В данной статье автором анализировано научные мнения и законодательные основы частноправавого регулирования социальных услуг. Предлагается, научные и практические предложения для совершенствования законодательства Республики Таджикистан в данной сфере.

' > В данной статье автором анализировано научные мнения и законодательные основы частноправавого регулирования социальных услуг. Предлагается, научные и практические предложения для совершенствования законодательства Республики Таджикистан в данной сфере.

' > В данной статье автором анализировано научные мнения и законодательные основы частноправавого регулирования социальных услуг. Предлагается, научные и практические предложения для совершенствования законодательства Республики Таджикистан в данной сфере.

'> В данной статье автором анализировано научные мнения и законодательные основы частноправавого регулирования социальных услуг. Предлагается, научные и практические предложения для совершенствования законодательства Республики Таджикистан в данной сфере.

' /> В данной статье автором анализировано научные мнения и законодательные основы частноправавого регулирования социальных услуг. Предлагается, научные и практические предложения для совершенствования законодательства Республики Таджикистан в данной сфере.

' />
Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ТЕОРИЯ ПРАВА есть новые публикации за сегодня \\ 21.07.17

ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА»

Дата публикации: 27 октября 2016
Автор: Сангинов Д.Ш.
Публикатор: Сангинов Дониёр Шомахмадович
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1477562468 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Сангинов Д.Ш., (c)

найти другие работы автора

Формирование сферы услуг и проникновение его в различные области жизнедеятельности общества целесообразно рассматривать как прогрессивный и всеобщий процесс реструктуризации в сфере занятости за счет возрастающих темпов развития и совершенствования ее инфраструктуры, обеспечивающий как обслуживание всех видов жизнедеятельности конкретного человека (услуги индивидуальной направленности), включая и услуги, которые предоставляются от общества в целом (образование, культура, искусство, наука, здравоохранение и др.). В этой свези на сегодняшний день изучение частноправового регулирования сферы услуг, в общем, и отдельных услуг в частности является необходимым[1].

Со времен римских юристов представители юридической науки различают две сферы правового регулирования - публичноправовую и частноправовую. При этом, исследуя область публичноправового регулирования, как правило, в юридической науке уделяется внимание реализации публичных, государственных интересов, в свою очередь в качестве области частноправового воздействия традиционно выделяют личные имущественные и  связанные с ними неимущественные отношения. Анализ частноправового регулирования позволяет рассмотреть характер и динамику воздействия норм частного права и предусмотренных ими правовых средств на общественные отношения, вскрыть элементы механизма правового регулирования в их взаимодействии и взаимовлиянии. На этой основе мы придерживаемся мнения В.Р. Шарифуллина о том, что частно-правовое регулирование определяется как осуществляемое нормами частного права и предусмотренными ими индивидуально-правовыми средствами, основанное на признании свободы волеизъявления, специально-юридическое воздействие, в результате которого субъекты, находящиеся по отношению друг к другу в равном и независимом положении, реализуют личные (частные) интересы, приобретают субъективные права и принимают юридические обязанности[2]. Частноправовые отношения имеют набор определенных признаков. Во-первых, они складываются по воле самих участников, совершаемые ими двухсторонние действия (например, договоры купли-продажи) приобретают юридическую силу, если осуществляются добровольно. Во-вторых, частноправовые отношения основаны на юридическом равенстве участников - равноправии сторон. В-третьих, частноправовые отношения имеют горизонтальный характер, то есть непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им[3]. Объект частноправового регулирования представляет собой системную категорию, образуемую материальными и нематериальными отношениями в наиболее общем ракурсе сводимыми к отношениям частной собственности[4]. Одним из объектом частноправового регулирования является социальная услуга.

В правовых актах, закрепляющих гарантии права на социальные услуги, используются различные понятия, обозначающие те или иные способы оказания социальных услуг человеку. Если социальная услуга безвозмездно оказывается гражданину со стороны государства, то оно называется «государственная социальная помощь», «государственная со­циальное обслуживание», «государственная социальная защита», охватываясь общем понятием «социальное обеспечение» [5] и являются объектом публично-правового регулирования. А если социальная услуга возмездное и оказывается человеку со стороны предприниматель, то оно  является объектом частноправового регулирования. Следует отметить, что, несмотря на достаточно активное исследование услуги как объекта частноправового регулирования правовая природа социальной услуги цивилистами не полностью исследовано[6], так как социальное обслуживание традиционно изучалось учеными, специалистами в области права социального обес­печения. С официальной точки зрения платные услуги не являются социальны­ми, а отношения по предоставлению услуг на основе полной их оплаты сле­дует включать в предмет гражданского права. Общественные отношения по предоставлению услуг бесплатно или за неполную их рыночную стоимость составляют часть предмета права социального обеспечения[7]. В связи с этим некоторые исследователи, пытаясь разграничить платные и бесплатные соци­альные услуги, для платных услуг вводят в научный оборот термин «услуги социального характера» [8]. Однако в сегодняшнее время формирования полноценных социальных услуг, а не ус­луг социального характера необходима, что обусловливает значимость обоснования потенциальной возможности социальной услуги быть объектом рыночного товарообмена или, иными словами, объектом частноправового регулирования.

Это обусловливает актуаль­ность постановки вопроса о том, что следует понимать под социальной ус­лугой. В научных трудах отечественных ученых[9] не предусматривается  понятие социальных услуг. У зарубежные учёных разный подход к определению понятия социальной услуги.

Под социальной услугой Субботин Г.В. предлагает понимать все виды услуг в сфере реализации социальных прав, оплата которых полностью или частично производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или средств государственных внебюджетных фондов. Он выделяет следующие виды социальных услуг: 1) изначально бесплатные для всего населения (например, общее образование, скорая медицинская помощь); 2) бесплатные для отдельных категорий населения (к примеру, высшее образование на конкурсной основе, получаемое впервые); 3) частично оплачиваемые (например, проезд на железнодорожном транспорте, лекарственное обеспечение для льготных категорий). По его мнению социальные услуги обладают всеми признаками публичных услуг и по своей сути являются публичными. Критериями выделения данного вида услуг из общей массы публичных услуг (в отличие от государственных), являются не круг субъектов, их оказывающих, а сфера, в которой они предоставляются, и особый публично-правовой (императивный) режим услуги. Социальные услуги предполагают публичный характер прав лица, претендующего на получение этих услуг, обусловленный тесной связью между услугами и социальными правами. Социальные права как права «второго поколения» представляют собой те притязания, которые предъявляются не к отдельным лицам и организациям, а к обществу и государству как его организованной форме. Социальные услуги соотносятся с публичными услугами как часть и целое. Они могут оказываться как государственными и муниципальными структурами, так и негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями. Кроме того, социальные услуги в качестве публичных услуг должны отвечать признаку универсальности. Одна из проблем, связанных с реформированием социальной сферы, состоит в том, что необходимо более четко определить вариант связи между организационно-правовой формой юридического лица, оказывающего услуги, и социальной сущностью этих услуг: а) социальные услуги оказывают четко обозначенные государственные или муниципальные учреждения; б) организации любых организационно-правовых форм могут оказывать социальные услуги от имени государства на особых финансовых и иных условиях[10].  На наш взгляд мнение Г.В.  Субботина является необоснованным, потому что виды социальных услуг, который он причисляет, оказываются гражданам на основе гражданских договоров возмездного оказание услуг. 

По мнению Е. Г. Шабловой, социальная услуга не может быть признана катего­рией рыночного товарообмена.  Она вводя основания для разграничения услуги как объекта гражданских прав от социальной услуги, считает, что понятие «социальная услуга» характеризуется следующими признаками: а) оказывается населению в рамках осуществляемой государственно-социальной политики; б) характеризуется адресной субъектной направленностью; в) существует закрытый нормативно-регламентированный перечень этих услуг; г) финансирование затрат, связанных с оказанием социальных услуг, осуществляется в основном за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов; д) субъекты, оказы­вающие социальные услуги, - в основном государственные и муниципальные учреждения социальной службы[11]. На наш взгляд, эти признаки ни в совокупности, ни в отдельности не могут служить критерием, отрицающим возможность социальной услуги быть объектом частноправового регулирования. Только различие в режимах правового регулирования может служить основанием для отграни­чения социальной услуги от услуги, как объекта гражданских прав[12]. Услуга может быть ограничена в обороте только на основании закона. Мы согласны с мнением А.В. Баркова, о том, что социальные услуги легально не являются изъятыми или ограниченными в обороте, а если услуга участвует в обороте, то она является объектом граж­данского права и категорией рыночного товарооборота, требующей граждан­ско-правового режима регулирования вне зависимости от того, признается ли она платной или бесплатной, оказана ли она государственной или частной организацией[13]. Таким образом, социальная услуга является объектом частноправового регулирования.

Возникает другой вопрос, как осуществляется частноправовое регулирование социальных услуг? Частноправовое регулирование осуществляется с помощью двух средств: диспозитивные и  индивидуально-договорные. Диспозитивная средства которые создает для субъектов права такие условия, при которых они вправе, руководствуясь конкретными обстоятельствами, изменить правила, закрепленные в диспозитивных нормах права, принять собственное нормативно-правовое решение. Являющиеся результатом локального правотворчества, локальные (корпоративные) нормы права действуют не изолированно, а в системе частного права, органично входят в его институты и отрасли, во многом определяют правовой статус участников частных правоотношений. Значение локальных (корпоративных) норм в частном праве сегодня существенно возрастает. Индивидуально-договорное регулирование является специфическим уровнем частно-правового регулирования, поскольку практически полностью определяется волеизъявлением субъектов и в большей степени по сравнению с другими видами правового регулирования связано с правовой саморегуляцией, выражающей диспозитивную направленность частного права. Договор, будучи сложным юридическим явлением, носит комплексный характер. Основная юридическая черта индивидуального договора как средства частно-правового регулирования, выделяющего его среди иных юридических средств, заключается в том, что договор устанавливает меру возможного и должного поведения сторон по их соглашению. Использование договорной формы регулирования в частном праве позволяет реализовать многочисленные интересы участников частно-правовых отношений, учесть конкретные жизненные обстоятельства, предоставляя при этом каждой из сторон правовые гарантии[14]. Рассмотрим эти средства на основе действующего законодательства

Согласно Закону РТ от 5 января 2008 года, №359 «О социальном обслуживании» [15] под «со­циальной услугой» следует понимать «виды деятельности, работ, направленные на удовлетворение потребностей граждан, совершаемые в их интересах, по оказанию помощи в трудных жизненных ситуациях, по их профилактике». Казалось бы, раз речь идет о помощи, то это должно давать основание для признания при­оритета публично-правового режима правового регулирования, так как по­мощь со стороны государства имеет властно-распорядительный характер. Однако этот вывод весьма поверхностен. Более глубокий дальнейший анализ действующего законодательства позволяет обратить внимание на следующее обстоятельство. В соответствии с этим Законом социальное обслуживание представляет собой «комплекс социальных услуг, связанных с деятельностью социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых, других услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». В соответствие с ст. 18  Закона РТ «О социальном обслуживании» социальное обслуживание может осуществляться социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание – это оказание социальных услуг без привлечения личных средств граждан, осуществляемое за счёт средств государственного бюджета. Платные социальные услуги в государственных социальных службах оказываются в порядке, установленном Правительством Республики Таджикистан. Исходя из легального определения и применяя вышеозначенный норм и критерий, социальное обслуживание представляет собой родовое понятие, объединяющее в себе два блока отношений: оказание социальной поддержки и помощи (например, материаль­ной); удовлетворение нуждающихся граждан в социальных услугах. То ест само законодательство, предусматривает предоставление социальных платных услуг гражданам и относят эти услуги к объекту частноправового регулирования. По этому вопросу справедливо отмечает А.В. Барков что, обоснование тезиса о частноправовой природе социальной услуги, требую­щей договорного режима правового регулирования, позволяет перейти к следующему этапу формирования концепции правового регулирования рынка социальных услуг и обусловливает необходимость рассмотрения вопроса о возможностях гражданско-правовых средств в механизме его правового ре­гулирования[16].

Индивидуально-договорное регулирование социальных услуг осуществляется на основе главы 37 Гражданского кодекса РТ (Возмездное оказание услуг). В соответствие с  ст. 797 КГ РТ по договору  возмездного  оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услугу (совершать определенные действия  или осуществлять определенную деятельность),  не имеющую вещественной формы, а заказчик обязуется оплатить указанную услугу[17].

На основе выше излаженного, по нашему мнению социальные услуги - эта комплексное понятие, объединяющее бытовые, медицинские, образовательные, психологические, туристские, правовые, социально-экономические и другие услуги, отвечающие требованиям частноправовой услуги (то есть деятельность, требующая договорного режима), вне зависимости от условий ее оказания и оплаты, осуществляемой в отношении лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, связанной с идеей максимального использования собственных средств граждан. Целями оказание социальных услуг являются: содействие обеспечению равных возможностей для всех членов общества, направленное на укрепление социального единства и недопущение социальной изоляции; обеспечение возможности вести достойную, безопасную жизнь, с участием при этом в делах общества; оказание  помощи гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей; активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения ими возникающих проблем; профилактика трудных жизненных ситуаций.  Исполнители платных социальных услуг - предприниматели, государственные и негосударственные юридические лица различной организационно-правовой формы, независимо от форм собственности, оказывающие данные услуги. Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;  социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан; Социально-образовательные, направление на предоставление образовательным учреждением возможности получения образования, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения; социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обитания (обществе); социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личностного развития услугополучателей, формирование у них позитивных интересов, оказание содействия в семейном воспитании детей; социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня; социально-туристские - направленные на организации проведения отдыха посредством путешествий и связанное с этим временное пребывание за пределами постоянного места жительства[18]; социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Литература:

  1. Сангинов Д.Ш. Доктринальные основы социально-культурных услуг// Государство и право. 2012, №1. С.112-113.
  2. Шарифуллин В.Р. Частно-правовое регулирование. Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. C.1,6.
  3. Частное и публичное право// http://ru.wikipedia.org/wiki/Частное_и_публичное_право. 29.01.2013г.
  4. Борченко В.А. Объект частноправового регулирования. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург – 2006. С.10.
  5. Сангинов Д.Ш., Шонасридинов Н. Право социального обеспечения Республики Таджикистан: Учебник. /Под. ред. к.ю.н., доцента Шонасридинов Н. Душанбе, «Эр-граф», 2010. С.11 (на тадж. языке); Сангинов Д.Ш. Право социального обеспечения Республики Таджикистан. Учебное пособие. Душанбе, «Эр-граф», 2012. С.30 (на тадж. языке).
  6. Надо отметит, что социальная услуга как объект частноправового регулирования на монографическом уровне исследовано толка А.В. Барковым см.: Цивилистическая концепция правового регулирования рынка социальных услуг: Монография. М.: ИГ «Юрист», 2008. 416с.; Договор как средство правового регулирования рынка социальных услуг: Монография. М.: ИГ «Юрист», 2008. 288с.; Рынок социальных услуг: проблемы правового регулирования. Автореферат дис.... доктора юридических наук. Москва, 2008. 60с.; Рынок социальных услуг: проблемы правового регулирования. Дисс. ... докт. юрид. наук. Москва, 2008. 625с.
  7. Право социального обеспечения России: учебник / М. О. Буянова, К. Н. Гусов и др./ Под ред. К. Н. Гусова. М., 2004. С. 397-389.
  8. Гражданское право: учебник: в 2 тт. / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во БЕК, 2002. Т. 1. С. 14.
  9. Хошимов Д.Д. Услуги как объект гражданских прав по законодательству Республики Таджикистан. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Душанбе. 2012.26с.
  10. Субботин Г.В. Социальные услуги. Дисс. ... канд. юрид. наук. Москва, 2011. С.143.
  11. Шаблова Е. Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг. Дисс. ... докт. юрид. наук. - Екатеринбург, 2002. С. 13; Она же. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.42с.
  12. Гражданское право: В 2-х тт. Том 1: учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. М.: Изд-во БЕК, 2000. С. 124-125.
  13. Барков А.В. Рынок социальных услуг: проблемы правового регулирования. Дисс. ... докт. юрид. наук. Москва, 2008. С.63,68.
  14. Шарифуллин В.Р. Частно-правовое регулирование. Дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. C.8-9.
  15. Закона РТ от 5 января 2008 года, №359 «О социальном обслуживании»// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2008г., №1, ст.24.
  16. Барков А.В. Рынок социальных услуг: проблемы правового регулирования. Дисс. ... докт. юрид. наук. Москва, 2008. С.73-74.
  17. Гражданский кодекс Республики Таджикистан (Часть вторая) от 11 декабря 1999 года, № 884//АМОРТ с. 1999, №12, ст. 323;  2002г,  №4, ч.1. ст.  170;  2006г, №4, ст. 193; .2009г., №12, ст.821 2010г,№7, ст.540.
  18. Сангинов Д.Ш. Туристическое право Республики Таджикистан. Учебное пособие. Душанбе, «ЭР-граф». 2012.С. 429. (на тадж. языке).

Опубликовано 27 октября 2016 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Частноправовое регулирование, социальные услуги, виды социальных услуг, социальное обслуживание, социально-туристские услуги.



© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?