Рейтинг
Порталус

КНИГА О РУССКОМ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Дата публикации: 24 января 2011
Автор(ы): Э. ПОМЕРАНЦЕВА
Публикатор: genderrr
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Э. ПОМЕРАНЦЕВА
Номер публикации: №1295881755


Э. ПОМЕРАНЦЕВА, (c)

Советская фольклористика накопила немало достижений в области изучения историографии фольклора и отдельных его жанров: былин, песен, сказок. Однако существуют области фольклора, которые в течение последних десятилетий упорно обходились вниманием ученых: духовные стихи, заговоры, обрядовый фольклор. Разумеется, это в корне неверно. Не может быть создана история фольклора, то есть разрешена первоочередная задача, стоящая перед советскими фольклористами, вне изучения народного творчества во всей совокупности его конкретных проявлений. Кроме того, именно изучение таких архаических и вместе с тем тесно связанных с трудовой деятельностью человека жанров, как обрядовые календарные песни, как заговоры, проливает свет на сложные вопросы происхождения фольклора и его функции на различных этапах развития общества.

Вышедшая недавно книга В. Чичерова "Зимний период русского земледельческого календаря", посвященная зимним календарным обрядам, несколько восполняет этот пробел в советской фольклористике. Книга заключает в себе шесть тесно связанных между собой тематических очерков: "Русский земледельческий календарь и его циклы", "Зимний календарь", "Новый год крестьянского календаря", "Новогодние песни-заклятья урожая и благополучия семьи", "Игрища и ряженья", "Календарные даты января и февраля".

Выясняя национальные особенности русского обрядового фольклора, устанавливая его место в истории культуры русского народа, исследователь подчеркивает единую идейную сущность обрядовой поэзии всех народов, порожденной бессильем человека, не вооруженного научными знаниями перед лицом природы. Изучая русский народный земледельческий календарь, исследователь устанавливает, что даты в этом календаре фиксируют наблюдения народа над повторяющимся из года в год состоянием природы. В результате рассмотрения календарных обрядов в связи с крестьянскими работами В. Чичеров приходит к мысли о необходимости подразделить народный земледельческий календарь на два цикла: а) обряды, магическая цель которых вызвать урожай, и б) обряды, сопровождающие получение урожая. Подобная классификация календарных обрядов впервые вводится в науку. Обычно исследователями давалось и дается и по сейчас деление обрядов на четыре цикла соответственно четырем временам года, - деление, напрашивающееся само собой,


--------------------------------------------------------------------------------

В. И. Чичеров, Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI-XIX вв., Изд. АН СССР, М. 1957, 235 стр.



стр. 227


--------------------------------------------------------------------------------

но не вскрывающее целенаправленности обрядовых игр, их связи с трудовыми процессами. Несколько надуманный, на первый взгляд, принцип классификации, вводимый В. Чичеровым, вместе с тем методологически приемлем, так как не ограничивается формальным делением обрядов на циклы, а подчеркивает их связь не только с жизнью природы, но прежде всего с трудовой деятельностью человека.

В главе о земледельческом календаре В. Чичерову удалось убедительно показать, что "в основе русского аграрного календаря лежит производственный год крестьянина" (стр. 24), что в нем отразились наблюдения земледельца над жизнью и его бессилие перед лицом стихий, заставившие его в борьбе с ними обращаться к магическим действиям и заклинаниям.

Во втором очерке, посвященном зимнему календарю, В. Чичеров показывает на большом материале, как приметы, наблюдения над погодой переплетаются с обрядами, характерными для аграрной магии. "Тема смерти, - утверждает он, - как отражение состояния земли и умирания солнца шла параллельно с темой жизни, воплощенной в активном отношении человека к окружающей природе" (стр. 63).

Рассматривая народные обряды, игры и песни, связанные с новым годом крестьянского календаря, в частности гадания и подблюдные песни, В. Чичеров устанавливает их связь с ранними религиозными верованиями, с дохристианской мифологией и указывает на то, что они являлись одной из первых попыток преодоления сил природы путем определения будущего.

Исключительно большой интерес по своей методологии и по богатству материала представляет собой очерк, посвященный русским колядкам. Исследователю удалось доказать, что "новогодняя песнь великорусов была порождена трудом и бытом народа-земледельца и в силу разных причин весьма четко сохраняла еще на грани XIX - XX вв. свои архаические индивидуальные формы, позволявшие видеть в ней аграрно-магическую поэзию"(стр. 115). Особенно внимательно анализирует В. Чичеров те черты колядок, в которых отразились черты семейного и общественного быта народа, его жизнь и труд, противоречия и историческая ограниченность крестьянского мировоззрения.

Рассмотрение зимних игр и ряженья углубляет и дополняет новым материалом наблюдения предыдущих глав. В основе русского новогоднего игрища В. Чичеров видит "две древние аграрные темы: грядущее плодородие и преодолеваемое мертвенное начало, выраженные в символах брачных и покойничьих игр" (стр. 211). Ему удалось показать, что игрища, в истоках своих восходящие и к необрядовому фольклору, и к обрядовой магической практике человека, развивались в дальнейшем путем преодоления этих обрядовых аграрных элементов, перерождаясь в праздничное народное увеселение. Магическая целенаправленность с течением времени уступала место реалистическому отображению действительности с ее противоречиями и социальной борьбой.

В последней главе "Календарные даты января и февраля" рассматриваются масленичные игры и обычаи как звено, соединяющее зимнюю и весеннюю обрядность. И здесь В. Чичерову удалось показать, что "здоровый реальный взгляд на действительность, стремление объяснить окружающий человека мир лежит в основе наблюдений народа над погодой, над умиранием и возрождением природы" (стр. 219). Убедительно раскрывается в этой главе положение, что "со стихийным материалистическим отношением народа к окружающему миру находились в противоречии не только христианские верования, внешне воспринятые русским крестьянством, но и пережитки древних культов, порожденные бессилием человека перед природой"

стр. 228


--------------------------------------------------------------------------------

(стр. 219). Обрядовые действия, утверждает автор, зависели от практической деятельности человека, воспринимались как своеобразное добавление к ней, но никогда не ложились в ее основу.

Последняя работа В. Чичерова "Зимний период русского народного земледельческого календаря XVII - XIX вв." вводит в научный оборот большой и малоизвестный материал, она является первым опытом марксистского анализа русской обрядовой поэзии. В этом ее методологическое значение и основная заслуга ее автора.

Недостаток книги, на наш взгляд, состоит в том, что обрядовая поэзия рассмотрена в ней только как выражение народных верований, но не как явление народного искусства. Этой стороны обрядового фольклора автор касается лишь мимоходом, явно умаляя значение эстетических функций обрядовых игр и песен. - А между тем поэтичность календарных песен, красочность и остроумие народного ряженья, драматизм народных игрищ обусловили их жизнь в народном быту и тогда, когда их обрядовая магическая функция уже не вызывала к себе доверия и интереса. Эта сторона народного обряда и связанной с ним поэзии, его особенности как явления народного искусства слова и драматического действа еще ждет своего исследователя.

Преждевременная смерть помешала В. Чичерову продолжить работу в области изучения народных верований. Надо надеяться, что она будет продолжена с тех же методологических позиций, какие нашли свое применение в труде покойного исследователя, его многочисленными учениками.

стр. 229

Опубликовано на Порталусе 24 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама