В статье автором анализируется законодательства Республики Таджикистан и научные мнение ученых о понятие услуг культуры. Услуги культуры как объект частноправового регулирования предусмотрено в законодательстве Республики Таджикистан и признается учёными–цивилистами. Услуги культуры это действий физических и юридических лиц отросли культуры в целях духовного развития потребителя.  

' > В статье автором анализируется законодательства Республики Таджикистан и научные мнение ученых о понятие услуг культуры. Услуги культуры как объект частноправового регулирования предусмотрено в законодательстве Республики Таджикистан и признается учёными–цивилистами. Услуги культуры это действий физических и юридических лиц отросли культуры в целях духовного развития потребителя.  

'> В статье автором анализируется законодательства Республики Таджикистан и научные мнение ученых о понятие услуг культуры. Услуги культуры как объект частноправового регулирования предусмотрено в законодательстве Республики Таджикистан и признается учёными–цивилистами. Услуги культуры это действий физических и юридических лиц отросли культуры в целях духовного развития потребителя.  

' /> В статье автором анализируется законодательства Республики Таджикистан и научные мнение ученых о понятие услуг культуры. Услуги культуры как объект частноправового регулирования предусмотрено в законодательстве Республики Таджикистан и признается учёными–цивилистами. Услуги культуры это действий физических и юридических лиц отросли культуры в целях духовного развития потребителя.  

' />
Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ТЕОРИЯ ПРАВА есть новые публикации за сегодня \\ 24.04.17

ПОНЯТИЕ «УСЛУГИ КУЛЬТУРЫ»

Дата публикации: 27 октября 2016
Автор: Сангинов Д.Ш.
Публикатор: Сангинов Дониёр Шомахмадович
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1477562951 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Сангинов Д.Ш., (c)

найти другие работы автора

Для определения услуги культуры нам необходимо, но основе законодательства и мнений ученых уточнит содержание культуры.

В соответствие с Законом Республики Таджикистан "О культуре», культура это совокупность  материальных  и духовных  ценностей, создаваемых  человечеством  и  используемых в целях духовного развития личности[1].

Анализ научной литературы  по определению культуры позволяет объединить их в четыре основные группы, отражающие определенную специфику в подходе к пониманию ее социальной роли, характера и содержания: первую группу составляют определения, в которых культура рассматривается как совокупность органичных для нее составных предметных характеристик[2,с.22]; вторая группа определений концентрирует внимание на свойстве культуры производить, распределять и потреблять духовные ценности. В этой группе главным фактором выступает социальная деятельность человека (Арнольдов А.И., Злобин Н.С., Иовчук М.Т., Коган Л.Н., Межуев В.М., Зелинский Н.Е., Попов В.Д., Чичканов В.П. и др.)[3]; третья, так называемая технологическая группа определений, объясняет культуру как систему способов и средств, приемов, процедур и норм человеческой деятельности (Давидович В.Е., Жданов Ю.А., Маркарян Э.С. и др.) .)[4]; наконец, в четвертой группе в последнее время Ф.М. Бурлацкий и А.А. Галкин фокусируют внимание прежде всего на социально-историческом аспекте.)[5].

Несмотря на обилие трактовок понятия культуры, прослеживаются общие основные позиции: во-первых, главный источник культуры - трудовая деятельность общественного человека; во-вторых, культура включает в себя способы и результаты деятельности общественного человека; в-третьих, сущность культуры - гуманистическая, человекотворческая, соединяющая общечеловеческие ценности применительно к каждому человеку, который выступает ее продуктом.)[6, с.57].

На данный момент по поводу услуги культуры единого мнения в юридической литературе не существует. Одни авторы называют данную услугу «культурно-зрелищные»[7,с.180], другие «культурно-просветительские» [8, с. 229-230], третие «культурно-творческой»[9, с.119].  

Для обозначение данной услуги в законодательстве Республики Таджикистан используется разные словосочетания. Например, в ГК РТ словосочетания «культурное обслуживание»[10], в  Законе РТ «О культуре» «культурная деятельность»[1], в Законе РТ «О Государственном бюджете Республики Таджикистан на 2011 год» «Культурно-массовые мероприятии»[11], в Концепции развития культуры Республики Таджикистан «культурно-досуговые услуги»[12] и т.д.

На наш взгляд, словосочетания «услуги культуры» в отличие от словосочетаний «культурно-досуговых», «культурно-зрелищных», «культурно-просветительских», «культурного обслуживание» является понятие широким и охватывает все виды услуг входящие в понятие культуры. Напротив услуги культуры являются составной частью культурной деятельности. Потому что культурная деятельность это деятельность физических и юридических лиц, связанная с созданием, производством, восстановлением, охраной, развитием, изданием и использованием культурных ценностей. То ест кроме оказания услуг в данном понятие входят создание, производство и восстановление культурных ценностей.

В соответствие с Законом РТ "О культуре" культурная деятельность осуществляется в следующих областях: выявление,  изучение,  охрана,  реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная   литература, кинематография,    сценическое, танцевальное,  музыкальное, изобразительное искусство, фотоискусство и другие виды и жанры искусства; художественные  народные промыслы и ремесла,  языки,  диалекты, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы; самодеятельное художественное творчество; музейное дело и  коллекционирование памятников истории и культуры; книгоиздание,  библиотечная деятельность  и другая  культурная деятельность,  связанная  с  созданием, пропагандой  и использованием книги,  а также деятельность архивных учреждений; книгоиздание и  библиотечное  дело,  а также  иная  культурная деятельность,   связанная   с   созданием произведений   печати,  их распространением и использованием, архивное дело; телевидение,  радиовещание и другие аудиовизуальные средства  в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное  образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследование в области культуры; международные культурные обмены; производство материалов,  оборудования и  других  средств, необходимых  для  сохранения,  создания, распространения  и  освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются и осваиваются культурные ценности (ст.2). Государственные учреждения культуры вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. К предпринимательской  относится деятельность государственной организации культуры: по торговле товаром, оборудованием; по оказанию посреднических услуг; по  деловому  участию в деятельности коммерческих предприятий, учреждений, организаций (в том числе культуры); по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним.     Предпринимательская деятельность культурных учреждений осуществляется   в   соответствии   с законодательством   Республики Таджикистан (ст.24).

По мнению Е.Г Шабловой, услуги культуры являются услугами личного характера. Она отмечает, что «В науке гражданского права признано плодотворным выделение услуг личного характера и, соответственно, - договорных обязательств о предоставлении услуг личного характера. Такое название услуги получили постольку, поскольку объектом их воздействия является сам человек, «удовлетворяются нужды самого человека» (культурные, косметические, медицинские, образовательные, перевозка пассажиров, телекоммуникационные и др.)[13, с.100-101].

Суханов Е.А. анализируя  юридические и фактические действия агента отмечает, что «агент совершает в чужих интересах одновременно, как сделки и другие юридические действия, так и действия фактического порядка, не создающие правоотношений принципала с третьими лицами». Он в подтверждение своих слов приводит пример: «лицо, действующее в качестве агента, может взять на себя задачу сбыта нужных товаров, услуг или работ, имея в виду не только заключение договоров на их реализацию, но и проведение рекламной компании, но и других мероприятий по освоению и изучению рынка. Деятельность такого рода широко распространена в культурно-творческой сфере, где агенты осуществляют в интересах своих клиентов как юридические, так и фактические действия по оформлению их отношений с издателями, театрами, киностудиями и по организации различных мероприятий и т.д.»[14, с.112-115].

Ткаченко О.В. считать, что Суханов Е.А. слишком узко определил сферу применения агентских договоров, ограничившись культурно-творческой деятельностью. Культурно-творческая деятельность является составляющей социально-культурного сервиса (туристская деятельность, деятельность по развлечению, питанию, размещению, деятельность в области шоу-бизнеса, творческая деятельность, деятельность по социальному обслуживанию населения), где агентские договора являются преобладающими среди заключаемых посреднических договоров[9, с.119].

В.А. Ойгензихт в своей работе констатирует наличие нетипичных отношений как незавершенных институтов в области договорного права на примере договоров, обслуживающих культурные и бытовые нужды граждан (договоры с медицинскими, учебными и иными учреждениями). Для институтов данного вида характерно наличие значительных отклонений от закрепленных в кодифицированном законодательстве гражданско-правовых категорий[15, с.128].

А.Е. Шерстобитов анализирую потребности потребителей, приходит к выводу, что: «Для создания цивилизованного рынка, то есть рынка, ориентированного на удовлетворение материальных и культурных потребностей людей, всемерную охрану прав и законных интересов потребителей, необходима целостная система мер экономического, организационного и правового характера. В условиях расширения сферы действия товарно-денежных отношений, усиления экономических методов управления, преодоление экономического неравенства производителей товаров и услуг, продавцов, с одной стороны, и граждан-потребителей, с другой стороны, должно осуществляться не с помощью отказа от гражданско-правовых инструментов регулирования, а в результате осуществления повышенной охраны прав граждан. Сущностью повышенной охраны прав граждан является возложение в рамках традиционных цивилистических форм на производителей товаров и услуг, а также продавцов комплекса дополнительных обременении, которым корреспондируют соответствующе дополнительные права потребителей, призванные сбалансировать различное их экономическое положение»[16, с.3-4].

Это означает, что культурные потребности потребителя удовлетворяются с помощью услуги культуры.

Культурные потребности, рассматриваемые как составная часть потребностей человека, как категория, относящаяся к воспроизводству рабочей силы зависят от степени развития производства культурных благ, товаров и услуг. Можно выделить несколько направлений культурных потребностей – это художественно-эстетические, познавательные, зрелищные, рекреационные и другие. Существует много различных способов классификации культурных потребностей в зависимости от выбранного критерия. Рассмотрим структуру культурных потребностей путем выделения 4-х вертикальных уровней: Первый уровень включает широкий и традиционный для определенного времени спектр культурных потребностей, например, в определенной культуре труда, образовании, художественно-эстетических, рекреационных и прочее; Второй уровень – конкретизируя направления потребностей, выделяет виды культурных потребностей, например, уточняются художественно-эстетические потребности в литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве; На третьем уровне выделяются специфические культурные потребности. Например, театр, как направление интересов приобретает более четкую форму жанра: драматический, оперный, балетный, шоу-программа и другие; Четвертый уровень классификации содержит отдельные культурные потребности, т.е. на данном уровне классифицируется не просто потребность в определенном жанре театрального искусства, а потребности в услугах конкретных, например, драматических театров. Подобная классификация культурных потребностей позволяет выстраивать культурные приоритеты населения, которые требуют их удовлетворения. Естественно, производством культурных благ занимаются отрасли культуры. Культура становится самостоятельной отраслью тогда, когда масштабы затрат общественного труда в данной сфере удовлетворения потребностей привели к ее выделению из сферы деятельности, с которой она была прежде функционально связанной, например, с образованием. Отрасль культуры постепенно приобрела самостоятельность в рамках разделения труда и превратилась в отрасль народного хозяйства. Функционирование данной отрасли направлено на создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей. Эти продукты имеют специфические, чувственно воспринимаемые свойства, благодаря которым они удовлетворяют культурные потребности людей[17].

Е.Г Шаблова утверждает, что способы объективизации, измерения численными, иными ценностными значениями результата услуги не всегда представляются возможными. Как, например, «измерить» то эстетическое удовольствие и уровень удовлетворения эстетических потребностей заказчика (зрителя) при предоставлении культурно-зрелищной услуги? Ещё сложнее это формализовать в условиях договора. И дело не только в сложности перевода «неизмеряемой» ценности в плоскость гражданско-правового обязательства. Дело в том, что личные услуги, особым объектом которых является сам человек, предполагают зависимость результата от личности самого заказчика: его настроения, самочувствия, психологического состояния, нравственных, культурно-образовательных качеств, т.е. элементы субъективного, личностного фактора в оценке подобных услуг превалируют, как ни в каком другом обязательстве[13, с.180].

Вышесказанное является доказательством того, что услуги культуры как объект частноправового регулирования предусмотрено в законодательстве Республики Таджикистан и признается учёными–цивилистами.   

Таким образом, услуги культуры это действий физических и юридических лиц отросли культуры в целях духовного развития потребителя.

На наш взгляд, услуги культуры в зависимости от функционального назначения отраслей культуры можно классифицировать на 3 группы:

1) Услуги учреждений кино и кинопроката, услуги театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций и коллективов филармонии: услуги учреждений кино и кинопроката; демонстрация /кинофильмов; слайдов; видеопрограмм; проведение кинофестивалей; проведение киновечеров; услуги театрально-зрелищных предприятий; показ спектаклей / оперы и балета; музыкальной комедии, оперетты, театра песни; драмы; музыкально-драматических; кукольных театров марионеток;  театров киноактера, театров поэзии; театров юного зрителя, театров для детей; театров зверей; услуги концертных организаций и коллективов филармоний; показ концертных/ симфонических; хоровых коллективов; камерных; филармонических коллективов; эстрадных исполнителей, солистов оркестров; исполнителей разговорного жанра; эстрадных коллективов; танцевально-музыкальных коллективов; вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп; услуги цирковых предприятий и зоопарков; показ цирковых представлений; показ спектаклей балета на льду; показ цирковых номеров на сцене; показ зверей в зоопарках, зоосадах и зверинцах.

2) Услуги выставочного характера и художественного оформления, услуги музеев, услуги парков (садов) культуры и отдыха: услуги   выставочного   характера и художественного оформления; показ экспозиций выставок из личных собраний коллекционеров; выставки книг и художественных   произведений  по тематике; выставки картин  художников, художественные салоны; выставки произведений и изделий самодеятельных художников; мастеров декоративно-прикладного искусства; членов любительских клубов и студий; организация ярмарок народного творчества; фотовыставки; выставки филателистов, филокартистов, нумизматов; услуги музеев; посещение музеев; демонстрация музейных коллекций на выезд; показ экспозиций музеев; показ экспозиций выставок; создание музейных каталогов и обслуживание посетителей музеев;  изготовление копий   /  (с  возможным  увеличением)  с музейных экспонатов; с документов из фондов музеев; услуги парков (садов) культуры и отдыха, пляжей; посещение парков (садов) культуры и отдыха, пляжей; проведение / танцевальных вечеров; театрализованных праздников;  массовых гуляний; карнавалов; концертных программ; дискотек на открытых площадках; новогодних елок; дискуссионных встреч с интересными людьми; пользование / читальными залами; шахматно-шашечными верандами на открытых парковых     площадках; аттракционами; залами игровых автоматов; настольными  играми  на открытых площадках парков и садов.

3) Услуги музыкальных, художественных и хореографических школ, клубных учреждений и библиотек: услуги музыкальных, художественных и хореографических школ; обучение в  музыкальных  школах  /игре  на  народных инструментах; игре на клавишных инструментах; игре на струнных инструментах и органе; игре на духовых инструментах; пению; обучение в  хореографических  школах  /классическим танцам; бальным танцам; современным эстрадным танцам; обучение в художественных  школах  /изобразительному искусству; декоративно-прикладному искусству; лепке, скульптуре; услуги клубных учреждений; занятия на   факультетах   народных   университетов  /культуры; литературы; музыкального искусства; театрального искусства; изобразительного искусства; научно-технических знаний; библиотечно-библиографических знаний; киноискусства; фотоискусства; архитектуры; краеведения; исторических знаний; культуры быта; молодой семьи; здоровья; правовых знаний; организация /лекториев; кинолекториев; других лекционных мероприятий; консультации, научные     справки     населению     (с привлечением специалистов) /устные;  письменные;  обучение в платных кружках, студиях, на курсах / игре на музыкальных инструментах; пению; актерскому мастерству; танцам; изобразительному и декоративно-прикладному искусству; организация любительских   клубов   и   объединений  /художественных; естественно-научных; технических (моделирования); коллекционеров; по профессиям; семейного отдыха; знакомств; организация и проведение /танцевальных вечеров; вечеров отдыха; тематических вечеров; встреч с деятелями культуры, науки, литературы; праздников; гражданских, семейных обрядов; литературно-музыкальных гостиных; балов; вечеров с участием диск-жокеев; концертов художественной самодеятельности; спектаклей, разработка сценариев,  постановочная работа по заявкам организаций, предприятий и отдельных граждан; предоставление оркестров, ансамблей, самодеятельных художественных коллективов и отдельных исполнителей для музыкального  оформления семейных  праздников и торжеств; предоставление игровых    комнат для детей (с воспитателем на время проведения мероприятий для взрослых); услуги библиотек; составление библиографических списков и  справок по разовым запросам читателей; документов из фондов библиотек; составление каталогов книг, периодических изданий, рукописей, архивных документов,  художественных коллекций; переводы литературы с  иностранных  языков на русский язык; переводы литературы с русского  языка на иностранные языки; доставка читателям книг на дом, к месту работы; письменное информирование читателей  о  поступлении  в фонд библиотеки интересующих их изданий и материалов; формирование фонда материалов по вопросам бизнеса; услуги   библиотек    по  выдаче     книг,   звука и видеозаписей, записей на цифровых видеодисках (DVD); прочие услуги учреждений культуры; услуги творческо-производственных     объединений /реставрация книг; реставрация картин; реставрация магнитных записей; услуги планетариев (публичные лекции в планетарии,  на астрономической площадке, наблюдение в телескоп); услуги лекториев и планетариев общества "Знание"; услуги студий звукозаписи, грамзаписи; монтаж кинофильма по сценарию заказчика; монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения  заказчика на магнитную ленту, компакт-диск; перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск.

 

Литература:

  1. Закон Республики Таджикистан от 13 декабря 1997 г., № 516 "О культуре"// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1997г., № 23-24, ст. 352; 2001 г., № 4, ст. 143;  2003 г., №12, ст. 691; 2008 г., ст.819; 2009г., №7-8, ст. 499; 2011г., №6, ст.445.
  2. Ким М.П. О культуре как предмете изучения. М., 1974. 270с.
  3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993. 349 с.; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980 303с.; Межуев В.М. Культура и история. М., 1977. 199с.
  4. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. 2-е изд. Рос-тов н/Д, 2005. 263с; Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000. 320с.
  5. Галкин А.А., Красин Ю.А. Россия: QUO VADIS. М., 2003. 276с.
  6. Алешина Е.А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования. Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008. 170с.
  7. Гражданское право: Учебник. Том.2. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1993. 767с.
  8. Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в Российском гражданском праве. Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. 315с.
  9. Ткаченко О.В. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. Астрахань, 2004. 168с.
  10. Гражданского кодекса Республики Таджикистан от 30 июня 1999 г. (Часть первая)// Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 1999г., №6, ст.153; 2001г.,№7, ст.508; 2002г., №4, ч.1. ст. 170; 2005., №3, ст.125; 2006г., №4, ст.193; 2007г., № 5ст.356; 2010г., №3. ст.156; 2010г., №12, ст.802; 2012г.№849; 2013г.№977.
  11. Закона Республики Таджикистан от 18 ноября 2010 года, № 639 «О Государственном бюджете Республики Таджикистан на 2011 год»// Ахбор Маджлиси Олии Республики Таджикистан, 2011г., №11, ст. 737;  2011г., №4, ст. 286;  2011г., №5, ст. 334; 12.10.11. №765; зрт 29.11.11, №767; зрт 26.12.11, №768; зрт 29.12.11, №797.
  12. Концепция развития культуры Республики Таджикистан от 30 декабря 2005 года, № 501// Централизованный банк правовой информации Республики Таджикистан. ADLIA Версия 6.00.06.12.2013г.
  13. Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг. Дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург. 2003.363с.
  14. Суханов Е. Агентский договор //Вестник Высшего Арбитражного Суда. М., 1999. №12. С. 112-115.
  15. Ойгензихт В.А. Нетипичные договоры по оказанию услуг личного характера: Учеб. пособие. - Душанбе, 1984. 128c
  16. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовая охрана прав потребителей. Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992. 330с.
  17. Электронный ресурс: Культурные потребности// http://kultura-socio.ru/lektsii-po-ekonomike-sotsialno-kulturnoj-sfery/139-kulturnye-potrebnosti.html.14.01.2014г.

Опубликовано 27 октября 2016 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Культура, услуги культуры, культурно-зрелищные услуги, культурно-просветительские услуги, культурно-творческие услуги, культурное обслуживание, культурная деятельность, культурно-массовые мероприятия, культурно-досуговые услуги.



© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?