Рейтинг
Порталус

Об изменениях я кастовой структуре современной индийской деревни

Дата публикации: 14 апреля 2016
Автор(ы): Л. А. Гордон
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 6, Июнь 1961, C. 181-196
Номер публикации: №1460647944


Л. А. Гордон, (c)

Об изменениях я кастовой структуре современной индийской деревни

 

"Southwestern Journal of Anthropology". Albuquerque. 1960. Vol. 16, N 3, pp. 299 - 311.

 

На страницах известного в США этнографического журнала опубликована статья В. Рау "Система кастовых общин, связанных семейно-брачными отношениями, и структурные изменения в североиндийской деревне". Статья эта представляет отчет о полевых исследованиях, проведенных автором в одной из деревень штата Уттар Прадеш в 1955 - 1957 годах.

 

Отчеты о локальных этнографических обследованиях в последние годы занимают все большее место на страницах буржуазных научных изданий. В современных условиях источники этого типа имеют бесспорную ценность. В Индии ныне происходят глубокие социально-экономические и общественно-политические сдвиги. Для исследователей-марксистов противоречия и конфликты, составляющие живую ткань современной индийской действительности, представляют чрезвычайный интерес.

 

Автор статьи поднимает важную проблему - развитие касты в современной Индии. Материалы Рау показывают, что независимое капиталистическое развитие далеко не всегда ведет к ослаблению касты. В этих условиях во многих случаях сохраняются, а иногда даже укрепляются кастовые институты.

 

Основную часть статьи занимают фактические данные о характере и значении брачно-родственных связей в жизни членов касты нония в деревне Сенапур. В районе Сенапура, где обитают представители примерно двух десятков каст, нония считаются одной из низших крестьянских общин. Выходцы из касты нония, составляющие около 15% населения деревни, традиционно являлись батраками и арендаторами у местных помещиков - тхакуров. Подобно большинству индийских каст, брак у нония носит патрилокальный характер, а родство считается по мужской линии. Строго соблюдается кастовая эндогамия и деревенская экзогамия (все члены общины в данной деревне рассматривают себя в качестве

 

 

3 См. "Хрестоматия по истории Карелии с древнейших времен до конца XVII века". Петрозаводск. 1939; "Материалы по истории Карелии XII - XVI вв.". Петрозаводск. 1941.

 

4 См. сборник документов "Карельская Деревня в XVII веке". Петрозаводск. 1941.

 
стр. 186

 

родственников). Поэтому нония женятся только на женщинах своей касты, но из соседних деревень и выдают своих дочерей замуж лишь в другие деревни. В итоге возникает довольно устойчивая система общин нония, живущих в различных деревнях и связанных друг с другом брачно-родственными отношениями. К моменту обследования эта система связывала сенапурских нония с членами их касты примерно в 80 деревнях округи.

 

Разумеется, сама по себе система междеревенских браков (а для Индии - и ее ограничение определенной кастой) не представляет ничего необычного. Примечательно, однако, то обстоятельство, что в нынешних условиях связи с общинами соседних деревень, возникающие на основе брачно-родственных отношений, играют чрезвычайно большую роль в жизни нония. Подобные связи определяют очень многие стороны быта. Аналогичное положение складывается и в хозяйстве. Трудовая взаимопомощь, заем или совместное использование скота и инвентаря, мелкие ссуды осуществляются нония не столько в пределах своей деревни, сколько в рамках междеревенской системы кастовых общин. В экономике, как и в быту, сенапурские нония теснее связаны с системой кастовых общин, объединяемых брачно-родственными отношениями, нежели с другими кастовыми общинами родной деревни.

 

Впрочем, как ни важно само по себе это обстоятельство, для исследователя еще интереснее тот (подчеркиваемый Рау) факт, что столь тесные связи между общинами нония в различных деревнях сенапурской округи сложились лишь на протяжении последнего десятилетия. Разумеется, определенная система общин, связанных семейно-родственными отношениями, существовала и раньше. Но связи эти имели второстепенное значение. Хозяйственная деятельность и общественная жизнь нония гораздо больше зависели от тех или иных обитателей Сенапура, нежели от связей с членами своей касты, живущими в других деревнях. Возрастание общественно-экономической роли системы общин, связанных семейно-брачными отношениями, свидетельствует об укреплении кастовых институтов нония в последнее время. К сожалению, автор лишь бегло останавливается на причинах подобных изменений. Однако фактические данные, сообщаемые Рау, позволяют в известной мере восполнить этот пробел.

 

В Сенапуре колониальных времен, как и в любой индийской деревне, существовала последовательная система кастовой иерархии, определявшая важнейшие стороны жизни крестьянства и являвшаяся одним из главных средств осуществления полуфеодальной эксплуатации его. Нония, работавшие батраками у помещиков-тхакуров или арендовавшие у них клочки земли, находились в большой зависимости от своих хозяев. У тхакуров нония получали землю, заработок, - ссуды, "помощь" семенами или инвентарем. В пользу тхакуров они должны были также нести трудовую повинность - бёгар. В таких условиях не могли возникнуть сколько-нибудь тесные общественные и хозяйственные связи между нония, живущими в различных деревнях.

 

Ускорение капиталистического развития индийской деревни после завоевания независимости ослабило полуфеодальную власть помещиков, подорвало незыблемость кастовой иерархии. В результате аграрных реформ нония получили некоторое количество земли. Однако непоследовательные аграрные преобразования не привели к превращению индийских крестьян в свободных фермеров. Господствующее положение в деревне заняли кулаки и капитализирующиеся помещики. Низшие слои крестьянства, подобные сенапурским нония, и после земельных реформ подвергаются жестокой эксплуатации со стороны деревенской верхушки. Сохраняется также их кастовая приниженность, хотя прежняя почти крепостническая зависимость от помещиков из высших каст ушла в прошлое.

 

Естественно, что деревенские низы пытаются противопоставить помещичье-кулацким верхам собственную социальную организацию. Подрыв абсолютного господства феодально-кастовой иерархии создает ранее отсутствовавшие возможности для возникновения такой организации. Однако в силу общей отсталости индийской деревни, половинчатости и непоследовательности буржуазных преобразований процесс этот зачастую принимает полусредневековые формы. В подобных случаях (как это имело место с нония сенапурской округи) стихийное стремление противостоять давлению верхушки приводит не к созданию современной политической или кооперативной организации, а к оживлению кастовых институтов у низших слоев крестьянства. Освободившись от прежней безграничной власти тхакуров и в то же время не имея опоры в пределах деревни, где незавершен-

 
стр. 187

 

ность аграрных преобразований и сохранение кастовых предрассудков мешают объединению крестьянства, нония стремятся получить поддержку у членов своей касты в других деревнях. Особенно наглядно проявилось это стремление при попытке одного из тхакуров во время проведения аграрной реформы осуществить сгон арендаторов-нония. Последние обратились за помощью к членам своей касты не только в Сенапуре, но и в деревнях, откуда происходят их жены. Нония нескольких десятков деревень собрали средства для ведения судебного процесса, а в решительный момент явились в Сенапур, чтобы оказать физическую помощь в борьбе с тхакуром.

 

Оживление кастовой общности в среде индийского крестьянства, несмотря на то, что в известном смысле оно способствует борьбе деревенских низов против кулацко-помещичьей верхушки, в конечном итоге носит реакционный характер. Оно свидетельствует о глубокой противоречивости буржуазного прогресса. Несомненно, однако, что подобные явления играют немаловажную роль в общественной жизни современной Индии. Именно поэтому материалы В. Рау, как и другие работы такого рода, заслуживают самого пристального внимания советских ученых.

Опубликовано на Порталусе 14 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама