Рейтинг
Порталус

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Дата публикации: 03 ноября 2014
Автор(ы): А. Ф. Федоров
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 6, 2012, C. 33-41
Номер публикации: №1414997925


А. Ф. Федоров, (c)

А. Ф. Федоров, кандидат психологических наук, доцент Ковровской государственной технологической академии им. В. А. Дегтярева

 

Тел.: (49232) 4 - 13 - 85

 

Задачей любого современного государства является борьба с преступностью и с причинами, ее порождающими. Развивая и формируя личность осужденных, социальный педагог уголовно-исполнительной системы организует и проводит работу с преступниками в нескольких направлениях. Ввиду того, что профессионально-этическая компетентность является одним из основных факторов формирования целостного профессионального мышления социального педагога уголовно-исполнительной системы, необходимо уделять внимание изучению профессионально-этических основ социальной работы при обучении студентов - по-

 
стр. 33

 

лучению будущими специалистами по социальной работе теоретических знаний о морально-нравственных основах профессиональной деятельности в социальной сфере и формированию самостоятельного этико-аксиологического подхода в разрешении вопросов деятельности социального педагога уголовно-исполнительной системы. Будущим сотрудникам важно освоить навыки анализа рабочих ситуаций, возникающих при решении проблем осужденных, и научиться выработке решений на основе усвоения основных деонтологических принципов, понимания сущности профессионального долга и ответственности.

 

Ключевые слова: профессионально-этические основы, социальная работа, социальный педагог, уголовно-исполнительная система, профессионализм, осужденный, аксиологический подход в разрешении вопросов деятельности социального педагога уголовно-исполнительной системы.

 

Становление и развитие уголовно-исполнительной системы, внедрение новых механизмов предполагает значительную модификацию требований к качествам личности социального педагога пенитенциарного звена. Реализация интересов правоохранительных органов требует подготовки ответственного, инициативного, творчески мыслящего профессионала, мобильного работника, умеющего в достаточно короткий срок адаптироваться в новой обстановке, готового к выполнению многофункциональной трудовой деятельности и перемене труда как в рамках одной профессии, так и в их комплексе. Профессиональное разделение труда накладывает отпечаток на характер норм, регулирующих взаимоотношения в сфере той или иной профессиональной деятельности. Это особенно актуально для профессий, имеющих дело с социальным поведением или воспитанием людей, их социальными проблемами, удовлетворением их различных потребностей и представляющих обширную сферу обслуживания. Социальная работа как особый вид общественной деятельности со специфическими условиями и содержанием труда обладает особой, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей.

 

Социальный педагог уголовно-исполнительной системы может воздействовать с определенными обстоятельствами человеческой жизнедеятельности, содержащими в себе неповторимые сложные ситуации и проблемы социального, политического и экономического неравенства, нарушения принципа социальной справедливости на воспитательный процесс осужденных. Специфика ситуаций, которые появляются в системе правоохранительных органов, вызывает необходимость постоянно придерживаться моральных принципов в работе по защите прав осужденного, подкрепленных определенными этическими нормами.

 

Тот факт, что работа социального педагога уголовно-исполнительной системы проводится с осужденными, находящимися в сложной жизненной ситуации и зачастую нуждающимися в комплексной социальной реабилитации, обусловливает необходимость затрагивать в работе буквально все аспекты жизнедеятельности. Для повышения качества жизни осужденного, возвращения социальной активности, самоуважения и достоинства необходима профессиональная работа с такой личностью - ее психологическими установками, трудовой мотивацией, а также с ее близким социальным окружением, порой преступным, если при выходе на свободу этот человек не смог покинуть "преступный мир". Часто именно влияние социального педагога уголовно-исполнительной системы на сознание осужденного является основой эффективности социальной реабилитации. При этом на осужденного оказывают влияние не только его слова, но и убеждения, личностные качества, отношение к личности "оступившегося человека". Источником уверенности социального педагога уголовно-исполнительной системы в его праве оказывать это воздействие являются не только знание и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация, владение информацией. Большое значение имеют нравственные принципы специалиста и то, какими этическими нормами он руководствуется.

 

Поэтому актуальность формирования этики социальной работы как специфической отрасли профессиональной морали, отража-

 
стр. 34

 

ющей особенности взаимодействия социальных педагогов уголовно-исполнительной системы с осужденными, в настоящее время не вызывает сомнения. Этикой работы социального педагога пенитенциарного звена является вид профессиональной морали, обеспечивающей нравственный характер взаимоотношений между осужденными и выраженными принципами с набором профессиональных ценностей, диктующих правила поведения специалистов. Этика социальной работы отражает основные возможности морального выбора специалиста по социальной работе, определяет его нравственное поведение по отношению к осужденным.

 

Этические отношения в работе социального педагога уголовно-исполнительной системы - регламентированные профессиональной моралью отношения, которые возникают между специалистом и осужденными, социальными работниками и социальным окружением, социальными работниками и различного рода учреждениями и организациями. Целью этих отношений является оказание помощи осужденным.

 

Основу этических отношений в социальной работе составляют нравственные границы, которым должна подчиняться вся деятельность специалиста, и требования, предъявляемые к моральным качествам, которыми должен обладать и развивать в себе специалист по социальной работе. Соблюдение этих требований предполагает постоянный самоконтроль специалиста в его профессиональной деятельности.

 

Социальный педагог уголовно-исполнительной системы действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.

 

В самом общем смысле мораль - это и есть представление о добре и зле, о том, что считается плохим и хорошим, приличным и неприличным, должным и недопустимым. Этика как учение о морали оценивает поведение человека с точки зрения соответствия этим представлениям. Этика же социальной работы в первую очередь оценивает поведение социального педагога уголовно-исполнительной системы с точки зрения добра и зла, причиняемого осужденному. Данная оценка может происходить на нескольких уровнях: оценивание профессиональных действий и отношений, возникающих в системе работы, с точки зрения представителей профессиональной группы. На этом уровне этичность действий оценивается "изнутри" самим педагогом пенитенциарного звена, коллегами уголовно-исполнительной системы с точки зрения их внутренних этических стандартов, такая оценка оказывает влияние на формирование профессионального поведения; оценка действий конкретных сотрудников системы наказания с точки зрения этических стандартов универсального характера, принятых обществом в качестве моральных норм - на этом уровне оценка специалистов и служб уголовно-исполнительной системы осуществляется "извне", а эта оценка также оказывает воздействие на специалиста: им может осуществляться коррекция своего профессионального поведения в соответствии с ожиданиями.

 

Оценивание работы социального педагога уголовно-исполнительной системы в целом как "социального института" с точки зрения его целесообразности и нравственности происходит и среди осужденных, а их реакция должна быть позитивной. На этом уровне осуществляется оценка содержания "института" социальной работы и внешних проявлений профессиональной деятельности социального педагога уголовно-исполнительной системы с точки зрения ожиданий общества.

 

Этическая оценка на любом из этих уровней носит объективно-субъективный характер. Субъективность оценки связана с тем, что оценивание осуществляется осужденными через их интересы и видения ситуации. Например, в случае положительной или отрицательной оценки социальной работы педагога осужденным его мнение во многом зависит от того, насколько полно удалось специалисту решить конкретную проблему. При этом осужденный не учитывает объективные возможности для такого решения. Оценка со стороны общества также может быть не вполне объективной, поскольку общество социально неоднородно; далеко

 
стр. 35

 

не все осужденные имеют исчерпывающие сведения о работе социального педагога уголовно-исполнительной системы, его возможностях и потребностях. Этическая оценка деятельности такого специалиста не является неизменной - она может меняться в зависимости от конкретной ситуации и от тех изменений, которые происходят в жизни осужденного или в обществе.

 

Несмотря на некоторый субъективизм и подверженность изменениям существует ряд объективных критериев, которые должны приниматься за основу при этической оценке социальной работы. Основной критерий этичности социальной работы - обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса: на осужденного, его социальное окружение и общество в целом [5, с. 2 - 4]. Из него вытекает ряд следующих критериев:

 

- содействие общественному прогрессу - оказывая помощь в решении проблем осужденных, ущемленных в своих интересах, социальный педагог уголовно-исполнительной системы призван погашать очаги напряженности. Это способствует стабилизации и гармонизации отношений в обществе, что дает определенную гарантию развития всей системы наказания;

 

- критерий социальной целесообразности - деятельность социального педагога уголовно-исполнительной системы должна отвечать потребностям и возможностям общества. В соответствии с ними должно определяться, какие категории осужденных и на каких условиях становятся полноправными членами нашего общества и какие услуги им могут быть предложены при выходе на свободу;

 

- оказание всестороннего позитивного воздействия на осужденного, социальный педагог уголовно-исполнительной системы как профессионал обязан действовать в интересах "оступившегося человека", всесторонне содействовать решению его проблем, его самореализации и повышению его личностного потенциала;

 

- сотрудничество участников воспитательного процесса осужденных - нравственной можно считать только такую деятельность специалистов, которая приводит к активному сотрудничеству участников процесса, что положительно влияет на результаты взаимодействия и способствует повышению авторитета социального педагога уголовно-исполнительной системы;

 

- формирование высоконравственной личности - нравственными можно считать только те действия педагога, которые способствуют развитию нравственной личности как его самого в качестве специалиста, так и осужденного, а также других сотрудников, показывая им позитивный пример.

 

Данные критерии находят обобщенное выражение в этических принципах, определяющих стандарты профессионального поведения специалиста. К основным этическим принципам работы социального педагога уголовно-исполнительной системы относятся: личная ответственность за нежелательные для осужденного и общества последствия профессиональной деятельности; соблюдение разумных интересов осужденного; полная информированность осужденного о предпринимаемых действиях педагога; уважение прав осужденного на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместной деятельности со специалистом; в профессиональном взаимодействии принятие специалистом осужденного таким, каков он есть (отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении осужденного); конфиденциальность в профессиональной деятельности; доброжелательность и бескорыстие, максимальная честность и объективность специалиста в профессиональном взаимодействии с осужденным и его социальным окружением; приоритетное значение выполнения функций социальной работы в ситуации совмещения специалистом правоохранительных органов других видов деятельности и профессий.

 

Главным мерилом ценности действий социального педагога уголовно-исполнительной системы является их направленность на благо общества и личности осужденного. Этика требует, чтобы действия социального педагога базировались на основе уважения к осужденному и лицам его социального окружения, заботе об их достоинстве и подлинном благополучии.

 

Этические принципы и ценности социальной работы регламентированы этическим кодексом профессии, который служит

 
стр. 36

 

ориентиром в практической деятельности специалиста и функционирует как формализованное выражение ответственности профессии перед обществом, представителей профессии перед потребителями услуг и специалистов перед своей профессией [6].

 

Если этика как учение, исследующее мораль, нравственные нормы поведения, раскрывает сущность долга (профессионального долга), то специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений выявляет деонтология - учение о долге и должном поведении личности (и, в частности, специалиста) в процессе выполнения им обязанностей (профессиональных обязанностей). Деонтология социальной работы представляет собой систему смыслов, понятий, норм, установлений и предписаний о долге специалиста, коллектива социальной службы перед обществом и государством, социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом, а также перед коллегами (профессиональной группой), клиентами и перед самим собой [4].

 

Профессиональный долг социального педагога уголовно-исполнительной системы - превращение требований нравственности, в равной мере относящихся ко всем осужденным, в личную задачу конкретного специалиста, сформулированную применительно к частным ситуациям, но базирующуюся на общенормативных требованиях профессиональной деятельности в области социальной работы. Осознание специалистом своего профессионального долга есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности.

 

В категории "долг" наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального педагогауголовно-исполнительной системы и гуманистический характер профессионально-этической системы социальной работы. Вне зависимости от того, какие чувства и эмоции у специалиста вызывают те или иные действия или личность осужденного, он, руководствуясь чувством долга, в каждом случае выбирает оптимальное с точки зрения конечного результата решение и последовательно реализует его.

 

В требованиях долга в той или иной форме находят отражение интересы общества, той или иной группы или личности. Осознание и переживание этих интересов, выделение из них общих с личными интересами приводит к формированию и осознанию чувства долга. Нравственная задача решается человеком в преодолении чего-то - себя, обстоятельств, каждодневной рутины, давления авторитета или какого-либо иного внешнего принуждения. В любом случае мораль императивна. "Императив" - безусловное требование, повеление; мораль оказывает воздействие на волю человека, моральные ценности всегда провозглашаются в такой форме, которая указывает на необходимость их практического воплощения в действиях. Императивность морали осуществляется посредством противопоставления того, что должно быть, и того, что есть в реальности [2]. Противоречие должного и сущего, обязанностей и нравов является фундаментальной характеристикой морали. Как бы высоко человек ни поднялся в своем нравственном развитии, он остается критичным по отношению к себе и к миру; нравственное самосовершенствование не знает предела в силу того, что совершенство, или нравственный идеал, недостижимы по определению.

 

Из данной характеристики морали следует постулат о постоянном нравственном совершенствовании как высшем моральном долге человека. Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире, своего отношения к высшим ценностям, предположения о собственном несоответствии этим ценностям. Таков парадокс совершенства - чем дальше продвигается человек по этому пути, чем более высокие цели он ставит перед собой, тем более он осознает свое несовершенство.

 

Особенностью моральной регуляции человеческого поведения является то, что она изменяет реальное поведение людей, обращаясь к нереальным основаниям. Моральные требования осознаются индивидами как долг, при этом их невыполнение не угрожает "реальными" - физическими, организаци-

 
стр. 37

 

"энными и другими - ограничениями. Если законодательство покоится на внешнем принуждении, то требования морали обращены к сознанию специалистом морального долга, требования которого самоценны.

 

Самоценность требований долга выражается не только в том, что специалист исполняет долг бескорыстно и тем самым демонстрирует свою независимость от "извне" данных норм и правил, но в том, что, исполняя долг, он утверждает его приоритетность по отношению к страху, наслаждению, личной пользе. В исполнении морального долга проявляется автономия личности - следуя ему, человек не нуждается во внешнем принуждении и, исполняя моральное требование, относится к нему так, как если бы оно было установлено им самим. Все ограничения, которые специалист добровольно накладывает на себя, и действия, которые он совершает во исполнение требования, имеют моральный смысл при условии, что он действует, будучи уверенным в своей правоте.

 

Характеристиками морального долженствования также являются беспристрастность, надситуативность и универсализуемость, раскрывающиеся в следующих принципах: "поступай одинаково в отношении различных людей в одинаковой ситуации" (беспристрастность); "поступай одинаково в отношении одного и того же лица в разных ситуациях" (надситуативность); "исходи из того, что любой другой на твоем месте поступил бы так же, как ты, в отношении данного человека или в данной ситуации, равно и в отношении тебя любой другой в данной ситуации поступил бы так же" (универсализуемость) [2, с. 256].

 

Выполнение специалистом профессионального долга может обеспечить максимально положительный результат деятельности, в то время как выполнение лишь обязанностей может в ряде случаев обеспечить положительный, но далеко не самый высокий результат.

 

Осознание социальным педагогом уголовно-исполнительной системы своего профессионального долга и выполнение его требований включает в себя стремление к высокому профессионально-квалификационному уровню; четкое знание своих профессиональных обязанностей и добросовестное их выполнение; соблюдение нормативно-правовой базы; понимание необходимости высокой организованности и сознательной дисциплины при выполнении профессиональных обязанностей; наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга.

 

Смысл должного поведения, отношений и действий специалиста - достижение блага для осужденных, а следовательно, обеспечение эффективной, квалифицированной профессиональной деятельности, гарантирующей положительный конечный результат.

 

Базовые компоненты должного поведения социального педагога уголовно-исполнительной системы составляет система профессионально значимых ценностей.

 

Ценности социальной работы представляют собой совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность специалиста, направленную на гармонизацию отношений в системе "общество-личность" [3].

 

Основополагающие ценности в социальной работе отражены в следующих положениях: личность является главной заботой общества; каждый человек уникален и представляет значимость и ценность; личности в обществе взаимосвязаны и имеют общественные обязательства друг перед другом; люди имеют право на свободы до тех пор, пока они не посягают на право других; существенным атрибутом демократического общества является реализация каждой личностью своего полного потенциала и принятия на себя полной ответственности через активное участие в жизни общества; общество ответственно за то, чтобы каждое препятствие на пути к активной самореализации индивида было преодолено и предотвращено [3].

 

Ценности социальной работы ориентируют специалиста на выполнение и соблюдение определенных обязанностей, на профессиональную ответственность за свою деятельность. Поэтому при изучении личностных качеств особое значение уделяется этико-аксиологическому аспекту профессионального отбора в области социальной работы, так как сотрудникам пенитенциарного звена необходимо не только соот-

 
стр. 38

 

ветствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы, опираясь на ценностно-категориальный аппарат, который формируется обществом исходя из гуманных взаимоотношений в нем [6].

 

Этико-аксиологический аспект профессионального отбора в области социальной работы предполагает изучение личностных качеств по нескольким направлениям:

 

- исследование психологических характеристик личности, которые являются составной частью способности к данному виду деятельности. К данной группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятие, память, воображение, мышление), психическим состояниям (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), вниманию как состоянию сознания;

 

- эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам;

 

- выявление психолого-педагогических качеств, ориентированных на совершенствование специалиста как личности. К этой группе относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. Честь и достоинство сотрудника правоохранительных органов требуют в первую очередь объективности в оценке самого себя - своих качеств, способностей и возможностей. Большое самомнение, завышенная самооценка специалиста, гипертрофированное чувство собственного достоинства, переходящее в самодовольство и самолюбование, отсутствие самокритичности являются качествами, отрицательно сказывающимися как на перспективах личностного роста, так и на качестве профессиональной деятельности, поскольку специалист, считающий процесс своего развития законченным, доведенным до вершины, на самом деле не способен не только к совершенствованию, но и к поддержанию уже достигнутого уровня развития. Это, в свою очередь, приводит к объективному снижению авторитета сотрудника уголовно-исполнительной системы, оценке его деятельности как недостойной профессионала;

 

- исследование психолого-педагогических качеств, способствующих созданию эффекта личного обаяния. К этой группе относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми), эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам), визуальные характеристики (внешняя - опрятность, аккуратность), красноречивость (умение внушать и убеждать словом) [5].

 

Исследователи выделяют следующие группы профессионально важных качеств специалиста уголовно-исполнительной системы:

 

1) высокий уровень образования и культуры, компетентность по широкому кругу социально значимых проблем. Необходимы знания в области социальной работы, педагогики, психологии, юриспруденции, социологии, конфликтологии. В целом перечисленные качества являются составляющими профессиональной осведомленности;

 

2) доброту, человеколюбие, желание помочь, чуткость, чувство сострадания и милосердия, симпатию к окружающим и альтруизм. Все перечисленные качества можно в целом охарактеризовать как доброжелательное отношение к людям, их проблемам и ситуациям;

 

3) высокую коммуникабельность, общительность, социальную смелость, умение управлять людьми, влиять на их позицию и убеждения, вызвать к себе доверие и поддержать в трудную минуту - все эти качества можно обозначить как организаторско-коммуникативные способности;

 

4) бескорыстность, честность, порядочность, ответственность, высокую нравственность. Эти качества характеризуют высокий морально-этический уровень специалиста;

 

5) работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели и готовность испытывать психологический дискомфорт - все эти качества должны быть присущи сотрудникам социальной службы, которым нередко при взаимодействии с осужденными и решении их проблем приходится разрешать нестандартные

 
стр. 39

 

ситуации и выдерживать значительные нервно-психические нагрузки [1].

 

Безусловно, некоторые из этих качеств не являются моральными. Они в своей совокупности характеризуют требования как к духовному развитию личности, так и к компетентности и к психическим характеристикам, вытекающим из особенностей профессии. Однако необходимо учитывать, что нравственное развитие человека сопряжено с некоторыми психофизиологическими процессами, происходящими в нем. Так, внимание как психический процесс, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость), психические состояния (апатия, стресс, депрессия) могут либо облегчать, либо затруднять реализацию нравственной программы поведения.

 

Одним из главных направлений деятельности сотрудника социальной службы уголовно-исполнительной системы является работа с осужденными, в основе которой лежит общение. Взаимодействие специалиста с осужденными - это форма социальной коммуникации, в процессе которой систематически осуществляется их воздействие друг на друга, достигается общность в понимании ситуации. Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь, существующая между сотрудником и осужденными для создания атмосферы помощи и поддержки, формируется на основе следования определенным этическим нормам, включающим индивидуальный подход и предоставление осужденным возможности определять свои действия, полнее использовать свой личностный потенциал для самореализации.

 

Социальный педагог уголовно-исполнительной системы должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к осужденному, разрешить конфликт, снять напряжение. В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности.

 

Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального педагога уголовно-исполнительной системы с точки зрения владения им коммуникативной техникой, составляют коммуникативную профессиограмму. Специалист должен знать речевой этикет и уметь его использовать; уметь формулировать цели и задачи делового общения, организовывать общение и управлять им; анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них; владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией; уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, дискуссию, диспут, деловое совещание, переговоры; уметь обосновывать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений, давать аргументированную оценку; владеть техникой речи, риторическими приемами, уметь правильно строить выступления; уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать осужденного к соответствующим условиям, корректировать его поведение.

 

Ввиду того, что профессионально-этическая компетентность является одним из основных факторов формирования целостного профессионального мышления социального педагога уголовно-исполнительной системы, необходимо уделять внимание изучению профессионально-этических основ социальной работы при обучении студентов - получению будущими специалистами по социальной работе теоретических знаний о морально-нравственных основах профессиональной деятельности в социальной сфере и формированию самостоятельного этико-аксиологического подхода в разрешении вопросов деятельности социального педагога уголовно-исполнительной системы. Будущим сотрудникам важно освоить навыки анализа рабочих ситуаций, возникающих при решении проблем осужденных, и научиться выработке решений на основе усвоения основных деонтологических принципов, понимания сущности профессионального долга и ответственности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Глушкоеа ВТ. Профессионально-этические основы социальной работы: Учеб. пособ. - Белгород: Кооперативное образование, 2007.

 
стр. 40

 

2. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. - М: Гардарики, 2004.

 

3. Коныгина М. Н., Горлова Е. Б. Профессионально-этические основы социальной работы: Учеб. пособ. для вузов по специальности "Социальная работа". - М: Культура, 2009.

 

4. Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007.

 

5. Профессионально-этический кодекс социального работника России. Принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 г.

 

6. Холостова Е. И. Профессионализм в социальной работе: Учеб. пособ. - М: Дашков и К, 2006.

 

PROFESSIONAL ETHICAL COMPETENCE AS ONE OF THE PROFESSIONALISM MARKERS OF SOCIAL TEACHERS IN CORRECTION SYSTEM

 

A. F. Fedorov, candidate of psychological sciences, assistant professor of the Kovrov State technological Academy named after V. A. Degtyarev

 

The aim of every state is the struggle against crime and its causes. Working with convicts, social workers of the correction system do their work in several directions. As professional ethical competence is one of the main factors professional thinking for social workers in the correction system, it is necessary for social students to study professional ethicalbasics of social work, to learn about moral basics of social work in order to form their own ethical and axiological approach to solving the problems of social workers in the correction system. Future workers are to master the analysis of discussing the convicts 'problems and to work out decisions on the basis of deontological principles, as well as professional awareness and responsibility.

 

Key words: professional ethical basics, social work, social teacher, correction system, professionalism, convict, axiological approach in solving the problems of social workers in the correction system.

Опубликовано на Порталусе 03 ноября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама