Рейтинг
Порталус

НЕПОНЯТНЫЕ ПРОПУСКИ

Дата публикации: 24 января 2011
Автор(ы): В. АСТРОВ
Публикатор: genderrr
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы литературы, № 6, 1959, C. 245-246
Номер публикации: №1295884926


В. АСТРОВ, (c)

Недавно в мои руки попал сборник "Избранные пословицы и поговорки русского народа". Правда, он вышел еще в 1957 году, но насколько я знаю, откликов печати по поводу этого сборника до сих пор не было. Это дает мне основание указать на серьезные недостатки книги.

Тираж ее - 300 000 экземпляров - позволял предположить, что она рассчитана на самую широкую аудиторию и, следовательно, включает лучшие образцы богатейших русских народных речений. Каково же было мое разочарование, когда в этом сборнике обнаружились многочисленные и ничем не объяснимые пропуски!

В книгу вошло около 2500 пословиц и поговорок русского народа! Среди них главное место принадлежит пословицам дореволюционным: их свыше "2100. Здесь представлены, по словам составителей, "народные изречения прошлого, широко бытующие в наше время". Тут не должно быть места случайному подбору, произволу составителя или вкусовщине. Действительно, мы находим в сборнике много старых пословиц, популярных и в наше время.

Но в этом разделе есть и странные пробелы... Почему, например, отсутствуют такие ставшие классическими пословицы, как "Век живи - век учись", "Нет худа без добра", "Лучше меньше, да лучше" (как известно, этой пословицей В. И. Ленин озаглавил одну из своих статей)? Чем объяснить, что в книге не нашлось места для таких пословиц, как "Всякому овощу свое время", "Нашла коса на камень", "С миру по нитке - голому рубашка" и многих других, не менее ярких и общеизвестных?

Может быть, они отнесены составителями не к лучшим изречениям, а к третьей или четвертой их "тысяче", оставшейся за пределами сборника? Но тогда почему в него включено множество пословиц устаревших, забытых и малоупотребительных: "Мякинный хлеб - не месячина", "Аз не вяз: и содрав лыко, не сплести лаптей", "Сорока стрекочет, что князь на службу хочет, а комар пищит, хочет вытащить", "Ешь кутью, поминай Кузьму!", "Укравши часовник - да "господи услыши правду мою" и т. д.?

Создается впечатление, что пословицы подобраны главным образом из дореволюционных словарей и притом взяты первые попавшиеся. Составители пишут, что подбирали изречения, выражающие "резко отрицательное отношение к человеческим порокам"; так почему же в книге нет общеизвестных пословиц: "Посади сви-

стр. 245


--------------------------------------------------------------------------------

нью за стол, она и ноги на стол", "Не смейся чужой беде, своя на гряде" и т. п.?

Местами обнаруживается явное пренебрежение к богатствам русского народного языка. В числе 29 пословиц раздела "Слово, речь, молва" нет таких образных и популярнейших, как "Слово - серебро, молчание - золото" или "Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами", вместо них приведены однозначные по смыслу, тусклые и прозаические: "Лучше не досказать, чем пересказать", "Сперва подумай, потом говори", "Не торопись отвечать, торопись слушать".

В двух вариантах дается: "От здорового корени и отрасль здоровая", "От доброго корени добрая и отрасль", а вот "Яблоко от яблони не далеко катится" - этой пословицы нет. Интересно: где и когда составители слышали пословицу "Охнешь козлячьим сердцем!"? Ссылки на словарь В. Даля тут не помогут: на то и "Избранные пословицы", чтобы в них не включать всего, что найдется в источниках столетней давности.

Не повезло в сборнике знаменитому драматургу А. Н. Островскому: из дюжины пословиц - названий его пьес составители поместили только две: "На всякого мудреца довольно простоты" да "Не все коту масленица". Отсутствуют "Не в свои сани не садись", "Бедность не порок" и другие. Между прочим, в разделе "Честь, честность" помещена пословица: "Чужое добро страхом огорожено". Странный критерий честности!

Нельзя согласиться с одним из положений вступительной статьи В. Адриановой-Перетц, согласно которому мораль собственника "в период капитализации деревни" обнаруживается лишь у "зажиточной верхушки сельского населения". Автор пишет: "Трудовой народ не принимал этой эгоистической морали, противопоставляя ей признание силы коллектива". Марксисты, однако, никогда не затеняли двойственной природы крестьянина, одновременно и труженика, и мелкого собственника. Идеализировать крестьян, сводя их сознание лишь к общинному "коллективизму", пытались представители мелкобуржуазного народничества. Противоречивые по содержанию старинные пословицы были рождены противоречивостью крестьянского сознания.

Из пословиц, выражающих собственническую мораль, в сборнике без всяких примечаний, в общем ряду, напечатаны: "Без барыша голодна душа", "Не обманешь - не продашь" (общеизвестная пословица "Своя рубашка ближе к телу" отсутствует). В массовом издании такие пословицы следовало бы выделить в особую группу, с особым заголовком или примечанием, чтобы они не выглядели как "рекомендуемые" по содержанию. "Бояться" же привести наиболее характерные из них нечего: чуждые нам по духу пословицы часто употребляются нами в сатирическом или ироническом смысле, они помогают распознавать в окружающей среде чуждых нам людей или отдельные дурные качества в человеке.

Сборник избранных пословиц мог бы стать подлинно настольной книгой для массового читателя. Но в таком виде он не может претендовать на это. К дальнейшей работе над ним нужно обязательно привлечь писателей - знатоков народной речи. Главное, что требуется при подготовке подобной книги - это глубокое, всестороннее, а не только книжное знание живого русского языка, а также большой вкус, чувство современности.

стр. 246

Опубликовано на Порталусе 24 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама