Полная версия публикации №1493242317

PORTALUS.RU ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ БУГАНДА → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Д. Б. Малышева, БУГАНДА [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 27 апреля 2017. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/travelling/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1493242317&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 20.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Д. Б. Малышева, БУГАНДА // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 27 апреля 2017. URL: https://portalus.ru/modules/travelling/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1493242317&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 20.04.2024).



публикация №1493242317, версия для печати

БУГАНДА


Дата публикации: 27 апреля 2017
Автор: Д. Б. Малышева
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1493242317 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Буганда, бывшее королевство, включенное английскими колонизаторами в созданный ими в 1896 г. протекторат Уганда 1 , - один из наиболее экономически развитых районов независимого государства Восточной Африки, Республики Уганда. Жители Буганды, принадлежащие главным образом к народности баганда, составляют 20% населения всей страны. На языке суахили приставка "у" означает "государство", "край", "страна"; "ба" - народ. Таким образом, "Уганда" переводится как "страна народа танда". Но фактически на территории Уганды проживает ныне около 40 народностей и племенных образований, различающихся между собой по уровню социально-экономического и культурного развития. Между народностями, говорящими на языках банту (баганда, банколе, басога, баторо, баньоро и др.), населяющими южные районы страны, и народностями и племенами нилотской и нилотско-хамитской группы (ланги, ачоли, тесо и др.) существовало традиционное соперничество, истоки которого уходят в далекое прошлое и связаны с существованием некогда на юге Уганды нескольких сильных королевств. Яркая и своеобразная история Буганды, не раз привлекавшая внимание многих исследователей 2 , представляет большой интерес, во-первых, как одно из свидетельств существования на Африканском континенте государственности, достигшей довольно высокого уровня развития еще задолго до прихода европейцев, а во-вторых, как пример живучести традиционных институтов и традиционной идеологии в рамках современного государства и их сильного влияния на политическую жизнь местного общества.

Буганда образовалась в XI-XII вв., а к середине XIX в. она превратилась в самое могущественное государство Межозерья 3 . Основным занятием местного населения было земледелие. Важное значение имели также рыболовство, скотоводство и ремесла. Баганда, говорившие на языке луганда, создали на основе арабского алфавита свою письменность. В европейской литературе того времени баганда за их развитость часто называли "японцами Черного континента" 4 . Сообщения первых европейцев, побывавших в Буганде, и местные предания свидетельствуют о том, что во второй половине XIX в. Буганда представляла собой относительно централизованное феодальное государство 5 . Верховным собственником земли являлся король - кабака. Феодалы получали земельные наделы за службу. Существовало в Буганде и рабовладение.

Высшая власть в королевстве принадлежала кабаке. Наследование шло по отцовской линии, от отца к сыну. Однако пережитком древнего материнского отсчета родства являлось сохранение во главе государства трех лиц, каждое из которых имело право на титул кабаки: сам кабака, королева-мать и королева-сестра, бывшая одновременно и официальной женой кабаки, так как по обычаю последняя должна была


1 В исторической литературе королевство Буганда часто ошибочно называют Угандой, что приводит к отождествлению Буганды с образованным позже протекторатом Уганда. Эта путаница произошла в связи с тем, что английские историки, приняв местное название страны, опустили в написании слова "Буганда" первую букву. Ошибка была исправлена в 1908 г. (см. И. А. Улановская. Борьба за Восточную Африку и пресса. М. 1969, стр. 109).

2 Из наиболее важных работ см.: J. Roscoe. The Baganda. L. 1911; D. E. Apter. The Political Kingdom in Uganda. Princeton. 1966; "Народы Африки". М. 1954.

3 Межозерьем называют обширную область, расположенную в центре Тропической Африки и окруженную со всех сторон группой больших озер - Альберта, Эдуарда, Киву, Таньганьика, Виктория - и связывающих их рек. Народы Межозерья, принадлежащие к северным банту, создали здесь ряд государств - Буганду, Буньоро, Анколе, Торо, Руанду, Урунди - задолго до прихода европейцев.

4 R. Oliver. Sir Harry Johnston. L. 1957, p. 331.

5 Этой точки зрения придерживаются многие советские ученые (см. "Народы Африки", стр. 404).

стр. 113


избираться только из членов королевской семьи. При кабаке имелся традиционный законодательный совет (люкико) и совет министров во главе с премьером (катикиро). Кабака был одновременно верховным главнокомандующим, а также верховным судьей и главой всех клановых вождей (батака) 6 . Вплоть до 50-х годов XX в. в Буганде при назначении главы клана устраивалась церемония, получившая название "кувера". Вождь, вступавший в должность, простирался ниц перед королем, потрясая копьем и выкрикивая при этом имена всех своих предков, получивших власть из рук кабаки 7 .

Первый европеец, посетивший Буганду в 1863 г., английский исследователь истоков Нила Дж. Спик описывал кабаку Мутесу I как могущественного правителя. Население столицы в его время достигало 10 тыс. человек. Кабака обладал властью над жизнью и смертью каждого из своих подданных, поддерживая эту власть с помощью религии и жестоких наказаний. Это был независимый, гордый и сильный монарх: "Король - красивый, хорошо сложенный, высокий молодой человек лет 25, сидел на красном покрывале, разостланном на квадратной площадке королевской лужайки. На его шее было очень искусное украшение - большое ожерелье из прекрасно сделанных маленьких бисеринок, образующих изящные узоры благодаря различным краскам. На одной его руке было украшение из бисера прекрасной работы, а на другой - деревянный амулет, завязанный ремешком из змеиной кожи... Все было легким, искусным и изящным" 8. Король являлся не только главой государства, но и объектом религиозного почитания. Культ королей был государственным культом во многих африканских государствах и проявлялся в самых различных формах 9 . В деспотических государствах Межозерья, в том числе и в Буганде, он приобрел наиболее законченные формы. Царь земной слыл воплощением царя небесного и был одновременно первосвященником. Личность короля считалась священной. При его появлении подданные падали ниц. Еще в 1950-е годы при появлении кабаки в парламенте присутствовавшие должны были опускаться на колени. Предметам, окружавшим кабаку, его регалиям, одежде и утвари приписывалась сверхъестественная сила. Рога быков и буйволов, принадлежавшие кабаке, были фетишем и объектом почитания. Как и у многих народов Межозерья, королевский барабан у баганда символизировал монархию. В священные барабаны били лишь тогда, когда кабака сидел на троне.

Гробницы умерших королей становились объектом религиозного поклонения. В самом сердце страны - Бусоро - находятся гробницы всех 36 кабак Буганды, обслуживавшиеся иерархией жрецов. При каждой гробнице находились "катикиро" и официальная жена короля. Другие жены короля жили рядом с гробницей, а после их смерти заменялись новыми, избиравшимися из того же клана 10 . Особенностью религиозной и политической жизни Буганды было существование особых мест жертвоприношений - "матамбиро". Здесь приносились в жертву люди, главным образом враги короля, покушавшиеся на его власть 11 . Хотя в матамбиро выполнялась карательная функция государства, их настоящая роль обволакивалась религиозной оболочкой. Король как бы снимал с себя ответственность за казни и перекладывал ее на богов и духов.

Природные богатства Буганды, ее выгодное географическое положение как связующего звена между Суданом и восточноафриканским побережьем издавна притягивали к ней внимание арабов и европейцев. Со второй половины XIX в. Буганда становится ареной ожесточенной борьбы между Англией, Францией и Германией. К тому времени королевство было достаточно хорошо "освоено" европейскими путешественниками (Дж. Спик, Дж. Грант, Г. Стенли, В. Юнкер и др.), христианскими миссионерами (французская католическая миссия "Белые отцы", английские миссионерские организации "Церковное миссионерское общество", "Милл Хилл", Лондонское миссионерское общество и т. д.), английской Восточноафриканской компанией и пр. За-


6 Первым титулом кабаки был "сабатака" - глава клановых вождей (D. A. Low. Buganda in Modern History. L. 1971, p. 14).

7 "East African Chiefs". L. 1959, p. 73.

8 G. E. Parrinder. African Traditional Religions. L. 1962, p. 68.

9 См. Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. М. 1928; С. А. Токарев. Религия в истории народов мира. М. 1963; Б. И. Шаревская. Старые и новые религии Тропической и Южной Африки. М. 1964.

10 "The King's Men". L. 1964, p. 102.

11 Б. И. Шаревская. Указ. соч., стр. 125 - 126.

стр. 114


долго до появления европейцев большим влиянием в Буганде пользовались арабы, занимавшиеся работорговлей и распространявшие среди населения ислам. В конце XIX в. при дворе кабаки действовали три политические группировки, составлявшие своеобразные партии дворцового типа, соперничавшие между собой. Все они опирались на поддержку соответствующих религиозных кругов - католических, протестантских или мусульманских. Борьба между представителями этих религиозных направлений, которая велась в Буганде вплоть до установления английского протектората, явилась отражением борьбы за установление колониального господства крупнейших европейских держав в этом районе.

По англо-германскому соглашению 1890 г. Буганда была включена в сферу влияния Англии: В 1894 г. последняя навязала Буганде, Буньоро, Анколе и Торо договор о протекторате и включила их затем в состав Уганды. Окончательно статут Буганды был определен англо- бугандийскими соглашениями 1900 и 1955 годов. Статут других королевств Уганды был менее привилегирован, и это в дальнейшем послужило причиной распрей и междоусобиц. В соответствии с соглашением 1900 г. Буганда делилась на 20 округов (саза) во главе с вождем-наместником (бакунгу) в каждом. Англия признавала кабаку наследственным правителем, оставляя за ним право назначать и смещать министров, членов люкико и наместников округов. Однако в соглашении оговаривалось, что если, по мнению Лондона, кабака и его правительство будут проводить "нелояльную политику" в отношении метрополии, он может быть смещен с трона. Соглашение Буганды с английской администрацией закрепляло экономические и политические привилегии феодальной знати, которые стали как бы системой косвенного управления. Оставаясь верховным собственником земли, кабака получил в частную собственность 100 тыс. га, "намазала" (королева-мать) - 4 тыс. га, 4 принца - 4 тыс. га каждый, другие королевские родственники - около 25 тыс. гектаров. Административным вождям, наместникам округов, было предоставлено по 2 тыс. га в полную собственность и столько же - во временную. Крупными феодалами продолжали оставаться и племенные вожди, которые по традиции враждовали с наместниками округов, обычно ставленниками английских колонизаторов. Всего в руках феодальных собственников оказалось 3/4 обрабатываемой земли. Наличие феодальной собственности на землю, а также сосредоточение в руках отдельных феодальных владык административной, судебной и военной власти укрепляли позиции традиционной верхушки общества.

В период протектората Англии над Угандой роль Буганды как политического, экономического и культурного центра страны еще более возросла. Этому в немалой степени способствовали объективные обстоятельства, ибо Буганда издавна являлась центром пересечения торговых путей и коммуникаций Уганды. Столица протектората - Энтеббе и коммерческий центр - Кампала выросли в географических рамках Буганды. В Буганде раньше, чем в других районах страны, начали культивировать хлопок, а затем кофе. Жизненный уровень населения здесь был значительно выше, чем в других частях протектората 12 . Миссионеры впервые развернули свою деятельность именно в Буганде. Поэтому и уровень грамотности был здесь самым высоким в стране. Университет Макерере - первый университет Восточной Африки - тоже был открыт в Буганде. Элита баганда, получавшая образование в католических и протестантских колледжах (Намильянго, Кисуби, Бюдо), созданных по британскому образцу, была наиболее развита в политическом отношении. В 1957 г. из 24 газет, выходивших в Уганде, 13 издавались на языке луганда.

Верные традиционной политике "разделяй и властвуй", английские колонизаторы делали ставку на социальную верхушку баганда и отводили ей роль своего проводника в системе косвенного управления Угандой. Кабака и его многочисленные вельможи были посвящены в британский рыцарский сан. Верхушка баганда стала правящим классом, а багандийцы - господствующей народностью в Уганде. В тот период борьба за преобладание велась в основном между народностями и племенами банту. Нилотам, располагавшимся на периферии страны, отводилась роль воинственных союзников. Привилегиями, которые Буганда получила в период протектората, обладала в первую очередь ее феодально-монархическая верхушка. Основная же масса на-


12 "Current History", vol. 46, 1964, N 271, p. 170.

стр. 115


селения - бугандийские крестьяне - оставалась бесправной и угнетаемой. Социальные противоречия в стране достигли большой остроты, особенно после второй мировой войны.

На этом этапе истории начался мощный подъем антиимпериалистического движения народов Африканского континента. О'н охватил и Уганду. Здесь, как и в ряде других стран Тропической Африки, борьба против феодального угнетения органически слилась с борьбой против колониализма. Особый рост политического самосознания народа продемонстрировали выступления 1945 и 1949 годов. Главным очагом национально-освободительной борьбы в Уганде стала именно Буганда. Сложность внутриполитической обстановки в Буганде в период, предшествовавший завоеванию Угандой независимости, состояла в противоборстве различных политических тенденций, оказывавших влияние на ход жизни Уганды в целом. В национально-освободительной борьбе участвовали различные социальные слои и группы населения: сельская администрация, племенные вожди, королевские вельможи, представители нарождавшейся буржуазии, мелкие торговцы, духовенство, интеллигенция, крестьяне. Сложное переплетение религиозного и этнического факторов 13 способствовало обострению этой борьбы.

Феодальное землевладение породило в Буганде не только олигархию вождей, но и оппозицию им со стороны крестьянства и старой, традиционной аристократии, враждебно относившейся к новым вождям, назначаемым кабакой и английской администрацией. Батака, считавшие кабаку своим главой, направляли враждебность не против кабаки, хотя он являлся главным землевладельцем, а против новых вождей и крупных землевладельцев. Большую роль в антиколониальном движений в Уганде играл этнический сепаратизм баганда, отражавший главным образом интересы "традиционных" сил бугандийского общества, его племенной верхушки. Еще в 1937 г. была образована религиозно- политическая организация "Сыновья Кинту" (Кинту - мифический первопредок бугандийских королей). Ее основатели отдавали дань религиозным и племенным традициям багандийцев и ставили своей целью защитить и сохранить эти традиции. Организация имела, однако, и антиимпериалистическую направленность и вскоре была запрещена правительством протектората, а ее лидер Игнаций Мусази сослан.

Колонизаторы препятствовали формированию национального самосознания у угандийцев. Идеологический же арсенал раннего поколения африканской интеллигенции был довольно беден. Идеализация прошлого, защита архаичных институтов и обычаев, обожествление правителей занимали важное место в этой идеологии. Феодальный сепаратизм и трибализм служили питательной средой политических взглядов бугандийской интеллигенции. Неотрадиционалисты 14 - новое поколение аристократии баганда, - развернувшие свою деятельность к 50-м годам, призывали к сохранению статус- кво Буганды и ее своеобразной политической и экономической изоляции. Они отстаивали традиционные институты как символ духовной культуры баганда, объявляли бойкот неафриканской торговле, а попутно подвергали резкой критике вождей, сотрудничавших с британской администрацией. Это движение охватило часть вождей, консервативно настроенную интеллигенцию, монархистов, торговцев, феодалов и, даже значительную часть крестьян. Политическую платформу неотрадиционалистов характеризовало такое заявление, вышедшее из их круга: "С того самого момента, как белый человек утвердил себя'здесь, мы в Буганде движимы одним чувством - боязнью утратить трон и лишиться таким образом нашей племенной солидарности" 15 . Неотрадиционалисты группировались в политическом клубе "Какамега", созданном в 40-е годы. Доступ в него имели только представители знатных семей. Хозяином и самым почетным гостем клуба являлся молодой кабака Мутеса II. Этот 36-й и последний по счету кабака (его полное имя - Эдвард Уильям Фридерик Дэвид Валугаембе Мутеби


13 В странах Восточной Африки издавна проживают выходцы из Азии, занимающиеся главным образом торгово- предпринимательской деятельностью и составляющие незначительную часть населения.

14 Неотрадиционализм - отстаивание привычных, устоявшихся форм культуры, укрепляющих стабильность общества в рамках прежней родоплеменной или феодальной организации. Неотрадиционалистская позиция состоит отчасти в новом истолковании привычных элементов и форм культуры, мифов и тотемов и в возведении их в систему ценностей, совместимых с современностью (см. Б. Ерасов. Тропическая Африка. Идеология и проблемы культуры. М. 1972, стр. 227).

15 D. A. Low. Op. cit., p. 241.

стр. 116


Лувангула Мутеса II) родился в 1924 году. Он окончил королевский колледж, затем университет, в 1939 г. был провозглашен кабакой и находился у власти до 1966'года. В 50-е годы ведущими неотрадиционалистами стали Дж. Бакка, Л. Мпаги, Дж. Мутайя, А. Семпа (министр здравоохранения и общественных работ в правительстве Буганды). "Все они были людьми кабаки как по убеждению, так и по личным связям с ним" 16 . Современники вспоминают, что кабака всегда настаивал на том, чтобы важные политические вопросы обсуждались "с нашими друзьями в Какамега" 17 .

Наиболее ревностные сторонники кабаки объединились в 50-е годы в узкоаристократическую группу "Друзья короля". Их программа состояла в защите статус-кво Буганды, традиционных институтов и в борьбе против политических партий, образованных в Буганде, но выступавших с общеугандийской программой. В период подготовки к провозглашению независимости Уганды самую идею подчинения Буганды центральному угандийскому правительству "Друзья короля" предавали анафеме. Неотрадиционалисты призывали баганда. отказаться от вступления в политические партии и обратились к правительству Уганды с протестом против его переговоров с партийными лидерами, которые, как заявляли неотрадиционалисты, искали возможность узурпировать люкико 18 . С 1957 г. неотрадиционалисты установили контроль над люкико, убрав неугодных им министров и "очистив" иерархию от угрожавших статусу Буганды лиц. Тем самым объективно действия неотрадиционалистов были направлены против правительства протектората в целом. Феодально-монархическая верхушка баганда не допускала и мысли о том, что кабака не будет главой правительства независимой Уганды, и время от времени выдвигала предложения провозгласить его "королем Уганды". Такие намерения не встречали поддержки у традиционных правителей Анколе, Торо, Буньоро, Бусога, которые и сами не прочь были занять это место 19 . Притязаний баганда не разделяли и другие этнические группы страны, особенно нилоты.

Конфликт Буганды с центральной властью в период протектората проходил, таким образом, в основном по линии сепаратистских требований Буганды, хотя по иронии судьбы именно 'баганда и кабака возглавили национально- освободительное движение народа Уганды, кульминацией которого явились события 1953 - 1955 годов. Подъем антиимпериалистической борьбы был усилен английскими планами создания Восточноафриканской федерации. Цель плана состояла в том, чтобы объединить "черные" (Уганда, Танганьика) и "белые" (Кения) территории, где имелась значительная прослойка белого населения. План натолкнулся на сопротивление антиимпериалистических сил, справедливо усмотревших в нем попытку Лондона, используя популярность идеи объединения этих стран, затормозить ход национально- освободительной борьбы. Мутеса II и его министры, исходя из стремления сохранить за собой господствующие позиции в стране, поддержали требования люкико о том, чтобы британские колониальные власти установили точную дату предоставления независимости Уганде 20 . В ответ губернатор Уганды издал приказ о низложений кабаки и высылке его в Лондон. Буганда погрузилась в траур. Вожди, собравшиеся проводить Мутесу в ссылку, не вставали с колен до тех пор, пока поезд не скрылся. Члены люкико каждый раз преклоняли колена перед пустым троном кабаки. Королевские барабаны молчали. В местной печати Мутесу называли не 'иначе, как "возлюбленный сын наш" 21 . Баганда восприняли тогда ссылку кабаки как национальное бедствие, как оскорбление их племенных, религиозных и патриотических чувств. По всей стране прокатилась волна протеста, с новой силой вспыхнуло антиколониальное движение, принявшее теперь отчасти форму борьбы за возвращение прав, отнятых у монарха Буганды. В 1955 г.


16 Ibid.

17 Ibid.

18 D. A. Low. Political Parties in Uganda 1949 - 1962. L. 1959, p. 30.

19 В 1962 г. в Анколе была запрещена эмблема бугандийской партии "Кабака Екка" ("Только король"), а ношение ее считалось оскорблением омугабе - короля Анколе (F. B. Welbourn. Religion and Politics in Uganda. Nairobi. 1965, p. 44).

20 Подробнее о событиях 1953 - 1955 гг. см.: А. М. Хазанов. Освободительная борьба народов Восточной Африки после второй мировой войны. М. 1962; Ю. В. Луконин. Подъем национально-освободительного движения в Уганде в 40-х-60-х годах XX в. "История Африки". М. 1071.

21 "The King's Men", p. 247.

стр. 117


англичане вынуждены были восстановить власть кабаки, и Мутеса II, прибывший в Кампалу, торжественно въехал в свою резиденцию, расположенную на холме Менго. Таким образом, в своеобразных условиях Уганды, в силу низкого уровня политической сознательности населения, антиимпериалистическая борьба шла часто под монархическими лозунгами.

Британские колонизаторы пытались всеми способами оттянуть предоставление Уганде независимости. Применяя тактику лавирования и проволочек, разжигая сепаратистские чувства в различных областях страны, а особенно в Буганде, они стремились расколоть и ослабить национально- освободительное движение. В этих целях после 1955 г. было проведено несколько конституционных референдумов (лишь незначительно расширивших права коренного населения). Это, однако, уже не смогло остановить рост национально- освободительной борьбы. Наряду с неотрадиционалистской получает развитие новая тенденция: деятельность партий, выступивших с общеугандийской политической платформой. Почти все значительные политические партии Уганды возникали и формировались в Буганде. Однако среди них имелись как группировки, выдвигавшие общеугандийские программы, так и группировки сугубо бугандийские. К первому типу можно отнести Национальное движение Уганды, Партию угандийского народа, Демократическую партию, Прогрессивную партию, Национальный конгресс Уганды, Народный конгресс Уганды (НКУ). Ко второму типу - Всебугандийскую партию и "Кабака Екка". К 60-м годам наибольшим авторитетом и политическим весом в Уганде пользовались НКУ, возглавленный Аполло Милтоном Оботе 22 , Демократическая партия, опиравшаяся на поддержку католической церкви и возглавлявшаяся Б. Киванукой, и "Кабака Екка", образованная в 1961 г. и возглавленная Мутесой II.

Накануне предоставления Уганде независимости любая политическая организация должна была на выборах поневоле выступать в той или иной мере с общеугандийских позиций. В силу своего племенного сектантства "Кабака Екка" не смогла претендовать на широкую поддержку. Единственной партией, выдвинувшей в то время прогрессивную программу реформ, в основном отвечавшую интересам всех этнических групп страны, стал НКУ. Эта партия, объединившаяся на выборах в Законодательный совет Уганды в 1962 г. в компромиссный политический блок с "Кабака Екка", завоевала власть и стала правящей. В октябре 1962 г. Уганда была провозглашена независимым государством. Президентом страны стал Мутеса II, премьер-министром - М. Оботе. Начался новый период истории страны. По новой конституции, вошедшей в силу в июне 1962 г., Уганда объявлялась федерацией с сохранением королевств Анколе, Буньоро, Буганда и Торо. Статут Бугаиды отличался от статута других королевств, являвшихся в действительности автономными образованиями с довольно ограниченной компетенцией. Парламент Буганды не подчинялся центральной власти. Это королевство располагало собственными полицейскими силами и имело свою конституцию.

С первых дней независимости перед демократическими силами встала задача укрепления политического единства страны. Союз НКУ с "Кабака Екка" был недолговечным. Роялисты всех четырех королевств с недоверием относились к лидерам Народного конгресса, несмотря на неоднократные заверения М. Оботе сохранить в неприкосновенности как правителей, так и традиционные институты королевств. Совместная национально-освободительная борьба сгладила этническую рознь, хотя идея национального единства, понимаемая как принадлежность к одному государству, находилась еще в зачаточном состоянии, а жители страны прежде всего считали себя представителями определенной народности или племени. В силу этого основная масса баганда поддержала тогда сепаратистские устремления своей верхушки, выступавшей против глубоких социальных преобразований, которые могли затронуть ее интересы, и противостоявшей "государственному национализму", лозунгом которого являлось укрепление всей Уганды в рамках существующих границ. Положение осложнялось тем, что популярность кабаки как символа незыблемости традиций и славной истории баганда, а также как "героя национально- освободительной борьбы", "мученика" и "борца" была огромна.


22 Оботе - сын вождя малочисленного нилотского племени ланги, протестант. Окончил школу протестантской миссии Лира и университетский колледж Макерере (R. Segal. Political Africa. A Whos Who in Personalities and Parties. L. 1961, p. 217).

стр. 118


Советский журналист Н. П. Хохлов, побывавший в Уганде в первые годы после провозглашения ее независимости, так писал о Мутесе: "В воскресный день к холму Касуби 23 устремляется множество угандийских женщин, мужчин, детей и стариков. Богатые приезжают на автомашинах. Люди усаживаются под кустами, раскладывают съестные припасы, откупоривают бутылки с прохладительными напитками и начинают трапезу. А народ все идет и идет: жители окрестных городов и деревень, служащие и крестьяне, рабочие и школьники собираются здесь, чтобы воздать почести кабаке. Я не видел тут проявлений религиозного экстаза, какие можно наблюдать во время подобных собраний у мусульман. Но нельзя было не почувствовать уважения, с каким относятся тысячи и тысячи угандийцев к своему правителю. Как лозунг, как символ веры звучал повсюду один и тот же возглас: Кабака екка!.. Для них король, кабака - превыше всего" 24. Постепенно кабака стал серьезной оппозиционной силой, возглавившей движение против центрального правительства и направившей его в старое русло борьбы за сохранение традиционных устоев баганда. Поэтому конфликт между М. Оботе и Мутесой II не был просто борьбой двух лидеров за политическое первенство, как склонны его рассматривать некоторые западные авторы 25 . Суть конфликта сводилась в основном к противоборству двух тенденций развития: первая, выражавшаяся М. Оботе и НКУ, состояла в том, чтобы направить Уганду по пути прогрессивных преобразований и сохранить единство государства; вторая, которую отстаивали Мутеса II и феодальная верхушка, делала упор на незыблемость традиционных институтов и устоев, а вместе с ними и всего патриархального быта. Все это наряду с экономическими затруднениями, низким уровнем жизни и происками неоколониалистских сил создавало сложную обстановку в стране.

Социальные и политические разногласия усугублялись традиционной племенной враждой более бедных и менее развитых нилотских народностей к банту, более богатым и развитым. Таким образом, конфликт между центральным правительством и бугандийскими феодалами характеризовался сложным переплетением различных факторов: политических, социальных, этнических, психологических и др. Тогдашний министр иностранных дел Уганды говорил, что перед ними стояли три главные проблемы: трибализм, религия и то, что они называли "бугандизм". Кульминационным событием во взаимоотношениях регионального правительства Буганды с центральным явился спор об "отторгнутых территориях". Еще в 90-е годы XIX в. часть территорий Буньоро была передана Англией Буганде в награду за помощь, которую кабака оказал англичанам при подавлении восстания в Буньоро. С тех пор эти территории стали "яблоком раздора". В ноябре 1964 г., после проведения референдума и возвращения ряда округов Буньоро произошел распад коалиции, и министры от "Кабака Екка" вышли из центрального правительства. В мае 1966 г. правительство кабаки потребовало от центрального правительства, чтобы все государственные учреждения были эвакуированы из Кампалы. Одновременно оно обратилось в ООН с призывом поддержать отделение Буганды. В стране начались беспорядки, сопровождавшиеся нападениями на правительственные учреждения и на верные М. Оботе войска.

Правое крыло НКУ, получавшее финансовую поддержку от империалистов Запада, примкнуло к кабаке и в союзе с феодальной кликой Буганды решило свергнуть правительство М. Оботе и руководство партии. Правительство приняло в ответ решительные меры: приостановило действие конституции, отстранило от президентской власти Мутесу II, арестовало 5 министров, поддерживавших кабаку, и группу офицеров. После трехдневной перестрелки войска центрального правительства, возглавлявшиеся майором Иди Амином, нынешним главой правительства Уганды, заняли дворец кабаки. Мутеса П бежал в Лондон. Там "король Фредди", как фамильярно именовали его в печати, лишившись былых средств к существованию, запил и в 1969 г. умер при таинственных обстоятельствах. Он оставил мемуары, в которых описывал свою жизнь в изгнании 26 . После этих событий, уже в 1967 г., по новой конституции, Уганда была провозглашена республикой, а королевства упразднены. В 1969 г., после принятия "Хар-


23 Резиденция королей Буганды, расположенная на одном из холмов Кампалы. С провозглашением независимости она была открыта для посещения.

24 "Октябрь", 1964, N 7, стр. 180.

25 См., например, D. A. Low. Buganda in Modern History, p. 245.

26 Kabaka Mutesa. Desecration of My Kingdom. L. 1967.

стр. 119


тии простого человека", провозгласившей курс на проведение социально-экономических преобразований, вступила в действие программа "Путь Уганды влево"; Таким образом, юридически королевство Буганда после 1966 г. прекратило свое существование. Это, однако, еще не означало ликвидации политической оппозиции центральному правительству. Позднее феодально-монархическая верхушка баганда не раз выступала на политической арене. Она разжигала недовольство, обвиняя М. Оботе как выходца из пилотского племени в насилии над "просвещенными" бугандийцами.

Буганда, являвшаяся оплотом католицизма в Уганде, стала базой и для антиправительственных выступлений со стороны католической церкви. Через газеты, издающиеся на языке луганда ("Мунно", "Тайфа эмпиа" и др.), церковь, играя на этнических разногласиях, настраивала баганда против проводимой М. Оботе политики. 25 января 1971 г. угандийские офицеры во главе с главнокомандующим армией генерал- майором И. Амином произвели военный переворот, в результате которого было свергнуто правительство Оботе. Баганда были едва ли не единственной народностью Уганды, которая с воодушевлением приветствовала это событие. Местный журнал писал в июне 1971 г.: "Оботе посеял семена своего падения, когда перестал добиваться расположения Буганды, народ которой чувствовал себя как в осажденной крепости и жил, объятый страхом. Большинство заключенных были баганда, в том числе первый премьер-министр Бен Еиванука, члены королевской семьи, видные политические деятели. Хотя переворот в январе 1971 г. не был делом рук баганда, они поддержали его, как поддержали бы любой другой хорошо организованный переворот" 27 .

Переворот возродил у феодалов надежды на восстановление монархии тем более, что первые мероприятия И. Амина подкрепляли их надежды. Глава нынешнего правительства Уганды генерал Иди Амин - выходец из нилотского племени акаква, живущего вблизи суданской границы, профессиональный военный, мусульманин. Он получил образование в Буганде, хорошо говорит на луганда и суахили. Военную подготовку Амин прошел в Англии и одним из первых угандийцев получил офицерское звание. В годы второй мировой войны он служил в английском полку в Бирме, где воевал против японцев; участвовал также в операциях против движения "мау-мау" в Кении в 50-е годы. Амин освободил из заключения представителей элиты баганда, разрешил перевезти из Лондона и захоронить в традиционной гробнице останки Мутесы II, дал согласие на назначение наследного принца Рональда Мутеби главой 36 кланов баганда. Церемония состоялась в апреле 1971 года. "Все баганда, сомневавшиеся в том, что сэр Эдвард действительно умер, убедились в обратном, когда принц Рональд Мутеби покрыл черным покрывалом гроб своего отца и сел на маленький традиционный стул, известный как "какомера". Этот ритуал означал официальное наследование" 28 .

Старейшины баганда неоднократно обращались к Амину с пространными меморандумами, в которых содержалась просьба восстановить королевство Буганда во главе с кабакой. Однако Амин заявил, что "не может быть возврата к феодальным королевствам и королям, так как Уганда идет вперед, а не назад" 29 . Действительно, любой глава нового государства не может не понимать, что восстановление королевства оживит сепаратистские тенденции.

Уганда вступила ныне во второе десятилетие своей независимости. Перед страной стоят сложные и многоплановые задачи экономического, политического и культурного развития. Монархии же типа Буганды, основанные на патриархально-консервативной традиции, препятствуют движению по пути прогресса и подлинно демократических преобразований. Они в сегодняшней Африке являются анахронизмом.


27 "Africa South of the Sahara". L. 1970, p. 870.

28 "East African Standard", 5.IV.1971.

29 "Times", 5.IV.1971.

 

Опубликовано 27 апреля 2017 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): БУГАНДА



Полная версия публикации №1493242317

© Portalus.ru

Главная ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ БУГАНДА

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU