Рейтинг
Порталус

ПРЕДМЕТЕ ДОГОВОРА НА ТУРИСТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Дата публикации: 15 октября 2012
Автор(ы): Сангинов Д.Ш.
Публикатор: Daniel
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1350282420


Сангинов Д.Ш., (c)

В юридической науке со сторонни ученых к структуре договора наряду с реквизитами, преамбулою, сроком, положением о расторжении, условиями договора, форс-мажором, ответственностью и т.д., отнесено предмет договора.
Проблема определения предмета договора заключаемых между туристами и туристическими фирмами, не является новой для отечественной доктрины. Данный вопрос не был специально урегулирован в законодательстве, хотя в юридической литературе высказывалось мнение о необходимости специального регулировании отношение по туристическому обслуживанию.
Впервые норма, относящая договорные отношения к конкретному виду обязательств, появляется в части второй Гражданского кодекса РТ. Так, п.2 ст.779 ГК предусматривает применение правил о возмездном оказании услуг к договорам на туристическое обслуживание. Данный подход законодателя соответствует точке зрения имеющей место в отечественной правовой науке, в то время, когда договор возмездного оказания услуг еще не был известен советскому гражданскому законодательству. Так, например, А.П. Иванов, солидаризируясь в понимании отношений по туристской поездки, как отношений по оказанию услуг, с Е.Д Шешениным и К.К. Яичковым, писал: « . действия организатора путешествий по обслуживанию туристов носят характер туристской услуги. Экономическое содержание отношений по туристскому договору составляет обмен услуг на деньги. Отсюда юридическим содержанием туристского договора являются права и обязанности сторон, связанные с оказание туристских услуг и уплатой вознаграждения. Из-за этого следует, что отношения по туристскому обслуживанию являются отношения по оказанию услуг».
Несмотря на то, что договор возмездного оказания услуг, как самостоятельный институт обязательственного права не был известен советскому гражданскому законодательству, он существовал законодательстве других социалистических стран. Так, например, Гражданский кодекс ЧССР включал в себя раздел «Услуги», а к Гражданском кодексе ГДР имелась глава «Предоставление услуг», причем один из пяти отделов этой главы назывался «Путешествия и отдых».
Отнесение договора на туристическое обслуживание обязательствам по возмездному оказанию услуг в ГК РФ разделяется в литературе такими авторами как М.И. Брагинский, Л Ю. Кабалкин, Я.Е. Парций, Е.Л. Писаревский, Л. В. Щениикова.
Однако Закон РФ от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристиской деятельности в Российской Федерации» поставил такой подход под сомнение. Закон о туристской деятельности не содержит положения, четко определяющего предмет договора между туристом к турфирмой. Из содержания ст. 10 закона о туристской деятельности - «Особенности реализации туристского продукта» можно сделать вывод, что предметом такого договора является «купля -продажа туристского продукта». В ст. 1 закона о туристской деятельности понятие «туристский продукт» (далее «турпродукт») определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу» В свою очередь под «туром» понимается «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а так же услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия». Существование понятия «тур» не вызывает особых возражений. Действительно как уже говорилось отношение между туристом и туристической фирмой возникают по поводу предоставления последнему комплекса различных услуг, для удобства объединенных общим понятием «тур».
Возникает вопрос: для чего законодатель ввел понятие «туристский продукт? Ответ на этот вопрос можно найти в ст. 10 -закона о туристской деятельности, гласящей, что «реализация туристского продукта осуществляется на основании договора», стороны которого определяются как «продавец» и "покупатель». То есть отношения между туристической фирмой и клиентом должны опосредствоваться договором розничной купли-продажи, что вытекает из смысла закона о туристской деятельности. По всей видимости, точка зрения, согласно которой турпродукт является «правом» позволила законодателю определить договорные отношения между туристом и турфирмой как отношения по купле-продаже, поскольку в соответствии с п. 4 ст.454 ГК имущественные права могут являться предметом купли-продажи.
Однако, если существование понятия «туристский продукт» как экономической категории, выражающей конечный результат деятельности туристической фирмы возможно оправданно, то понимание его как права, некоторыми авторами ставится под сомнение. Так, например, по мнению Я С, Парция тур и турпродукт по своей сути, являются идентичными понятиями и означают лишь комплекс услуг. Противники такого подхода к качестве основного довода приводят то, что турфирма не производит оказываемые туристу услуги лично. Так. например, В.И Сергеев считал, что турфирма при заключении договора с туристам предоставляет ему не сами услуги, а права (гарантии) на них, пишет: «Точка зрения известного юриста Я. Парция, утверждающего, что юридическая сущность отношений туриста и турфирмы по оказанию самих услуг, а не по предоставлению прав (гарантий) на них, представляется неверной».
Для того чтобы понять, в чем состоит деятельность турфирмы в оказании услуг или в передаче ему прав на получение этих услуг- от третьих лиц, необходимо разобраться, что следует понимать под туристскими услугами. Из смысла закона о туристской деятельности можно заключить, что под такими услугами понимаются только услуги, предоставляемые третьими лицами. Согласно ст.9 закона о туристской деятельности, заключая договоры с третьими лицами, оказывающими услуги, или обеспечивающими их предоставления, «туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур». Туристский же продукт в соответствии с законом о туристской деятельности формируется самим туроператором для дальнейшего «продвижения» и «реализации». В соответствии со ст.9 закона о туристской деятельности турпродукт может быть сформирован по двум основаниям, «исходя из коньюктуры туристического рынка или по конкретному заказу туриста». Далее из текста ст. 9 Закона следует, что процесс формирования выражается в приобретении прав на услуги входящие в тур путем заключения договоров либо с несколькими лицами, либо с одним лицом (принимающим туроператором), «обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих и тур». Что же касается случаев заключения турфирмой договоров с различными лицами, оказывающими отдельные услуги, то если следовать предполагаемой нами логике закона о туристской деятельности., «приобретаемое» туроператором право па услуги, входящие в тур и турпродукт как «право на тур», не есть одно и тоже. Это значит, что турпродукт не может: быть предметом договора купли -продажи, поскольку он просто не существует как имущественное право и следовательно, как отметил М.И. Брагинский не передается в порядке цессии туристу, «а впервые возникает в его лице». Того же мнения придерживается и Е.Л. Писаревский, сопоставивший особенности договора цессии с характерными чертами договора на туристическое обслуживание. Одним из основных расхождений является то, что в силу ст. 384 права переходят от цедента к цессионарию и том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода прав, если иное не предусмотрено законом или договором .
Все вышеизложенное означает, что смысл деятельности туристической фирмы не в предоставлении потребителю «прав (гарантий)» на оказываемые третьими лицами услуги, а в совершении действий, которые позволят эти услуги получить. Соответственно возникает вопрос о целесообразности существования понятия турпродукта.
Существует и иная точка зрения, также определяющая туристский договор как разновидность обязательств по возмездному оказанию услуг, но при этом допускающая возможность существования понятия турпродукта. Так, Е.Л. Писаревский считает, что «договор на туристическое обслуживание является разновидностью договора возмездного оказания услуг, согласно которому, одна сторона (туроператор), осуществляющая туристскую деятельность от своего имени, обязуется оказать другой стороне (туристу) комплексную туристскую услугу (турпродукт) своими средствами либо средствами третьих лиц, а другая сторона – турист обязуется уплатить установленную денежную сумму».
Таким образом, по мнению Е.Л. Писаревского, туристский продукт представляет собой не «право на тур», а «комплексную услугу» что в отличие от точки зрения Я.Е. Парция, считающего понятие туристский продукт не нужным означает исключение понятия "тур" как комплекса услуг. Так или иначе, приведенные выше точки зрения позволяют сделать вывод, что предметом договора между туристом и турфирмой является возмездное оказание услуг, а не купля-продажа или цессия. Тем не менее, высказываются мнения, согласно которым данный подход не является единственно верным. Как правило, такие мнения основываются не на анализе сущности обязательств по обслуживанию туристов, а на более обшей проблеме - так называемой горизонтальной иерархии норм гражданского законодательства. Так одни авторы полагают, что коллизия между нормами ГК РФ и нормами закона о туристской деятельности должна разрешаться в пользу последнего ввиду существования принципа «1ех sресialis derogat generali - специальный закон имеет: приоритет над общим». Другие, полагают, что стороны договора (или суд) вправе выбирать нормы какого из законов применять к конкретному правоотношению. В качестве возражения приведенным мнениям можно привести точку зрения М.И. Брагинского и В.В. Витрянского полагающих, что рассматриваемое противоречие законов должно решаться в пользу ГК. В подтверждение своей позиции названные ученые ссылаются на п.2 ст. З ГК, а также на практику Пленума Верховного Суда РФ по делам о защите прав потребителей, признавшим в своем Постановлении от 29 сентября 1994г, что законы, посвященные отношениям с участием потребителей, применимы только если они конкретизируют и детализируют нормы ГК, лидирующие соответствующие отношения. Это означает, что если такие законы входят в противоречие с ГК, то они становятся неприменимы в соответствующей части. Мы считаем, что данная точка зрения подходит для разрешения противоречий между нормами закона о туристской деятельности и ГК в пользу последнего.
Все вышеизложенное свидетельствует против применения положений закона о туристской деятельности, регулирующих договорные отношения между туристом и турфирмой. Такое применение может повлечь за собой не только неверные теоретические выводы, но и негативные практические последствия. Дело в том, что изложенная в законе о туристской деятельности концепция «туристского продукта» способна затруднить адекватное применение к рассматриваемым отношениям норм закона о защите прав потребителей, а в частности положении статьи 14, предусматривающей имущественную ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги). В соответствии с п.З ст.14 закона о защите прав потребителей вред, причиненный недостатком товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем по выбору потерпевшего. Данное положение может быть применено к рассматриваемым отношениям ввиду того, что в силу положений закона о туристской деятельности туроператор может рассматриваться как «изготовитель» турпродукта, а турагент как его «продавец». При этом закон о туристской деятельности содержит упоминание об услугах, входящих в тур и о лицах их представляющих. В соответствии с п.З ст.14 закона о защите прав потребителей причиненный вследствие недостатков услуги подлежит возмещению ее исполнителем. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, -в которой потребитель может дважды предъявить иск по одному и тому же предмету. В одном случае иск может быть предъявлен непосредственному исполнителю услуги, например гостинице или авиакомпании с требованием возмещения вреда, причиненного недостатком этой услуги. В другом туроператору или тур агенту, но уже как изготовителю или продавцу товара не надлежащего качества соответственно. Выход из сложившейся ситуации может заключаться в неприменении норм закона о туристской деятельности, противоречащих нормам ГК. Как уже говорилось выше услуги, предоставляемые туристу на основании договора с турфирмой должны рассматриваться как оказываемые туроператором, кто бы не являлся их техническим исполнителем. Отсутствие в действующем законодательстве определения туристской услуги усугубляет существующие противоречия, позволяя считать таковыми, например услуги гостиниц или организаций осуществляющих пассажирские перевозки, с которыми турист вступает в непосредственные договорные отношения, не прибегая к помощи турфирмы.
В действующем законодательстве отсутствует также и четкий перечень услуг, которые можно отнести к туристическому обслуживанию. Однако некоторые ведомственные акты содержат приблизительные перечни таких услуг, так, например в п.8.1 Инструкции, утвержденной Госкомстатом РФ от 24.09.92 № 156 «По учету платных услуг населению» (с изменениями от 27.07 93), согласно которой к туристическо-экскурсионным относятся услуги пассажирского транспорта; проживание и питание в туристских гостиничных комплексах, туристских центрах, гостиницах турбазах, пансионатах, кемпингах; проживание в арендованных средствах размещения других ведомств и в индивидуальном жилье граждан; экскурсионное., туристско-оздоровительное обслуживание; культурно-массовое обслуживание и т.п.
По мнению Е.Л. Писаревского данный перечень не отвечает требованиям действующего законодательства и международным стандартам, в связи., с чем он предлагает использовать опыт Всемирной торговой организации (ВТО). Секретариатом которой был подготовлен документ, озаглавленный как "Классификация услуг, связанных с туризмом". Названный документ включает около 70 видов деятельности по предоставлению услуг в сфере туризма. Безусловно, выработка на законодательном уровне перечня туристских услуг является важным для формирования нормативной базы туризма вопросом. Однако, по нашему мнению, необходимо проявлять осторожность в вопросах использования опыта ВТО, в особенности в сфере торговли услугами, учитывай существующие различия между нормами действующего законодательства РФ и нормами Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Кроме того, необходимо помнить, что правила ГАТС направлены на регулирование экспортно-импортных отношений и носят публично-правовой характер, не касаясь регулирования гражданско-правовых отношений. Тем не менее, учитывая наметившуюся в последнее время во внешней политике государства тенденция к ускорению присоединения России к ВТО а также влияние, роли публично-правового регулировании, которая по сей день отводная ему, подчас позволяя вмешиваться в область сугубо частноправового регулировании.
Мы считаем необходимым упомянут в настоящей работе об особенностях регламентации различных видов детальности по оказанию услуг в рамках ГАТС.
Для целей ГАТС используется разработанный секретариатом ГАТС "Классификационный перечень секторов услуг включающий в себя 160 видов услуг, разделенных на 12 разделов (раздел 9 посвящен туризму и путешествиям). В п.2 ст. 1 ГАТС определяются способы предоставления услуг:
1) с территории одной страны на территорию другой;
2) на территории одной страны потребителю, имеющему постоянное место жительства в другой стране;
3) посредством коммерческое представительства на территории другой страны;
4) посредством присутствия физических лиц, выполняющих дея¬тельность по оказанию услуг, на территории другой страны.
Таким образом, то, что в рамках ВТО к туристским услугам относят большое количество видов деятельности связанно со сферой регулирования ГАТС - отношениями между народного характера. Последнее означает, что под туристскими услугами для целей ГАТС следует понимать все виды обслуживания, предоставляемые туристу в стране временного пребывания. На основании этого мы приходим к выводу, что использование опыта ВТО для введения в отечественное законодательство классификатора услуг, возможно лишь в части регулирования публично-правовых отношений, например в сфере налогообложения. Что же касается услуг, предоставление которых составляем предмет договора на туристическое обслуживание, по нашему мнению, составление их перечня попросту нецелесообразно Уровень развития туризма и дифференциация его на различные виды таковы, что в рамках договора, на, туристическое обслуживание турфирма может принять на себя обязательства по оказанию самых различных видов услуг от экскурсионных до образовательных. Отнесение всех этих услуг к туристским возможно лишь в том случае, если их оказание является предметом договора на туристическое обслуживание Кроме того, необходимо дать законодательное определение понятию туристская услуга, которое содержало бы указание на то, что ей может быть любая услуга, связанная с осуществлением турпоездки, обязательство по оказанию которых принимает на себя труфирма. Словосочетание «любая услуга» не является случайным, оно по нашему мнению необходимо для того, чтобы подчеркнуть, что все услуги, предоставляемые туристу в соответствии с договором являются услугами туроператора. Кроме того, некоторые услуги входящие в комплексное обслуживание туриста по договору могут носить совершенно специфический характер. Так, например, в последнее время широко распространены поездки за рубеж в целях изучения иностранного языка в специальных языковых школах, деятельность которых можно было бы совершенно однозначно охарактеризовать как оказание образовательных услуг, но только в том случае если бы лицо их предоставляющее (школу) и потребителя связывал бы непосредственные договорные отношения. Однако для получения этих услуг иностранным студентам может потребоваться помощь турфирмы, которая окажет содействие в получении въездной визы, забронирует авиабилет, согласует с принимающей стороной условия проживания, питания и т.п. Таким образом, образовательные услуги наряду с услугами по перевозке, экскурсионному обслуживанию и многими другими, будучи объединены в единый комплекс предоставляются туристу как туристические. Тем самым, по нашему мнению, происходит своего рода трансформация отдельных видов услуг (по перевозке, гостиничному обслуживанию и г.п.) в туристские или точнее в комплекс услуг по туристическому обслуживанию. При этом под туристическим обслуживанием следует понимать именно оказание таких услуг в комплексе, а не формировали этого комплекса (турпродукта), которое носит вспомогательный характер. Такой подход позволяет, по нашему мнению, исключить, из законодательства понятие «туристский продукт», поскольку его присутствие может создать ложное понимание, что смысл туристического обслуживания сводится именно к формированию комплекса услуг (что прямо закреплено в законе о туристской деятельности) Тогда как для туриста имеет значение именно конченый результат - предоставление ему гостиничного, экскурсионного обслуживания и т.п. Кроме понятие турпродукта предполагает наличие некоего готового результата, а это значит, что в тех случаях, когда выбор услуг, которые должны войти в комплексное обслуживание осуществляется самим туристом, функции турфирмы сводятся лишь к бронированию соответствующих услуг за счет и по поручению клиента. Если же в соответствии с ч. 1 ст.9 закона о туристской деятельности считать, что в таких случаях имеет место «формирование туристского продукта, по конкретному заказу туриста», можно прийти к тому же неверному выводу, что смысл деятельности турфирмы состоит лишь в формировании комплекса услуг, оказываемых третьими лицами, услуги же турфирмы выражаются лишь в деятельности по формированию такого комплекса. Однако, как уже говорилось выше, туристическое обслуживание выражается имеющего в предоставлении туристу услуг гостиниц, перевозчиков гидов и т.п. Таким образом, туристическое обслуживание является предметом договора между туристом и турфирмой во всех случаях предоставления комплекса услуг. Вместе с тем возникает вопрос об ответственности турфирмы за неисполнение (ненадлежащее исполнение) оказание соответствующих услуг третьими лицами - непосредственными исполнителями, когда их выбор был обусловлен пожеланием туриста. В международной практике комплекс услуг, сформированный по индивидуальному заказу туриста именуется «инклюзив- тур». Инклюзив- тур является антиподом пэкидж-тура, который в соответствии с Директивой ЕС № 90/314/ЕЕС от 13 июня 1990 года «О комплексных турах путешествиях и отдыха» представляет собой заранее подготовленную комбинацию услуг. Основным различием в смысле юридических последствий между указанными двумя видами обслуживании является то, что пэкидж-тур предполагает полную ответственность туроператора за действие третьих лиц, тогда как предоставление отдельных обособленных услуг, входящих в инцклюзив-тур, по мнению Е.Л. Писареве не влечет таких последствий. По нашему мнению тот факт, что комплекс по туристическому обслуживанию не был к моменту обращения туриста заранее сформирован туроператором не должен повлечь за собой освобождение последнего от ответственности за предоставление соответствующих услуг. Исключение могут составлять лишь случаи, когда предметом договора между туристом и турфирмой являются посреднические действия турфирмы по заключению для туриста договора перевозки (реализации турфирмой авиабилета как агентом перевозчика), либо бронирование средства размещения по выбору туриста, без предоставления каких-либо дополнительных услуг. Подобные действия носят характер сугубо посреднических и должны регулироваться нормами, посвященными другим видам например, договору агентирования.
Все вышеизложенное позволяет дать следующее определение: по договору на туристическое обслуживание туроператор обязуется оказать туристу комплекс услуг, сформированный заранее либо по индивидуальному заказу туриста, и состоящий из не менее, чем двух услуг в составе: а) перевозки; б) размещении; в) любой другой услуги, не связанной с перевозкой или размещением, а турист обязуется оплатить указанный комплекс по единой, включающей стоимость каждой из услуг цене.
На основе данного определения можно сформулировать понятие туристской услуги, как любой услуги, оказание которой в совокупности с другими услугами составляет предмет договора на -туристическое обслуживание.
Из приведенных выше определений следует, что исполнителем услуг по договору на туристическое обслуживание является туроператор. Привлечение туроператором третьих лиц для осуществления этого обслуживания не должно освобождать его ответственности по договору. Вместе с тем предполагается что факт потребления туристом результатов туристического обслуживания за рубежом может определенным образом влиять на договорное правоотношение. Речь здесь идет о возможности применения к договору на туристическое обслуживание права третьей страны (конечно же в тех случаях, когда применение иностранного права возможно в принципе).

Опубликовано на Порталусе 15 октября 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Договор на туристское обслуживание, стороны договора, ответственность по договору.



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама