Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ТЕОРИЯ ПРАВА есть новые публикации за сегодня \\ 18.08.18


Конгресс США (1963 - 1972 гг.)

Дата публикации: 22 января 2018
Автор: Е. М. Силаева
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Номер публикации: №1516626140 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Е. М. Силаева, (c)

найти другие работы автора

Конгресс США (1963 - 1972 гг.)

"Journal of Politics". Gainsville. 1977, N 3.

Статья профессора университета штата Огайо А. Клаузена и адъюнкт- профессора Нью-Йоркского университета К. Ван Горна "Конгресс: изменения за десятилетие. 1963 - 1972" представляет собой результат проведенного при помощи математических методов исследования поименных голосований, демографических данных, результатов избирательных кампаний.


6 Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Т. 6. М. 1978, стр. 533.

7 Б. И. Марушкин. Указ, соч., стр. 108 - 119; С. А. Федюкин. Борьба с буржуазной идеологией в условиях перехода к нэпу. М. 1977, стр. 99 - 134, и до.

стр. 191


С точки зрения буржуазной науки изучение конгресса и динамики его развития возможно главным образом в трех направлениях: институциональном (изменения в структуре, функциях, полномочиях конгресса), политическом (сравнительный анализ политической борьбы в процессе законодательной деятельности), качественном (отношение конгресса к комплексу решаемых им социально-экономических проблем). Авторы статьи избрали последнее направление.

Клаузен и Ван Горн проанализировали и сравнили позиции, занятые при голосовании законодателями 88-го (1963 - 1964 гг.), 91-го (1969 - 1970 гг.) и 92- го (1971 - 1972 гг.) созывов, в отношении государственного регулирования, социального обеспечения, помощи сельскому хозяйству, гражданских свобод, внешней политики. По мнению авторов, центральное место занимает определяющая для всего послевоенного развития США проблема государственного регулирования экономики. Именно отношение к ней и позволяет лучше всего определить политическую ориентацию данного конгрессмена: либеральную, если он поддерживает государственное регулирование и мероприятия по социальному обеспечению, и консервативную, если он их отвергает. За десятилетие, как считают Клаузен и Ван Горн, происходил процесс "деполяризации" партий, то есть "вполне определенный сдвиг республиканской фракции к большей поддержке государственного регулирования" (стр. 637). Впрочем, сами авторы не дают объяснения причин этого процесса. Между тем это естественный результат развития государственно-монополистического капитализма США. Теперь уже речь идет не столько о конфронтации между сторонниками и противниками вмешательства государства, сколько о более сложных и тонких вопросах: до каких пределов может распространяться регулирование, должно ли оно осуществляться через государственные органы, специально созданные для решения тех или иных проблем, или же через частный сектор. Фактически эти контроверзы и были зафиксированы исследователями. В вопросе о социальном обеспечении авторы отмечают растущую поляризацию между демократами и республиканцами (стр. 632). Надо заметить, что в конгрессах 93-го и 94-го созывов поляризация партийных фракций по указанным вопросам еще более усилилась. Касаясь проблемы гражданских свобод, Клаузен и Ван Горн пишут, что с 1963 по 1972 г. интерес к ней ослабел, особенно в палате представителей (стр. 649 - 650). Авторы считают, что суть дела тут состоит в изменении содержания данной проблемы. Если в 1953 - 1964 гг. она была в основном связана с правами негритянского населения, что обусловило четкое разграничение между позициями законодателей от северовосточных и южных штатов, то с середины 60-х годов она стала включать в себя, помимо проблемы негритянского населения, и такие вопросы, как преступность, наркомания и др. По мнению авторов, "северные демократы оказывают большую поддержку вопросам, связанным с гражданскими свободами, южные - наименьшую, а республиканцы занимают промежуточную между ними позицию" (стр. 650).

Проблема гражданских прав и свобод и сейчас чрезвычайно остра, поскольку положение в стране мало изменилось, однако на позицию законодателей влияет недовольство масс по поводу незначительной результативности либерально- реформистских методов, применявшихся правящими кругами.

Авторы отмечают, что за последнее десятилетие произошли качественные изменения как в сельскохозяйственной политике федерального правительства, так и в отношении к ней конгрессменов. Уже в конгрессе 91-го созыва сложились политические силы, требующие ограничения субсидий, выплачиваемых фермерам по различным "программам помощи", которые на деле служат укреплению в сельском хозяйстве крупнейших капиталистических предприятий, вытесняющих и разоряющих мелких фермеров. По вопросу о субсидиях нет четкого межпартийного разграничения. Отмечено, впрочем, что республиканцы, в основном представляющие городские округа, оказывают большую поддержку сокращению субсидий. Сказывается и уменьшение числа сельских конгрессменов как результат урбанизации.

Раздел статьи, посвященный внешней политике, пожалуй, наиболее интересен. Изменения, происшедшие в мире, не могли не затронуть конгресс. Рассматриваемый период характерен активным вмешательством законодательной власти в сферу внешней политики1 . Особенно большое внимание


1 См. В. А. Савельев. США: сенат и политика. М. 1976; Е. И. Попона. Американский сенат и внешняя политика. М. 1978, и др.

стр. 192


(главным образом после Вьетнама) уделяется таким проблемам, как американские военные обязательства за рубежом, бюджетные ассигнования на военные нужды, совместная ответственность конгресса и президента при проведении внешней политики. Характерной чертой явилось критическое отношение к внешнеполитической деятельности исполнительной власти, стремление расширить роль конгресса в этой области.

Авторы анализируют расстановку сил по внешнеполитическим вопросам. По их мнению, только в области экономической и военной помощи иностранным государствам она во многом определяется партийной солидарностью.

К 70-м годам в конгрессе сложились две группировки законодателей. Первая стоит на позициях активного вмешательства в дела иностранных государств, наращивания военной мощи США, вторая - это те, кто выступает за пересмотр и сокращение обязательств и военного присутствия США за рубежом, уменьшение бремени военных расходов. Последняя группировка, по заключению авторов, представлена в основном демократами от северо- восточных штатов. Авторы склонны рассматривать позицию этой группировки, составляющей ядро оппозиции правительству, как своего рода возрождение старого изоляционизма. Центром нового направления является сенат. Палата представителей более консервативна. Наименьшую поддержку новому направлению во внешнеполитической деятельности конгресса оказывают законодатели от южных штатов, а наибольшую - представители северо- восточных, среднезападных и среднеатлантических штатов.

Авторам статьи удалось зафиксировать динамику политических изменений в конгрессе, пришедшихся на период бурных 60-х годов. Однако в интерпретации полученных ими данных сказываются традиционные пороки буржуазной методологии - отсутствие общей теоретической базы, концентрация внимания на самих процессах без анализа причин, их породивших. Это можно продемонстрировать на следующем примере. Так, авторы считают движущей силой отмеченных ими процессов изменения в составе корпуса избирателей, но при этом совершенно не учитывают, что сами эти изменения определяются глубинными социально-экономическими, социально- политическими, социально-психологическими и международно-политическими факторами.

Марксистско-ленинский анализ современной эпохи показывает, что развитие государственно-монополистического капитализма оказывает влияние на решение всех важнейших внутри- и внешнеполитических проблем. Статья Клаузена и Ван Горна содержит материал, иллюстрирующий эту тенденцию.

Опубликовано 22 января 2018 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Конгресс США (1963 - 1972 гг.)



© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.


Ваше мнение?


Загрузка...