Рейтинг
Порталус

Теория. ПРАВО НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ ОСНОВ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ И ПРОБЛЕМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Дата публикации: 19 апреля 2014
Автор(ы): Андрей ГОРДИЕНКО, доктор юридических наук, профессор
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1397904626


Андрей ГОРДИЕНКО, доктор юридических наук, профессор, (c)

В 2002 году вышла в свет книга доктора юридических наук, профессора, судьи Конституционного суда Российской Федерации Виктора Осиповича Лучина - "Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации".

Научно-теоретическое обоснование авторской позиции по рассматриваемым в монографии проблемам основано на теоретических положениях современной науки и широком фактическом материале. Читатель найдет в книге 920 ссылок на труды прогрессивно мыслящих ученых, официальные документы и статистические данные. Автор книги заботится лишь о том, чтобы путем точного научного исследования вскрыть подлинную сущность основ ельцинской Конституции и права.

На 128 страницах первой главы автор раскрывает нормативную обоснованность конституционных положений, механизма реализации Конституции, форм реализации конституционных правоотношений. 133 страницы второй главы отведены анализу социальных факторов реализации Конституции: экономических, политических, социально-классовых, идеологических и социально-психологических. В третьей главе 176 страниц занимают исследования проблем конституционной ответственности. Четвертая глава монографии посвящена организационно-правовому обеспечению реализации Конституции: президент - гарант Конституции Российской Федерации, роль Конституционного суда в обеспечении реализации Конституции РФ.

Опираясь на выдающийся аналитический ум, многосторонний обильный фактический материально-идеальный фонд, автор честно и добросовестно выполняет свой профессиональный долг ученого и судьи Конституционного суда. Он во всеуслышание заявляет о своем несогласии с тем, как Ельцин и Путин осуществляют антинародный политический курс. Ельцинская Конституция была принята 12 декабря 1993 года вскоре после насильственной ликвидации Советской власти, в обстановке политико-психологического террора, когда за одобрение проекта Конституции в ходе референдума проголосовало не абсолютное большинство, а менее одной трети избирателей России, что, по сути, означает ее нелигитимность. Виктор Осипович обращает внимание на то, что проект Конституции готовился под Ельцина не конституционным органом и надлежащим образом не обсуждался. Если проект Конституции СССР 1936 года всенародно обсуждался пять с половиной месяцев, то проект ельцинской Конституции наспех написан небольшой группой юристов с нарушением всех процедур принятия таких чрезвычайно важных актов. Абсолютное большинство избирателей страны не смогли до референдума прочитать проект Основного закона. Недемократический порядок подготовки проекта Конституции 1993 года существенно повлиял на ее содержание. В ней оказалось много неточных или вовсе фиктивных положений.

В начале текста книги напечатан эпиграф - ленинская цитата: "Фиктивна Конституция, когда закон и действительность расходятся; не фиктивна, когда они сходятся". В этом смысле ельцинская, как и всякая буржуазная конституция, является двуликой, она по многим позициям явно фиктивна, иллюзорна.

Конституция как политико-правовой учредитель, законодательно утверждающий основы общественно-политического строя страны, оправдывает свое социальное назначение, удовлетворяет социальные ожидания лишь тогда, когда ее принципы и нормы претворяются в жизнь, реально включаются в общественную практику (с. 58).

Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает Россию демократическим федеративным правовым светским государством, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ, а человек, его права и свободы являются высшей ценностью; закрепляет такие демократические принципы, как осуществление государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; признает идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. Однако демократический потенциал Конституции в реальной жизни реализуется дозированно, непоследовательно, с отступлениями от ее требований. Конституционной практике по многим позициям пока не удается выйти на уровень нормативных установлений Основного закона (с. 5).

Одним из высших непосредственных выражений власти народа является референдум. Однако ельцинская власть игнорировала волю абсолютного большинства россиян, выраженную 17 марта 1991 г. Ее не интересовало мнение народа по вопросам приватизации общенародной собственности на основные средства производства, купли-продажи земли, рудников и шахт, источников нефти и газа. Она не хотела быть связана волей всех дееспособных россиян. Иначе как объяснить, что референдум - этот подлинно демократический институт, справедливо подчеркивает Лучин, не был использован при определении принципов, целей и методов приватизации (с. 140). И когда коммунисты-депутаты предложили разрешить важнейшие социально- экономические проблемы России путем референдума, послушные президенту депутаты Госдумы срочно провели антиконституционный закон, запрещающий проведение референдума "в год проведения выборов". Ничего умнее придумать не смогли и тем самым явно обнажили свою антинародно-буржуазную суть.

Ельцинско-путинская государственная власть превратила в миф и конституционный принцип разделения властей, и нерушимость прав и свобод трудящихся, обрекла их на голод и вымирание.

Утверждение 2-й части 13-й статьи Конституции: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" - противоречиво и не лишено лукавства. В действительности никакие даже самые радикальные перемены в общественном строе не могут отменить то, что свойственно природе государственной власти - потребности ее в идеологии как осознанной цели политико-управленческой деятельности господствующего в обществе класса. Поэтому в любой конституции всегда присутствует определенный идеологический вектор (с. 40 - 41). Часть первая статьи 15 провозглашает: "Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". В действительности же в 2001 - 2002 годах в России, по данным Генеральной прокуратуры, более 580 тысяч правовых актов противоречили Конституции РФ. Более того, значительное количество указов Ельцина принималось в противоречии с действующим конституционным порядком. Своими неконституционными указами он последовательно разрушал основы конституционного строя. Правящий клан умышленно идет на самые изощренные, противоправные действия. В части 3 статьи 35 сказано: "Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения". Вопреки этому закону в 1992 году правительство Гайдара произвольно лишило 141 миллион вкладчиков Сбербанка их вкладов, превратив в пыль их сбережения.

Вторая часть 55 статьи провозгласила общий принцип о том, что "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина". На деле же в последние годы практически отменено большинство законов, которые предоставляли трудящимся разнообразные льготы. Значит, и эта статья Основного закона превращена в популистскую пустышку. Более того, в Конституции, как справедливо констатирует В. О. Лучин, имеются так называемые лицемерные нормы, осуществление которых практически невозможно ввиду жесткости и невыполнимости условий их реализации. Убедительным примером тому служит статья 93 Конституции, фиксирующая возможность отрешения президента от власти (с. 74).

Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепившая волю ее создателей-ельцинистов, но отнюдь не большинства народа, несет в себе внутренние противоречия и предпосылки собственного неприятия и даже отчуждения. Она не обеспечивает единства интересов и целей основных участников конституционного процесса (с. 61). Действительность в современной России такова, что значительное большинство ее граждан практически отстранено от участия в формировании и реализации политики государства. Вершит ее явное меньшинство общества - чиновники, представители и доверенные лица олигархов, многих групп российской буржуазии. Трудящимся же оставлена лишь возможность своим участием в выборах обеспечить демократический фасад власти (с. 71).

Короче говоря, ельцинская Конституция юридически закрепила государственное руководство обществом (диктатуру) за буржуазией, которая ей нужна, чтобы установить социальные порядки, угодные и выгодные имущим классам. Поскольку Основной закон охраняет высшие социально-политические ценности буржуазии, постольку он сам нуждается в адекватной системе средств защиты его же предписаний.

К. Маркс отмечал, что на бумаге легко можно прокламировать конституции, право каждого гражданина на образование, на труд, на известный минимум средств существования. "Но тем, что все эти великодушные желания написаны на бумаге, сделано еще далеко не все; остается еще задача оплодотворения этих либеральных идей материальными и разумными социальными учреждениями" (с. 138).

Состояние экономики страны является главным фактором обеспечения реальности Конституции. Поскольку ельцинисты развалили, разграбили экономику страны, постольку они подорвали экономическо-материальную основу оплодотворения конституционных прав и свобод трудового народа. В 90-е годы XX столетия, после разгрома либералами народного хозяйства СССР, экономика России оказалась в глубоком системном кризисе, поставившем под сомнение реальность многих положений Конституции (с. 157). Конституционное право на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь для большинства граждан остается весьма проблематичным (с. 186). Президент В. Путин дал поручение правительству произвести индексацию зарплаты бюджетников. Однако эффективных мер так и не принято (с. 194). Нас же все время оглушают какими-то цифрами вымышленного роста ВВП, благосостояния и доходов всего населения.

Вторым чрезвычайно важным фактором реализации конституционных норм является государственная политика. К сожалению, на протяжении последних 12 лет она была неэффективной, потому что выражала и защищала не интересы трудового народа, а представителей крупного отечественного и зарубежного капитала (с. 218). На реализацию норм Основного закона оказывают также большое негативное влияние идеологические и социально-психологические факторы.

В целях создания видимой реальности действия конституционных принципов и норм, защиты проводимых реформ правящий режим лихорадочно изыскивает различного рода оправдания, политико-идеологические и психологические формы обмана трудового народа, по существу, занимается оболваниванием трудящихся. Предлагая готовые идеологическо-психологические рецепты или оглупляя народ "мыльными операми", мелодраматическими сериалами, ельцинисты стремятся оторвать тружеников от их повседневных забот, которые определяются уровнем развития экономики и культуры общества. Но они забывают, что: "Можно дурачить всех какое-то время, - говорил в свое время Президент США Ф. Рузвельт, - можно дурачить некоторых людей все время, но нельзя дурачить всех всегда". Теперь большинство россиян не верит демократическим трюкам ельцинистов. В связи с этим в общественном мнении Конституция не стала гарантом основных прав и свобод граждан в той мере, чтобы обращаться к ней как к реальному средству их защиты. Отсутствие надлежащей правовой защищенности подрывает веру в Конституцию и способность ельцинско-путинского государства обеспечить порядок в обществе, порождает разочарование в Конституции, усиливает отчуждение личности от государства (с. 242, 253). Двойственность отношений граждан к Конституции порождена разрывом между декларируемыми принципами и реальным воплощением их в жизнь. Конституционная законность произвольно подменяется политической и иной целесообразностью. Поэтому Конституцией в полной мере пользуются преимущественно те, кому принадлежит власть, кто интегрирован в правящий политический режим и кто обслуживает их интересы.

Автор справедливо подчеркивает, что нарушение Конституции и законов Российской Федерации не может быть оправдано никакими, пусть и самыми благими целями. В третьей главе он подробно анализирует многочисленные разновидности конституционной ответственности в механизме реализации Конституции. В частности, 93-я статья Конституции предусматривает единственную меру конституционно-юридической ответственности президента - "отрешение от должности" за государственную измену или иное тяжкое преступление. Но, поскольку основания и условия не были четко определены, исполнение отставки практически нереально (с. 309). Эта установка прописана явно в интересах президента.

В 1992 - 1993 годы Правительством Российской Федерации фактически были конфискованы вклады населения в Сбербанке России объемом 400 миллиардов "дореформенных" рублей. Затем россияне потеряли почти столько же в разных финансовых пирамидах и в осуществленной Кириенко преступной авантюре в 1998 году. За это правительство должно нести прямую ответственность, так как не только разрешило сию деятельность, но и получало от нее налоги, соучаствуя тем самым в массовом грабеже населения (с. 394). Основаниями для конституционной ответственности государственных органов и должностных лиц являются: выход их за пределы своей компетенции, который, как правило, связан с нарушением Конституции и текущего законодательства, со злоупотреблением своими полномочиями, нарушением конституционно- правовых запретов, с неэффективным исполнением своих обязанностей или недолжным поведением (с. 403). Законных оснований для привлечения виновных к ответственности очень много, но они не используются из-за явной бездеятельности блюстителей законности.

В четвертой главе В. О. Лучин обстоятельно проанализировал деятельность Президента и Конституционного суда Российской Федерации по обеспечению реализации Основного закона страны. Глубоко научное содержание текста главы, подтвержденное документальными доказательствами, позволяет мне сделать вывод о том, что роль российского президента как гаранта Конституции, по сути, равна нулю, ибо почти все его практические действия были явно произвольными, антиконституционными. Он систематически игнорировал важнейшие принципы и нормы Конституции, создал в стране обстановку дикого политического произвола и наглого грабежа национальных богатств. Под его руководством Россия стремительно покатилась вниз, а все народное хозяйство и наука начали разваливаться на глазах изумленного человечества. Президент не просто нарушал основные законы России, но и отбросил ее к рабовладельческо-феодальному обществу, обрек миллионы трудящихся на вымирание. Из-за произвольных действий Ельцина и его наследника даже Конституционный суд не смог в полной мере выполнить свои функции гаранта правомерной реализации Основного закона. Он лишь в меру своих реальных возможностей осуществлял защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивал и утверждал верховенство и прямое действие Конституции России (с. 483). Чтобы сделать решения Конституционного суда более эффективными, справедливо подчеркивает В. О. Лучин, нужны специальные нормы об ответственности за неисполнение решений Конституционного суда государственными и общественными органами, а также их должностными лицами. В связи с этим следовало бы незамедлительно внести соответствующие изменения и дополнения в Федеральный Конституционный закон "О Конституционном суде РФ" (с. 608).

В приложении опубликовано четырнадцать особых мнений судьи Конституционного суда Российской Федерации В. О. Лучина, в которых весьма аргументированно выражены несогласия с отдельными положениями постановлений Конституционного суда. В особых мнениях, как и во всех главах книги, автор с научных позиций подходит к выявлению истинной сути проблем, в данном случае рассмотренных Конституционным судом.

Чрезвычайно важной и ценной особенностью всей книги В. О. Лучина является то, что ее автор, обосновывая свои идеи, оценки и выводы, привлекает для большей убедительности в качестве свидетелей десятки единомышленников, ссылается на их труды. Он не навязывает никому свою точку зрения, а просто анализирует многочисленные факты, процессы и явления, предлагает читателю объективно взглянуть на произошедшее и сделать свои выводы. Рецензируемая монография В. О. Лучина, бесспорно, способствует более ясному пониманию сущности действующей ныне Конституции Российской Федерации и проблем ее реализации, объективной оценке ельцинско-путинских реформ и в конечном счете уяснению читателями того, что произошло в последние 15 лет в России и к чему приведет реставрация капитализма ее народ в будущем.

Опубликовано на Порталусе 19 апреля 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама