Рейтинг
Порталус

В. Ф. ВАСИЛЬЕВ. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ БИРМЫ (1885 - 1947)

Дата публикации: 31 мая 2016
Автор(ы): А. М. ДЬЯКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 9, Сентябрь 1964, C. 160-163
Номер публикации: №1464680103


А. М. ДЬЯКОВ, (c)

Под ред. члена-корр. АН СССР А. А. Губера и А. Н. Узянова. М. Изд-во восточной литературы. 1962. 422 стр. Тираж 2300. Цена 2 руб. 10 коп.

 

Книга В. Ф. Васильева - это первое обобщающее монографическое исследование, в котором с марксистских позиций рассматриваются проблемы исторического развития Бирмы в колониальный период. В досоветское время на русском языке вообще не имелось специальных работ, посвященных этой стране. В 20-е и 30-е годы появился ряд ста-

 
стр. 160

 

тей и популярных брошюр по истории, экономике и географии Бирмы. Но только после второй мировой войны и провозглашения независимости Бирмы советские востоковеды занялись всерьез изучением этой страны и создали крупные интересные исследования. Был выпущен также специальный сборник "Бирманский Союз", в который, кроме трудов советских ученых, вошли статьи и бирманских авторов. Отметим, что обзор отечественной, а также западноевропейской (преимущественно английской) специальной литературы приведен в рассматриваемой книге (стр. 3 - 13).

 

Данную работу правильнее было бы назвать "Новейшая история Бирмы", так как периоду с 1885 по 1918 г. отведено в ней всего 34 страницы. Остальная часть посвящена истории страны в новейшее время. Автор, находившийся в Бирме около года, собрал большой и свежий материал по истории и современной политической жизни Бирманского Союза. Это позволило ему довольно полно осветить развитие страны, в первую очередь ее политическую историю колониального периода. Особенно интересно охарактеризована политическая обстановка начиная с кануна второй мировой войны и до 1947 года. Ряд вопросов политической жизни страны в 1918 - 1934 гг. также трактуется В. Ф. Васильевым" по-новому. Он исходит из того, что решающее воздействие на процессы, происходившие в колониальной Бирме, оказывали народные массы. Вместе с тем автор уделяет много внимания развитию экономики Бирмы и особенностям империалистической и феодально-помещичьей эксплуатации бирманского народа, что дает возможность глубже понять расстановку и соотношение классовых сил в стране.

 

Говоря о зарождении первых национальных организаций, во главе которых стояла буржуазная молодежь, автор подчеркивает, что на всех этапах национального движения в стране значительную роль играл буддизм (первая националистическая организация называлась "Буддийская ассоциация молодежи" - БАМ). На развитие борьбы бирманского народа большое влияние оказывала идеология и индийских национальных организаций. Однако гандизм с его отрицанием насильственных методов борьбы не был популярен в Бирме, хотя и он имел известное воздействие на бирманское национально-освободительное движение.

 

В период подъема национально-освободительного движения в Индии (после 1918 г.) оно усилилось и в Бирме, которая в то время являлась провинцией Индии. В те же годы возникло рабочее движение в Бирме, причем первыми участниками стачек были как раз индийские рабочие. Автор приводит новые и любопытные данные о деятельности организации "Добама Асиайон" ("Наша Бирма"), члены которой именовали себя такинами ("хозяевами"). Позднее эта организация сыграла важную роль в политической жизни страны.

 

В разделе, посвященном народному восстанию 1930 - 1932 гг. (стр. 151 - 159), автор рассказывает о существовании среди бирманского крестьянства тайных национальных обществ. Приводимые им сведения дают возможность по-иному осветить ход восстания и охарактеризовать его как народное движение, носившее антиимпериалистическую направленность, причем общенациональные требования превалировали в нем над чисто аграрными. В. Ф. Васильев вскрывает несостоятельность версии английских буржуазных историков о том, что восстание в основном носило будто бы антииндийский характер, и подчеркивает, что оно было направлено прежде всего против колонизаторов, а также помещиков и ростовщиков, тесно связанных с колониальным режимом. Интересно приводимое автором сообщение, что руководитель восстания Сая Сан перед казнью пожертвовал все свои деньги на приобретение социалистической литературы. Созданная на эти средства библиотека, существующая в Рангуне и в настоящее время, сыграла значительную роль в распространении социалистических идей в Бирме.

 

Автор показывает, что накануне второй мировой войны революционно настроенные бирманские националисты выступали против отделения Бирмы от Индии, так как видели в этом акте стремление империалистов оторвать национально-освободительную борьбу в стране от общеиндийского национально-освободительного движения и тем самым ослабить его. Он детально освещает новый подъем рабочего и крестьянского движения в стране в предвоенные годы.

 

В 1938 г. в Бирме возник социалистический клуб, в котором изучались труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; тогда же появились первые марксистские кружки. В 1939 г. была организована "Народная революционная партия", впоследствии переименованная в "Социалистическую партию Бирмы". 15 августа 1939 г. на собрании группы марксистов была создана Коммунистическая партия Бирмы. Первым ее секретарем стал Такин Аун Сан,

 
стр. 161

 

В. Ф. Васильев разоблачает "традиционную" политику, которую по-прежнему проводили в Бирме английские империалисты в период второй мировой войны. Совершенно не учитывая изменений в политической обстановке, они грубо игнорировали все требования бирманского народа о предоставлении стране независимости и стремились удержать ее на положении своей колонии.

 

Излагая историю Бирмы в период японской оккупации, автор подчеркивает, что еще до начала второй мировой войны Япония стала устанавливать связи с бирманскими правыми националистами. Он показывает, как Япония нарушила все обещания, данные ею бирманским националистам, и после оккупации начала превращать Бирму в свою колонию. В результате не только трудящиеся, но и эксплуататорские классы Бирмы начали выражать прямое недовольство японским господством. Развернулось партизанское движение. В. Ф. Васильев рассказывает об организации борьбы против оккупантов, о важной роли "Антифашистской лиги народной свободы", что проливает свет на слабо изученный период истории Бирмы. Автор сопоставляет программу, разработанную "Антифашистской лигой" и направленную на то, чтобы добиться независимости бирманского государства, с опубликованной англичанами Белой книгой, в которой ставилась задача увековечить колониальное положение страны. Материалы, приведенные в монографии, свидетельствуют о том, что патриотические, антифашистские силы Бирмы начали активную борьбу за изгнание японских оккупантов еще задолго до нового вступления в Бирму английских войск.

 

Рассматривая события в стране после второй мировой войны (до предоставления Бирме независимости), автор показывает, что в этот период, как никогда ранее, обострились противоречия между английским монополистическим капиталом и национальной бирманской буржуазией и даже помещиками. Все народы Бирмы объединились в борьбе за независимость своей родины. Это вынудило английское правительство подписать с руководителями бирманского национально-освободительного движения в январе 1947 г. соглашение о предоставлении стране независимости. Однако в этом документе имелся ряд оговорок, которые предусматривали сохранение влияния Англии в сфере обороны и сохранение в Бирме английской собственности. В связи с этим в "Антифашистской лиге народной свободы" возникли разногласия, которые ослабили фронт борьбы за независимость страны.

 

Коммунистическая партия Бирмы, как показывает автор, недооценила значение уступок, вырванных у империалистов. Воспользовавшись этим, последние с помощью бирманской реакции (шанских князей и Национального совета каренов) пытались обострить национальные противоречия в стране. Однако стремление масс к независимости было настолько сильным, что местной реакции и английским империалистам не удалось осуществить свои намерения. В 1947 г. Бирма добилась независимости.

 

Вскрывая особенности освободительного движения в Бирме, В. Ф. Васильев сравнивает его с национальной борьбой в Индии. Именно различное соотношение классовых сил определило специфику национально-освободительных движений в этих странах. Бирманское крестьянство, например, было более организованно и сплоченно (там существовали крестьянские общества, которых в Индии не было); поэтому крестьянское восстание, происшедшее в Бирме в 1933 г., создало прямую угрозу свержения английского господства. Однако, как справедливо подчеркивает автор, без организации единого национального фронта победа национально-освободительного движения в Бирме была бы невозможна. "Добама Асиайон", преобразованная в годы войны в "Антифашистскую лигу народной свободы", превратилась в полном смысле слова в такой единый национальный фронт. Руководящую роль в лиге играла Коммунистическая партия, а также мелкобуржуазные революционеры. Деятельность лиги носила боевой характер.

 

Фундаментальная работа В. Ф. Васильева не свободна, к сожалению, от недостатков. Автор неполно показал социальную структуру местного общества до завоевания Бирмы Англией (конец XIX - начало XX века). В частности, не ясны роль и происхождение мелких бирманских феодалов - туджи (автор называет их чиновниками). Между тем имеются данные о связи туджи с верхушкой бирманской сельской общины. Возможно, они были выходцами из рядов сельских старост, ставших затем феодалами.

 

Нечетко изложены причины выхода компартии Бирмы из "Антифашистской лиги народной свободы". Нам представляется, что, кроме антикоммунистических позиций буржуазно-националистической части лиги, известную роль сыграли здесь и левосектантские ошибки, присущие некоторой части бирманских коммунистов. Именно догматизм по-

 
стр. 162

 

мешал компартии Бирмы выработать гибкую тактику действий, полностью соответствующую конкретно-историческим условиям страны.

 

В монографии имеются указатели (именной и географических названий) и обширная, четко систематизированная библиография. В ней помещены также биографические справки о некоторых участниках национально-освободительного движения и общественных деятелях Бирмы. Это способствует лучшему ознакомлению советских читателей с историей бирманского народа и его борьбой за независимость.

Опубликовано на Порталусе 31 мая 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама