой категории понятия «образование», «просвещение», «внешкольное образование», «полишко-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-массовая работа», «дополнительное образование» на протяжении долгих лет неоднократно меняли свое содержание.
Понятие социально-культурной деятельности пришло в науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», общепринятому в советское время для обозначения одного из массовых инструментов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Не случайно появлению этого термина предшествовала политико-просветительная деятельность (политпросвет), с которой связана культурная революция 20-30-х годов. По поводу словосочетания «культурно-просветительная работа» вполне резонна точка зрения В.В. Туева, считающего, что неприемлемость содержащихся в нем терминов «просветительная» и «работа» обусловлена их крайней узостью, ограничивающей разнообразие видов современной общественной деятельности населения в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта. Перемены в содержании и организации современной социально-культурной, досуговой деятельности потребовали переосмысления и необходимой корректировки сущности содержания самой учебной и научной специальности. Традиционное понятие «культурно-просветительный работник» сегодня уже не соответствует качественно иным функциям специалиста современной социально-культурной сферы. Его традиционная ориентация на просветительство никак не согласуется с существующими ныне реалиями, не вписывается в контуры новых парадигм, востребованных современной социально-культурной практикой. Жизнь заставила искать иные методологические подходы и обоснования социально преобразующей, культуротворческой, социально-педагогической направленности профессии. Статус современного специалиста социально-культурной сферы - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рождается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реалий. Преодоление негативных последствий административно-командной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятельностного начала, необходимых этому специалисту в современной экономической ситуации. Со временем эта специальность подверглась последовательной трансформации в целый ряд родственных специальностей и специализаций: вначале - организатора-методиста, позднее -культуролога, социального педагога, социолога, режиссера, менеджера, экономиста социально-культурной сферы. Общим основанием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, была и остается социально-культурная деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности или группы лиц (студии, кружка, любительского объединения) в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта. В значительной мере обогатилось содержание этой деятельности и подверглась корректировке ее структура как для отдельно взятого человека, так и для многих семейных и групповых общностей.
Суть и смысл социально-культурной деятельности заключаются в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социально-культурных процессах. Известный российский психолог Л.С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия выделял две основные, качественно своеобразные линии - линию биологического формирования элементарных процессов и линию социально-культурного (подчеркнуто нами - Авт.) образования высших психических функций, из сплетения которых и возникает реальная история детского и взрослого поведения. Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого познания социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века. Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной потребности общества в постижении и освоении культуры с помощью интегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским социологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье. Это был примечательный и по-своему уникальный шаг к приобщению социума (общества) к культуре с помощью интегрального термина «социально-культурная деятельность». Но, к сожалению, ограничив его целевое назначение лишь чисто адаптационной функцией вхождения или приобщения человека к огромному миру культуры, Ж. Р.Дюмазедье не смог или не захотел пойти дальше, показать, а что же последует за адаптацией, каким образом, приобщившись к культуре, личность сумеет максимально использовать неисчерпаемые креативные резервы своего постадаптационного самоутверждения и самореализации, семантический смысл которых заложен в слове «деятельность». Именно этим обстоятельством и был инициирован дальнейший поиск наиболее адекватных вариантов трактовки понятия «социально-культурная деятельность» (работы МС. Кагана, А. Моля, М. Вертхеймера, Д.Б. Эльконина и др.).
Свыше 20 лет назад ЮНЕСКО в своих рекомендациях предпринял попытку классификации и применения различных видов культурной деятельности. Подготовленный документ всю «массовую работу в социально-культурной области» ограничивал «содействием развитию общинных центров и самодеятельности, церемониями и мероприятиями, связанными с религиозными, этическими убеждениями, подготовкой кадров, вспомогательными мероприятиями» («О международной стандартизации статистики государственного финансирования деятельности в области культуры». Рекомендации, принятые на 21-й сессии ЮНЕСКО в Белграде 27 октября 1980 года). Руководствуясь логикой поступательного развития процессов в духовной жизни общества, они вышли на новый этап в определении социально-культурной деятельности, в иной, более широкой трактовке ее сути, функций, принципов и содержания. Поиски новых приемлемых значений креатива в индивидуальном и групповом социально-культурном творчестве были связаны с общим развитием демократических процессов в современном мире, с движением за права человека, с осознанием многими людьми и в целом народами своей значимости в культурном прогрессе, с ростом их потребности во внутренней свободе и внешних возможностях творческого самовыражения и самореализации.
В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная специальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс. Благодаря разработанной учеными университета концепции о необходимости распространения понятия «социально-культурная деятельность» в качестве своеобразного интеграционного «зонта» для объединения множества появившихся видов занятий в сфере досуга и творчества и возникших в этой связи новых направлений в профессиональной подготовке кадров было положено начало теоретико-методологическому обоснованию нового направления в педагогической и культурологической науках
Понятие «социально-культурная деятельность», с момента своего появления в лексиконе современных отечественных ученых и практиков, по своему объему и содержанию обрело существенные отличия и от терминов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность» (бытующих давно), и от получивших распространение с 90-х годов XX века терминов «социальная работа» и «социальная педагогика». В связи со сменой идеологических вех постсоветского общества в области культурно-просветительной работы начался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминологии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просветительная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыслообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика свободного времени» и «педагогика досуга» (М.А. Ариарский), «культурно-досуговая деятельность» (А.Д. Жарков, Н.Ф. Максютин), «культурология досуга» (Ю.А. Стрельцов) и др. Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный обиход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культурная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирование» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е. Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздокива) и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины «культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспитательная деятельность», «педагогика свободного времени», «педагогика досуга», «организация досуга», «прикладная культурология». Однако в дальнейшем стало очевидным, что термин «культурно-досуговая деятельность», как и «педагогика досуга», «культурология досуга» и другие, сосредоточен на субъекте, занимающемся любительской, то есть непрофессиональной культурной деятельностью в часы его досуга, отдыха. На наш взгляд термин «культурно-досуговая деятельность» не может в полном объеме обозначить понятие деятельности, которое является предметом целого ряда сфер традиционной и современной общественной социально-культурной практики. Термин «культурно-досуговая деятельность» правомерно рассматривать как обозначение «досуговой» части общей «социально-культурной деятельности».
Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга, но и, что особенно важно, представляет собой огромный педагогический в своей основе профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного досуга на такие трудоемкие социальные сферы, как профессиональная система образования и последующая карьера специалистов, профессиональное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и социально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профессиональный, обмен и сотрудничество.
В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества Нам представляется, что подобная трактовка во многом отражает диалектику развития общества как социально-культурной системы, трансформацию духовных ценностей и потребностей, выход на новый уровень педагогического обобщения и осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, выдвигает теорию и практику социально-культурной деятельности в ряд самостоятельных педагогических дисциплин. Как предмет изучения социально-культурная деятельность имеет трехмерное построение. Наиболее полный и объективный анализ её структуры может быть обеспечен благодаря соблюдению трех принципиальных подходов: институционального, духовно-содержательного и морфологического.
С помощью институционального измерения мы получаем возможность проследить динамику возникновения и исторического развития форм, методов и технологий социально-культурной деятельности, связанных с производством, сохранением, потреблением, освоением и изучением культурных ценностей и продуктов, предметов искусства и быта. Духовно-содержательное измерение позволяет выявить воздействие социально-культурной деятельности на духовный мир её субъектов и объектов - создателей и потребителей культурных благ и ценностей. Морфология это наука о форме и строении социального или биологического явления. Морфологический подход позволяет не только сопоставить, но и проанализировать соотношение, взаимодействие и взаимозависимость различных видов и структурных элементов социально-культурной деятельности на отдельных этапах её истории и современного развития.
Из самого названия следует, что единую социально-культурную систему, характерную для любой страны и любой цивилизации, образуют две её составные части -«общество» и «культура». На какой базе они остаются единой системой, будет ясно тогда, когда мы вникнем в суть и смысл понятий «общество» и «культура». С точки зрения сторонников системного подхода, общество как целостная система состоит из целого ряда подсистем: экономической, политической, социальной и культурной, соединенных причинно-следственными связями. Общество предстает как исторически сложившаяся, относительно устойчивая совокупность связей, взаимодействий и отношений между людьми, которая основывается на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных (культурных) ценностей и благ и опирается на поддержку со стороны множества социальных и социально-культурных институтов и организаций.
С самого начала термин «культура» ассоциировался с созданием человеком «второй природы» начиная с первого акта окультуривания им предметов природы и создания на этой основе орудий труда. Многофункциональность таких орудий труда или каких-либо других предметов, жизненно необходимых для человека, дала возможность обобщить их под понятием «культура». Культура соединяет в себе как элементы материальной, трудовой деятельности людей, так и элементы их духовной деятельности. Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере его материальной и духовной жизни, это высшее проявление творческих сил и способностей человека.
Главной чертой духовной жизни общества была и остается культуросообразность. Суть и смысл деятельности миллионов людей, представляющих духовную элиту общества - деятелей науки и искусства, педагогов, мастеров-наставников - состоит в том, чтобы помочь каждому новому поколению в овладении материальной и духовной культурой своего народа, её сокровищами. При этом необходимо иметь в виду, что высокая духовность, постоянные нравственные искания, возвышающие человека, всегда составляли одну из главных особенностей национального характера.
Мерой культуры и воспитанности всегда считалась интеллигентность. И Шекспира и Пушкина объединяет неординарный вывод, сделанный этими двумя величайшими гениями: причина всех человеческих бед в невежестве. Интеллигентность во все времена выступала в качестве антипода хамству и невежеству. Это положение особенно актуально для нынешнего времени практицизма, мощных процессов коммерциализации духовной сферы, в частности искусства.
Многие великие умы видели спасение человечества в красоте, в художественном творчестве, в высокой культуре. Именно настоящая культура воплощает извечное стремление человечества к истине, добру и красоте. Главным гарантом духовного бытия общества является деятельность по приобщению людей к миру прекрасного, к культуре быта и человеческих отношений, выработке высокого вкуса и неприятия пошлости, формированию культуры поведения и потребности строить жизнь по законам красоты и гармонии.
Таким образом, общество предстает как социально-культурная система, которая олицетворяет единство материального и духовного производства. Общество производит, воспроизводит и удовлетворяет не только физические потребности людей, но и духовные - в общении, коммуникации, обмене информацией, проявлении творческих способностей и т.д. Эти функции современного общества логично подводят нас к необходимости четкого понимания предмета социально-культурной деятельности. В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется категорией «социально-культурная деятельность», которая обозначает как различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные технологии. В этой связи социально-культурную деятельность правомерно рассматривать (в определенном смысле) и как деятельность социальных общностей и отдельно взятой личности по созданию, сохранению, освоению, обогащению и использованию социально-культурных технологий. Необходимо более четко представить себе ту реальность, которая должна стать предметом практической деятельности для широкого спектра профессий социально-культурной и социально-педагогической направленности.
Для начала попробуем развести содержание исходных понятий «социум» и «культура», рассмотреть их как относительно автономные друг от друга, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным и отражает результативные и процессуальные стороны явлений, ими обозначаемых.
Социум как явление, предмет и объект анализа можно представить в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций, институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми общественными образованиями, а также процессов «социальной механики», т.е. социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе социологической проблематики являются статус и социальная роль.
Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм, ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной общности (в широком смысле этого слова - включая этнос, нацию, общество) и выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности. В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания, представляющая собой специфически человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания (производства) и распредмечивания (потребления) - создания традиций, норм, ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во внутренние качества личности.
Совершенно очевидным выводом из анализа современной исторической ситуации является то, что «просветительская» модель мироустройства исчерпала себя, а изменившиеся условия диктуют необходимость поиска новых подходов в осмыслении важнейших проблем соотнесения и взаимодействия культуры и образования. Основанием для этих подходов служит положение о том, что для нынешнего столетия «феномен культуры все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает все решающие события жизни и сознание людей». Культура «заполняет и насыщает все социальное пространство, образуемое кооперативной человеческой деятельностью, оказывается как бы размытой по всему телу социального организма и проникающей во все его поры». Можно с полным правом утверждать, что все социальные секторы и институты оказываются субъектами культурной деятельности, занимаются созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей.
Практически «некультурных» участков социальной жизни не обнаруживается. В любом социуме существует множество культур, так называемых мультикультур, отличающихся рядом характеристик их носителей - отдельных лиц и групп населения. Каждую из этих групп, а соответственно, и их культур, отличает один, а то и сразу несколько признаков людей - их социальная, экономическая и гражданская принадлежность, этническое происхождение, их род, пол и половая ориентация, их мировоззрение и образование, профессия, язык, традиции, обычаи, возраст, физическое и умственное развитие, религия и др. Очень часто о культурной идентичности человека или группы можно судить и по внешним, невербальным признакам.
Каждый человек или группа людей по природе своей обладают многокультурностью, или мультикультурностью. Другими словами, в них мы обнаруживаем пересечение многих культур или, говоря иначе, культурных идентичностей. При этом одна из этих культур (культурных идентичностей) является преобладающей, доминирующей. Например, постоянной доминирующей чертой у человека может служить его национальность или пол.
В то же время многие из культурных идентичностей человека или группы представляют собой категорию крайне переменчивую, подвижную. Ученые говорят о своеобразном постоянном «дрейфе идентичности», связанном с изменением возраста, профессии, гражданства, переходом в иное вероисповедание.
Таким образом, само понятие мультикультурности предполагает взаимозависимость социального и культурного начал, взаимопроникновение социальной и культурной принадлежности людей. Социум как бы «растворяется» в культуре и наоборот. Культурной в этом случае можно считать любую человеческую деятельность, включая физиологические процессы сна, питания и т.п., которые приобретают «культурные формы».
Представляя собой единство, трудноосознаваемое даже на уровне теоретического анализа, категории «социум» и «культура» в то же время обозначают в рамках одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами.
Социум - это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира». Культура - это врастание в национальный мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.
Сущность социума - делать человека общественным, обеспечив его набором необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры — способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению социально-ролевой ограниченности человека.
Если социальная деятельность - это целеориентированная активность, содержание которой задано определенной социальной ролью субъекта, то культурная деятельность - это активность ценностно-ориентированная, проникнутая и продиктованная определенным содержательным смыслом.
Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимущественно теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной стороны, найти то общее, что связывает эти понятия-явления, а с другой - в их сочетании обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.
Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее - ее процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс создания, хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает необходимым использование категории «деятельность»; во-вторых, актуализирует и проясняет категорию «социального», ибо культура как процесс «живет» в деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура «застывает» в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности, традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их фактом сегодняшней культурной жизни.
Термины «социальная группа» и «культурная группа» являются синонимами. Любая социальная группа, обладающая определенными отличительными чертами, одновременно может называться культурной группой. Одна и та же личность может относиться одновременно к нескольким культурным группам: социальной, возрастной, половой, профессиональной, спортивной, по интересам и т.д. Поэтому на личность как бы проецируются характерные культурные черты (привычки, интересы, стиль одежды и стиль общения, досуговые предпочтения, духовные ценности и др.), воспринятые ею от близких для нее групп. В определенной мере отнесение человека к той или иной культурной группе связано и с его местожительством (житель крупного города и провинциал), землячеством, принадлежностью к различного рода меньшинствам (этническим, конфессиональным, сексуальным и т.д.). Из сказанного следует, что социальные и культурные характеристики переплетаются не только на уровне какого-либо народа, но и на уровне отдельно взятого индивидуума.
Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием «социально-культурная деятельность».
Отношение понятий, составляющих категорию «социально-культурная деятельность», носит характер взаимодополняемости. Это позволяет отнести ее к разряду таких терминологических конструкций, как, например, «либерально-демократическое общество», где первая часть характеризует специфику ценностей, а вторая обозначает форму государственного устройства. В нашем случае «социальное» указывает на субъект деятельности, а «культурное» - на качество и сферу его активности.
Обратим внимание на соотношение социального и культурного: социальное - форма взаимодействия, культурное - результат взаимодействия. Главный продукт социально-культурной деятельности - люди, социальные общности и группы, социумы, освоившие культуру.
«Социальное» и «культурное» растворены друг в друге, ибо в любом социальном явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и культурных ценностей. Социальная роль в данном контексте рассматривается как совокупность нормативно одобренных, ожидаемых окружающими людьми поведения и действий человека в определенных обстоятельствах. Человек выступает в роли первичного «атома» социальных структур, отношений и процессов.
В категории «социально-культурная деятельность» особо выделим термин «социальное», под которым прежде всего подразумевается человек, но не только как конкретный носитель культурных свойств этой деятельности, но и как субъект активного взаимодействия с окружающей средой. Отметим множество участников такого взаимодействия в лице отдельно взятой личности, нескольких людей, социального института, этнической группы, нации по созданию, сохранению, распространению, освоению и развитию культурных ценностей, норм и традиций, значимых для государства или субъектов гражданского общества.
Взаимодействие людей служит главным признаком любого социального явления. Под социально-культурным взаимодействием подразумевается процесс взаимного влияния людей и групп на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование того или иного действия. Именно благодаря взаимодействию становится возможной совместная социально-культурная деятельность отдельных индивидов, групп, учреждений и организаций. Поэтому определение «культурная» деятельность предполагает значимое взаимодействие, обмен в сфере культуры.
Взаимодействие является исходным моментом для понимания сущности социально-культурной деятельности. Имеется в виду взаимодействие индивидов или групп, образующих социально-культурную общность для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и иных потребностей. Взаимодействие нередко называют принятым в социологии термином «интеракция», но чаще всего оно трактуется обычно как любое поведение индивида или группы, имеющее значение для других индивидов и групп социальной общности или общества в целом. Причем взаимодействие выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами. Являясь постоянными носителями качественно различных видов социально-культурной деятельности, эти группы различаются по социальным позициям (статусам) и ролям. Объективной стороной взаимодействия выступают связи, независимые от отдельных людей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Под субъективной стороной понимается сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это, как правило, межличностные (или социально-психологические) отношения, складывающиеся в конкретных социальных общностях в определенный момент времени. Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями; влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность; обратную реакцию индивидов.
Наглядным примером такого взаимодействия является педагогическая, по сути, социально-культурная анимация. Возникнув во Франции, этот особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных людей в сфере досуга быстро завоевал популярность не только у себя на родине, но и за её пределами. Суть и смысл анимации составляет использование различных видов художественного творчества в качестве методов «оживления» и «одухотворения» отношений между людьми в свободное от работы и других непреходящих дел время. Её постоянная цель - предотвращать явления стагнации, отчуждения личности в культуре общества, в структуре общественных отношений. Анимация как никакой другой вид педагогической практики красноречиво отражает креативную, созидательную, одухотворяющую сущность социально-культурной деятельности. Профессиональные аниматоры, подготовкой которых занимаются многочисленные учебные центры, делятся на два типа: координаторы досуговых центров и программ и педагоги, возглавляющие кружки, студии, мастерские. Готовясь к анимационной деятельности, специалисты осваивают разнообразные досуговые технологии, получают необходимую нормативно-правовую, экономическую, психологическую поддержку.
Следует особо подчеркнуть весьма важный аспект культурной деятельности как социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. Такое взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место уделяется созданию в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по статусу и культурным ориентациям социальных, профессиональных, возрастных, этнических, конфессиональных и иных групп населения.
В этой связи неслучаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации. Во многих ситуациях, говоря о сегментации социокультурного пространства региона, мы подразумеваем и сегментацию информационного пространства, специализацию средств информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.
Целью такой сегментации в конечном счете является педагогическое обеспечение процесса вхождения человека в социум, в мир культуры как достойного её наследника и продолжателя. Используя в рамках термина «социально-культурная деятельность» понятие «социальная», мы тем самым подчеркиваем, что, во-первых, социум, конкретная социальная общность является носителем культуры, а, во-вторых, культура по своей природе всегда социальна, всегда представляет собой явление коллективное, общественное.
В тесной связи с трактовкой понятия «социально-культурная деятельность» находится обоснование термина «социально-культурная сфера». На протяжении многих предшествующих десятилетий были распространенными и сохраняются поныне понятия «сфера культуры» (в более широком варианте «сфера культуры и искусства») и «отрасль культуры». В статистике народного хозяйства оба этих термина используются в весьма узком, сугубо экономическом контексте, как сфера или отрасль культурных услуг. Но такой подход явно отделяет отрасль культуры от многих других видов социально-культурной деятельности -например, образования, досуга, спорта и т.д.
Вот почему принципиально важно более строгое и четкое определение границ между «социально-культурной сферой» и «отраслью культуры», которая является лишь частью первой, хотя и очень важной. В отличие от термина «отрасль культуры» социально-культурная сфера предстает в виде обобщенного, универсального, системообразующего термина, с помощью которого изначально обозначено тесное единство и взаимодействие следующих подсистем: духовных, культурных потребностей граждан; различных видов социально-культурной деятельности; конкретных результатов (продуктов) различных видов этой деятельности; наличия широкой сети социальных институтов, осуществляющих эту деятельность как в коллективном, так и индивидуальном порядке.
В принятом 13.12.1997 года Закона РТ «О культуре» получил раскрытие понятийный аппарат, который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятельности. Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для понимания сути и содержания социально-культурных услуг.
Глоссарий, охватывающий терминологию, используемую в общественной социально-культурной практике, включает в себя и целый рад принципиально важных терминов и понятий. Без их освоения практически невозможно осмысление такого фундаментального явления в жизни человечества как социально-культурная деятельность. Остановимся на наиболее существенных для понимания самого предмета терминах: культурные ценности и культурные блага; культурное наследие и культурное достояние народов; творческая деятельность; творческий работник; государственная культурная политика; основные области (виды) культурной деятельности; права и свободы человека в области культуры; права и свободы народов и иных этнических общностей в области культуры; механизм экономического обеспечения культурной деятельности.
К ключевым понятиям относится понятие культурных ценностей. Как видно из сформулированного выше определения понятия «социально-культурная деятельность», одно из главных мест в нём принадлежит термину «культурные ценности». Культурные ценности - это источник и результат социально-культурной деятельности, это и постоянный объект для их изучения, сохранения, производства, освоения, использования и, как следствие, разработки и реализации множества адекватных образовательных, информационных, рекреативных, творчески развивающих, реабилитационных и других программ.
Сравнение ценностей, принятых в разных культурах, дает основание утверждать, что любые ценности относительны и субъективны, потому что их оценку производит человек, который не может быть беспристрастным. В результате под ценностью подразумевается относительное качество материальных или идеальных объектов - вещей, идей, представляющее собой способность удовлетворять потребности различных субъектов - отдельного человека, социума, человечества в целом. В широком смысле ценности - это то, что создается, понимается и признается необходимым культурными людьми в зависимости от уровня их культурного развития. Источниками ценностей являются либо природа, либо культурная деятельность.
Основу содержания социально-культурной деятельности составляют общечеловеческие ценности. По мнению целого ряда педагогов-исследователей (В.А. Караковский и др.), в социально-культурной деятельности необходимо базироваться на фундаментальных ценностях, благодаря которым у человека формируются добрые черты, рождаются высоконравственные потребности и поступки. Это Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Каждая из этих ценностей обладает огромной значимостью для содержания и организации социально-культурных процессов.
Систематизация социально-культурных ценностей производится по самым различным типологическим признакам. Наиболее распространены классификации: 1) по происхождению ценностей: искусственные (созданные руками человека) и естественные (созданные природой); 2)по их сущностной характеристике: материальные (овеществленные) и духовные (неовеществленные); 3) по их создателям и пользователям: социальные ценности (создатель и пользователь - социум) и индивидуальные ценности (создатель и пользователь - индивид, личность).
Среди множества продуктов социально-культурной деятельности выделяются продукты материальные и нематериальные. К материальным продуктам, рассчитанным на длительный срок использования, относятся: 1) многочисленные «производственные» (например, музыкальные инструменты, театральные костюмы, техническое оборудование и т.д.) и информационные (радиоприемники, телевизоры, магнитофоны и т.д.) средства культуры, с помощью которых осуществляется производство или воспроизводство культурных ценностей; 2) предметы культуры, являющиеся продуктом духовного производства, но имеющие материальное воплощение (например, книги, картины, кинофильмы, скульптуры и другие произведения искусства).
Нематериальные продукты - это социально-культурные услуги, которые рассчитаны на формирование и удовлетворение духовных интересов, запросов и потребностей и, как правило, существуют в течение сравнительно небольшого отрезка времени, затрачиваемого на их производство и потребление (показ спектакля, проведение концерта, кинопоказ, выдача книг в библиотеке и книготорговля, прокат костюмов, репетиторство и т.д.).
В тех случаях, когда все продукты социально-культурной деятельности, как материальные, так и нематериальные, естественным путем приобретают определенную потребительскую стоимость (очень часто в виде товара, т.е. предмета купли-продажи), они становятся, на языке экономистов, культурными благами.
Другими словами, культурные блага - это условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей. Культурные блага являются результатом труда огромного числа людей, профессионально и непрофессионально занятых в процессе социальной (коллективной) и индивидуальной социально-культурной деятельности.
Жанровое и экономическое разнообразие продуктов социально-культурной деятельности зависит от разнообразия видов и форм этой деятельности в области культуры, искусства, образования, досуга, спорта. Понятие «творческая деятельность» подразумевает процесс создания культурных ценностей и их интерпретацию. Творческий работник, субъект культурной деятельности - физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.
Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Республике Таджикистан, - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Республики Таджикистан и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию; в локальном, семейно-бытовом контексте - культурные ценности города, региона, социальной общности, включая семью и её переходящие поколения в поколение семейные реликвии, традиции, обычаи, обряды, праздники.
Государственная культурная политика, политика государства в области культурного развития - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.
К важнейшим сферам культурной деятельности относятся: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.
В Законе РТ от 13.12.1997 « О культуре» отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.
В этом важном государственном документе раскрыто емкое содержание прав человека в области культурной деятельности: его права на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, осуществляемой как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе; его права на личную культурную самобытность и права собственности в области культуры; его права на создание различных организаций, учреждений, предприятий и общественных объединений в области культуры; его права на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование; его права на культурную деятельность в зарубежных странах, а также на вывоз за границу результатов своей творческой деятельности.
По сути, социально-культурная деятельность - воспитательная деятельность; она носит человекотворческий характер, ориентирована на человека, на исчерпывающее раскрытие заложенного в нем духовного потенциала. В процессе этой деятельности направленно, в соответствии с заданной моделью, изменяются социальные и культурные отношения и связи между людьми, сами люди и окружающая их реальная действительность.
Социально-культурная деятельность рассматривается нами как родовое понятие. «Социум», «культура», «деятельность» определяют исходный, родовой характер этого понятия по отношению к остальным. Благодаря определениям «социум», «социальное», «культура», «культурное» особый смысл, предметность и конкретизацию обретает и термин «деятельность».
Любому из субъектов, представляющих общество (социум), присуща активность, которая проявляется в его конкретных действиях, актах, поступках. Деятельность - основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характеризующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире. В общесоциологическом аспекте понятие «деятельность» характеризует и активность социального субъекта.
Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «социальная активность» и «социальная деятельность». Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют общие качественные характеристики. Деятельность - это процесс реализации социальной активности, поскольку «сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельностии». В то же время деятельность всегда носит целесообразно организованный характер, её структура помимо самого субъекта предполагает наличие цели, объекта, средств и методов достижения цели.
Что касается понятия «социальная активность», то наиболее точным, по нашему мнению, является определение Н. С. Мансурова, считающего, что социальная активность - это «проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие». Такая трактовка понятия многогранна. Ее «непривязанность» к общественным формациям обогащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценностей.
Социальная активность как проявление сущностных свойств личности выражается через деятельность, непосредственно с ней связана. Социальная активность значительно шире социальной деятельности. Наряду с последней она включает в себя еще и предшествующий деятельности процесс - образование источника напряженности, осознание необходимости действия, формирование соответствующих целей, установок, задач. Сама же деятельность приобретает конкретную предметную направленность, в ходе ее определяются цель, программа действий, их последовательность, управление (самоуправление) самим процессом деятельности. В специальной литературе последних лет деятельность определяется человеческими характеристиками, поскольку является специфической формой именно человеческой деятельности.
Психологи и социологи выделяют понятия поведения и деятельности. Поведение представляет собой цепочку относительно самостоятельных, автономных, обособленных, часто совершенно случайных поступков. В этом отношении деятельность, напротив, выглядит как целенаправленная, соответственно организованная последовательность определенных операций. Такой целенаправленностью и последовательностью отмечена любая культурная деятельность личности или группы, связанная с созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере.
Таким образом, понятие «деятельность» приобретает два основополагающих признака: 1) конкретную предметную направленность, в ходе которой определяются цель, программа действий, последовательность предстоящих операций; 2) совершение управленческого (самоуправленческого) действия, подразумевающего организацию самого процесса деятельности. Этими качествами обладают обе разновидности социально-культурной деятельности: профессиональная деятельность специалистов отрасли культуры, их главное профессиональное занятие, отвечающее определенным требованиям и нормативам; 3) непрофессиональная, любительская культурная деятельность, которая предполагает творческое саморазвитие, самоутверждение, самореализацию личности и осуществляется в часы досуга, что дает ряду авторов обоснованно называть ее культурно-досуговой.
Каждый человек на протяжении своей жизни оказывается погруженным во множество конкретных видов деятельности, которые различаются, прежде всего, своим предметным содержанием, обусловленным совокупностью потребностей, мотивов, задач и действий.
Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой. Эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере.
Рассматривая ведущие черты социально-культурной деятельности, особо выделим ее гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.
Социально-культурную деятельность в определенном смысле можно отождествить с целенаправленно организованной активностью, связанной с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей. Такую активность, мотивированную определенными интересами, потребностями, а также задачами, правилами и требованиями, человек проявляет и в сфере труда (в рамках своего рабочего времени), и в сфере досуга, свободного времени. Именно поэтому правомерно выделить два параллельно функционирующих вида индивидуальной и групповой (коллективной) социально-культурной деятельности - профессиональную (основную, производственную) и непрофессиональную (любительскую).
Как профессиональную, так и особенно непрофессиональную социально-культурную деятельность отличают свобода выбора, добровольность, активность, инициатива. Эта деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей.
Нельзя сказать, что существовавшая на протяжении многих десятилетий государственная сеть учреждений культуры, искусства, спорта, досуга и развлечений не обеспечивала такого многообразия. Но с активным вторжением негосударственного, коммерческого сектора на рынок социально-культурных услуг резко возросла их вариативность; бизнес и предпринимательство открыли массу новых возможностей для институциональных и неинституциональных форм, свободного выбора досугов иx занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением на основе интересов и потребностей человека.
Перечисленные свойства и черты социально-культурной деятельности могут быть значительно дополнены, иначе классифицированы, но именно они определяют ее назначение.
Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время, например, для участника самодеятельного коллектива освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей - не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: творческий - преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий - открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродуктивный - простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.
Есть свои отличия и сходство у деятельности и поведения. Поведение характеризует ситуативность, импульсивное, спонтанное проявление активности, своего рода реакцию на определенную ситуацию, часто без предварительно поставленных целей, схемы действий, ожидаемого результата. В то же время поведение, как и деятельность, носит сугубо личностный характер, по существу, это две стороны социально-культурной активности человека. Деятельность и поведение являются проявлением сущностных свойств личности, ее активности.
Здесь необходимо сделать немаловажное уточнение. Традиционно считалось, что человеческая деятельность - это всегда деятельность созидательная, а не разрушительная, труд во благо, а не во зло другим людям и самому себе. Между тем это не так. Памятники культуры не только создаются людьми, но и разрушаются ими же. Духовная деятельность - источник не только возвышенных идей и хитроумных изобретений, но и лжи, коварства, предательства, человеконенавистничества. Достижения культурной деятельности, начиная с каменного топора первобытного человека и кончая космической техникой, часто служили преступным замыслам и становились орудием разрушения, а не созидания. Стало быть, человеческую деятельность по ее конечным, этическим результатам можно поделить на два рода: конструктивную, созидательную, подлинно культурную деятельность, нацеленную на созидание, сохранение, распространение культурных ценностей, и деструктивную, разрушительную, антикультурную деятельность, цель которой - уничтожение культурных ценностей и утверждение антиценностей. Это деление человеческой деятельности назовем гуманистическим, поскольку в его основе лежат сугубо этические критерии.
В последние годы психологами активно обсуждается вопрос о соотношении деятельности и общения. Некоторые из них (например, Б.Ф. Ломов) видят в общении одну из сторон жизни человека, причем не менее существенную, чем деятельность. Другие (например, В. В. Давыдов), рассматривая деятельность как исходную основу всей общественной жизни людей, считают, что общение лишь оформляет в определенных рамках содержание деятельности.
Наиболее близка, на наш взгляд, к истине точка зрения Ю.А. Стрельцова, по мнению которого социально-культурная деятельность базируется на повседневном общении людей. Досуговое общение, подчеркивает он, вносит важный и практически незаменимый вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по организации общения представляет собой одновременно и науку, и искусство.
Природа и назначение социально-культурной деятельности исследуются и в целом ряде других аспектов, в частности:
- экономическом, где преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность;
- гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, который включает целый блок изначальных понятий социальной работы, досуга, социально-культурной сферы, социального назначения, принципов и функций, частных и отраслевых методик, отечественного и зарубежного опыта;
- организационно-управленческом, где основу смыслообразующих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.
Все практически реализуемые в сфере социально-культурной деятельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодействии названных направлений.
Для полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет конкретная, содержательная трактовка такого понятия как «социально-культурная среда».
Это понятие наполнено огромным социальным смыслом. Говоря о социально-культурной среде, нельзя ограничивать ее сферой науки, культуры и образования, оставляя вне поля зрения такие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, цивилизованные формы контактов между людьми, свободное и широкое распространение информации.
Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специализированными государственными и негосударственными организациями и службами. Они призваны предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «обживание культурного пространства» как будто бы содержится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако на практш е такое «обживание», как правило, сводится к освоению предлг женных и реализованных кем-то извне идей и проектов. Подобнее «обживание» ничего общего не имеет с подлинной социально-культурной деятельностью многочисленных субъектов, в первую очередь, представителей различных групп населения, творческим их сотрудничеством, взаимодействием с профессионалами. Это сотрудничество, взаимодействие возникает только тогда, когда широким слоям населения предлагаются культурная среда, культурное пространство, действительно открытые для самодеятельности.
На протяжении многих лет под социально-культурной деятельностью подразумевались, как правило, либо любительские занятия художественным или техническим творчеством, либо оказание физической помощи в строительстве, благоустройстве и ремонте социально-культурных объектов: клубов, Домов культуры, танцплощадок, спортивных сооружений и т.д. Широкого размаха достигло движение добровольцев, обязавшихся безвозмездно отработать на строительстве объектов культуры и быта определенное число выходных дней. Это, несомненно, принесло ощутимую пользу, поскольку в условиях утвердившегося остаточного принципа выделения ресурсов для развития социально-культурной сферы во многих регионах, особенно в городах-новостройках, сельской местности и т.д., действительно требовалось сооружение объектов культуры и досуга, укрепление материальной базы, необходимой для удовлетворения духовных запросов людей в сфере свободного времени.
Однако даже развитая социально-культурная инфраструктура, сеть учреждений культуры, искусства, спорта с широким предложением благ еще не решают проблему досуга. Все это - лишь крайне существенный, важный элемент полноценной, жизненно необходимой человеку культурной среды.
Среда досуга и общения имеет ярко выраженный социальный характер. Наш курс рассматривает ее в самом широком плане -как социально-культурную среду, предполагающую наличие трех обязательных элементов: активных субъектов социально-культурной деятельности в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов; самого процесса этой деятельности на всех ее этапах; совокупности объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации.
Понятие «социально-культурная среда» означает, таким образом, конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участниками социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо формальный (для формализованных структур), либо неформальный (для неформальных групп и общностей) характер.
В отличие от широкой социально-культурной макросреды, в которой действуют факторы, закономерности и институты общегосударственного масштаба, микросреда - это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение.
Социально-культурная микросреда, ближайшее окружение человека, включает в себя множество составных элементов - микросред досуга и общения. К ним относятся: среда общения в семье; среда общения с ближайшими родственниками, друзьями, соседями по квартире, дому, двору; среда личностного общения в дошкольных учреждениях, школе, техникуме, вузе; внешкольная, внеучебная и внесемейная среда общения; производственно-трудовая среда общения; среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям.
Личность может менять свое место в социально-культурной среде, постоянно переходить из одной микросреды досуга и общения в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социально-культурную среду. Естественно, подобная и, на первый взгляд, ничем не ограниченная мобильность человека в социально-культурной среде на самом деле не является абсолютной. Она имеет определенные пределы, обусловленные общественно-экономическими отношениями, структурой общественного устройства. Тем не менее эта свобода выбора, активность личности по отношению к избираемой ею среде досуга и общения не может не учитываться в процессе разработки и реализации социально-культурных проектов, организации социально-культурной деятельности.
Альтернативность, инвариантность социально-культурной среды представляет собой широкое поле для проявления инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения человека, свободы его социального поведения и социальных ориентации, оценок и предпочтений, свободного участия в принятии социальных решений.
Цементирующей основой для сохранения и развития жизнеспособной социально-культурной среды является, как свидетельствует практика, наличие в существующей инфраструктуре города или района достаточно популярных у жителей традиционных и современных нетрадиционных досуговых центров, в которых преобладающим фактором является досуговая активность населения, самодеятельное культуротворческое начало. На региональном уровне, в масштабах микрорайона, малого, среднего, крупного города предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной мере приостановить, нейтрализовать сам процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В муниципальных программах социально-культурного развития регионов предусматривается совершенствование отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, борьба с алкоголизмом, наркоманией, правонарушениями, профилактика антисоциального поведения.
Однако все эти острейшие, злободневные социальные проблемы не могут быть решены по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной (городской или сельской) культурной среды, соответствующей нынешнему этапу развития общества и активной роли в этой среде самого человека. Полноценная, социально открытая культурная среда жизненно необходима для человека, для его повседневной деятельности. С одной стороны, она предоставляет широкий простор для общественных инициатив и движений культурно-исторического, экологического, просветительного, физкультурно-оздоровительного характера. С другой является тем свободным пространством, в котором сосредоточены, непрерывно циркулируют и взаимодействуют друг с другом многочисленные субкультуры - возрастные, социальные, профессиональные, этнические, конфессиональные и т.д.
В этой среде постепенно изживают себя традиционные подходы, основанные только на потреблении предлагаемых готовых культурных благ. Этот процесс естественный и необратимый, поскольку время постоянно рождает новые духовные потребности, и практически невозможно удовлетворить их всякий раз только с помощью формальных структур - специальных органов и учреждений.
Социально-культурная деятельность различных слоев населения в нашей стране всегда исторически была связана со стремительно развивающимся социумом. Конкретным результатом социальной инициативы, культурно-преобразующей деятельности миллионов людей были возникшие в 20-е годы XX века многочисленные рабочие и красноармейские клубы, клубы творческой интеллигенции, сельские избы-читальни, домпросветы, пункты ликбеза, разнопрофильные кружки и студии, кооперативные столовые и чайные, дома-коммуны, первые рабоче-крестьянские здравницы и т.д.
В то же время в социально-культурной среде господствовали чрезмерная централизация управления, исторически сложившийся ориентир на однообразные типы «традиционного» клуба, Дома культуры, музея, парка, библиотеки. Обеднение форм и методов работы, отсталость материально-технической базы этих учреждений на фоне расширения предложений различных форм досуга кооперативами, хозрасчетными и другими досуговыми центрами, динамического развития средств массовой информации, возрастания уровня и многообразия духовных потребностей людей породили в значительной массе населения, особенно среди подростков, молодежи, негативное отношение, определенный кризис доверия к сегодняшним и будущим инициативам государства в социально-культурной сфере. Существовавший на протяжении многих лет определенный авторитет традиционного клуба или библиотеки сегодня основательно поблек, далеко не всегда отвечает современным ожиданиям и представлениям населения.
Многочисленные социальные инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, -сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения детей, подростков и взрослых, их живой потребностью участия в общественно-полезных делах. По сути, мы имеем дело с коллективными усилиями людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семейными рамками, а с другой -по тем или иным причинам не вписывается в деятельность современных институтов социально-культурной сферы - клубов, театров, парков, музеев, художественных студий и т.д.
Социально-культурная среда в настоящее время далеко не всегда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Создавая новые условия ее функционирования, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации творчества и досуга, так и к целям и методам их реализации.
Важнейшим условием развития и практического использования социально-культурной деятельности как системы является ситуационный подход. Ключевым моментом этого подхода является социально-культурная ситуация. В широком контексте под категорией «ситуация» понимают совокупность типичных условий и конкретных обстоятельств, которые в тот или иной момент оказывают непосредственное влияние на содержание и формы жизнедеятельности человека или группы людей, на систему их ценностных ориентиров, на межличностные отношения.
Социально-культурную ситуацию, исходя из сказанного, правомерно рассматривать как характерную для конкретного отрезка времени (дня, недели, месяца, года и т.д.) данность, включающую человека или группу людей, определенную социально-культурную среду и конкретные условия (сферы, мотивы, цели) их социально-культурной деятельности в этой среде. Богатейшая общественная практика изобилует разновидностями социально-культурной ситуации - ситуациями проблемными и привычными «штатными»; управляемыми и неуправляемыми, конфликтными и бесконфликтными, объективными и субъективными, конструктивными и деструктивными (блокирующими развитие социально-культурного явления). Например, проблемная ситуация выявляет, как правило, наличие определенной социально-культурной проблемы, которая обычно представляет собой противоречие либо несоответствие между реальным и желаемым.
Исследования культурологов, социологов, педагогов, психологов отмечают ухудшение социального самочувствия многих слоев населения, развитие социального пессимизма, утраты внутренних ориентиров поведения, с одной стороны, и нарастание агрессивности, напряженности - с другой.
До сих пор не разработаны и не реализованы провозглашенные в Законе РТ «О культуре» государственные гарантии общедоступности учреждений культуры для населения, пользования культурными ценностями и благами для социально незащищенных слоев населения.
Общество оказалось неспособным защитить ребенка от насилия и безнравственности взрослых. Ребенок развивается в условиях стабильной социально-культурной депривации, когда не удовлетворяются его самые элементарные потребности. Высокими темпами растет подростковая преступность. Понимание сути современной социально-культурной ситуации невозможно без четкого представления о роли и значении культуры в радикальной перестройке жизни общества в период перехода к новым экономическим отношениям.
Рыночная экономика неоднозначно отражается на культуре. С одной стороны, она помогает ей выжить в условиях жесточайшего экономического кризиса. С другой - не может не наносить определенного ущерба духовному потенциалу и нравственному здоровью общества.
Наряду с другими отраслями научных знаний социально-педагогическая деятельность в сфере культуры и искусства, отнесена к разряду важнейших культурных ценностей, призвана обеспечить сохранение и развитие духовного потенциала общества, предотвратить кризисные явления в культуре, добиться гармонизации и гуманизации духовного развития личности. Бесконечно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал: «Без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы».
На протяжении многих десятилетий складывался традиционный взгляд на культуру как на убыточную отрасль в системе хозяйственных связей, включающую совокупность учреждений культуры и искусства, «обижаемых» госбюджетом и постоянно нуждающихся в дополнительных ассигнованиях. Этот взгляд обнаружил свою неперспективность хотя бы потому, что и сегодня те мизерные средства, которые выделяются на культуру, не осваиваются, поскольку планы не сбалансированы и не подкреплены ресурсами. Кроме того, традиционный подход, основанный на механическом сложении усилий различных культурно-досуговых служб и учреждений, которые предлагают готовые блага, но всегда нуждаются при этом то в одном, то в другом, неизбежно себя изживает. Между тем сфера досуга рождает все новые и новые потребности, и невозможно всякий раз быстро и качественно удовлетворять их силами только одних традиционных культурных учреждений и институтов.
Сложившаяся ситуация потребовала создания принципиально иных структур управления социально-культурной деятельностью. В основу такой модели положены принципы децентрализации управления, максимальной организационной и экономической самостоятельности, многообразия государственных и общественных социально-культурных формирований, делегирования полномочий на их создание не только государственным органам власти, но и добровольным объединениям граждан и самодеятельным организациям.
Принципиальным является вопрос и о законодательной базе социально-культурных инициатив. Законодательные акты о культуре, как уже подготовленные, так и находящиеся в стадии разработки, призваны защитить культуру и, в частности, социально-культурную сферу от политического манипулирования ею, экономических потрясений в условиях перехода к рынку, национальной замкнутости.
Закон - надежное средство защиты культуры, это доказано мировым опытом. В правовом регулировании социально-культурной деятельности приоритетное место принадлежит таким категориям, как свобода творчества, право личности на саморазвитие и самореализацию, согласование интересов гражданина и общественно-государственных организаций, обеспечение условий для охраны и развития культурного населения, доступность культурных ценностей и культурной деятельности каждому гражданину, социальная защита деятелей культуры всех категорий - как профессионалов, так и любителей.
В законодательном закреплении нуждаются и другие жизненно важные реалии, такие, как налоговые льготы - основной инструмент поддержки культуры государством, практика ввоза, вывоза и передачи культурных ценностей, статус профессионального творческого работника сферы культуры. Определяя права и полномочия государства, творческих организаций, политических партий и движений в области культуры и досуга, законодательство призвано преодолеть сепаратизм, местничество, ведомственность, бюрократизм, корпоративность, коммерциализацию -барьеры, препятствующие нормальному развитию культуры, социально-культурной сферы и социально-культурной деятельности.

Опубликовано на Порталусе 10 января 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): социально-куль



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама