Рейтинг
Порталус

История Тимора в освещении апологета португальского колониализма

Дата публикации: 03 мая 2016
Автор(ы): А. М. Анхов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 5, Май 1963, C. 178-193
Номер публикации: №1462292232


А. М. Анхов, (c)

История Тимора в освещении апологета португальского колониализма

 

"Revista Militar". Lisboa. 1962, N 11, pp. 797 - 813.

 

Миф о том, что "Португалия не знает никакой колониальной проблемы" и что португальская метрополия будто бы имеет исторические права на свои "заморские территории", на все лады перепевается португальскими историками и социологами, находящимися на службе у Салазара. Одной из попыток обосновать несуществующие "исторические права" Португалии на остров Тимор в архипелаге Малых Зондских островов является статья Элио Фелгаса "Тимор - слава Португалии на Дальнем Востоке". Автор ее - один из трубадуров португальского колониализма, реакционный историк, перу которого принадлежит ряд трудов, фальсифицирующих историю португальских колоний.

 

Целью своей статьи Э. Фелгас объявляет желание привлечь интерес к Тимору, составляющему "свидетельство величия португальской экспансии на Дальнем Востоке". Кровавое завоевание острова португальскими конкистадорами в XVI в. автор пытается представить как "добровольное признание туземцами верховной власти короля Португалии". В истории Тимора, наполненной колониальными экспедициями, войнами португальцев с голландскими и другими соперниками за монопольное право грабить этот остров, Фелгас ухитряется усмотреть "убедительное и самое блестящее доказательство славного прошлого и мудрой туземной политики" Португалии. Он утверждает, что проникновение португальцев на Тимор носило сугубо мирный характер и осуществлялось главным образом руками миссионеров. В то же время он не скрывает, что миссионеры не ограничивали свою

 
стр. 190

 

деятельность чисто религиозными проповедями: они стремились привить туземцам не только веру в бога, но и преданность королю Португалии.

 

Попытки Фелгаса доказать, что Тимор был включен в португальскую империю мирным путем, главным образом благодаря деятельности христианских миссионеров, не имеют под собой исторической почвы. Португальцы пришли на Тимор не только с крестом, но и с мечом в руках. В XVI в., когда Тимор стал объектом экспансии португальских колонизаторов, многие местные племена были подвергнуты беспощадному истреблению. Все побережье острова было захвачено португальцами, но тиморцы, оттесненные во внутренние районы, продолжали оказывать чужеземным захватчикам упорное сопротивление.

 

С начала XVII в. над португальским владычеством на Тиморе нависла серьезная угроза: голландцы, вытеснив португальцев из Индонезии, стали закрепляться и на Тиморе. К концу XVIII в. остров оказался поделенным: Голландии достался его юго-запад" а Португалия сохранила за собой лишь северо-восток, небольшой участок в западной части и прилегающие острова Камбинг и Яко с общей площадью 19 тыс. кв. км. В результате долголетних португальско-голландских войн за обладание островом его население значительно сократилось, хозяйство было разорено, экономическое и культурное развитие парализовано на долгие годы. Совершенно несостоятельными представляются попытки автора возложить всю ответственность за пагубные последствия колониалистских войн на Тиморе исключительно на голландцев.

 

Магнитом, который в течение веков притягивал к Тимору португальских колонизаторов, был сандал. В конце XIX - начале XX в. он уступил место кофе, который стал приносить наибольшие доходы. В настоящее время ведущее место в экономике Тимора принадлежит трем культурам, выращиваемым на экспорт: кофе, каучуку и копре. Четыре с половиной века португальского господства на Тиморе принесли его жителям полный застой экономической жизни, отсталость и нищету. На острове отсутствует промышленность, сельское хозяйство ведется примитивными методами. И хотя Фелгас уверяет, что перспективы развития Тимора "вдохновляющи", он все же не может скрыть того факта, что экономика острова носит типично колониальный характер. Чего стоят рассуждения салазаровского историка о цивилизаторской деятельности португальских колонизаторов на Тиморе и о том, что тиморцы имеют равные с жителями метрополии права, лучше всего показывает тот факт, что в 1960 г. на Тиморе на 500 тыс. населения имелось всего четыре больницы и три средних школы. На острове нет ни одного высшего учебного заведения, зато там действуют 13 католических миссий и 68 филиалов различных христианских миссий.

 

Несмотря на все заверения Фелгаса в "верности" и "лояльности" тиморцев к Португалии, в статье ощущается плохо скрытый страх за судьбы португальского владычества на Тиморе. Не случайно апологет колонизаторов обрушивается с нападками на Индонезийскую республику за то, что она предъявила свои законные права на Западный Ириан, захваченный голландскими колонизаторами. Защита Фелгасом голландского колониализма представляет собой характерный образец солидарности колонизаторов, которые, чтобы укрепить свои собственные позиций в колониях, рассматривают господство любой империалистической страны над отсталыми странами как священное право собственности. Лживые измышления и фальсификаторские приемы идейных оруженосцев Салазара не смогут спасти португальский колониализм от неминуемого краха.

Опубликовано на Порталусе 03 мая 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама