Рейтинг
Порталус

Церковь и политическая жизнь Англии

Дата публикации: 21 апреля 2016
Автор(ы): Н. А. Ерофеев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 10, Октябрь 1961, C. 182-199
Номер публикации: №1461269439


Н. А. Ерофеев, (c)

Церковь и политическая жизнь Англии

 

"Zeitschrift fur Anglistik und Amerikanistik" , 8 Jahrgang. 1960, Heft 4, S. 381 - 408.

 

Статья английского историка-коммуниста Лайонела Манби посвящена вопросу о роли религии и церкви в политической истории Англии нового времени. Автор ставит своей целью показать, почему в Англии не сложились прочные рационалистические и антиклерикальные традиции, а в социальных воззрениях рабочих масс большую роль играют религиозные мотивы. Для объяснения этих явлений он обращается к истории страны.

 

Большая часть статьи посвящена анализу роли религии в период английской революции. Автор пишет, что религиозные воззрения играли весьма важную роль в формировании идеологии английского капитализма. Лютеранские и цвинглианские доктрины оказали влияние на правящие классы Англии, поскольку они открывали путь к усилению центральной власти и ослаблению всесилия церкви. Кратковременная католическая реакция в царствование Марии Тюдор привела лишь к тому, что в умах англичан католицизм стал отождествляться с угрозой иностранного ига и возвращения секуляризованных церковных земель. Как подчеркивает автор, основным предметом разногласий по церковному вопросу в эпоху Елизаветы были отнюдь не догматические вопросы, а проблемы церковной организации: стремление королевской власти и церковного руководства сохранить строгую централизацию церкви и приспособить ее к нуждам центральной власти наталкивалось на сопротивление пуритан. Пуританизм явился идеологией оппозиции различных социальных групп. Дисциплинарные меры, предпринимавшиеся против пуритан, поставили пуританство вне церкви и в конце концов сделали неизбежным революционное решение конфликта.

 

Пуританство, как подчеркивает автор, отнюдь не случайно стало идеологической оболочкой революции: "В XVI и XVII вв. революционная идеология должна была носить религиозный характер, чтобы побороть католицизм на его собственной почве как ввиду того, что спасение души представлялось самым важным для большинства людей, так и для того, чтобы приобрести народную поддержку. Кальвинистское учение, о предопределении явилось важным орудием борьбы против католической доктрины, а кальвинистская церковь стала до известной степени штабом революционной борьбы, создав кадры для руководства последней. Пуританизм, продолжает он, вдохновлял армию революции и вербовал сторонников дела революции.

 

Первым крупным расхождением в среде буржуазных революционеров явился конфликт между пресвитерианами, которые стремились к компромиссу с королевской властью, и индепендентами, которые хотели довести борьбу до конца. Наряду с этими разногласиями возникли, и новые идеологи-

 
стр. 197

 

ческие течения, отражавшие интересы других социальных групп. Одновременно с левеллерами и диггерами возникают революционные религиозные секты, из которых наиболее известны "люди пятой монархии". В эти годы появилась секта квакеров, которая, как пишет автор, в начале отнюдь не являлась пацифистской сектой. "Их пацифизм, - пишет автор, - явился реакцией на поражение". Эта тенденция характерна и для других религиозных групп. "Различные секты, которые выжили и стали важной струей в истории английского буржуазного общества, представляли квиетизм, примирение с поражением, отказ от революционной борьбы. Однако, поскольку этот отказ был исторически неизбежным, в нем содержалось также зерно революционной традиции" (стр. 390).

 

В XVIII в., в период прочного господства буржуазии, которой не угрожали серьезно ни социальная революция, ни крайняя реакция, религиозный фанатизм предыдущего века уступил место терпимости. В обстановке растущего религиозного скептицизма господствующая церковь пришла постепенно в упадок. Реакцией на безжизненность и бездушие официальной церкви явилось унитарианство и особенно методизм, который попытался вдохнуть новый энтузиазм в религию и обратился к широким народным массам. Влияние методизма сказалось на официальной церкви и, хотя и в меньшей степени, на отколовшихся религиозных группах. Французская революция и рост демократического движения в стране усилили религиозность в среде буржуазии. Евангелическое возрождение - косвенный результат влияния методизма - привело к созданию воскресных школ, возникновению обществ трезвости и пр. Таким образом, методизм явился важным элементом буржуазно" идеологии так называемой "викторианской эпохи" с ее философией индивидуализма.

 

Автор отмечает, что методизм оказал большое влияние и на рабочее движение начала XIX в., на идеологию его руководителей, на формы организации и борьбы рабочего класса. Чартистские митинги имели предшественников в митингах методистов, чартистские эмиссары назывались миссионерами по образцу методистских проповедников и т. д.

 

Автор указывает, однако, что значительные слои рабочего класса оставались чужды и даже враждебны религии. По данным 1856 г., церкви посещало не более 2 процентов городских рабочих.

 

50-е и 60-е годы XIX в. явились периодом относительного затишья классовой борьбы. Результатом было ослабление внимания господствующих классов к вопросам религии. По мере усиления рабочего движения и проникновения в массы революционных идей, в особенности марксизма, интерес к религии в среде буржуазии вновь заметно ожил. Это стало особенно заметным в период империализма - в конце XIX и в начале XX века. "Различные церкви, - пишет автор, - одни раньше, другие позднее и в неодинаковой степени были вынуждены начиная с 70-х годов считаться с рабочим классом как с организованной силой..." (стр. 403), Особенно активную социальную политику вела католическая церковь. Автор указывает на любопытное совпадение: Кингсли создал свою группу "христианских социалистов" в тот самый год, когда была представлена последняя чартистская петиция, - 1848-й. Спустя сорок лет, в 1889 г., возник "христианский социальный союз"; это был период "нового юнионизма", огромного роста организованности рабочего класса. Руководители церковных организаций были вынуждены пойти даже на поддержку некоторых требований рабочих, чтобы сохранить и укрепить свое влияние на массы. Эти усилия имели известные результаты: некоторые деятели рабочего движения, в частности Кир Гарди, оказались во власти религиозной идеологии.

 

В последние десятилетия, отмеченные общим кризисом капитализма, пишет автор, наблюдаются новые тенденции. В частности, в настоящее время весьма заметно сплочение всех религиозных направлений и ослабление борьбы между ними, столь характерной на всех предыдущих этапах. Разумеется, разногласия между ними не исчезли, но они отодвинулись назад и потеряли свою остроту.

 

Наиболее характерной чертой современной церковной жизни в Англии автор считает усиление влияния католической церкви и католической идеологии. Влияние католицизма сказывается и в рабочем движении. Лица, исповедующие католицизм, выдвигаются на видные посты в рабочем движении. И хотя последние обследования показывают, что в целом роль церкви продолжает ослабевать, однако еще остается довольно значительный слой рабочих, которые, оставаясь индифферентными к вопросам религии, тем не менее поддаются ее влиянию и являются восприимчивой средой для буржуазной идеологии.

 
стр. 198

 

Большой политической ролью, которую церковь играла в Англии на протяжении последних четырех столетий, объясняется отсутствие в Англии прочных антиклерикальных традиций. Та роль, которую церковь и религиозная идеология сыграли в английской революции и на протяжении последующих веков, в частности активность церкви и различных сект, - все это способствовало тому, что еще довольно значительные слои трудящихся испытывают на себе ее влияние. "По этой причине, - пишет автор,- британские марксисты не могут игнорировать христианские церкви и еще менее могут оставаться безразличными к развитию их социальных теорий. Они не могут позволить себе ограничиваться лишь антирелигиозной пропагандой". Он призывает коммунистов последовательно и неуклонно разоблачать истинную роль церкви:- прислужника и пособника капиталистической эксплуатации, защитника гибнущего империализма.

 

Содержательная статья английского историка-коммуниста ставит очень важный вопрос, который, как известно, имеет актуальное значение не только для английского, но и для всего международного рабочего движения.

Опубликовано на Порталусе 21 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама