Рейтинг
Порталус

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Дата публикации: 22 октября 2014
Автор(ы): Л. В. Федякина, Н. И. Никитина
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 10, 2010, C. 52-59
Номер публикации: №1413978587


Л. В. Федякина, Н. И. Никитина, (c)

Л. В. Федякина

 

доктор педагогических наук, доцент, проректор по управлению качеством социального образования и учебно-воспитательной работе Российского государственного социального университета

 

E-mail: rgsukvm@mail.ru

 

Н. И. Никитина

 

доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной и семейной педагогики Российского государственного социального университета

 

E-mail: rgsukvm@mail.ru

 

В статье представлены теоретико-методологические основы дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы; основные функции, принципы, виды дифференциации; критерии эффективности и уровневые характеристики ее результативности, а также условия, определяющие успешность дифференциации профессионально-правовой подготовки специалистов в университетском комплексе социального профиля.

 

Ключевые слова: дифференциация, профессионально-правовая дифференциация, социальная сфера, специалисты социальной сферы.

 

Актуальность исследования проблематики дифференциации профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы обусловлена объективными потребностями развития теории и практики непрерывного социально-профессионального образования в контексте динамических процессов обновления социальной инфраструктуры российского общества, развития правозащитных направлений социальной политики государства. По мнению А. И. Гусейнова, в постиндустриальном обществе право связано с институционализацией в широком смысле слова, т. е. важную роль в регулировании общественных отношений будут играть не отдельные нормы, а институты права, включающие комплекс норм, присущих разным областям: право в образовании, право в экономике, право в экологии, право в социальной сфере. Социальная сфера трактуется как обеспечиваемая государством система отраслей (социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры и искусства и др.), ориентированных на реализацию различных направлений социальной политики. В социальную сферу также входят органы государственного и муниципального управления, регулирующие политику в сфере трудовой занятости населения, миграционных процессов, в сфере обеспечения экологической и информационной безопасности жизнедеятельности. Таким образом, необходима дифференциация профессионально-правового образования специалистов социальной сферы (социальных работников, социальных педагогов, экологов и др.) с учетом многообразия учреждений социальной инфраструктуры общества, полифункциональности и многоаспектности их деятельности. Повышение качества непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы имеет существенное значение для решения многих общественно-политических, социально-экономических, социокультурных проблем страны.

 

В науке накоплен значительный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы. Теоретико-методологические основы создания и развития отечественной системы непрерывного социально-профессионального образования представлены в фундаментальных трудах В. Г. Бочаровой, И. А. Зимней, Л. В. Мардахаева, В. Л. Сластенина, Н. Б. Шмелевой и др. Теоретико-методическим вопросам формирования правовой компетентности будущих

 
стр. 52

 

специалистов в период профессиональной подготовки посвящены работы Т. И. Акимовой, А. Б. Венгерова, Е. Л. Болотовой, М. С. Михайлова, А. В. Молчановой и др. Раскрытию сущности дифференциации образования как общедидактического принципа посвящены исследования Н. И. Вьюновой, Н. К. Гончарова, М. Н. Скаткина, Э. И. Унт, Н. М. Шахмаева и др. В докторских диссертациях последних лет (С. С. Амирова, Ю. Н. Галагузова, Н. И. Никитина, Н. К. Сергеев, Т. С. Сумская и др.) рассмотрены различные аспекты проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в системе "профильная школа - ссуз - вуз - повышение квалификации". Однако в настоящее время в научной литературе недостаточно исследована проблема дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в условиях университетского комплекса.

 

Университетский комплекс социального профиля представляет собой единую систему образовательных учреждений, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование кадрового потенциала социальной сферы региона на основе предоставления каждому обучающемуся свободы в выборе образовательных траекторий в соответствии со способностями, возможностями, учетом потребности заказчиков социально-профессиональных кадров в подготовке специалистов, обладающих высоким уровнем профессионально-правовой компетентности, социально-профессиональной мобильностью.

 

Приоритетная цель университетского комплекса социального профиля - преобразование системы непрерывного социально-профессионального образования региона из выполняющей исключительно инструментальную роль (подготовку к труду, профессии, переходу на новую ступень обучения) в самоценную и самоцельную разновидность социума. Важно сформировать в университетском комплексе такую образовательную среду, из которой обучающемуся не захочется выходить, в которой ему интересно и комфортно осуществлять непрерывное социально-профессиональное образование. Университетский комплекс социального профиля призван обеспечить дифференциацию непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы, которая обусловлена объективно-внешними (необходимость оперативно удовлетворять потребности отдельной личности, социально-профессионального сообщества в целом в образовательных услугах правовой направленности; своевременно обновлять содержание, организационные формы и технологии правовой подготовки с учетом развития правовой системы общества, новых социально-профессиональных правовых технологий; создавать различные профессионально-образовательные траектории как для обучаемых, так и конкурентоспособный путь развития самого университетского комплекса и др.) и субъективно-внутренними (потребности обучающихся в овладении широкопрофильной квалификацией; развитие адаптивности к изменениям на рынке труда; активизация жизненного и профессионального самоопределения; содействие профессионально-личностному росту специалиста, повышение его конкурентоспособности и др.) детерминантами.

 

Теоретико-методологическое обоснование концепта "дифференциация непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы" включало в себя: выявление методологических подходов к исследуемому феномену; обоснование функций, принципов, факторов, видов дифференциации; критериев эффективности и уровневых характеристик ее результативности; условий, определяющих ее успешность, а также выявление соотношения исследуемой категории с понятиями "феномен права в современном обществе", "феномен социальной работы" (рис. 1).

 

Исследование проблемы дифференциации профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы невозможно без понимания сути понятия "право". В современной юриспруденции право стало рассматриваться как:

 

а) инструмент социальных преобразований (Т. И. Акимова);

 

б) социокультурный феномен (А. И. Гусейнов);

 

в) один из наиболее эффективных регуляторов жизни общества (В. В. Спасская).

 

Профессионально-правовая составляющая профессионализма современного специалиста социальной сферы (социального работника, социального педагога, специалиста по работе с молодежью, эколога и др.) неразрывно связана с правовой культурой как отдельной личности, так и общества в целом. Необходимость обеспечения дифференцированной

 
стр. 53

 

 

Рис. 1. Структурные компоненты теоретико-методологического обоснования концепта "дифференциация непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы"

 

профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы обусловлена сегментацией учреждений и организаций социальной инфраструктуры общества, где востребованы разнообразные варианты профессионально-правовой деятельности социальных работников.

 

Феномен дифференциации в образовании имеет достаточно развитые историко-педагогические традиции, глубокие дидактические корни, опирающиеся на философскую теорию, в которой "дифференциация" и "интеграция" представляют собой в диалектическом отношении неделимую пару взаимоопределяемых категорий: дифференциация есть "свое-иное-интеграции" (Г. Гегель); дифференциация - "способ проведения интеграции, поскольку только неодинаковое может интегрироваться" (М. К. Мамардашвили). Дифференциация характерна для саморазвивающихся образовательных систем: растет количество составляющих ее элементов, умножаются внутренние и внешние связи, система приобретает новые функции. В результате дифференциации образовательная система усложняется, появляется достаточное количество новых составляющих, следовательно, в процесс интеграции системы включается уже новое множество элементов, переводящих систему на качественно иной уровень развития. По мнению А. Я. Данилюка, образование пульсирует в процессе своего исторического развития: периоды усиленной дифференциации сменяются периодами преимущественной интеграции, в результате чего образовательная система реорганизуется и переходит в новое качественное состояние.

 

Проведенный сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогической литературы по проблеме дифференциации образования позволил констатировать, что данное понятие трактуется как общедидактический принцип современного образования (М. Н. Скаткин, Т. Ю. Ломакина); особая форма организации образовательного процесса, учитывающего типологические особенности индивидуальных различий учащихся (Н. К. Гончаров, М. А. Мель-

 
стр. 54

 

ников); процесс, направленный на развитие способностей и интересов учащихся (И. Э. Унт, Е. А. Певцова); способ оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной организации учебного процесса (Е. С. Рабунский); одно из ключевых направлений модернизации образовательных систем (М. В. Рыжаков); важнейший фактор развития познавательной активности обучаемых (И. М. Осмоловская); средство построения "индивидуального образовательного маршрута" (Е. Л. Рачевский, А. В. Хуторской).

 

Теоретико-методологическую основу дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе составляют:

 

- социально-контекстный подход, позволяющий осуществить данную дифференциацию посредством воссоздания в содержательно-технологическом обеспечении учебно-познавательной деятельности вариативных правовых основ социально-профессиональных связей и отношений;

 

- компетентностный подход, предусматривающий активизацию профессионально-личностного роста обучаемого на основе овладения им совокупностью профессионально-правовых компетенций, необходимых и достаточных для эффективного выполнения задач профессиональной деятельности специалиста социальной сферы в рамках правового поля;

 

- дифференциально-интегративный подход, позволяющий осуществить квантификацию процесса дифференциации непрерывной правовой подготовки специалистов социальной сферы по линиям "общепрофессиональное - специально-профессиональное", "теоретическое - практико-прикладное", "обязательно-стан дартизированное - дополнительное", "инва риантное - вариативное" с учетом специ фики правовых основ социально-профессиональной деятельности, а также интеграцию профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы с их общекультурной, социально-экономической, психолого-педагогической, специально-профессиональной подготовкой;

 

- системно-квалитативный подход, позволяющий реализовать системный мониторинг качества непрерывной профессионально-правовой подготовки обучающихся в университетском комплексе социального профиля.

 

Функциями дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе являются:

 

- аксиологическая (активизация процессов осознания специалистом социальной сферы ценности "верховенства права" (Д. А. Медведев) в современном российском обществе, миссии института социальной работы в сфере социальной защиты населения; содействие формированию и развитию гармоничной системы профессионально-индивидуальных ценностей, основанной на личностной значимости приоритетности правовых норм в различных сферах жизнедеятельности);

 

- профессионально-воспитывающая (осуществление профессионального воспитания специалистов социальной сферы, основанного на стимулировании личности к гражданской активности, направленной на пресечение любых правонарушений);

 

- компенсаторная (устранение пробелов в общеправовой и базовой профессионально-правовой подготовке у обучающихся в комплексе, внесение корректив в их теоретические правоведческие знания, умения и практический опыт правоприменения);

 

- профессионально-развивающая (развитие профессионально-логического мышления, умений осмысливать социально-профессиональные явления с позиции норм права, устанавливать логические взаимосвязи в правоотношениях, делать выводы, обобщения и заключения; развитие специальных профессионально-коммуникативных умений, связанных с применением правовых технологий);

 

- специализирующая (формирование у обучающихся в комплексе специально-правовых компетенций специалиста социальной сферы в процессе максимальной профессионализации правовой подготовки с учетом их социально-профессиональной специализации, квалификационных профессионально-правовых требований к специалисту);

 

- адаптивная (оперативная профессионально-правовая подготовка и переподготовка в условиях меняющейся нормативно-правовой, социальной, профессиональной ситуации);

 

- консультативная (обусловлена необходимостью оказания обучающимся консультативно-правовой помощи в решении их многоаспектных профессионально-личностных проблем; содействие в разработке и реализации социально-профессиональных проектов правовой направленности, индивидуальных

 
стр. 55

 

профессионально-образовательных маршрутов, траекторий; научное консультирование);

 

- организационно-стимулирующая (включение студентов в мотивированную активную деятельность по применению профессионально-правовых компетенций в учебно-исследовательской, волонтерской, практической деятельности);

 

- интегрирующая (содействует интеграции в незнакомый профессионально-правовой, социокультурный, профессионально-этический контекст);

 

- прогностическая (развитие умений предусматривать, прогнозировать возможные последствия принимаемых профессиональных решений с позиций правовых норм; развитие способности обучающихся предвидеть будущие проблемы профессиональной деятельности, разрабатывать опережающие конструктивные модели их разрешения на основе нормативно-правовых документов);

 

- акмеологическая (развитие профессионально-личностного потенциала специалистов, их духовно-нравственных и профессионально важных качеств, сопряженных с достижением высокого уровня профессионально-правовой культуры, профессионально-личностной зрелости специалиста социальной сферы).

 

Видами дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе являются:

 

- содержательно-функциональная дифференциация на микроуровне (освоение учебно-профессионального правового материала на основе учета специфики контингента обучающихся в группе на различных уровнях глубины и сложности; углубленное изучение в конкретной группе обучающихся тем, наиболее значимых для социально-профессиональной деятельности; вариативность заданий для самостоятельной работы и контрольно-измерительных материалов; организация диверсифицированной научно-исследовательской работы обучающихся по проблемам профессионально-правовой компетентности специалиста социальной сферы и др.);

 

- содержательно-функциональная дифференциация на мезоуровне (разработка и реализация комплекса специальных заданий профессионально-правовой направленности, имеющих междисциплинарный характер, на основе взаимодействия преподавателей правовых и профессионально-предметных дисциплин; разработка проблематики и выполнение реферативных, курсовых, выпускных квалификационных работ по тематике, отражающей различные аспекты профессионально-правовой компетентности специалиста социальной сферы, и др.);

 

- организационно-технологическая дифференциация на микроуровне (вариативность способов взаимодействия в системе "преподаватель - обучающиеся группы", темпов изучения отдельных тем с учетом специфики контингента обучающихся в группе; вариативное сочетание форм работы с обучающимися в группе (фронтальная, групповая формы, индивидуальные консультации); вариативное использование информационно-репродуктивных, теоретико-проблемных, инструктивно-конструктивных методов профессионально-правового обучения; выбор профессионально-образовательных технологий алгоритмического, интерактивного, проектного, эвристического характера в зависимости от особенностей изучаемого материала и специфики контингента обучающихся и др.);

 

- организационно-технологическая дифференциация на мезоуровне (расширение спектра дисциплин вузовского компонента учебного плана, дисциплин по выбору студентов, элективных и факультативных курсов профессионально-правовой направленности; включение в программно-методическое обеспечение различных видов практики заданий и отчетности профессионально-правовой направленности; разработка, лицензирование специализаций профессионально-правовой направленности и осуществление подготовки специалистов социальной сферы по данным специализациям; вариативность форм, методов, технологий организации научно-исследовательской деятельности профессионально-правовой направленности в рамках научного студенческого общества, в центре повышения квалификации, в аспирантуре и докторантуре университетского комплекса и др.); доминантно-базовая дифференциация самообразовательной деятельности (реализация преподавателями тьюторских функций с целью содействия обучающемуся в выборе из многообразия вариативных форм самообразования индивидуально-продуктивных для него, в самостоятельном выделении и освоении личностно-значимого сегмента профессионально-правового образования).

 

Содержательно-функциональная и организационно-технологическая дифференциации

 
стр. 56

 

на микроуровне реализуются конкретным преподавателем в конкретной группе обучающихся. Содержательно-функциональная и организационно-технологическая дифференциации на мезоуровне для своей реализации требуют взаимодействия преподавателей различных кафедр, взаимодействия представителей университетского комплекса и специалистов баз практики, реализацию определенных мер административно-организационного характера на уровне факультета, колледжа, института, университетского комплекса.

 

В качестве обобщенного социально-значимого показателя результативности дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе выступает сформированность основ профессионально-правовой компетентности выпускников различных структурных звеньев комплекса. Профессионально-правовая компетентность специалиста социальной сферы - это системно-личностное образование специалиста, отражающее единство его теоретико-юридической подготовленности и практической способности комплексно применять правовые технологии для решения вариативных задач социально-профессиональной деятельности; принимать решения, обусловленные правовыми императивами. Профессионально-правовая компетентность специалиста социальной сферы (социального работника, социального педагога, эколога и др.) является одним из важных условий его успешной профессиональной деятельности в рамках правового поля и позволяет достигать высокой результативности труда с учетом нормативно-правовых требований.

 

Дидактическое содержательно-технологическое обеспечение дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе реализуется на основе следующих принципов:

 

- функциональности (обеспечение будущего специалиста системой знаний, формирующей совокупность профессионально-прикладных правовых компетенций в соответствии с квалификационными требованиями, функционалом специалиста);

 

- ситуативности и практико-ориентированности (отбор содержательно-проблемного материала и организация учебного процесса на основе ситуаций профессиональной деятельности специалиста социальной сферы, требующих проявления высокого уровня профессионально-правовой компетентности, а также на основе анализа ситуаций, личностно значимых для обучающихся и отражающих правовые, этические проблемы социальных контактов);

 

- диалогизации (приоритет интерактивных технологий обучения и профессионального воспитания, развитие активности, инициативности, ответственности, рефлексивности всех участников процесса непрерывной профессионально-правовой подготовки);

 

- регионализации (отражение в содержании правовой подготовки наиболее востребованных профессионально-правовых компетенций специалистов социального профиля конкретного региона на основе учета специфики и особенностей социально-профессиональной деятельности в нем, контингента клиентов учреждений социальной защиты, поддержки и обеспечения населения);

 

- доминантности (выделение смысловой доминанты, которая приоритетна в профессионально-правовой подготовке специалистов социальной сферы той или иной специализации, объединяет компоненты многоаспектного междисциплинарного содержания социального профессионально-правового образования). Принцип доминантности наиболее ярко реализуется в дифференцированной профессионально-правовой подготовке социально-педагогических кадров, что обусловлено наличием в учебном плане специальности "Социальная педагогика" различных видов специализаций ("Социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования" - доминанта "Образовательное право"; "Социально-педагогическая работа с семьей" - доминанта "Семейное право"; "Социально-педагогическая работа в учреждениях интернатного типа" и "Социально-педагогическая работа в специальных учреждениях закрытого типа" - доминанта "Ювенальное право"), а также внутренним различием групп по специализации уровнем подготовленности и мотивированности студентов по овладению профессионально-правовой компетентностью. Особое внимание необходимо обращать на категорию студентов, которые не понимают важности правового аспекта в профессиональной деятельности социального педагога. С ними следует осуществлять индивидуальные занятия по преодолению возникших трудностей.

 
стр. 57

 

Особенно востребована дифференциация профессионально-правовой подготовки в системе повышения квалификации специалистов социальной сферы. Характер современной профессиональной деятельности социальных работников предъявляет повышенные требования к их профессионально-правовой компетентности, что, в свою очередь, обуславливает необходимость систематического повышения квалификации профессионально-правовой направленности.

 

В Центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки Российского государственного социального университета (РГСУ) реализованы следующие востребованные группы дифференцированных профессионально-правовых программ по степени значимости для жизнедеятельности обучающегося:

 

- прикладные (необходимы "здесь и сейчас", помогают осуществить определенные виды деятельности: учебно-познавательной, профессиональной и др.; (например курс "Изменение деятельности Центров социального обслуживания населения" при введении в действие Закона о "монетизации льгот"));

 

- опережающие ("знания впрок", предваряют реально возникающие в жизни проблемы и ситуации (например для так называемых "резервных управленцев" курс "Правовая компетентность руководителя учреждения социальной защиты населения"));

 

- компенсирующие (восполняющие недостатки образовательной, общекультурной подготовки, необходимы для продуктивного прохождения данного периода жизнедеятельности (например курс "Профессионально-правовая культура специалиста социальной сферы"));

 

- сопровождающие (удовлетворяют потребность в знаниях, возникающих параллельно с типичными образовательными запросами, обусловлены закономерностями развития профессиональной и жизненной проблематики (например курс, "Социально-правовая защита семьи", "Социально-правовые аспекты трудоустройства несовершеннолетних"));

 

- корректирующие (необходимы для изменения некоторых личностных, поведенческих, коммуникативных и других проявлений специалиста (например, курсы "Профилактика и разрешение профессионально-трудовых конфликтов в социальной сфере", "Конфликтологическая компетентность специалиста по социальной работе"));

 

- поддерживающие (необходимы для решения отдельных проблем, успешного прохождения сложных периодов в жизни, помогающие преодолеть кризисные состояния (например, курсы "Правовой базис пенсионного обеспечения граждан РФ", "Социально-правовая поддержка безработных"));

 

- дополняющие (служат содержательной прибавкой к имеющимся знаниям, умениям, обусловлены постоянным развитием внешнего информационного контекста (например курс "Правовые аспекты социально-реабилитационной деятельности с несовершеннолетними"));

 

- развивающие (служат стимулом к индивидуально-личностному развитию (например курс "Авторское право в социальной сфере")).

 

Таким образом, дифференцированное содержание дополнительных профессионально-образовательных программ правовой направленности в системе повышения квалификации специалистов социального профиля предстает как персонализированное (ориентированное на профессионально-правовые интересы и потребности конкретных людей); практико-ориентированное (интегрированное с контекстом жизнедеятельности специалистов социальной сферы); культуросообразное (соответствующее сложившимся в современном обществе культурным, социально-профессиональным, правовым моделям); комплексное (позволяющее освоить поле профессиональной активности специалиста по социальной работе во всем его многообразии).

 

Мониторинг результативности дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе осуществляется на основе следующих критериальных параметров: уровень сформированности основ профессионально-правовой компетентности у выпускников различных ступеней образования в комплексе; трудоустройство выпускников по специальности; уровень удовлетворенности работодателей качеством профессионально-правовой подготовки выпускников; активность профессорско-преподавательского состава комплекса при разработке и реализации новых дифференцированных образовательных услуг профессионально-правовой направленности, эффективность их внедрения; уровень удовлетворенности самих выпускников качеством профессионально-правовой подготовки в университетском комплексе социального профиля.

 
стр. 58

 

Комплекс условий, обеспечивающих эффективность дифференциации непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе, включает следующие группы:

 

- административно-организационные (маркетинговое изучения потребностей регионального рынка труда и требований работодателей в отношении профессионально-правовой подготовки и переподготовки кадров для социальной сферы; создание и развитие системы научно-исследовательского и учебно-производственного партнерства комплекса с органами регионально-муниципального самоуправления, различными учреждениями социальной инфраструктуры региона по проблемам непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы; систематический мониторинг уровня сформированности профессионально-правовой компетентности обучающихся в комплексе; привлечение работодателей к экспертной оценке правовой подготовленности выпускников комплекса);

 

- дидактико-технологические (организация процесса правового обучения в контексте будущей профессиональной и социальной деятельности; приоритетность дифференцированных программ правовой подготовки профессионально-прикладного практико-ориентированного характера; структурно-логические межпредметные связи правовых учебных дисциплин, элективных курсов с другими видами профессиональной подготовки специалистов социальной сферы; кумулятивность в накоплении опыта реализации правовых технологий социально-профессиональной деятельности в период учебно-производственной практики и волонтерской деятельности; развитие на базе университетских комплексов олимпиадного движения по правоведению, обществоведению, юриспруденции; преемственность учебно-методического обеспечения профессионально-правовой подготовки для всех структурных звеньев университетского комплекса);

 

- социально-педагогические (мотивированность и активность обучающихся в овладении профессионально-правовыми компетенциями специалиста социальной сферы; практико-ориентированная профессионально-правовая компетентность преподавателей комплекса, их готовность к междисциплинарной интеграции в процессе подготовки специалистов социальной сферы; взаимодействие профессорско-преподавательского состава кафедр правовых дисциплин и выпускающих кафедр по социально-гуманитарным специальностям; осознанная самообразовательная деятельность студентов в сфере правовой подготовленности специалиста социального профиля).

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гусейнов А. И. Право как феномен культуры. - М., 2007.

 

2. Жуков В. И. Социальное образование как фактор развития цивилизации. - М., 2006.

 

3. Мардахаев Л. В. Содержательно-дидактическая модель высшего социального образования педагогической ориентации // Социальная работа: теория, технология, образование. - 1997. - N 1.

 

DIFFERENTIATION OF PROFESSIONAL-LEGAL PREPARATION OF SOCIAL SPHERE EXPERTS

 

L.V. Fedyakina

 

doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, pro-rector on quality management of Social Education, Teaching and Educational Work of the Russian State Social University

 

N.I. Nikitina

 

doctor of pedagogical sciences, professor of the Social and Family Pedagogics Department of the Russian State Social University

 

The article deals with theoretical and methodological bases of differentiation of continuous professional-legal preparation of social sphere experts; basic functions, principles, and kinds of differentiation; criteria of efficiency, level characteristics of its productivity, and conditions defining success of differentiation of professional-legal preparation of experts in at university complex of social profile.

 

Keywords: differentiation, professional-legal differentiation, social sphere, social sphere experts.

Опубликовано на Порталусе 22 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама