Рейтинг
Порталус

Р. Г. ЛАНДА. НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В АЛЖИРЕ (1939-1962 гг.)

Дата публикации: 20 мая 2016
Автор(ы): М. С. Лазарев
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1963, C. 122-122
Номер публикации: №1463771273


М. С. Лазарев, (c)

М. Изд-во восточной литературы. 1962. 290 стр. Тираж 3 400. Цена 1 руб.

 

Книга Р. Г. Ланды - первая серьезная и, надо сказать сразу, удачная попытка монографического изучения героической борьбы алжирского народа против империализма в период от начала второй мировой войны до наших дней. У автора почти не было предшественников в разработке этой проблемы. Основные материалы для своего исследования он извлек из документов братских компартий, трудов алжирских и французских коммунистов, официальных публикаций, решений международных конференций, прессы и специальной литературы (включая работы на французском, английском, итальянском и арабском языках).

 

Однако бросается в глаза, что Р. Г. Ланда не использовал ряд важных источников: мемуары де Голля, материалы процессов над Петэном и Лавалем и другие данные, которые пролили бы дополнительный свет на отношение к алжирскому вопросу (в период второй мировой войны) США и Англии, с одной стороны, держав "оси" - с другой.

 

Условия, в которых алжирскому народу приходилось бороться за свою независимость, исключительно тяжелые и сложные, во многом отличались от тех, в которых находились в большинстве своем другие колониальные и зависимые страны. Тем не менее автор сумел дать глубокий анализ алжирской действительности. В книге доказано, что независимо от внешних и внутренних социальных и политических потрясений, которые переживала Франция за последнюю четверть века и которые привели к банкротству трех режимов (Третьей республики, режима Виши и Четвертой республики), все французские буржуазные партии, правящие группировки и правительства, сменявшие друг друга, проводили в алжирском вопросе, по существу, единую политическую линию - империалистическую, колонизаторскую, диктуемую интересами монополий. В то же время в книге подчеркивается тезис о полной обреченности всех попыток сохранения "французского Алжира", предпринимавшихся вопреки неумолимому ходу событий колонизаторами разных мастей.

 

Р. Г. Ланда характеризует Эвианские соглашения как признание краха обанкротившейся политики "французского Алжира". Но для правящих кругов Франции эти соглашения означали также переход на рельсы неоколониализма, попытку увековечить систему колониальной эксплуатации Алжира при помощи иных, "мирных" методов. Этот переход был вынужденным, однако в связи не только с военными обстоятельствами, но и с политическими. Хотелось бы, чтобы для обоснования данного положения автор не ограничился одним лишь высказыванием де Голля (стр. 271 - 272), а привел более убедительные материалы 1 . Ведь борьба против колониализма в его различных обличиях остается первоочередной задачей и для молодой Алжирской республики.

 

Следует упрекнуть автора и в других упущениях. Экономические аспекты изучаемой им проблемы отражены в книге гораздо слабее, чем политические, и даны они не в развитии, а статично (к началу второй мировой войны и затем к 1948 - 1954 гг.). Отсутствует попытка глубоко разобраться в вопросе о колониальной "дани", получаемой французскими монополиями с Алжира. В первых трех главах, повествующих о событиях предреволюционной эпохи (до ноября 1954 г.), весьма скупо говорится о колониальной эксплуатации алжирского народа, о его отношении к политике колониальных властей и борьбе национальных партий с ними, о формах массового движения в стране. Подчас создается впечатление, что в некоторые периоды в Алжире вообще не существовало массового движения (см. особенно главу первую). Может быть, автору стоило привлечь для доказательства своих тезисов больше источников статистико-экономического характера и местных материалов. Правда, в заключительных главах, где речь идет об алжирской революции 1954 - 1962 гг. и ее победе, этот недостаток преодолен. Более того, здесь хорошо показан массовый героизм алжирского народа, всенародный характер его самоотверженной борьбы за освобождение из-под колониального гнета. К сожалению, в книге не раскрыт процесс классовой дифференциации европейского меньшинства и не приведены факты солидарности трудящихся-европейцев с алжирцами.

 

 

1 Их можно найти, в частности, в книге J. Мосh. En 1961 paix en Algerie. Paris. 1961.

 
стр. 122

 

Деятельности национальных партий Алжира, детальной характеристике сил антиколониальной борьбы посвящены основные, наиболее удачно написанные разделы книги. Одна из особенностей национально-освободительного движения в Алжире состояла в том, что здесь в отличие от многих других колониальных стран (например, Индии, Туниса, Марокко) не было партии, игравшей роль гегемона в движении, а в разное время роль лидера играли различные партии: Партия алжирского народа, Демократический союз алжирского манифеста (УДМА), Движение за торжество демократических свобод; большим влиянием пользовались также различные религиозные группировки, например, улемы. Острые противоречия, носившие объективный характер, существовали как в отношениях между партиями, особенно до образования фронта национального освобождения, так и внутри самих партий. Лишь Алжирская коммунистическая партия оставалась единой и монолитной, последовательно и решительно отстаивала дело национального освобождения и социального прогресса.

 

Р. Г. Ланда разобрался в сложной внутриполитической обстановке в Алжире и показал, как различным местным политическим организациям, несмотря на все их разногласия и огромные трудности внутреннего и внешнего порядка, удалось выработать единую линию по главному вопросу и привести национально-освободительное движение к победе. Разработку этой проблемы для периода 1954 - 1960 гг. Р. Г. Ланда осуществил с полным учетом своеобразия алжирской действительности. Тем досаднее, что в конце книги содержится торопливое перечисление событий, без попытки проанализировать важные явления, имевшие место в алжирском национально-освободительном движении на его самом последнем этапе (например, причины реорганизации Временного правительства в августе 1961 г., стр. 266 - 267, и др.).

 

Отметим некоторые спорные положения. Нам представляется, что автор несколько преувеличивает роль улемэв (представителей мусульманской интеллигенции и духовенства) в движении (стр. 74 - 76, 157 - 159 и др.), действия которых в общем не выходили за рамки просветительства на религиозной основе. Вряд ли можно называть УДМА периода первых послевоенных лет выразителем интересов "радикального крыла национальной буржуазии", если эта партия выступала не за независимость Алжира, а только за его автономию (стр. 74).

 

Отсутствие карты затрудняет усвоение материала, особенно когда автор рассказывает о действиях повстанцев. Следовало бы дать разъяснение по тексту ряда специфических местных терминов и снабдить книгу указателями.

 

В заключение подчеркнем, что книга Р. Г. Ланды может послужить надежной основой для дальнейшей разработки новейшей истории Алжира.

Опубликовано на Порталусе 20 мая 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама