Рейтинг
Порталус

Опыт ВНР. СОКРОВИЩА ДЛЯ ВСЕХ (1980-й г.)

Дата публикации: 02 апреля 2016
Автор(ы): С. ДАРДЫКИН, Л. КОРНЕШОВ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Известия, 09-17-1980
Номер публикации: №1459623982


С. ДАРДЫКИН, Л. КОРНЕШОВ, (c)

ЧТО СЕГОДНЯ примечательно для культурной жизни Венгрии? Сразу и не ответишь на такой вопрос... Газеты пестрят объявлениями: концерты, гастроли, премьеры... Приглашают будапештцев и жителей других венгерских городов рекламные плакаты и афиши - посетите выставку... музей... посмотрите кинофильм...

Критерий - "это интересно, а это нет" - крайне произвольный, субъективный. Чтобы понять процессы, идущие в культурной жизни страны, надо прежде всего узнать, как формируются культурные интересы и запросы, что в этом нового. Вот, например, один, факт: на демонстрации нашумевшего на Западе фильма известного американского режиссера в воскресный день (!) было два десятка зрителей (в зале на двести мест), а за билетами на концерт фольклорного ансамбля - очередь. Или второй факт - нескончаем поток жаждущих посетить городок Сентэндре, вод Будапештом, ставший своеобразным музеем под открытым небом, а в иных клубах "Диско" пустовато... Конечно, это не значит, что массовый интерес сместился в пользу "старины", что так называемый модерн в искусстве окончательно потерял свою привлекательность. Однако же небезынтересно, как, какими путями ведется воспитание вкусов и культурных потребностей.

С этими вопросами мы и пришли в министерство культуры ВНР. Ныне именно это министерство занимается соединенными в единый поток проблемами народного просвещения и образования, развития культуры и международных культурных связей. С рассказа о новых социальных функциях важнейшего в сфере духовной жизни министерства и начал разговор с нами министр товарищ Имре Пожгаи.

- Партия считает, что в наших условиях важно объединить в одних руках все, что относится к культуре, образованию, просвещению. Хочу подчеркнуть, что это специфически венгерский опыт. Мы исходим из того, что наша культурная политика неизменна, ее содержание и цели четко определены в известных документах Центрального Комитета.

В ходе реорганизации, которая сейчас проводится, совершенствуется структура управления, подбираются квалифицированные кадры, внимательно изучается и тут же ликвидируется каждый случай формализма, поддерживаются прогрессивные тенденции. Формирование культурного кругозора не у одиночек - у масс ведется по многим направлениям.

Министр культуры рассказал о некоторых из них.

Исходной точкой в формировании образованного, культурного человека является школа, именно там через образование и воспитание начинается приобщение юного человека к образу жизни страны. Через школу и с ее помощью реализуются и долговременные идеологические задачи. Массовая общеобразовательная школа является главным рычагом ориентации целых поколений на новое в экономике, идеологии, культуре. Она готовит не только к выбору профессии, рода занятий - школа готовит к сознательному выбору образа жизни.

Именно поэтому центр культурно-просветительной работы смещен ныне в сторону школы. Используются самые разные формы - и учебные, и внеучебные. И среди них на первом месте - воспитание любви к родному языку. В современном мире, когда на юного человека обрушивается все более мощный поток информации, родной язык становится мощным "передатчиком" для формируемого воспитателями образа мыслей.

Чем. раньше начинается воспитание культурных вкусов, тем лучше. Например, дети посещают музыкальные школы с шести лет. Эти школы, за редким исключением, не готовят профессионалов - их задача научить ребят любить и понимать музыку, приобщать их к миру искусства. Уроки и лекции в музеях и на выставках, увлекательные поездки по местам, где происходили важные исторические события, интереснейшие концерты, которым знатоки дают самые высокие оценки, культ хорошей книги - все это и многое другое формирует стабильные эстетические интересы и для "взрослой" жизни.

Вот почему на вопрос о том, какое учреждение главное в культурно- просветительной работе, венгерские друзья убежденно отвечают: школа.

НАРЯДУ со школой в обширной программе культурного развития, осуществляемой партией и государством, особое место занимают традиции народного творчества, самодеятельные формы искусства.

Современная жизнь стремительна, и, казалось бы, место ли в ней тому, что рождено в прошлом? Но разве станут когда-либо шедевры народного таланта только свидетельствами минувшего? Люди всегда стремятся увидеть корни и истоки, прильнуть к родникам, положившим начало всему. В Венгрии помнят и чтят имена деятелей культуры и просвещения, посвятивших свои силы пропаганде народного творчества. Это их подвижнический труд продолжают инициаторы многих культурных программ. Среди них вам обязательно назовут "движение танцевальных домов".

По средам в клубе текстильной фабрики "Гольдбергер", что в промышленной Обуде, особенно многолюдно. Собираются молодые рабочие с окрестных предприятий, студенты, старшеклассники. Играет оркестр народных инструментов. В клуб приходят, чтобы разучить старинные народные танцы, которые ныне в Венгрии пользуются особой популярностью.

По понедельникам и четвергам устраивается "танцхаз" - танцевальный дом - в Будайском молодежном парке. Это просторная танцевальная площадка под открытым небом. И здесь тоже в чести прежде всего старинные танцевальные ритмы, которые можно увидеть в исполнении солистов фольклорного ансамбля "Факел", а можно и самим станцевать - благо в программу "танцхаза" входят уроки народных танцев.

"Движение танцевальных домов", подчеркнул в беседе с нами товарищ Имре Пожгаи, - это только одна из многих форм современной культурной жизни, в которую облекается большая любовь к народному искусству и его традициям. Многие из них широко представлены в так называемых летних программах. Этими словами обозначены культурные мероприятия специально для летних месяцев массового отдыха. Каждый венгерский город считает для себя делом чести подготовить такую программу яркой и разнообразной. Идет творческое соревнование - кто лучше придумает, представит, покажет... И у каждого города - свое символическое название для культурных дней: в Эгере - "Агрия", в Сомбатхее - "Савария", в Сентэндре - "Сентэндрийское лето", в Сегеде - "Сегедские летние игры".

Десятки тысяч зрителей полюбили театральные представления под открытым небом. Декорациями здесь служат старинные здания, отслужившее свое судно на реке, а скамьи для зрителей устанавливаются прямо на брусчатке городских площадей. И репертуар для таких программ подбирается из классики, глубин истории, пластов народной жизни.

Непременная часть летней культурной программы - ярмарки. В центре Сольнока разбивается целый палаточный городок - и выставка, и продажа керамики одновременно. Здесь представлены все центры керамического мастерства страны - Надудвар, Карцаг, Мезетур, Чаквар. Приходи на такую выставку-продажу, любуйся, выбирай, покупай... Ибо, как подчеркивал министр культуры ВНР, важно сохранить народное искусство живым, не превращать его всего лишь в памятник. Это сложно, ведь время меняет вкусы и представления о красоте. Проще с прикладным искусством - оно предлагает изделия не только красивые, но и полезные. В сфере же музыки, поэзии, живописи требуется большая просветительская работа, воспитание умения видеть, где творение талантливого мастера, а где Подделка под "народность".

Венгерская социалистическая рабочая партия и правительство республики стремятся в сфере культурного просвещения соединить качественный рост с массовостью. Только сближение этих критериев может дать тот высокий уровень культуры для народа, который соответствует современным требованиям. Товарищ Я. Кадар подчеркивал, что немалые материальные средства, призванные служить культурным целям, следует использовать по назначению, экономно, в порядке очередности задач. Первый секретарь ЦК ВСРП призвал покончить с практикой поддержки "среднего и плохого", поскольку это препятствует развитию самой культуры.

Естественно, что делается это путем пропаганды лучших произведений. В 449 музеях Венгрии сейчас экспонируется свыше 7 миллионов предметов, представляющих художественную ценность. Это поистине сокровища для всех.

Многие музеи заключают договоры о сотрудничестве с промышленными предприятиями, кооперативами, для коллективов которых устраиваются лекции, экскурсии в реставрационные мастерские, в хранилища, то есть рабочие и крестьяне вводятся "за кулисы" музейной работы. Выездные экспозиции музеев и галерей устраиваются и непосредственно на заводах.

ВРЯД ЛИ удастся воспитать любовь к творениям народного таланта, если относиться к ним небрежно. Памятники старины и архитектуры наиболее доступны для обозрения практически каждому гражданину. И в Венгрии о них забота особая. Под охраной государства здесь находится в общей сложности 8.691 здание. 1.870 из них представляют историческую ценность как памятники искусства.

В нынешней пятилетке на поддержание архитектурных памятников ассигновано 4,1 миллиарда форинтов, из них полтора миллиарда пришлось на Будапешт. Кроме того, на эти же цели были ассигнованы значительные средства из фондов местных советов, предприятий, кооперативов. Не так давно восстановлено еще одно историческое здание - столичное "Вигадо" ("Дом увеселений"), разрушенное во время войны. Зал этого дома помнит выступления Листа, Брамса, Шаляпина, Рубинштейна.

Однако не следует надеяться только на государственные ассигнования, нужна инициатива, в которой бы учитывались и забота о старине, и практические цели. Министерство строительства и развития городов обследовало сто зданий, находящихся под охраной государства. Цель обследования - нельзя ли после соответствующей модернизации за историческим фасадом разместить учреждения, заведения общепита, гостиницы и тем самым избежать капиталовложений на строительство новых зданий. Выяснилось, что таким образом может быть достигнута экономия в 700 миллионов форинтов. Под учебные центры уже оборудованы замки в Боржоке, Михайе и Носвайе.

Широко популярен и опыт сохранения памятников деревенской архитектуры. Государство берет под свою охрану представляющие художественную ценность постройки - старинные крестьянские дома, мельницы. Если старые жилые дома находятся в частной собственности, их владельцы получают кредит для благоустройства дома при непременном условии, чтобы его внешний вид поддерживался в неприкосновенности.

Во всю эту разнообразную работу по пропаганде и сбережению национального художественного достояния большой вклад внесли мастера культуры старших поколений. У творческой молодежи воспитывается такой же устойчивый интерес к искусству, подлинно народному, партийному. Министерство культуры оказывает материальную помощь тем, кто вступил на профессиональный путь. При театрах созданы студии молодых, широко практикуется издание поэтов "первого сборника", писателей "первого тома". Для наиболее одаренных установлены специальные стипендии.

Многое делают в этом направлении и местные советы. Городской совет Эгера вел по всей стране конкурс среди молодых мастеров прикладного и изобразительного искусства. Победитель должен был отвечать двум требованиям - согласиться капитально обосноваться в городе, стать эгерцем, и своим творчеством приносить максимальную пользу городу. Приз победителям - ключи от специально построенных квартир и примыкающих к ним мастерских.

Победителями конкурса стали молодой монументалист, график, скульптор и художник по текстилю. А уже через год эгерцы получили приглашения на выставку - творческий отчет новых горожан.

Не секрет, что молодому художнику не всегда легко выставить свои работы - найти выставочное помещение. Вот один из множества примеров местной инициативы. В курортном местечке Балатонбоглар, у озера Балатон, на холме, с которого открывается панорама на южный берег, не так давно отреставрированы две крохотные часовни. В разгар курортного сезона они привлекают туристов не только как архитектурные достопримечательности, но и как миниатюрные выставочные залы. Сейчас в одной из них выставлена малая пластика, в другой - миниатюры из металла и эмали. Под эти цели используются вестибюли студенческих общежитии, здания местных советов, библиотек.

Товарищ Имре Пожгаи, рассказывая о системе государственной поддержки творческой молодежи, подчеркнул, что подавляющая часть молодых работников культуры, литературы, искусства уверенно идет по пути, соответствующему требованиям партии. И это оказывает немалое воздействие на весь духовный климат в стране.

В этом же - непременное условие жизненности всего, что создано талантом народа и для народа.

Опубликовано на Порталусе 02 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама