Рейтинг
Порталус

Надуманный и подлинный путь к единству Латинской Америки

Дата публикации: 20 мая 2016
Автор(ы): Я. Г. Машбиц
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 11, Ноябрь 1963, C. 181-194
Номер публикации: №1463769819


Я. Г. Машбиц, (c)

Надуманный и подлинный путь к единству Латинской Америки

 

"Cuadernos Hispanoamericanos". Madrid. 1963, N157, pp. 69 - 82.

 

В Испании и Латинской Америке определенное распространение имеют реакционные теории о воссоздании существовавшего в колониальную эпоху единства Испании и ее бывших американских владений. Выдвигаются также идеи объединения всех "латинских" стран Европы (Испании, Португалии, Франции, Италии) и Латинской Америки. Пропагандируя общность культуры "испанского мира", издающийся с 1948 г. в Мадриде ежемесячный общественно-политический журнал "Испано-американские тетради" объявляет себя органом "Америки для Европы" и "Европы для Америки".

 

В опубликованной этим журналом статье "Латинская Америка: экономическая интеграция и возрождение политического единства" Ф. Эррера рассматривает пути развития латиноамериканских стран и проблему их единства на широком фоне экономической и политической жизни современного мира. Ф. Эррера - видный деятель различ-

 
стр. 182

 

ных панамериканских организаций, в настоящее время возглавляет Межамериканский банк развития в Вашингтоне. Его взгляды отражают настроения значительной и влиятельной группы латиноамериканской буржуазии.

 

Автор подчеркивает, что в современном мире происходят исключительные по своей важности социально-экономические преобразования, которые для судеб человечества имеют не меньшее значение, чем колоссальный прогресс в науке и технике. В этом отношении его позиция выгодно отличается от взглядов многих буржуазных социологов, которые пытаются доказать, что жизненные проблемы слаборазвитых стран должны решаться лишь путем длительного эволюционного развития реформистского толка и частичных улучшений в структуре производства, прежде всего технологического характера. Другие буржуазные социологи утверждают, что национально-освободительное движение не имеет перспектив и утратило свое значение, так как прогресс человечества предопределяется будто бы исключительно лишь быстрым развитием науки и техники. Сторонники и тех и других взглядов льют воду на мельницу империалистических кругов, стремящихся затормозить необратимый процесс освобождения стран и народов.

 

Характерно, подчеркивает Ф. Эррера, что полтора столетия тому назад руководители борьбы латиноамериканских наций против испанского колониального гнета активно выступали за единство Латинской Америки. Однако в ходе войны за национальное освобождение и после ее завершения в Латинской Америке произошел, по словам автора, процесс "атомизации" - выделения довольно большого числа крупных и небольших государств, в которых узкоместные интересы правящей верхушки возобладали над общими латиноамериканскими проблемами. Это было связано с характером испанской колониальной системы в Америке, когда каждая провинция специализировалась на производстве одного или нескольких товаров для Испании. Внутренние связи между испанскими колониями в Латинской Америке почти совершенно отсутствовали. Развитию тенденций к единству Латинской Америки, по мнению автора, препятствовали и определенные различия в социально-экономической структуре испанских и португальских колоний, в результате чего в начале XIX в. Бразилия оказалась в стороне от активной национально-освободительной борьбы латиноамериканских народов.

 

Традиции экономической и политической разобщенности, оставшиеся в наследство от колониального периода, остро ощущаются и в современной Латинской Америке, где основные районы экономической жизни и концентрации населения, как и прежде, тяготеют к побережьям и ориентированы вовне, теперь уже на рынок США. Однако автор игнорирует тот факт, что эта разобщенность поддерживается американским империализмом. С другой стороны, монополии США пытаются использовать объективную тенденцию к экономической интеграции латиноамериканских стран в своих интересах.

 

Ф. Эррера считает, что Латинская Америка постепенно становится на путь хозяйственной и политической интеграции и это является якобы единственным путем развития и подъема этого района мира. Создана, в частности, "Латиноамериканская ассоциация свободной торговли", куда вошли Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили и ряд других стран, образован "общий рынок" стран Центральной Америки. Все чаще, как отмечает автор, страны Латинской Америки совместно выступают за более рациональное использование своих внутренних ресурсов, согласованно действуют на международных рынках продовольственных и сырьевых товаров, выступают против гонки вооружений. Ф. Эррера призывает ускорить хозяйственное и политическое объединение Латинской Америки, что позволит ей стать крупной силой в международных делах. Политическому объединению Латинской Америки, с его точки зрения, должно предшествовать слияние местных рынков в единый латиноамериканский рынок по образцу "Общего рынка" в Европе.

 

Ставя так вопрос, Ф. Эррера и те социологи в Латинской Америке, которые придерживаются подобного мнения, закрывают глаза на серьезнейшие противоречия, вызываемые к жизни подобным интегрированием. Создание "Общего рынка" в Западной Европе еще более усилило межимпериалистические противоречия. Организация "общего рынка" в Латинской Америке имеет определенное положительное значение, но в то же время она может привести к усилению позиций монополий США в этом районе и к обострению неравномерности развития отдельных латиноамериканских стран.

 

Вопрос об экономическом и политическом единстве Латинской Америки неразрывно

 
стр. 183

 

связан с тем, каким путем пойдет развитие латиноамериканских стран. Ф. Эррера, отражая взгляды реформистской латиноамериканской буржуазии, пытается доказать, что доктрина "Союз ради прогресса", проводимая США, якобы содействует экономическому и политическому объединению Латинской Америки. Опыт осуществления этой доктрины разоблачает ее демагогический характер. Даже представители реформистской буржуазии в Латинской Америке все чаще не могут скрыть разочарования в связи с незначительностью результатов осуществления программы "Союза ради прогресса".

 

Проблемы подлинного единства Латинской Америки могут быть решены лишь путем революционных народно-демократических преобразований в латиноамериканских странах. Фидель Кастро в своем выступлении 4 июня 1963 г. выразил надежду, что в будущем кубинская экономика "несомненно... объединится с экономикой других латиноамериканских стран в момент, определенный историческими условиями и процессом эволюции народов"1 .

 

 

 

-----

 

1 "Правда", 7 июня 1963 года.

Опубликовано на Порталусе 20 мая 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама