Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ТЕОРИЯ ПРАВА есть новые публикации за сегодня \\ 23.05.18

Ч. ВАН ОНСЕЛЕН. ЗАКОНТРАКТОВАННЫЙ РАБ. АФРИКАНЦЫ НА ШАХТАХ ЮЖНОЙ РОДЕЗИИ (1900 - 1933)

Дата публикации: 22 января 2018
Автор: А. С. ОГАНОВА
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ТЕОРИЯ ПРАВА
Номер публикации: №1516626949 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


А. С. ОГАНОВА, (c)

найти другие работы автора

СН. VAN ONSELEN. Chibaro. African Mine Labour in Southern Rhodesia (1900 - 1933). London. Pluto Press. 1976. 326 p.

История африканского рабочего класса еще мало исследована. В последнее десятилетие к этой проблематике, имеющей большое научно-теоретическое и практическое значение, проявляется повышенный интерес1 . Особенно "везет" истории африканского рабочего класса Южно-Африканского Союза и Родезии в кругах английских историков буржуазно-либерального и леворадикального направлений. Этим проблемам посвящены труды историков, группирующихся вокруг Института Содружества научно-исследовательского центра при Лондонском университете, занимающимся подготовкой кадров по общественным наукам с 1949 года. В институте работал в тече-


1 Отметим интересную работу Х. Дойчланда из ГДР (H. Deutschland. Trailblazers. Struggle and Organisations of African Workers before 1945. B. 1970).

стр. 192


ние нескольких лет семинар Ш. Маркс, объединявший специалистов по проблемам истории колониального освоения юга Африки как в экономическом, так и в социальном аспекте. Ч. ван Онселен, южноафриканский историк из этой группы исследователей2 , привлек широкий круг источников, в частности материалы из архивов Южно-Африканской Республики и Родезии. Автор использует также документы и материалы компаний, публикации правительства Великобритании, органов колониальной администрации Южной Родезии, Ньясаленда.

Книга касается истории становления горнодобывающей промышленности Южной Родезии и особенно африканцев-горняков. Чибаро - "законтрактованный раб" - так африканцы называли людей, завербованных по контракту Родезийского бюро туземного труда, организации, устраивавшей настоящую охоту за рабочей силой для шахт и рудников Южной Родезии, в основном для золотодобывающей промышленности. Чибаро стали символом ужасов колониальной эксплуатации африканского населения Южной Родезии, они составляли самую эксплуатируемую группу среди рабочих, не имели практически никаких прав.

Автор убедительно доказывает, что в погоне за прибылями предприниматели, к какой бы компании они ни принадлежали, старались максимально снизить расходы на содержание производства и зарплату африканских рабочих. Именно поэтому шахтовладельцы пренебрегали техникой безопасности на подземных работах. Зарплата рабочих-африканцев неуклонно сокращалась: в 1923 г. она была ниже, чем в 1904 г., а в 1925 г. упала на 1/3 по сравнению с 1912 годом. Именно дешевый труд африканцев позволил золотодобывающей промышленности Родезии выйти из кризисного состояния, в каком она находилась в начале века.

Материал книги об условиях жизни рабочих в компаундах (рабочих поселках) при шахтах и рудниках, методах управления компаундаими со стороны белой администрации - страстный обвинительный акт колониализму, его зверствам и насилию над личностью рабочих-африканцев3 . Картина жизни в компаундах, нарисованная Ч. ван Онселеном по многочисленным свидетельствам, воистину ужасна. Элементарные условия для жизни отсутствовали. В бараках не было никакой вентиляции, летом в них было очень жарко, а зимой холодно. Кроме того, они были чрезвычайно перенаселены. Пищевые рационы, обеспечиваемые компаниями, были крайне скудны, даже в тюрьмах африканцев кормили лучше, чем на шахтах. Шахтеры массами заболевали пневмонией. Цинга, почти неизвестная в сельских районах Родезии, была широко распространена в комлаундах как следствие плохого питания и физического перенапряжения. Выходной день был введен законодательно лишь в 1914 г., но еще в 1922 г., как отмечает автор, соблюдался далеко не на всех предприятиях отрасли. Высока была смертность. Медицинское обслуживание находилось на исключительно низком уровне. Больницы для африканцев были в таком состоянии, что заслужили у рабочих прозвище "черных домов" (стр. 59). Для рабочих, находившихся на "лечении", сокращались я без того скудные пищевые рационы. Никакой компенсации рабочим или их семьям при потере трудоспособности или смерти в результате несчастного случая практически не выплачивалось. Предприниматели постоянно нарушали даже то куцее трудовое законодательство, которое колониальные власти были вынуждены ввести в период наиболее острой нехватки рабочей силы накануне первой мировой войны. Так, в 1914 г. был законодательно введен еженедельный выходной день для шахтеров. Но еще в 1922 г., как отмечает автор, компании нередко отказывались предоставлять его рабочим, считая это "разорительным".

Нарисовав страшную картину жестокостей, царивших в компаундах, где основным "оружием" управления была плетка


2 См. работы историков из этой же группы: J. M. Mackenzie. Colonial Labour Policy and Rhodesia. "The Rhodesia Journal of Economics", Vol. 8, N 1, March 1974; J. R. Phimister. Rhodes, Rhodesia and the Rand: Mining in Southern Rhodesia, 1890 - 1902. "Journal of Southtern African Studies", Vol. I, N 1, October 1974; F. A. Johnstone. Class, Race and Gold: A Study of Class Relations and Racial Discrimination in South Africa. L. 1976.

3 В одной из рецензий на книгу Ч. ван Онселена его труд сравнивается с работой английского публициста начала XX в. Э. Мореля, который разоблачал колониальные зверства в Бельгийском Конго (Ch. Perrings. The Production Process. Industrial Labour Strategies and Worker Responses in the Southern African Gold Mining Industry. "Journal of African History", Vol. XVIII, N 1, 1977, p. 135).

стр. 193


из шкуры гиппопотама, Ч. ван Онселен подчеркивает, что колониальное государство санкционировало действия белых предпринимателей, заботясь лишь о том, чтобы насилие "не переходило рамки терпимости" (стр. 148). Организация жизни в компаундах была направлена на абсолютное подавление личности рабочего. В этом отношении компаунды, по выражению автора, были "колледжами колониализма, которые окончили тысячи рабочих Центральной Африки" (стр. 151). Среди методов утверждения колониального статуса рабочего-африканца было и употребление языка "фанакало" - смеси голландского, английского и зулусского. Язык этот был непонятен большинству горняков, что приводило к затруднениям в процессе работы и давало "повод" обвинять их в невежестве и тупости.

Политический контроль в компаундах, осуществлявшийся государственной властью в союзе с предпринимателями, изолировал рабочих от прогрессивных идей, облегчал борьбу с зарождавшимся стачечным движением, препятствовал возникновению организованного африканского рабочего движения. "Компаунд, как и любой другой институт колониального общества, служил формированию рабской африканской личности" (стр. 153) - этот вывод представляется исключительно важным и актуальным, так как вскрывает исторические корни формирования одного из аспектов социально-психологического облика африканского рабочего-горняка Родезии и ЮАР.

В основе системы социального контроля в компаундах лежала идеология патернализма, расового превосходства белых, жесточайшего угнетения личности. На службе компаниям находились религия и элементарное образование, которые проповедовали "покорность и услужливость". Учитывая страстное желание горняков получить образование, предприниматели одно время устраивали в компаундах вечерние школы, являвшиеся средством привлечения новых рабочих. В то же время для администрации компаундов представляли потенциальную опасность независимые африканские церкви с их явно антиколониальными проповедями.

Автор описывает зарождение организаций рабочих, первые забастовки и другие формы протеста против системы принуждения и насилия, в том числе побеги во время вербовки, тайное сопротивление в компаундах, порча хозяйской собственности, уклонения от работы. Условия жизни компаундов, как подчеркивается в книге, не способствовали развитию более высоких форм борьбы - митингов, предъявления петиций, забастовок. Но последние все же возникали, например, на шахтах Родезии. Выступления рабочих носили стихийный характер и, как правило, были направлены на защиту статус-кво, существовавшего в компаундах (против сокращения рационов, за устранение ненавистных управляющих и т. д.). Тем не менее африканцы в этих стачках действовали уже как пролетарии, а не только как соплеменники.

Рассматривая историю первых возникших в компаундах организаций, которые помогали своим членам в случае болезни, потере трудоспособности, автор прослеживает их связь с появившимся впоследствии профсоюзным движением4 . В работе отмечается, что для беднейших слоев рабочих - чибаро и близких к ним возникавшие ассоциации были недоступны из-за системы месячных взносов (стр. 204). Состав ассоциаций отражал происходившую в компаундах социально-экономическую дифференциацию среди рабочих.

В теоретическом органе Южно-Африканской коммунистической партии5 . работа леворадикального историка Ч. ван Онселена получила высокую оценку. Она ярко раскрывает одну из первых страниц истории формирования африканского рабочего класса, который становится ведущей силой социального прогресса в современной Африке.


4 См. по этому вопросу: А. С. Огайова. Урбанизация и формирование рабочего класса Западной Африки. М. 1977, стр. 166 - 167.

5 "The African Communist", 1976, N 67, pp. 78 - 79.s

Опубликовано 22 января 2018 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?