Рейтинг
Порталус

БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ ВОПРОСАМ ИСТОРИИ АФРИКИ

Дата публикации: 21 апреля 2016
Автор(ы): Г. А. НАБОКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 11, Ноябрь 1961, C. 137-140
Номер публикации: №1461271847


Г. А. НАБОКОВ, (c)

22 июня 1961 г. состоялось общее собрание Отделения исторических наук АН СССР, посвященное истории народов Африки, на котором впервые выступал со своими научными материалами Институт Африки. Открывая сессию, академик-секретарь Отделения истерических наук академик Е. М. Жуков сказал: "Мы знаем, что история Африки - еще слабо возделанное трудом ученых поле". Представления историков о прошлом народов Африки далеко не полны, часто отрывочны. Это объясняется, как отметил Е. М. Жуков, тем, что на протяжении многих столетий Африка рассматривалась колонизаторами разных эпох не как субъект истории, а как объект самой зверской эксплуатации, что наложило печать на многие и многие поколения западных историков, соприкасавшихся с изучением прошлого африканских народов. И сейчас расистские теории нередко проникают на страницы западных буржуазных сочинений. Им должен быть дан решительный отпор. Задача историков-марксистов - разоблачать все и всяческие фальсификации истории Африки, помогать воспитанию чувства национального самосознания африканских народов - этого важного фактора в борьбе за независимость и свободу. Путь, пройденный народами Африки, заслуживает того, чтобы его уроки были использованы для строительства их будущего, для укрепления веры в то, что в будущем никогда больше не повторится тяжелое прошлое. Мы уверены, заявил в заключение Е. М. Жуков, что советские историки исполнят свой долг и покажут превосходство марксистско-ленинской исторической мысли в исследовании чрезвычайно увлекательных, хотя и трудных проблем истории Африки.

 

С докладом "Состояние и задачи изучения африканской истории" на сессии выступил директор Института Африки АН СССР доктор исторических наук профессор И. И. Потехин1 . Он отметил огромную роль народов Африки в истории человечества и его культуры. Африка - единственный континент, где в хронологической последовательности засвидетельствованы все стадии развития человека. Африка дала миру ряд древнейших цивилизаций. В средние века здесь существовало много крупных государств, в том числе Гана, Мали, Бенин, Сонгаи и др. Высокого уровня развития достигли многие народы бассейна Конго, а также Восточной Африки, где обнаружены остатки замечательной культуры Зимбабве. Конечно, как и на других континентах, одни народы Африки уходили вперед, другие задерживались в своем развитии. Но в целом в докапиталистическую эпоху Африка не была отсталым континентом. Докладчик убедительно показал, что заметное отставание Африки началось в тот период, когда главные европейские державы, вступившие в период первоначального накопления капитала, превратили Африку, говоря словами Маркса, в заповедное поле охоты на чер-

 

 

1 См. также И. Потехин. Основные проблемы истории народов Африки "Коммунист", 1961, N 12.

 
стр. 137

 

нокожих. В результате работорговли, продолжавшейся более трех столетий (до второй половины XIX в.), народы Африки были отброшены далеко назад. Новые неисчислимые бедствия принесли африканским народам кровавые колониальные войны, связанные с империалистическим переделом Африки, и десятилетия колониального порабощения. В результате к середине XX в. Африка оказалась самым отсталым районом мира.

 

Исторические судьбы африканских народов предопределили характер и направление исследования их истории. Колонизаторы лишили африканцев возможности изучать свою собственную историю, закрыли перед ними двери в науку. Изучение истории Африки сделалось монополией буржуазных ученых из европейских колониальных держав и США. И хотя литература по Африке, созданная ими, огромна, она фактически не отражает подлинную историю африканских народов. В трудах западных ученых нередко проводится мысль, что история народов Африки начинается лишь с того момента, когда на африканском континенте появился первый европеец. Практически буржуазные ученые свели историю Африки к истории колонизаторской деятельности империалистических держав. Более того, они объявили народы Африки "неисторическими", не имеющими якобы ни собственных традиций, ни собственной культуры. Эта "концепция" стала общепризнанной установкой буржуазной историографии. Голоса отдельных исследователей, пытавшихся сказать правду об историческом прошлом народов Африки, тонули в мутном потоке расистского мракобесия.

 

С целью доказать, что народы негроидной расы будто бы неспособны к самостоятельному развитию, идеологами колониализма была пущена в оборот пресловутая хамитская теория, согласно которой все культурные ценности Тропической и Южной Африки были якобы созданы не аборигенным населением, а пришельцами - хамитами2 . Что касается замечательной древнеегипетской цивилизации, то ее и вовсе объявили "неафриканской", не связанной с историей африканского континента.

 

До неузнаваемости исказили фальсификаторы истории ход событий второй половины XIX и первой половины XX века. Колониальное порабощение Африки они изображали как "благодеяние" для африканских народов, их борьбу против колонизаторов намеренно извращали, а африканских национальных героев, руководителей этой борьбы, предавали поруганию.

 

Таким образом, история народов Африки еще не написана, отметил И. И. Потехин. Перед африканскими учеными и прогрессивными историками неафриканских стран стоит большая и почетная задача - написать такую историю, заполнить огромный пробел в освещении истории человечества. Прежде всего необходимо разоблачить созданный колонизаторами миф о "неисторичности" африканских народов и освободить историю Африки от фальсификаций.

 

Характеризуя состояние исторической науки в самой Африке, докладчик указал, что если в Египте в первой половине XX в. историческая наука была сравнительно развита, то значительно хуже обстояло дело в странах Магриба и тем более Тропической Африки. В Южно-Африканской Республике (ЮАР) историография представлена почти исключительно трудами европейцев. Становление исторической науки об Африке, создаваемой силами самих африканцев, практически началось лишь в последние годы. Конечно, африканских ученых по-прежнему еще мало. Но уже сейчас можно констатировать решительное изменение направления исторических исследований: от изучения деятельности колониальных держав совершается крутой поворот к изучению истории самих народов Африки.

 

Докладчик характеризует далее состояние африканистики в СССР. Советские ученые внесли крупный вклад в изучение истории и культуры Древнего Египта (труды В. В. Струве, Ю. П. Францева, В. И. Авдиева и др.), опубликовали ряд ценных работ по древней и средневековой истории стран Красноморского и Средиземноморского побережий. Немало сделано по истории XIX-XX вв. в плане разоблачения колониальной политики западных держав. Но в изучении истории народов Тропической и Южной Африки советские ученые предприняли только еще первые шаги. Лишь в последние 5 - 10 лет усилилось внимание к этому важному участку исторической науки (коллек-

 

 

2 Решительная критика хамитской и других реакционных буржуазных теорий исторического развития Африки дана советскими учеными. См., например, книгу "Народы Африки". М. 1954.

 
стр. 138

 

тивный труд "Народы Африки", монографии Д. А. Ольдерогге "Западный Судан в XV-XIX вв.", С. Р. Смирнова "Восстание махдистов в Судане", А. Б. Давидсона "Матабеле и машона в борьбе против английской колонизации. 1888 - 1897" и др.). В ближайшие два-три года Институт Африки подготовит и опубликует "Очерки по истории Африки XIX-XX вв." и около 20 монографий по средневековой, новой и новейшей истории Африки. Намечено издать также ряд источников по истории нового и новейшего времени. Институт этнографии АН СССР приступил к публикации многотомного издания арабских источников по истории народов древней и средневековой Африки южнее Сахары (первый выпуск уже вышел в свет). Все это является известным шагом вперед. Но советским историкам предстоит выполнить еще огромную работу. Первоочередная задача состоит в изучении таких проблем, как этногенез народов Африки и история великих переселений на африканском континенте, судьбы средневековых государств и цивилизаций, история работорговли и ее влияние на развитие африканских народов, героическая борьба африканских народов с империализмом. Необходимо значительно расширить источниковедческую базу африканистики: ускорить публикацию документов, трудов путешественников по Африке, записей исторических преданий и других фольклорных материалов. В центре внимания, однако, должна стоять проблема кризиса и распада колониальной системы в Африке, поскольку она является сейчас основным стержнем, вокруг которого развертывается идеологическая борьба между силами прогресса и силами империалистической реакции.

 

Эти задачи, сказал И. И. Потехин, следует рассматривать как задачи всего нашего исторического фронта. В их решении должны принимать участие не только ученые Института Африки, но и других гуманитарных институтов и высших учебных заведений. Докладчик указал, в частности, что большой вклад в изучение истории Африки могут внести институты истории, этнографии, археологии, народов Азии АН СССР, а в разработке ряда комплексных проблем - институты права, языкознания, географии и т. д. Мы призываем всех советских историков, археологов и этнографов, а также представителей смежных специальностей, заявил в заключение проф. И. И. Потехин, включиться в большое и политически важное дело изучения африканской история.

 

Далее были заслушаны сообщения по отдельным вопросам истории народов Африки. Кандидат исторических наук А. Б. Давидсон выступил с сообщением "Сопротивление зулусского народа англо-бурским завоевателям в освещении английской и африканской историографии". Он показал, что проимпериалистическая историография в Англии и в ЮАР (реакционные историки европейского происхождения) фальсифицирует историю антиколониальных войн и восстаний зулусского народа в XIX-XX веках. Однако африканские ученые не желают мириться с извращениями исторического прошлого Африки. Хотя историки-африканцы еще не создали ни одного крупного монографического исследования об освободительной борьбе зулусского народа, можно уже сейчас говорить об африканской историографии вопроса. Докладчик сослался, в частности, на исторический роман Джека Коупа "Прекрасный дом", статьи по истории зулусов в журнале ""Presence Africaine", поэму Л. Сенгора "Чака" и др. В этой появившейся за последние годы литературе совершенно ясно проявляется тенденция показать героику борьбы зулусов, сделать их исторические освободительные традиции достоянием всей Африки. Стремление переосмыслить историю войн и восстаний зулусов характерно для работ старейшего негритянского ученого США, лауреата Международной Ленинской премии Уильяма Дюбуа. Особенно энергично борются за восстановление истины о прошлом Южной Африки коммунисты, как южноафриканские (работы Л. Формена), так и английские. Докладчик выразил уверенность в том, что объединенными усилиями африканских историков и прогрессивных исследователей-неафриканцев будет написана правдивая история зулусского народа и других народов Африки.

 

Проблеме использования колонизаторами принудительного труда как одной из главных форм эксплуатации коренного населения во французских владениях в Тропической Африке и на островах Индийского океана в конце XIX в. посвятил свое сообщение кандидат исторических наук В. А. Субботин. На обширном конкретном материале он показал, что система принудительного труда, приносившая громадные барыши колонизаторам, имела катастрофические последствия для народов Африки. Эта

 
стр. 139

 

система не только задерживала рост производительных сил, но и (наряду с грабительскими колониальными войнами) вела к прямому физическому истреблению коренного населения. Резкое сокращение численности населения в колониях Франции в Тропической Африке, на Мадагаскаре и других островах Индийского океана уже в первые десятилетия существования колониального режима - таково одно из самых тяжких последствий "французского мира", принесенного колонизаторами в порабощенные страны на остриях штыков.

 

С сообщением на тему "Политика апартеида" (как фактор, определяющий современное внутреннее и внешнее положение ЮАР) выступила кандидат экономических наук И. П. Ястребова. Характеризуя специфику социально-экономического и политического положения в ЮАР, докладчица подчеркнула, что здесь национальному (по преимуществу) рабочему классу противостоит инонациональная буржуазия, проживающая в этой же стране. Рабочий класс является объектом не только классового, но и национально-колониального угнетения. Национально-колониальный гнет испытывают на себе и широкие демократические слои неевропейских народов (крестьянство, мелкая буржуазия, национальная интеллигенция). Таким образом, основным социальным противоречием в ЮАР является противоречие между неевропейскими народами, составляющими большинство населения и подвергающимися жестокой классовой эксплуатации, расовому и национальному угнетению, и буржуазно-помещичьей верхушкой населения европейского происхождения, тесно связанной с иностранным (в первую очередь английским) монополистическим капиталом. Противоречие это может быть разрешено национально-освободительной революцией и демократизацией страны. Проводимая правящими кругами ЮАР расистская, колонизаторская политика апартеида направлена на то, чтобы подавить освободительное движение неевропейских народов. Этого южноафриканские расисты рассчитывают добиться путем дальнейшего усиления национального гнета и полицейского произвола, торможения национального самосознания и классовой солидарности трудящихся-неевропейцев, возрождения и усиления племенной раздробленности, разжигания расовой и национальной розни. Политика апартеида с характерным для нее переходом к открыто фашистским методам действий есть логическое завершение тех форм колониального порабощения, которые были созданы и "совершенствовались" колонизаторами на протяжении всей их деятельности в Южной Африке. Вместе с тем политика апартеида является орудием подавления всех демократических, прогрессивных сил страны, независимо от их расовой и национальной принадлежности. Докладчица подчеркнула далее, что проводимая правящими кругами ЮАР политика расовой дискриминации гибельно сказалась на развитии экономики, общественно-политической жизни и культуры страны. В настоящее время все силы борцов за национальное освобождение сосредоточены на борьбе против апартеида. Практика расизма в ЮАР такова, что вопрос этот стал определять и внешнеполитическое положение страны, ее взаимоотношения с остальным миром. Народы Африки и других континентов не хотят мириться с разгулом расизма в ЮАР. Движение протеста против политики правительства ЮАР, движение солидарности с южноафриканскими борцами за свободу принимает сейчас подлинно всемирный характер. Кольцо международной изоляции вокруг ЮАР все более сжимается, и отношение к политике ее правительства становится пробным камнем внешнеполитической линии любой страны. Все свободолюбивое человечество и прежде всего народы стран социалистической системы во главе с Советским Союзом на стороне угнетенных колонизаторами народов ЮАР. Эта могучая поддержка укрепляет решимость и волю прогрессивных сил ЮАР в их трудной борьбе за национальное освобождение и демократизацию страны.

 

Проведенная Отделением исторических наук сессия, несомненно, будет способствовать росту интереса советских ученых и широкой общественности к проблемам истории Африки. Такие сессии целесообразно проводить и в дальнейшем, сделать их традиционными. При этом круг их участников должен быть значительно расширен. К организации и проведению сессий следует привлекать не только Институт Африки, но и другие институты Отделения исторических наук.

Опубликовано на Порталусе 21 апреля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама