Рейтинг
Порталус

ПОНЯТИЕ УСЛУГИ В ТЕОРИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Дата публикации: 27 октября 2016
Автор(ы): Сангинов Д.Ш.
Публикатор: Daniel
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1477562079


Сангинов Д.Ш., (c)

В современном гражданском законодательстве услуги выступают в качестве объектов гражданских права. С развитием рыночных отношений страны, возникновения целого ряда различных видов услуг, в которых граждане, юридические лица, а также государство испытывают потребности, стало объективной необходимостью. Несмотря на развитие правоотношений в гражданском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «услуги». Это не позволяет выработать единообразного понимания этой правовой категории в теории гражданского права и единообразного применения соответствующих норм гражданского законодательства в правоприменительной практике. В таких условиях является актуальным научное исследование понятие услуги и  отграничение этого объекта гражданских прав от других схожих объектов. Для определения понятие услуги необходимо анализировать гражданское законодательства и мнений учёных по данному вопросу.

В Гражданском кодексе Республики Таджикистан Республики Таджикистан

услуга как вид объекта гражданского права наряду с вещью, деньгами,  в том  числе  иностранной  валютой, ценными  бумаги,  работой, информацией, действием,   результатом творческой  интеллектуальной деятельности,  фирменным наименования,  товарным знаком и иными средствами индивидуализации  изделий, имущественные  права и другое имущество относится к имущественным благам и правам (имуществу)[1]. В ст.797 ГК РТ предусматривается, что «По договору  возмездного  оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услугу (совершать определенные действия  или осуществлять определенную деятельность),  не имеющую вещественной формы, а заказчик обязуется оплатить указанную услугу»[2]. В отдельных статях части первой (ч.3 ст.1, ч.1.ст.118, ч.1 ст.128, ч.1 ст.135, ст.152, ч.2 ст.192, ст.428, ч.3 ст.456, ч.1 ст.458, ч.2 ст.458, ч.3 ст.458, ч.1 ст.461), части второй (ч.3 ст. 589, ч.1 ст.616, ч.2 ст.633, ч.1 ст.653 ч.1 ст.656, ч.4 ст.656 ч.1 ст.662, ч.1 ст.663, ст.670, ч.6 ст.721, ч.1 ст.743, ст.777, ст.797-803, ч.1 ст.821, ч.1 ст.843, ч.1 ст.844, ч.1-2 ст.844, ч.1-2 ст.875, ч.1 ст.877, ч.4 ст.886, ч.2 ст.913, ч.2 ст.958, ч.2 ст. 962, ст.963, ст.965, ч.2 ст.973, ст.1001, ч.2 ст.1108, ст.1111-1114, ч.2 ст.1120) и части третей (ч.1 ст.1125, ст.1126 ч.2 ст.1152, ч.1 ст.1227) [3] Гражданского кодекса Республики Таджикистан используется слова услуга.

Анализ норм части первой, второй и третий ГК РТ является доказательством того, что в ГК РТ под услугой понимается «совершение определенных действий или осуществление определенную деятельность, не имеющую вещественной формы».

Но понятие услуги, предусмотренное в Законе Республики Таджикистан "О Государственных закупках товаров, работ и услуг», которое является составной частью гражданского законодательства, не соответствует нормам ГК РТ. Услуги в соответствие с данным Законом эта «результаты интеллектуальной деятельности и работ, не связанных с изменением свойств материальных благ»[4]. В то же время нормы отдельных нормативно-правовых актов Республики Таджикистан регулирующие некоторые вопросы услуг противоречат ГК РТ. Например, нормы Законов Республики Таджикистан "Об индексации доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги"[5]; "О торговлe и бытовом обслуживании"[6];  "Об оценке соответствия"[7] и т.д.  

Все эти противоречия в законодательстве является обоснование для того чтобы анализировать мнение учёных и совершенствовать гражданское законодательства о понятие услуги.  

Акцент в определении услуги как экономической категории в дефиниции Я.Ф. Фархтдинова смещен в сторону услуги как потребительной стоимости: «это особая потребительная стоимость (благо), которая создается трудом вследствие присущего ему полезного характера и поддается учету, плановому распределению, но реализуется не как товар, не может накапливаться и размещаться в хранилищах»[8]. По мнению Е.Г. Шабловой "Услуга - способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который связан с нематериальным результатом деятельности исполнителя, допускаемой действующим правопорядком, на возмездных началах"[9]. В понимании Ю.В. Никоноровой: «В гражданском праве услуги выступают в качестве объекта гражданско-правового регулирования и в качестве объекта гражданских прав. При этом объект обязательственного правоотношения может рассматриваться как благо, которое составляет непосредственный интерес для управомоченного субъекта и по поводу которого субъекты гражданского правоотношения осуществляют деятельность в процессе реализации субъективных гражданских прав и обязанностей»[10]. Е.А. Пучков предлагает следующее авторское определение: «Услуга представляет собой двухстороннюю деятельность, направленную на создание (достижение) и передачу заказчику для его личного использования желаемого и согласованного результата. Этот результат может быть как материальным, так и нематериальным[11]. Л.В. Санниковой сделан вывод о том, что услуги как объект гражданско-правого регулирования представляют собой определенный вид общественных отношений, экономическая сущность которых заключается в осуществлении деятельности, направленной на удовлетворение потребностей участников имущественного оборота. Под «услугами» исследователем понимались действия услугодателя по сохране­нию или изменению состояния невещественных благ (неимущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемые в пользу услугополучателя[12]. Она же в потом отмечает, что: «Услугами признаются действия услугодателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ (имущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемые им в пользу услугополучателя»[13]. Н.А. Баринов указывает на то, что «услуга - это полезный эффект, возникающий в процессе производительного труда как целесообразной деятельности»[14]. Д.И. Степанов под «услугой» в гражданском праве понимает разновидность объектов гражданских правоотношений, которая выражается «в виде определенной правомерной операции, то есть в виде ряда целесообразных действий исполнителя либо в деятельности, являющейся объектом обязательства, имеющей нематериальный эффект, неустойчивый вещественный результат, либо овеществленный результат, связанный с другими договорными отношениями, и характеризующейся свойствами осуществимости, не отделимости от источника, моментальной потребляемости, неформализованное качества»[15]. М.В Кротов отмечает, что «Услуга как категория гражданского права есть отражение (выражение) одного из элементов имущественного отношения. Понятием имущественных отношений охватываются отношения, которые складываются по поводу имущества»[16]. В исследовании О.М. Щуковской, посвященном регулированию деятельности по оказанию правовых услуг, предоставлено доктринальное определение услуги, оно следующее: «Услуга - это вид блага, служащий средством удовлетворения потребностей за счет осуществления деятельности (посредством совершения действий) одним субъектом, в полезных свойствах которой и состоит субъективный интерес другого субъекта и на которую у последнего возникает право требования»[17]. В.В. Кванина выделяет услуги в широком и узком смыслах: «Под услу­гой в широком смысле следует понимать любую деятельность, не имеющую овеществленного результата (поручение, хранение, комиссия, перевозка, ме­дицинские, образовательные услуги и др.). А в узком смысле слова под услу­гой следует понимать деятельность, которая непосредственно направлена не на вещь, а на личность услугополучателя»[18]. Т.Э. Погудина отмечает, что «Услуга - это деятельность (действие) гражданина или юридического лица (исполнителя), направленная на удовлетворение потребностей других лиц, имеющая неовеществленный, неотделимый от нее самой и личности исполнителя результат, который не может быть гарантирован»[19]. С.С. Алексеев отмечал, что услуги - это "не сама по себе деятельность, а определенный результат"[20]. Н.П. Индюков под услугой понимает потребительную стоимость в форме деятельности (положительный эффект), которая способна удовлетворить те или иные человеческие потребности. При этом положительный эффект неотделим от деятельности (таким образом из сферы услуг исключаются конкретно экономические отношения по выполнению работ в форме создания вещей). Услуги он подразделяет на две группы - материальные и нематериальные. Нематериальные услуги не принимают форму предметной реальности. Их действия направлены на самого субъекта, на создание удобств, для услугополучателя. Это услуги информационного характера (справочные службы), услуги юридического характера (комиссия, поручение), услуги, связанные с удовлетворением культурных потребностей. Действия материальных услуг непосредственно направлены на принадлежащий услугополучателю предмет, через который удовлетворяется потребность субъекта. При этом материальные услуги подразделяются на два вида: первому свойственно отсутствие вмешательства в вещественную субстанцию предмета (отношения по хранению, перевозке грузов и т. п.), услуги второго вида направлены на восстановление потребительских свойств имеющихся предметов (стирка белья,   химчистка,   различные   виды   ремонта)[21]. Наиболее распространено определение услуги как деятельности, не имеющей овеществленного результата. В частности, О.С. Иоффе указывал на то, что в договоре услуг идет речь "о деятельности таких видов, которые не получают или не обязательно должны получить воплощение в материализованном, а тем более в овеществленном результате"[22]. Е.П. Грушевая дает следующее определение: «Услуга - это экономическое отношение, но не по поводу результатов труда, а по поводу труда, как деятельности»[23]. А.И. Кочерга считает, что «По своей экономической природе услуга есть определенное общественное отношение, которое складывается по поводу полезного действия труда, потребляемого в качестве товара, вещи или деятельности и присвоения его результатов»[24]. Заслуживает внимания мнение А.В Кудряшова о том, что «.. многие ученые-цивилисты и юристы-практики делают вывод, что услуга представляет собой определенную деятельность, направленную на достижение нематериального результата. Признавая теоретическую   значимость   и   практическую ценность этого мнения, полностью согласиться с данной общепризнанной позицией не могу, так как в этом понятии «услуги» объединены три самостоятельные правовые категории: деятельность, предшествующая оказанию услуги; деятельность, посредством которой оказывается услуга - собственно услуга; нематериальный результат услуги. Каждой перечисленной правовой категории соответствует отдельный этап правоотношения, имеющий правовую завершенность, и квалифицировать их как единое (причем, не комплексное) понятие означает «уход от истины». Поэтому необходимо выделить эти элементы правоотношения, возникающего в процессе оказания услуг. Итак, деятельность, предшествующая оказанию услуг предполагает, по моему мнению, совокупность действий, которые необходимо совершить до оказания услуг, например, сформировать с помощью инвестиций материально-техническую базу, в том числе приобрести соответствующее оборудование, материалы, необходимые для оказания услуг; получить лицензию и т.п. Действия или деятельность, посредством которых оказывается услуга - объект правоотношения, определяется мною как согласованные действия или осуществление определенной деятельности обеих сторон правоотношения в целях получения желаемого нематериального результата, под которым (в свою очередь) следует понимать нематериальное благо»[25]. Н.В. Зайцевой  дается авторское определение «услуги». «Услуга - это определенные действия или определенная деятельность, осуществляемая услугодателем добросовестно и разумно для достижения определенной достижимой цели, обозначенной услугополучателем, не создающая или создающая овеществленный результат, который не может в созданной форме и по содержанию являться самостоятельным предметом гражданско-правововых сделок и может использоваться третьими лицами только после его переработки или изменения функционального назначения»[26].  Л.Б. Ситдиковой предлагается авторская дефиниция «услуга», под которою следует понимать действия (деятельность) юридического лица или гражданина - услугодателя, направленные на достижение определенного нематериального результата, удовлетворяющие потребности нуждающихся в них субъектов - услугополучателей, имеющие самостоятельную имущественную ценность и потребляемые в процессе оказания услуги[27].

Анализ мнений учёных о понятие услуги показал, что в современной правовой литературе доминирует мнение, что под услугой следует понимать действия или деятельность, осуществляемые по заказу и не имеющие материального результата.

Таким образом, на наш взгляд под услугой надо понимать «Совершение определенных действий или осуществление определенную деятельность со стороны субъектов гражданских правоотношений, не имеющую вещественной формы». А также, для устранение противоречий в гражданском законодательстве предлагаем данное понятие предусмотреть в Законах Республики Таджикистан "Об индексации доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги"; "О Государственных закупках товаров, работ и услуг»; "О торговлe и бытовом обслуживании";  "Об оценке соответствия".

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гражданский кодекс Республики Таджикистан от 30 июня 1999 г. (Часть первая)// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1999г., №6, ст.153; 2001г.,№7, ст.508; 2002г., №4, ч.1. ст. 170; 2005., №3, ст.125; 2006г., №4, ст.193; 2007г., № 5ст.356; 2010г., №3. ст.156; 2010г., №12, ст.802.
  2. Гражданский кодекс Республики Таджикистан от 11 декабря 1999 г. (Часть вторая)// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1999г., №12, ст. 323; 2002г,  №4, ч.1. ст.  170;  2006г, №4, ст. 193; .2009г., №12, ст.821 2010г,№7, ст.540.
  3. Гражданский кодекс Республики Таджикистан от 01.03.2005г. (Часть третья)// http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/codecs/08.01.2014г.
  4. Закон Республики Таджикистан от 3 марта 2006 года, №168 "О Государственных закупках товаров, работ и услуг»// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2006г, №3 ст 158.
  5. Закон Республики Таджикистан от 27 декабря 1993 г., №891 "Об индексации доходов населения с учетом роста цен на потребительские товары и услуги"// Вед. ВС РТ 1994 год, № 1, ст. 22; АМОРТ 1997год, № 9, ст. 117.
  6. Закон Республики Таджикистан от 19 марта 2013 года, № 943 "О торговлe и бытовом обслуживании"// http://mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/250/08.01.2014г.
  7. Закон Республики Таджикистан от 2 августа 2011 года № 759 "Об оценке соответствия"// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2011г., №7-8, ст. 613.
  8. Фархтдинов Я.Ф. Правовое регулирование транспортно-экспедиционного обслуживания граждан. Казань. 1977. С. 8-9.
  9. Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг. Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург. 2003. С.11.
  10. Никонорова Ю.В. Гражданско-правовое регулирование договора на туристическое обслуживание в Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С.8.
  11. Пучков Е.А. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг. Дис. ... канд. юрид. наук.  М., 2006. С.12.
  12. Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. М.: Волтере Клувер, 2007. С. 16.
  13. Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в Российском гражданском праве. Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С.9.
  14. Баринов Н.А. Услуги (социально-правовой аспект): монография. Саратов, 2001. С.9.
  15. Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав. М., 2005. С. 217.
  16. Кротов М.В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве. Дис. ... канд. юрид. наук. Ленинград, 1989. С.26.
  17. Щуковская О.М. Правовое регулирование деятельности по оказанию правовых услуг. Автореф, дис. ... канд. юрид. наук, СПб., 2001. С.5.
  18. Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг. Учебное пособие. - Челябинск, 2002. С.31.
  19. Погудина Т.Э. Гражданско-правовая защита сторон договора оказания туристских услуг. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С.34.
  20. Алексеев С.С. Об объекте права и правоотношения // Вопросы общей теории советского права. М.. 1960. С. 297.
  21. Индюков Н.П. Услуга как объект гражданского правоотношения / В кн.: Проблемы права социалистической государственности и его социального управления. Свердловск, 1978. С.32-33.
  22. Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 419.
  23. Грушевая Е.П. Обязательство по предоставлению услуг в хозяйственных отношениях // Сов. гос-во. 1982. №1. С. 82.
  24. Кочерга А.И. Сфера обслуживания населения. М., 1979. С. 67.
  25. Кудряшов А.В. Гражданско-правовые отношения в сфере образовательных услуг. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С.14-15.
  26. Зайцева Н.В. Договор по оказанию медицинских услуг. Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004.С. 7-8.
  27. Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультационных услуг в Российской Федерации. Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. С.10-11.

Опубликовано на Порталусе 27 октября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): услуга, действие, деятельность, гражданское законодательство, объект гражданского права, экономическая и юридическая категория



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама