Рейтинг
Порталус

Норвегия. Апология буржуазного "государства благоденствия"

Дата публикации: 01 апреля 2016
Автор(ы): Г. Н. Пирогов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 12, Декабрь 1960, C. 184-201
Номер публикации: №1459542083


Г. Н. Пирогов, (c)

Апология буржуазного "государства благоденствия"

 

"Historisk tidsskrift". Oslo. 1960, N 1, s. 321 - 337.

 

Проблемы развития Норвегии в годы первой мировой войны до сих пор не получили достаточно полного освещения в работах норвежских историков. Опубликованная в журнале статья Томаса К. Вюллера "Расширение власти государства в Норвегии во время первой мировой войны" касается, как справедливо отмечает автор, круга центральных исторических и политических проблем Норвегии. Однако попытка решить эти проблемы с позиции сторонника теории "государства благоденствия", весьма распространенной в буржуазно-реформистской литературе, увела Т. Вюллера в сторону от объективного и добросовестного анализа исторических событий. Суть его рассуждений сводится к тому, чтобы доказать необходимость и полезность "регулирующей" деятельности капиталистического государства в современной Норвегии, найти его "исторические корни".

 

Автор рассматривает расширение власти государства как подчинение сфере его влияния новых сторон общественной жизни. В первую очередь он обращает внимание на деятельность государства в области экономики, рабочего и социального законодательства. При этом он берет "реальное содержание государственной власти без учета применявшихся форм". Этот, мягко выражаясь, ненаучный прием избавляет Т. Вюллера от необходимости всестороннего анализа условий появления каждого закона и его значения для общества.

 

Автор считает, что во время войны отношение государства к экономике в корне изменилось. В условиях торговой войны и

 
стр. 199

 

блокады государство вынуждено было взять на себя регулирование внешней торговли, которая имеет большое значение для народного хозяйства Норвегии. Ввиду тесной связи системы внешней торговли со всей экономикой страны государству пришлось распространить на нее свою планово-регулирующую власть, которая, как подчеркивается в статье, не ликвидировала "свободной конкуренции" и "свободы экономики". В августе 1914 г. был запрещен вывоз некоторых дефицитных товаров, на ряд товаров были установлены максимальные цены, было запрещено использование зерна и картофеля для производства пива и вина. Эти ограничения в дальнейшем дополнялись и расширялись.

 

В течение 1917 г. были изданы два закона, предоставившие королю право вводить государственную монополию на импорт, запрещать производство определенных товаров, конфисковывать товарные склады, суда, движимое и недвижимое имущество и т. д. В стране возник государственный капитализм: государство стало владельцем предприятий и судов. Т. Вюллер ни слова не говорит о том, в чьих интересах проводились нововведения, расширявшие влияние государства на экономическую жизнь страны. Лишь в конце статьи он глухо упоминает о том, что мероприятия правительства не только не мешали, но даже помогали промышленной и торговой буржуазии зарабатывать "большие деньги". Можно добавить, что, например, доходы судовладельцев возросли во время войны в 10 раз. В то же время буржуазия пыталась обмануть трудящихся, идя на некоторые куцые уступки в области социального законодательства, значение которых, разумеется, чрезвычайно преувеличено в статье.

 

Политика правящей партии привела к ослаблению ее влияния на рабочий класс. В статье указывается, что "рабочее движение стало отходить от партии венстре". Однако автор скрывает острую борьбу, которую вел за свои права рабочий класс. Реформистское руководство Норвежской рабочей партии заключило классовый мир с буржуазией и помогало ей наживаться на войне, стараясь в то же время не упускать случая для демагогических обличений алчности буржуазии с трибуны стортинга. Жаркие дискуссии разгорались в стортинге при решении вопроса о максимальных ценах, которые оказались просто разорительными для трудящихся, при обсуждении мероприятий в области жилищной политики и многих других.

 

В статье указывается, что в результате законодательной деятельности резко увеличился государственный аппарат, число различных комитетов, управлений и комиссий достигло 92. Необходимо добавить, что в их состав входили в основном крупные промышленники, помещики, буржуазные политические деятели.

 

Т. Вюллер много внимания уделил рассмотрению так называемых "отраслевых" внешнеторговых соглашений, которые заключались не государством, а отдельными группами капиталистов, например союзом судовладельцев. Подчинение государства монополиям автор считает наиболее интересной чертой норвежской экономики военных лет. Впрочем, здесь даже Т. Вюллер ставит под сомнение всевластие государства, заявляя, что не знает, кто имел больше власти: государство или группы капиталистов. Однако он добавляет, что расширение государственной власти над "экономическими организациями" зачастую носило чисто формальный характер.

 

Перейдя к рассмотрению деятельности буржуазного норвежского государства в области рабочего законодательства, автор восхваляет принятый в 1915 г. стортингом закон о решении трудовых конфликтов, который чрезвычайно ограничил право рабочих на забастовки. Издевательски звучит замечание Т. Вюллера о том, что ограничение прав рабочих организаций означает вместе с тем, что государство признало эти организации. В статье отмечается, что в ответ на принятый в 1916 г. закон о принудительном арбитраже рабочие провели массовые забастовки, но добиться отмены закона им удалось только в начале 20-х годов.

 

Среди мероприятий, проведенных в области социального обеспечения, в статье рассматриваются: жилищное законодательство, регулирование продажи спиртных напитков, законы о положении внебрачных детей, регулирование труда детей и подростков. Мероприятия по страхованию и пенсионному обслуживанию осуществлял созданный в 1907 г. специальный комитет. В 1914 г. был образован комитет по вопросам занятости.

 

Бесполезно искать в статье упоминаний о влиянии Великой Октябрьской социали-

 
стр. 200

 

стической революции на развитие революционного движения в Норвегии. Тогда, в результате нового мощного подъема рабочего движения, трудящимся удалось вырвать у буржуазии более крупные уступки. Так, в 1919 г. был введен 8-часовой рабочий день, борьбу за который начали норвежские Советы в 1918 году.

 

Т. Вюллер считает, что хотя мероприятия военного времени в исходном пункте были связаны с национальным кризисом, они оказали большое влияние на политику государства и многие из них имели большое значение и в послевоенные годы. После войны, пишет автор, многие промышленники пошли на сотрудничество ; государством. Они убедились, что государство во время кризиса представляет для них опору, а после первой мировой войны кризис в той или иной форме существует постоянно. Последнее замечание Т. Вюллера помимо его воли хорошо объясняет читателю, каким целям служит вымышленное государство благоденствия".

Опубликовано на Порталусе 01 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама