Рейтинг
Порталус

СТРУКТУРА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОРАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ СИСТЕМ

Дата публикации: 14 сентября 2015
Автор(ы): Ю. С. Архипов, Я. З. Хайкин
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) Философские исследования, № 1, 2009, C. 5-14
Номер публикации: №1442250857


Ю. С. Архипов, Я. З. Хайкин, (c)

Мораль и право - два феномена общественной жизни, имеющие всеобщий характер. Никому не позволено выходить за рамки их требований в отличие от таких сфер жизни, как, например, политика, религия, искусство. И хотя в повседневной жизни их роль однозначна, при изучении их содержания оказывается, что каждое из этих понятий демонстрирует свою многозначность. Так, мораль может обозначать форму (вид) общественного сознания как сферу деятельности человека, как средство регулирования поведения людей. Даже простое назидание, поучение именуется моралью. Право может подразумевать действующие законы и другие подзаконные акты как особую сферу деятельности, в том числе правоприменительную процедуру как средство регулирования поведения людей, наконец, как правомочие.

 

Мораль возникает тогда же, когда возникают человеческие общности (род, племя), а право - вместе с возникающим государством. Поэтому появление первых законодательственных актов всегда имело имплицитное моральное содержание. Таковы, например, самый древний из известных кодексов кодекс Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) или самый древний российский - "Русская правда" (1036) Ярослава Мудрого. Относительно же этики Аристотеля (347 - 340 гг. до н.э.) следует сказать, что она имплицитно содержала правовые установки, так как границы меры целесообразного поведения определялись правом. Впервые в истории философии право и мораль в их единстве и различии стали предметом рационального рассмотрения в немецкой классической философии. Это были прежде всего работы Канта "Критика практического разума" (1788) и Гегеля "Философия права" (1821). Дальнейшее развитие

 
стр. 5

 

идей Гегеля, но уже на основе материалистического понимания истории связано с марксистской философией.

 

В данной статье рассматриваются проблемы современного понимания феноменов морали и права.

 

Основание морали и место человека в этой сфере жизни

 

Любое человеческое сообщество (род, племя, этнос, конфессия и т.п.) может существовать только при неразрывной взаимосвязи интересов как индивидов, так и сообщества. В каждой сфере жизнедеятельности эта связь специфична. Для морали жизненно необходимо сочетание интереса человека с интересом данной социальной общности. Поэтому человек одновременно является субъектом моральной жизни (его интерес) и ее объектом (интерес общности). В других сферах жизни индивид утрачивает роль субъекта и становится объектом регулирования - в политике, в религиозной жизни, в экономической сфере и т.п. Таким образом, только в сфере морали действует категорический императив Канта - человек не средство, а цель в самом себе.

 

Моральное сознание

 

Оно имеет два уровня: теоретический и эмпирический. Теоретический уровень образует теория морали - этика. Являясь средством обобщения практики, этика стремится выяснить сущность моральных нормативов и соответствующих моральных отношений. И. Кант сформулировал инвариантный смысл морального поведения (второй категорический императив): поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Это правило должно было стать всеобщим законом морали, стержнем всей моральной жизни.

 

На эмпирическом уровне моральное сознание находит свое выражение в системе моральных нормативов. Единицей нормативов является норма морали. Эти нормы не имеют внешне выраженного оформления. Хотя в ряде случаев они звучат в виде пословиц. Однако внутренняя структура нормы имеет три ее составляющие: всегда предполагается, к какой жизненной ситуации она относится, что представляет собой поступок и каковы могут быть последствия в случае нарушения морального требования.

 

Нормы морали вариативны, т.е. одна и та же жизненная ситуа-

 
стр. 6

 

ция находит свое решение в различных, чаще всего противоположных, нормах. Иногда нормы группируются в рамках определенной специфической сферы морального регулирования. Так возникают моральные кодексы различных профессий, например, врачебной деятельности. В кодексы включаются не нормы, а принципы морали. Принципы объединяют нормы определенной направленности. Самым древним таким кодексом был библейский декалог.

 

Моральное сознание развивается в соответствии с логикой истории. Но оно всегда производно от условий бытия данного общества и не является источником исторического развития.

 

Моральные отношения

 

Реализация норм морали происходит в моральных отношениях. В системе общественных отношений мораль не имеет самостоятельной формы. Эти отношения всегда выступают стороной других отношений всякий раз, когда выясняется связь интереса участника общественного отношения с интересом той социальной общности, в состав которой он входит. Так, экономические отношения становятся моральными по поводу имущественных отношений; в политике отношения между социальными силами (в том числе между классами) становятся моральными по поводу деятельности индивида в решении отдельных социальных проблем; в религиозных отношениях индивид становится субъектом морали при выяснении мотивов религиозности и т.п.

 

В моральных отношениях связь между интересом индивида и общности берет на себя долг. Поэтому долг объективен (интерес общества) и субъективен (интерес индивида). Внутренний контроль за процессом выбора поступка для реализации норматива принадлежит совести.

 

Внешняя оценка поступка происходит по внешней его стороне (у юристов эта внешняя сторона называется деянием, т.е. действием или бездействием), но моральное качество поступка можно определить только по внутренней стороне - мотиву - исходной моральной оценке поступка.

 

Соответствие внешней стороны мотиву оценивает поступок как искренний, честный, морально-положительный. Если внешняя сторона прикрывает корыстный мотив или другие эгоистические устремления, то поступок оценивается как циничный, обманывающий.

 
стр. 7

 

Поле морального регулирования

 

Это поле практически не имеет границ. Любое проявление индивида, включенное в общественную жизнь, имеет моральное значение. Даже технические нормативы становятся предметом морального регулирования, поскольку отношение к ним рождает моральный смысл.

 

Моральное регулирование имеет целью сохранить стабильность моральной жизни. Дезорганизация морального поля выражается коллизиями и конфликтами. И то и другое является результатом столкновения интересов. При этом коллизии рассматриваются как столкновения менее общественно опасные, и поэтому они подвластны моральному их разрешению. Но конфликты обычно имеют большую общественную опасность, и их разрешение выходит за рамки моральных возможностей. Поэтому они попадают в сферу права.

 

Средством влияния на моральное поле является убеждение. Его цель - повлиять на мотивы поведения с тем, чтобы разрешить коллизию. Убеждение не должно превращаться в увещевание, назидание. Поэтому оно сохраняет свою силу, находясь в союзе с принуждением, которое опирается на внутреннюю силу (совесть) и внешнюю (общественное мнение).

 

Основание права и место человека в этой сфере жизни

 

Право возникает вместе с государством как институт политической жизни. Государство формирует свой интерес, который становится его силой. Необходимость подчинить этому интересу интересы индивидов становится основанием всего правопорядка. В праве индивиды получают статус физических или юридических лиц1.

 

Поскольку право не зависит от деятельности индивидов, то каждый индивид становится объектом права. Это качество индивидов именуется правоспособностью. В то же время правоспособный индивид становится субъектом права при наделении его дееспо-

 

 

1 Юридическое лицо - организация (учреждение), включенное в правовую жизнь. При правонарушениях оно несет ответственность перед законом. Но внутри своей организации может предъявить регрессный иск и физическому лицу, виновному в этом правонарушении.

 
стр. 8

 

собностью - возможность брать на себя некоторые обязанности и выполнять их. Такая способность предоставляется индивидам, достигшим определенного возраста и не имеющим психологических отклонений2.

 

Таким образом, человек в системе правовой жизни одновременно является ее объектом и субъектом в пределах дееспособности.

 

Право и правосознание

 

Сфера правовой жизни имеет два уровня: теоретический и эмпирический. На теоретическом уровне функционируют науки права (юриспруденция). Эти науки разрабатывают систему права, понятийный аппарат, исследуют историю права, вырабатывают принципы, определяющие характер правового режима.

 

Право - система социальных норм, установленных или санкционированных государственной властью, исполнение которых обеспечивается силой этой власти. Поэтому юриспруденция обеспечивает государству соблюдение его интересов.

 

Единицей системы права являются его нормы. Каждая норма имеет свою логическую структуру: гипотезу, устанавливающую обстоятельства, требующие применения этой нормы, диспозицию, указывающую на суть деяния (действия или бездействия) и санкцию как меру ответственности за неисполнение или нарушение требований нормы. Кроме норм-требований, обращенных к субъектам права, имеются нормы, определяющие правовые термины и отсылочные нормы (ссылки на другие нормы).

 

Система правовых норм формирует отрасли права, группирующиеся по предмету регулирования: уголовное, гражданское, административное и др. Внешней формой права являются законы и подзаконные акты.

 

Кроме системы норм законодатель фиксирует принципы правовой жизни, которые подчиняют себе все юридические действия. Таковы, например, принцип презумпции невиновности, закон обратной силы не имеет и др.

 

На эмпирическом уровне формируется правосознание, оно выражает мнение различных социальных общностей о действующем праве, включая его оценку, требования к законодателю, если есть стремление к изменениям и дополнениям в правовой жизни.

 

 

2 У юридических лиц правоспособность и дееспособность совпадают.

 
стр. 9

 

Правовые отношения

 

Реализация правовых нормативов происходит в правовых отношениях. Они существуют как средство формирования различных общественных отношений. Субъектами таких отношений являются индивиды, вступающие в определенные отношения с другими индивидами или вступающие в отношения с органами государства. Средством взаимозависимости субъектов права является распределение между ними юридических прав и обязанностей.

 

Моделью правового отношения между индивидами может служить отношение купли-продажи. В этом отношении продавец имеет право получить продажную стоимость товара, а покупатель обязан оплатить эту стоимость. В то же время продавец обязан предоставить оплаченный товар покупателю, а покупатель имеет право получить его в свое владение.

 

При возникновении правового отношения между индивидом и государством органы государства имеют такие же юридические права и обязанности, как и индивид.

 

Все правовые отношения подразделяются на материальные и процессуальные. Материальными признаются те отношения, которые формируют "материю" других общественных отношений (имущественных, политических, религиозных и др.). Процессуальные отношения формируют сами себя. Они имеют протокольное значение при правоприменительной деятельности. Их следует именовать юридическими.

 

Поле правового регулирования

 

Правовой регулятор имеет дело с внешними сторонами правовых отношений. Так, например, нарушение библейской заповеди "не кради" в праве принимает различные формы: тайное похищение чужого имущества (кража), овладение чужим имуществом с применением насилия (разбой), получение чужого имущества путем обмана (мошенничество). Внутренняя сторона правовых деяний - мотив - дополняет характеристику совершенного и обычно влияет на меру ответственности за правонарушение.

 

Основная забота правового регулирования - сохранение стабильности поля. Поэтому регулятор стремится избежать конфликтных ситуаций. Те конфликты, которые представляют общественную опасность, признаются государством преступлениями. Борьба с ними находится в компетенции особой отрасли права - уголовного.

 
стр. 10

 

Средством влияния правового регулятора выступает принуждение. Оно имеет целью воздействовать на внешнюю сторону деяния с тем, чтобы изменить внутреннюю установку поведения нарушителя права. Однако принуждение не должно трансформироваться в насилие. Поэтому оно органично связано с убеждением (заметим, что требование отмены смертной казни как раз и обусловлено недопущением подмены принуждения насилием).

 

Основания взаимодействия моральной и правовой систем

 

Право формируется как антитеза морали, устанавливая инвариант поведения в различных жизненных ситуациях, устраняя вариативность морального выбора. Право имеет дело с внешними сторонами поведения индивидов в то время, как исходным пунктом морального регулирования являются внутренние побудительные силы. Право при своем влиянии на внешнюю сторону поведения должно в качестве опорных пунктов своего влияния фиксировать юридические факты. Юридические факты - события с документальной точностью указывающие на их однозначный смысл.

 

При взаимодействии этих систем возникают внутренние и внешние границы между ними.

 

Взаимодействие норм морали и права

 

Эти нормы, имеющие аналогичную структуру, взаимодействуют при общей для них жизненной ситуации, требующей вмешательства права. В таких случаях нормы морали могут быть едины с правовыми требованиями, в противном случае моральная оценка не поддержит правовую установку. Так, например, нормы морали поддержат все правовые средства защиты прав собственника, но не поддержат лишение права собственности добросовестного приобретателя по независящим от него причинам. И в том и в другом случаях обозначается внутренняя граница между нормами. Внешняя граница между ними обозначается там, где кончается возможность права, и моральные нормы дополняют правовые требования.

 

Взаимодействие норм фиксируется также во взаимодействии их санкций. В случаях противоречия между ними возникает реакция в общественном сознании. В таких случаях законодатель должен принять меры к минимизации возникающего противоречия.

 
стр. 11

 

Взаимодействие моральных и правовых отношений

 

Оба эти отношения органично связаны с другими ("материальными") отношениями. Моральные отношения становятся стороной таких отношений, т.е. включаются в их содержание, а правовые отношения формируют это содержание. Так их связь оказывается связью содержания и формы. Характер этой связи определяется соотношением морального долга и юридических прав-обязанностей. При взаимодействии они могут быть тождественными или различными вплоть до противоположности3. Внешняя граница между отношениями проходит там, где правовое отношение невозможно, и моральные отношения дополняют или замещают правовые требования.

 

Юридические отношения формируют сами себя. В случае их нарушения они подлежат моральной и правовой оценке.

 

Взаимодействие морального и правового полей регулирования

 

Степень взаимодействия этих полей становится наглядной при "наложении" правового поля на моральное, размер которого всегда превосходит объем правового регулирования. Право не может выйти за рамки юридических фактов, и поэтому всегда ограничено в своих возможностях. Там, где объем правового регулирования совпадает с объемом морали, обозначается внутренняя граница между ними, а там, где возможности права исчерпываются, мораль дополняет правовой регулятор на их внешней границе. Оба регулятора стремятся преодолеть возмущения полей, нарушение их стабильности. Поэтому они должны жестко реагировать на конфликты, признанные преступлениями, и коллизии, не являющиеся опасными для общества, силами одной морали.

 

Удельный вес морального и правового регулирования при их взаимодействии зависит от объектов регулирования различными отраслями права.

 

Так, экономические отношения формируются правом как

 

 

3 В последних случаях моральные отношения по закону диалектики должны "сбросить" правовую форму. Однако, не имея такой возможности, они ведут к "обходу закона" или формальному, а иногда даже циничному отношению к правовой установке.

 
стр. 12

 

имущественные. Центральное место в системе этих отношений принадлежит праву собственности. Это право рождает все отношения, связанные с ним: купля-продажа, наследование, дарение и т.п. Мораль следует за правовыми установками, однако иногда не поддерживает их. Так она проявила себя в связи с правовыми актами реституции. А в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. она игнорировала правовую квалификацию спекуляции, пока эта правовая норма не была отменена.

 

Трудовые отношения регулируются специальной отраслью права - трудовой. Трудовое право определяет все условия организации труда - от классификаций специальностей в трудовом процессе до условий техники безопасности. Вся эта регламентация делает индивида объектом права. В то же время индивид заключает с предпринимателем трудовой договор и становится субъектом права. Мораль обычно следует за правовым регулятором, оставляя для себя оценку побудительных сил к труду, т.е. отношение к труду.

 

В семейных отношениях превалирующая роль принадлежит моральному регулятору. Право устанавливает некоторые правила имущественных отношений между супругами, защищает интересы детей. Все остальные стороны семейных отношений - удел морали.

 

Политические отношения как выражение интересов политических организаций в их стремлении к государственной власти регламентируются конституционным (государственным) правом. В конституции предусматривается порядок формирования партий, избирательных систем, функции трех ветвей власти и т.п. Участие индивидов в политической жизни является сферой морали. При авторитарных политических режимах государство вводит понятия политических преступлений (например: измена родине, призыв к смене власти).

 

Своеобразно регулирование религиозных отношений. Наряду с общими правилами деятельности религиозных организаций как субъектов имущественных и иных отношений, внутри этих организаций действует религиозное (казуистическое) право, обязательное для служителей культа и рекомендательное для прихожан4.

 

В сфере духовного производства право регламентирует деятельность учреждений и органов культуры (театр, кино, музеи, библиотеки). Оно решает все организационные вопросы и уста-

 

 

4 Казуистика (в богословии) - применение общих догматов к частным случаям.

 
стр. 13

 

навливает право собственности на результаты творческой деятельности (авторское право). Во всех иных отношениях в этой сфере превалирует моральный регулятор.

 

Взаимодействие полей опирается на взаимодействие таких регуляторов, как убеждение и принуждение. Их органическая связь обеспечивает эффективность совместного регулирования.

 

Мы проследили взаимодействие систем морали и права на трех структурных уровнях (нормы, отношения, поля) и, таким образом, обратили внимание на моральность права и на правомочие морали. Их сочетание становится важнейшей характеристикой жизни общества, которую Гегель обозначил как нравственность.

Опубликовано на Порталусе 14 сентября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама