Рейтинг
Порталус

Борьба за демократизацию образования в Латинской Америке

Дата публикации: 28 мая 2016
Автор(ы): Л. В. Ханыкова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 1964, C. 202-215
Номер публикации: №1464429346


Л. В. Ханыкова, (c)

Борьба за демократизацию образования в Латинской Америке

 

"Principios". Santiago. 1963, N 96, pp. 76 - 95.

 

Экономическое развитие стран Латинской Америки и национально-освободительное движение латиноамериканских народов неразрывно связаны с проблемой образо-

 
стр. 202

 

вания и роста политического сознания широких масс. В этой связи большого внимания заслуживает статья Крисолога Гатике "Борьба за демократизацию образования в Латинской Америке", опубликованная в теоретическом и политическом органе ЦК Коммунистической партии Чили.

 

Полемизируя с теми буржуазными учеными, которые пытаются представить сферу образования некой "нейтральной" областью, отгороженной от экономической, политической и социальной жизни, автор приводит статистические данные, собранные различными комиссиями ЮНЕСКО и СЕПАЛ и свидетельствующие о том, что социально- экономическая структура стран, их политическое устройство самым непосредственным образом влияют на систему образования. В тех странах Латинской Америки, где наиболее сильны феодальные пережитки в деревне, где преобладает сельское население, где наблюдается наиболее низкий уровень национального дохода на душу населения, процент детей, остающихся за порогом школы, достигает 70 - 80. Однако и эти цифры не полностью отражают положение дел, так как они берутся из официальных источников, которые подчас сильно приукрашивают действительность; кроме того, эти цифры не учитывают высокий процент отсева учащихся, а во многих латиноамериканских странах он составляет 94 - 96. Причиной такого колоссального отсева является низкий жизненный уровень населения. В результате образовательный уровень латиноамериканца не превышает в среднем одного класса начальной школы.

 

Объясняя подобное катастрофическое положение, буржуазные специалисты ссылаются на недостаток школ и учителей, на недопонимание родителями важности образования и даже на недостаточные экономические возможности как семьи, так и государства. Но они всячески обходят вопрос об основных факторах, мешающих развитию просвещения в Латинской Америке, а именно о жестоком ограблении латиноамериканских стран империализмом США, о деформированном развитии экономики этих стран, о полуфеодальной системе землепользования и т. д.

 

Весьма показательны приведенные автором данные о снижении бюджета на образование в связи с ростом военных расходов, вызванным военными пактами и двухсторонними военными соглашениями между США и странами Латинской Америки для "защиты континента". Например, в Аргентине в 1959 - 1960 гг. расходы на образование составляли лишь четвертую часть бюджета на военные нужды.

 

Официальные мероприятия правительств латиноамериканских стран и различных международных организаций заранее обречены на провал, так как они искусственно изолируют решение проблемы образования от решения коренных вопросов экономического, политического и социального развития. Не составляет исключения в этом смысле и 10-летний план развития образования по программе "Союз ради прогресса". По этому плану США обещают выделять на нужды образования 150 млн. долларов ежегодно в форме займов для всей Латинской Америки. Насколько мизерна эта сумма, видно из того, что эти 150 млн. долларов предназначаются 19 странам с населением в 200 млн. человек, в то время как Куба с 7 млн. жителей ежегодно расходует на нужды культуры и образования 200 млн. долларов.

 

Серьезно тормозит искоренение неграмотности и политика некоторых латиноамериканских правительств, по существу, отдавших дело народного образования в руки частного сектора.

 

Особый интерес представляет та часть статьи, которая относится к идеологическому аспекту рассматриваемой проблемы. Здесь в полной мере раскрывается фальшь тезиса о "нейтральном" характере образования в странах Латинской Америки. Перед лицом растущего национально-освободительного движения и революционизирующего примера Кубы стратеги Пентагона вынуждены обратить самое серьезное внимание на воспитание молодого поколения этих стран с тем, чтобы отколоть как можно больше людей от крепнущего национально-освободительного движения. Не случайно Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие международные организации и "благотворительные" фонды, которые еще несколько лет назад упорно отказывались от предоставления займов и кредитов на цели образования, сейчас изменили свою политику в этом вопросе. Теперь они сами выступают за реформы образования в странах Латинской Америки, правда, под своей эгидой.

 

В неоколониалистских планах североамериканского империализма немалое место уделяется университетам Латинской Америки, которые правящие круги США пыта-

 
стр. 203

 

ются превратить в глашатаев панамериканизма и с помощью которых они хотят привлечь на свою сторону латиноамериканское студенчество, играющее немаловажную роль в сегодняшнем революционном процессе.

 

Однако борьба против идеологической экспансии США, за демократизацию образования с каждым годом приобретает в Латинской Америке все больший размах. В 1962 г. имели место массовые выступления преподавателей, студентов и учащихся в Мексике. Бразилии, Венесуэле, Чили, Аргентине, Колумбии, Перу, Уругвае и ряде других стран. Они были широко поддержаны рабочим классом и прогрессивной интеллигенцией. Характерной особенностью этого движения в последние годы является то, что требования реформы образования и изменения экономического положения все чаще переплетаются с требованиями политического характера, с антиимпериалистической и антифеодальной борьбой широких народных масс. Большое влияние на размах студенческого движения в Латинской Америке оказывают успехи социалистических стран и революционный опыт Кубы.

Опубликовано на Порталусе 28 мая 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама