Рейтинг
Порталус

ИЗ ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕДНЕЙШЕГО КРЕСТЬЯНСТВА

Дата публикации: 20 мая 2016
Автор(ы): Л. С. Глязер
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1963, C. 202-208
Номер публикации: №1463772600


Л. С. Глязер, (c)

Программа Коммунистической партии Советского Союза, принятая XXII съездом КПСС, наметила мероприятия, осуществление которых обеспечит советским людям достижение наивысшего в мире уровня жизни. В числе этих мероприятий - социальное обеспечение колхозного крестьянства. "Государственные органы, профсоюзы, колхозы, - записано в Программе, - по мере роста национального дохода в течение двадцатилетия постепенно возьмут на себя материальное обеспечение всех граждан, потерявших трудоспособность по возрасту или вследствие инвалидности... Пенсии по старости распространятся на колхозников" 1 . Колхозники "будут пользоваться всеми видами социального обеспечения" 2 .

 

 

1 "Материалы XXII съезда КПСС". М. 1962, стр. 394.

 

2 Там же, стр. 384.

 
стр. 202

 

Вопрос о социальном обеспечении крестьянского населения необычайно сложен. Только победа социалистической революции сделала возможным его постановку. Как известно, в капиталистическом мире вопрос о социальном обеспечении крестьян никогда не стоял на повестке дня. Впервые в истории попытка создать пенсионное обеспечение крестьян была предпринята около 35 лет назад в СССР. К сожалению, этот факт не нашел отражения в экономической и юридической литературе по вопросам социального обеспечения колхозников, изданной в последние годы 3 .

 

История разработки в нашей стране первого закона о пенсиях крестьянам - свидетельство большой заботы ленинской партии и Советского правительства о насущных интересах трудящихся масс. В первое десятилетие после победы Октября в необычайно сложных экономических условиях развития страны взыскивались средства и разрабатывались методы материальной помощи беднейшему крестьянству, еще не вступившему в коллективные хозяйства, а позднее - формы социального обеспечения колхозного крестьянства.

 

15 октября 1927 г. на юбилейной сессии ЦИК, посвященной десятилетию Октябрьской революции, был зачитан Манифест Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР ко всем рабочим, трудящимся крестьянам, красноармейцам, к пролетариям всех стран и угнетенным народам мира. "Союз Советских Социалистических Республик, - говорилось в Манифесте, - считает своей кровной задачей всемерное развертывание всех сил пролетариата и неуклонный подъем благосостояния трудящихся масс города и деревни" 4 . Среди десяти пунктов Манифеста, направленных на выполнение этой задачи, был пункт 6-й, согласно которому Президиуму ЦИК и СНК СССР поручалось "разработать закон о приступе к постепенному обеспечению за счет государства лиц престарелого возраста из маломощных слоев крестьянства и внести его на ближайший съезд Советов" 5 .

 

Этот пункт Манифеста имел свою историю. Выступая на II съезде Советов 8 ноября 1917 г., В. И. Ленин говорил о том, что в Наказе 242 крестьянских советов, включенном в Декрет о земле, выражена воля огромного большинства крестьян всей России, и потому он будет проведен в жизнь. Одно из положений этого Наказа, поддержанного В. И. Лениным, гласило, что земледельцы, вследствие старости или инвалидности утратившие навсегда возможность лично обрабатывать землю, получают от государства пенсионное обеспечение 6 . Через четыре дня Советское правительство приняло Декларацию о социальном обеспечении, которая начиналась следующими словами: "Пролетариат России поставил на своем знамени полное социальное страхование наемных рабочих, а также городской и сельской бедноты" 7 .

 

Однако в первые годы Советской власти осуществление этой задачи, весьма осложнившееся рядом объективных обстоятельств и прежде всего борьбой с внутренней и внешней контрреволюцией и экономической разрухой в стране, было ограничено рамками оказания помощи главным образом инвалидам и семьям призванных в Красную Армию.

 

В начале нэпа, 14 мая 1921 г., Совнарком издал декрет "Об улучшении дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семей красноармейцев". В этом декрете, подписанном В. И. Лениным, указывалось: "Вследствие введения продналога и уничтожения внутренней продразверстки красноармейские и маломощные хозяйства лишились существовавшей ранее помощи им со стороны более сильных хозяйств. Рабоче-крестьянская власть не может оставить без помощи красноармейские и маломощные хозяйства..." 8 . Спустя несколько дней, 22 мая 1921 г., В. И. Ленин направил всем губкомам и губисполкомам телеграмму, в которой писал, что в деле помощи маломощ-

 

 

3 См., например, С. Н. Власов, А. В. Левшин. Социальное обеспечение колхозников. М. 1960; Ю. Р. Тиги. Пенсии к пособия в колхозах. М. 1960; "Общественные фонды и рост благосостояния народа в СССР". М. 1962, стр. 134 - 150; А. А. Рускол. Материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных колхозников. М. 1962.

 

4 "Известия", 16 октября 1927 года.

 

5 Там же.

 

6 См. В. И. Ленин. Соч. Т. 26, стр. 227.

 

7 "Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-Крестьянского правительства", 1917, N2.

 

8 "Известия", 18 мая 1921 года.

 
стр. 203

 

ному крестьянству "особо важное политическое значение приобретает работа органов социального обеспечения... Вместе с тем, учитывая слабость ресурсов Республики, необходимо организовать взаимопомощь крестьянству на основах декрета Совнаркома от 14 мая 1921 г., для чего предлагается провести широкую агитацию для создания крестьянских обществ взаимопомощи, разъясняя их значение,. объяснить крестьянству, что создание крестьянских обществ взаимопомощи отнюдь не поведет к ослаблению нужной помощи крестьянству и семьям красноармейцев" 9 .

 

Вопрос о пенсиях престарелым крестьянам был конкретно поставлен в 1925 г., когда Наркомсобес предложил постепенно начинать пенсионное обеспечение стариков из маломощных хозяйств 10 . Проект положения о государственном обеспечении крестьян, подготовленный к Юбилейной сессии ЦИК (1927 г.), предусматривал, что сначала пенсия будет назначаться крестьянам, достигшим 70-летнего возраста. Затем пенсионное обеспечение должно постепенно охватывать все более широкий круг престарелых крестьян с тем, чтобы через 5 лет пенсионный возраст понизился до 60 лет. Размер пенсий устанавливался на уровне годового дохода едока в средней крестьянской семье - 50 рублей. По ориентировочным расчетам, основанным на данных переписи населения 1926 г., в первый год эту пенсию должны были получать 630 322 человека, во второй - 808 606, в третий - 1 135 389, в четвертый - 1 535 402 и в пятом году число пенсионеров должно было равняться 1 609 000 человек 11 .

 

Значение 6-го пункта Манифеста ЦИК о пенсиях крестьянам по старости оценивалось очень высоко, "Советское правительство, - говорил М. И. Калинин в речи на Юбилейной сессии, - принимает такую меру как начало, зародыш действительного выполнения социалистической программы... Эта мера социалистическая, это один из пунктов социализма..." 12 , Характеризуя практические предложения Манифеста, Г. И. Петровский отмечал, что "самое важное из них - это начало проведения социального страхования от старости бедняцких слоев села. Несомненно, что в дальнейшем, по мере увеличения материальных средств, это начало получит большое развитие" 13 .

 

Шестой пункт Манифеста был быстро поддержан на местах. Так, в постановлении ЦИК и СНК БССР от 10 ноября 1927 г. поручалось народному комиссариату финансов и народному комиссариату социального обеспечения "немедленно приступить к подготовке к постепенному обеспечению за счет государства престарелых лиц из неимущих слоев крестьянства" 14 А немного позже Президиум ЦИК БССР возбудил ходатайство перед ЦИК СССР, чтобы социальное обеспечение крестьян-бедняков в деревнях было распространено и на престарелых бедняков трудового населения местечек 15 . "Обеспечение престарелого маломощного крестьянства, - писали работники одного из местных органов собеса, - вполне назрело, и введение его необходимо. Вопрос заключается только в том, чтобы, с одной стороны, выявить всех нуждающихся престарелых крестьян, а с другой стороны, найти наилучшие организационные формы их обеспечения"16 . Несмотря на то, что Манифест намечал только разработку закона о постепенном внедрении пенсионного обеспечения на селе, местные органы уже в 1927/28 г. стали назначать пенсии старикам из маломощных хозяйств. Так, в Брянской губернии для обеспечения 400 пенсионеров было выделено 10 тыс. руб., в Смоленской губернии на эти цели ассигновалось 5 тыс. руб., в Архангельской - 3 тыс. рублей. В 1928/29 г. Брянская губерния приняла на пенсионное обеспечение 500 стариков, выделив для этого 25 тыс. рублей. В Иваново-Вознесенской губернии было ассигновано 10 тыс. руб. на 223 человека, в Архангельской губернии - 3 тыс. руб. на 60 человек и т. д. 17 .

 

На 1929/30 г. Наркомсобес (НКСО) дал своим местным органам контрольные

 

 

9 Цит. по журналу "Вопросы социального обеспечения", 1928, N 7 - 8, стр. 3.

 

10 Центральный государственный архив Октябрьской революции СССР (ЦГАОР), ф. 1235, оп. 28, ед. хр. 60, л. 6.

 

11 "Известия", 20 октября 1927 года.

 

12 "Известия", 21 октября 1927 года.

 

13 "Известия", 18 октября 1927 года.

 

14 "Савецкая Беларусь", 19 ноября 1927 года.

 

15 ЦГАОР, ф. 3316, оп. 20, ед. хр. 295, л. 1.

 

16 "Вопросы социального обеспечения", 1928, N 24, стр. 4.

 

17 "Вопросы социального обеспечения", 1929, N 17, стр. 5.

 
стр. 204

 

цифры пенсионного обеспечения крестьян. "Органы собеса, - писал по этому поводу ведомственный журнал НКСО, - должны проявить максимум энергии и настойчивости в продвижении вопроса в плановых и финансовых отделах исполкомов в части ассигнования ими средств на эти цели на 1929/30 г., не дожидаясь опубликования закона, имея в виду, что преподанные Наркомсобесом цифры по обеспечению крестьян-стариков согласованы с Госпланом РСФСР" 18 .

 

Разработкой закона о пенсионном обеспечении занимался Наркомсобес, и подготовленный им проект в апреле 1928 г. обсуждала II сессия ВЦИК ХIII созыва. Перед началом работы этой сессии М. И. Калинин писал: "Достижение соответствующей степени коммунизации Советского государства лучше всего сказывается на социальном обеспечении... Последняя сессия ЦИК Союза, можно сказать, вписала новую превосходную страницу в историю развития в Советском Союзе социального обеспечения неимущих лиц... Принято важнейшее принципиальное решение внести на ближайший съезд Советов законопроект обеспечения неимущих крестьян престарелого возраста" 19 .

 

В ходе работы сессии состоялось совещание членов ВЦИК, на котором был поставлен специальный вопрос - обсуждение проекта положения о государственном обеспечении маломощных крестьян престарелого возраста. Первая статья этого проекта гласила: "Правом на государственное обеспечение в порядке настоящего Положения пользуются маломощные крестьяне обоего пола 60-летнего возраста и старше, проживающие в сельских местностях, занимающиеся сельским хозяйством, а также и бесхозяйные, принадлежащие к трудовым слоям деревни" 20 . Эта формулировка проекта выражала, если можно так сказать, конечную цель Положения. На практике право на пенсию должны были приобретать не сразу все крестьяне, достигшие 60-летнего возраста, а только определенная их часть. Распространить же пенсионное обеспечение на всех престарелых крестьян предполагалось постепенно, в течение 5 лет. Для осуществления этого предлагалось два пути. Один - давать пенсии, начиная с 70 лет и постепенно снижать пенсионный возраст до 60 лет, другой - назначить в первую очередь пенсию наиболее нуждающимся крестьянам от 60 лет и старше.

 

Первое предложение легло в основу проекта положения о пенсиях крестьянам, подготовленного в 1927 г. к Юбилейной сессии ЦИК СССР. Имеются данные о том, что местные органы, начавшие выдавать пенсии престарелым жителям деревень, также исходили из возрастного, а не из имущественного принципа. Так, в АССР Немцев Поволжья на 1928/29 г. было выделено 10 тыс. руб. для обеспечения 350 человек в возрасте старше 70 лет 21 .

 

Второе предложение было вынесено Наркомсобесом на сессию ВЦИК в апреле 1928 года. Согласно этому предложению, право на пенсию получали престарелые крестьяне, не имевшие средств к существованию или являвшиеся членами хозяйств, доходность которых была недостаточна для удовлетворения потребностей семьи. В течение первого года Наркомсобес предлагал обеспечить пенсиями остро нуждающихся стариков из следующих групп хозяйств: а) из хозяйств, не имеющих ни скота, ни земли; б) без скота, с количеством земли до 1 /4 десятины; в) без скота, с количеством земли от 1 /4 до 1 /2 десятины; г) с 1 головой крупного рогатого скота и 1 /4 десятины земли; д) с 1 головой скота и с ? - 1 /2 десятины земли 22 . Отнесение к той или иной группе должно было производиться на основе налоговых данных Наркомфина. Намечалось, что старики, являвшиеся членами хозяйств, освобожденных от уплаты сельскохозяйственного налога, должны быть обследованы для выяснения, принадлежит ли тот или иной престарелый крестьянин к какой-либо из групп хозяйств, указанных выше. Общее количество пенсионеров в первый год действия этого Положения определялось цифрой 428 036 человек 23 . Наркомсобес предполагал ежегодно увеличивать количество пенсионеров-крестьян в равной степени по каждой области - в 1930/31 г. на 49,1%, в 1931/32 г. - на 65,4% и в 1932/33 г. - на 46,4%. В течение

 

 

18 Там же, стр. 6.

 

19 "Известия", 22 марта 1928 года.

 

20 "Что сказала II сессия ВЦИК XIII созыва по социальному обеспечению". М., 1928, ст. 168, см. также "Крестьянская взаимопомощь", 1928, N 19 (43), стр. 17.

 

21 "Вопросы социального обеспечения", 1928, N 24, стр. 4; 1929, N 17, стр. 5.

 

22 ЦГАОР, ф. 1235, оп. 28, ед. хр. 10, л. 61 - 62.

 

23 Там же, ед. хр. 60, л. 17.

 
стр. 205

 

1929 - 1933 гг. число пенсионеров должно было вырасти в 3,6 раза и составить 1 544,6 тыс. человек 24 .

 

При решении вопроса о размере пенсии Наркомсобес исходил из следующего принципиального соображения: пенсия должна удовлетворять насущные жизненные потребности примерно на том же уровне, который был у данного лица до назначения пенсии 25 . Определение жизненного уровня крестьянина-пенсионера производилось различными способами: исчислялся размер пенсии батрака по соцстраху (4 /9 среднего заработка), высчитывался средний доход на едока в бедняцком хозяйстве и т. д. Все эти способы давали один и тот же результат - приблизительно 50 руб. в год. Эта сумма и была взята в качестве средней величины пенсии. Она дифференцировалась в пределах от 40 до 60 руб. в зависимости от конкретных особенностей отдельных областей.

 

Немаловажное значение имел и вопрос о том, из каких средств должны быть ассигнованы суммы на пенсии крестьянам. Некоторые считали, что эти расходы должен принять на себя государственный бюджет. Однако такая точка зрения не получила поддержки. Было решено, что примерно половина расходов будет оплачиваться из местных бюджетов. Это, с одной стороны, должно было повысить ответственность местных органов за правильность назначения пенсии, а с другой - облегчило бы работу по сбору налогов, идущих в местные бюджеты.

 

Назначение пенсий должно было производиться волостными комиссиями по назначению социального обеспечения с участием бедняков данного района по ходатайству сельского Совета. Пенсии намечалось выплачивать раз в 4 месяца по месту жительства пенсионера.

 

Таковы были основные черты проекта положения о пенсионном обеспечении престарелых крестьян, вынесенного Наркомсобесом на II сессию ВЦИК XIII созыва. Совещание членов ВЦИК, обсуждавшее этот проект, приняло следующую резолюцию: "Считать издание такого закона своевременным и, придавая большое значение этому закону, высказаться за то, чтобы закон был подвергнут обсуждению в течение ближайшего времени..." 26 .

 

Сведения о дальнейшем продвижении закона о пенсиях крестьянам содержатся в деле Секретариата ЦИК СССР "О пенсионном обеспечении маломощных крестьян престарелого возраста" 27 . В Постановлении секретариата ЦИК от 19 мая 1928 г. было указано: "Придавая важное значение своевременному выполнению Манифеста ЦИК Союза ССР от 15 октября 1927 г. о подготовке закона об обеспечении за счет государства лиц престарелого возраста из маломощных слоев крестьянства с таким расчетом, чтобы названный закон был внесен на ближайший съезд Советов Союза ССР, - предложить СНК Союза ССР не позднее 1 ноября с. г. представить в Президиум ЦИК Союза ССР разработанный проект этого закона" 28 .

 

Затем было решено, что проект пенсионного законодательства для беднейших крестьян будет слушаться в апреле 1929 г. вместе с другими вопросами, намеченными для обсуждения на V съезде Советов СССР. Однако подготовить законопроект к этому сроку не удалось: отдельные республики не представили необходимых сведений, не было проведено достаточно широкого обсуждения проекта на местах. Поэтому вопрос о законе не был включен в повестку дня съезда Советов 29 .

 

Тем не менее съезд обсуждал вопрос о социальном обеспечении крестьянства. В отчетном докладе правительства съезду говорилось: "Манифестом ЦИК Союза ССР было предусмотрено распространение страхования и на деревню. Сейчас мы еще не закончили рассмотрение этого закона, который должен быть издан в связи с этими решениями. Проект, который в ближайшем будущем будет обсуждаться в СНК Союза ССР, намечает обеспечение маломощных крестьян престарелого возраста обоего пола. Ввиду больших расходов, которые потребуются на это дело, мы начинаем в этом году со сравнительно небольшой нормы обеспечения - 60 рублей в год, исходя из необхо-

 

 

24 Там же.

 

25 Там же, л. 18.

 

26 Там же, л. 81.

 

27 Там же, ф. 3316, оп. 21, ед. хр. 564.

 

28 Там же, л. 10.

 

29 Там же, л. 15.

 
стр. 206

 

димости ассигновать на это дело 20 с лишком миллионов рублей. Этим делается первый шаг к уравнению города и деревни в отношении социального страхования" 30 .

 

В своем выступлении на съезде нарком социального обеспечения Д. Наговицын отмечал, что в связи с подготовкой к изданию закона об обеспечении стариков из маломощного крестьянства органы социального обеспечения провели специальное обследование по РСФСР для того, чтобы установить на местах число престарелых лиц, которых нужно обеспечить. Обследование показало, что "в ближайшем году возможно и необходимо будет обеспечить примерно 560 тыс. стариков. По всему Союзу потребуется на это дело около 29 млн. рублей. Эти 560 тыс. стариков являются наиболее нуждающимися. Они или не имеют совершенно никакого хозяйства, или не имеют никаких родственников, беспризорны или находятся в маломощных хозяйствах" 31 .

 

После V съезда Советов продолжалась работа по подготовке закона о пенсионном обеспечении престарелых крестьян-бедняков. В частности, 16 июля 1929 г. СНК СССР слушал доклад по данному вопросу, подготовленный правительством РСФСР 32 . Из документальных источников видно, что ЦМ СССР занимался этим законом до ноября 1931 года 33 .

 

Однако в условиях массового перехода крестьян от единоличных форм хозяйствования к крупному коллективному сельскохозяйственному производству предложенный проект пенсионного законодательства не соответствовал требованиям времени. Значение этого проекта было точно определено М. И. Калининым, который указывал, что введение пенсионного обеспечения маломощных крестьян сделает социализм понятнее, ближе и роднее единоличникам - мелким по своей сущности собственникам 34 . Очевидно, что с превращением крестьян в колхозников эта задача пенсионного обеспечения отпадала, а следовательно, отпадал и данный проект закона о пенсиях крестьянам. Об этом говорили и сами авторы проекта. "По мере преобразования единоличного крестьянского середняцкого хозяйства в более совершенную коллективную форму, - указывал один из них, - в деревне будут созданы другие формы социального обеспечения престарелых" 35 ..

 

Касаясь проекта закона о пенсиях крестьянам на V съезде Советов в мае 1929 г., нарком социального обеспечения отмечал, что мероприятия, предусматриваемые этим проектом, представляют собой только первый шаг в деле социального обеспечения трудящихся деревни. Вторым шагом, по его мнению, должно было стать обеспечение стариков "среди крестьянства, охваченного коллективами, чтобы на основе взносов самих колхозов, из их доходов создать фонды, образовать кассы с участием государственного бюджета в той мере, в какой это нужно будет, чтобы постепенно развертывать страхование крестьянства, охваченного колхозами" 36 .

 

Этот шаг был сделан в июне 1931 г., когда СНК РСФСР утвердил Положение о кассах общественной взаимопомощи колхозников и колхозниц 37 . В феврале 1932 г. ЦИК СССР принял специальное постановление, в котором было указано: "Кассы взаимопомощи колхозов должны оказывать помощь колхозникам в случае... старости" 38 . С тех пор изменялись только организационные формы пенсионного обеспечения членов колхозов. Принципы же, лежащие в основе социального обеспечения колхозного крестьянства, оставались неизменными. В предвоенные годы перед страной стояли неотложные задачи создания мощной индустрии и укрепления обороноспособности страны, а послевоенный период требовал огромных средств на восстановление хозяйства. Эти объективные условия, сопровождавшиеся ошибками в области руководства сельским хозяйством, вызванными культом личности Сталина, послужили причиной того, что пенсионное обеспечение колхозников развивалось крайне недостаточно.

 

После XX съезда партии и сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС положение в этой области заметно улучшилось. В 1954 - 1959 гг. на основе роста сельскохозяй-

 

 

30 "Известия", 25 мая 1929 года

 

31 "Вопросы социального обеспечения", 1929, N 11, стр 2

 

32 ЦГАОР, ф. 3316, оп. 21, ед. хр. 564, л. 27.

 

33 Там же, л. 36.

 

34 См. "Известия", 21 октября 1927 года.

 

35 ЦГАОР, ф. 1235, оп. 28, ед. хр. 60, л. 22.

 

36 "Известия", 12 мая 1929 года.

 

37 "Собрание узаконений РСФСР", 1931, N 34, стр. 287.

 

38 "Собрание законов СССР", 1932, N 9, стр. 51.

 
стр. 207

 

ственного производства годовой доход колхозников от общественного хозяйства возрос примерно на 60%, а социально-культурные расходы колхозов в расчете на одного трудоспособного увеличились в 2,9 раза и составили 400 тыс. рублей. Треть этой суммы была направлена на увеличение пенсионных фондов в колхозах. В результате число престарелых колхозников, получающих пенсию, возросло за 1957 - 1959 гг. на 48%. В период создания материально-технической базы коммунистического общества в СССР появляется необходимость разработки новых путей социального обеспечения в колхозах. Сельское хозяйство становится всесторонне развитым и высокопродуктивным, что позволяет выделить значительно больше средств на нужды социального обеспечения. Одним из характерных признаков периода развернутого строительства коммунизма, как отмечается в новой Программе КПСС, является постепенная ликвидация социально-экономических и культурно-бытовых различий между городом и деревней. Этот процесс должен охватить и социальное обеспечение.

Опубликовано на Порталусе 20 мая 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама