Рейтинг
Порталус

ТАНГАНЬИКА ПОД АНГЛИЙСКИМ КОЛОНИАЛЬНЫМ ГНЕТОМ

Дата публикации: 28 июня 2016
Автор(ы): П. Е. ОСИПОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 2, Февраль 1965, C. 76-85
Номер публикации: №1467128820


П. Е. ОСИПОВА, (c)

В декабре 1961 г. обрела независимость одна из крупнейших стран Восточной Африки - Танганьика1 . Более семидесяти лет народ этой страны был объектом самой жестокой эксплуатации сначала германских, а затем английских колонизаторов. История Танганьики новейшего времени мало исследована, и разработка ее важнейших проблем марксистскими историками, в частности советскими африканистами, началась недавно. Однако за короткое время они добились весьма плодотворных результатов.

 

Империалисты всегда намеренно скрывали и скрывают правду о порабощенных ими странах африканского континента. В работах буржуазных историков, главным образом английских, сознательно фальсифицируется история Танганьики, оправдывается колониальный разбой, делается попытка доказать "общность целей" английских колонизаторов и угнетаемых ими колониальных народов. Таков, например, обширный труд английского политического деятеля и ученого лорда Хэйли, являющегося идеологом "нового курса" колониальной политики. В анализе политического и экономического положения африканских колоний и прежде всего в данной им оценке основных проблем их аграрного развития Хэйли обходит молчанием факты массового земельного ограбления африканцев и изображает процесс превращения колоний в сырьевые придатки метрополии как "включение африканских народов в орбиту мировой экономики"2 . Признавая в отдельных случаях наличие массовой экспроприации африканского населения, буржуазные историки тем не менее восхваляют "цивилизаторскую" миссию мандатария и мандатную систему3 .

 

Настоящая статья ставит целью показать, как в период между первой и второй мировыми войнами происходило империалистическое ограбление Танганьики и как английские колонизаторы превратили эту страну в аграрно-сырьевой придаток метрополии. В статье использованы ежегодные отчеты мандатария Лиге наций, материалы мандатной

 

 

1 23 апреля 1964 г. президенты Танганьики и Занзибара подписали в Дар-эс- Саламе соглашение о союзе двух государств и об образовании Объединенной Республики Танганьики и Занзибара. С конца октября 1964 г. Объединенная Республика Танганьики и Занзибара стала носить новое имя - Объединенная Республика Танзания.

 

2 Lord Hailey. An African Survey. A Study of Problems Arising in Africa South of the Sahara. Oxford University Press. 1939; ejusd. An African Survey. London. 1957.

 

3 F. D. Lugard. The Dual Mandate in British Tropical Africa. London. 1923; Major A. Church. East Africa, a New Dominion. London. 1927; R. Buell. The Native Problem in Africa. Vol. I. New York. 1928; E. Maanen-Helmer. The Mandate System in Relation to Africa and the Pacific Islands. London. 1929; L. P. Mair. Native Policies in Africa. London. 1936; T. R. Batten. Problems of African Development. Part. I. Oxford University Press. 1948; W. M. Macmillan. Africa Emergent. Edinburg. 1949; Z. A. March and G. Kingsnorth. An Introduction to the History of East Africa. London. Cambridge. 1957.

 
стр. 76

 

комиссии Лиги наций, издания английского министерства колоний и другие правительственные публикации, а также пресса.

 

До первой мировой войны Танганьика вместе с Руанда-Урунди входила в состав Германской Восточной Африки. Это была самая крупная и самая богатая из всех германских колоний с территорией около 342 тыс. кв. миль и населением в 4013300 человек (по данным переписи 1913 г.)4 . К концу 1916 г. Германская Восточная Африка была оккупирована английскими и бельгийскими войсками. По Версальскому мирному договору Руанда-Урунди была передана Бельгии, а Англия получила мандат на Танганьику, что чрезвычайно усилило стратегические позиции английского империализма в Африке. Кроме того, у Англии появилась возможность вывозить из этой страны сизаль, хлопок, каучук, кофе, золото, алмазы, олово и другое промышленное сырье и товары.

 

Две трети Танганьики, особенно в центре и на западе, представляют собой засушливые, безводные районы или низкие болотистые малярийные места. Эти территории почти необитаемы. Только на одной десятой части площади страны имелись удовлетворительные источники снабжения водой, и именно здесь проживало основное население: скотоводческие и земледельческие племена. Небольшая территория, пригодная для земледелия и скотоводства, была перенаселена, пастбища истощены5 . Земля - единственный источник существования коренного населения. Вот почему земельная политика мандатария являлась важнейшим вопросом всей социально-политической жизни страны.

 

До 1926 г. в Танганьике сохранялось административное управление, установленное еще в период германского господства. Страна была разделена на 11 провинций и 22 округа, управлявшихся английскими комиссарами. Высшая власть принадлежала губернатору, при котором действовали Исполнительный и Законодательный советы. В этих советах не было ни одного представителя африканского населения. На открытии Законодательного совета 7 декабря 1926 г. губернатор Танганьики заявил: "Туземная община не может быть непосредственно представлена потому, что в настоящее время туземец не владеет английским языком настолько, чтобы участвовать в обсуждении вопросов и даже понимать то, о чем говорят"6 . Законы и распоряжения властей печатались только на английском языке, поэтому подавляющая часть населения не знала их содержания. Легко себе представить, какие здесь имелись огромные возможности для произвола со стороны колониальной администрации.

 

Искусственное сохранение патриархально-племенной организации, усиливавшее разобщенность племен7 , разжигание межплеменной розни

 

 

4 В 1921 г. африканское население Танганьики составляло 4107 тыс. человек. "Report by His Britannic Majesty's Government on the Mandated Territory of Tanganyika for the Year 1923". London. 1924 (далее: "Report... for the Year"), p. 17. Точное количество племен, живущих в Танганьике, неизвестно. По данным переписи 1921 г., их насчитывалось 71, по переписи 1931 г. - 137, а по переписи 1948 г. - более 120. Почти 97% всех африканцев Танганьики говорит на языках, принадлежащих к одной языковой семье - банту. См. Р. Н. Исмагилова. Этнический состав и занятия населения Танганьики. "Африканский этнографический сборник". Т. II. М. 1958, стр. 276.

 

5 См. "Report... for the Year 1937". London. 1938, pp. 219 - 220.

 

6 Впервые африканцы Танганьики были представлены в Законодательном совете только через девятнадцать лет, в 1945 году. Комиссия Совета, по опеке, обследовавшая Танганьику в 1948 г., констатировала, что ограничения, касавшиеся выборных членов Законодательного совета, означали на деле полное игнорирование прав коренного населения. "Trusteeship Council. Official Records. Fourth Session. Supplement N 3. United Nation Visiting Mission to East Africa. Report on Tanganyika and Related Documents". New York. 1948, p. 9.

 

7 В отдельных случаях имело место насильственное вопреки этническим различиям слияние племен или искусственное их дробление. Так было с племенем масаи, разделенным между Танганьикой и Кенией. При установлении границ между Танганьикой и отошедшей к Бельгии Руанда-Урунди английскому правительству удалось оста-

 
стр. 77

 

являлись важнейшими элементами английской колониальной политики. В 1926 г. на большей части Танганьики была введена система так называемого косвенного управления. Принятый в том же году закон о туземных вождях предусматривал включение в административную систему всех туземных властей: вождей, туземные суды и туземные казначейства. Из доклада колониальной администрации Совету Лиги наций можно заключить, что колонизаторы, привлекая африканцев к управлению, пытались найти необходимое средство борьбы с национально-освободительным движением8 . Право назначать и смещать вождей было закреплено за губернатором. Лишенные всякой самостоятельности, вожди стали прямыми помощниками колониальной администрации: наблюдали за политическими настроениями соплеменников, распределяли общинные земли, организовывали сбор рабочей силы на принудительные работы, собирали штрафы. Они имели свою собственную полицию, тюрьмы. Иерархия вождей, ставших составной частью колониальной административной машины, была дополнительным бременем для народных масс. В конце 1937 г. в Танганьике насчитывалось 77 туземных казначейств, ресурсы которых складывались из дани вождям, изымаемой в виде подушного налога, налога на жилище, доходов от туземных судов и различных местных обложений9 . Значительная часть местного бюджета уходила на содержание подкупленной колонизаторами туземной верхушки. Так, в 1938 г. на содержание туземной администрации падало 70,1% всех расходов, на медицинское и санитарное обслуживание -9,1%, на образование - 6,5%, ветеринарию - 0,8%10 .

 

Англичане открыли в главном городе Танганьики Дар-эс-Саламе и Букоба специальные школы, в которых стали готовить колониальных администраторов из числа сыновей африканских вождей и немногочисленной национальной буржуазии. Апологеты британского империализма уверяют, что, осуществляя политику косвенного управления, английское правительство якобы хотело подготовить африканцев к самоуправлению11 . Тем не менее даже эти авторы вынуждены признать, что политика косвенного управления вызывала среди африканцев еще "меньше энтузиазма", чем какая-либо другая административная политика в Африке12 . В некоторых округах противодействие населения вынудило администрацию временно, а в одном случае и вовсе отказаться от перехода к новой системе управления13 . Ряд авторов, и среди них бывший глава африканского департамента министерства колоний А. Коэн, пытается убедить читателя в том, что введение косвенного управления явилось "в значительной степени результатом местной инициативы"14 . Между тем известно, что эта система, еще ранее введенная в Нигерии, была предложена лордом Ф. Д. Лугардом, одним из главных "строителей" британской колониальной империи. Кстати, сама колониальная администрация, вынужденная прибегать к маскировке, предпочитала называть эту систему не косвенным, а туземным управлением15 . Как явствует из

 

 

вить за собой в связи с постройкой железной дороги Кап - Каир территорию шириной в 100 км, при этом население было насильственно разъединено, часть его оказалась в Танганьике, а другая - в Руанда-Урунди.

 

8 "Report...for the Year 1925". London. 1926, p. 8.

 

9 Lord Hailey. An African Survey. A Study of Problems Arising in Africa South of the Sahara, p. 439.

 

10 C. Lenbuscher. Tanganyika Territory, a Study of Economic Policy under Mandate. London. 1943, p. 212.

 

11 M. Perham. A Re-Statement of Indirect Rule. "Africa" (London). Vol. VII, N 3 July, 1934.

 

12 Z. K. Mattnews. An African View of Indirect Rule in Africa. "Journal of the Royal African Society" (London). Vol. XXXVI, N CXLV, October 1937.

 

13 "Report... for the Year 1927". Appendix II. London. 1928, p. 96.

 

14 A. Cohen. British Policy in Changing Africa. Evanston. 1959, pp. 22, 24.

 

15 Z. Maarch and G. Kingsnorth. Op. cit., p. 231.

 
стр. 78

 

признаний того же Коэна, колонизаторы с помощью этой новой формы обмана рассчитывали долго эксплуатировать африканские народы16 .

 

Таким образом, новая система управления базировалась на использовании авторитета племенных институтов и систематическом подкупе родоплеменной верхушки - социальной опоры империализма в колониях. "В Восточной Тропической Африке, как и во всех других колониях, империалистические державы... превращают родоплеменную верхушку в свою социальную опору, создавая для нее возможность феодальной или полуфеодальной эксплуатации соплеменников, и законодательным путем закрепляют все эти докапиталистические отношения"17 , - подчеркивают авторы сборника "Народы Африки".

 

Колонизаторы насаждали в Танганьике плантационное хозяйство, в котором преобладало производство лишь нужного метрополии сырья и технических культур. Коренное население выращивало главным образом хлопок, кофе, земляные орехи и поэтому целиком зависело от ввоза самых необходимых продовольственных и иных товаров. Выращивание важнейших экспортных культур - сизаля, чая - было сосредоточено исключительно на плантациях европейцев. Земледелие африканцев было на крайне низком уровне. Основным орудием труда являлась мотыга. Земля, пастбища и леса находились в общинной собственности.

 

Земельная политика английских колонизаторов преследовала цель помешать начавшемуся процессу разложения родовой общины и сохранить на неотчужденной земле общинное землевладение - основную опору родовой организации18 . Пережитки родоплеменных отношений более всего сохранились в глубинных районах. Еще в период германского господства у коренного населения было отобрано около 2 млн. акров лучших земель19 , и оно было обречено на полуголодное существование. Согласно принятому в 1923 г. закону, все земли в Танганьике объявлялись государственными. Это, однако, не помешало колониальной администрации продолжать политику экспроприирования земель местных жителей как для "общественных нужд", так и в пользу пришельцев европейского происхождения. Только в 1937 г. у коренного населения Танганьики колонизаторы захватили 156 тыс. акров земли20 . Африканцев сгоняли с веками обрабатывавшейся их предками земли в бесплодные перенаселенные резервации, где часто не хватало даже питьевой воды. Так, из плодородной долины Рифт было целиком изгнано племя масаи. Земля, отнятая у коренного населения Танганьики, составила в 1938 г. около 2700 тыс. акров21 . Европейцы получали землю на исключительно льготных условиях, за ничтожную компенсацию и в рассрочку до пяти лет22 . Они, как правило, захватывали наиболее плодородные и здоровые в климатическом отношении районы. О степени ограбления коренного населения красноречиво говорят такие данные: в 1928 г. в округе Аруша 70 европейцев владели 165 тыс. акров лучшей земли, в округе Богамойо пять европейцев имели 6580 акров земли, в то время как африканцы - их было 59 тыс. - лишь 1800 акров. Коренное население, лишенное земли, вынуждено было наниматься на работу на плантации. Захватывая землю, англичане часто оставляли ее необработанной23 .

 

 

16 A. Cohen. Op. cit., pp. 25 - 26.

 

17 См. "Народы Африки". М. 1954, стр. 441.

 

18 Даже в тех немногих поселениях африканцев, которые вначале пользовались землей в качестве арендаторов, а затем на правах индивидуального владения землей, не разрешались ни раздел, ни продажа участков, ни их закладывание из опасения, что индивидуальное землевладение подорвет родоплеменную организацию.

 

19 Lord Hailey. An African Survey, p. 727.

 

20 "Report ... for the Year 1937", pp. 147 - 148.

 

21 "United Empire. The Royal Colonial Institute Journal". Vol. XIV, N1 London 1923, p. 441.

 

22 "Report... for the Year 1938". London. 1939, p. 145.

 

23 См. "Eastern Africa to Day". London. 1928, pp. 6, 12, 47, 95, 97

 
стр. 79

 

Не считаясь с интересами африканцев, администрация заставляла их возделывать только те культуры, которые были выгодны колонизаторам. Когда, например, увеличился экспорт в Англию каучука из Малайи и относительно небольшие его поставки из Танганьики потеряли свое значение, английская администрация стала свертывать здесь производство каучука. В тех случаях, когда местное население выращивало на своих землях более высокие по качеству культуры, нежели европейцы, колониальная администрация различными путями добивалась сокращения производства этих культур24 .

 

У колонизаторов не было стимула применять технику даже в собственном плантационном хозяйстве. Дешевое сырье, почти даровая рабочая сила, низкая земельная рента при небольших инвестициях гарантировали им неслыханно высокие прибыли. Ограбление Танганьики английскими колонизаторами сопровождалось дальнейшим ухудшением положения коренного населения. Ряд районов испытывал огромный ущерб от эрозии почв. Отсутствие ветеринарной помощи приводило к массовому падежу скота. Только в 1925 г. чума поразила 179 тыс. голов скота. В округе Кахама в 1926 г. погибло более 36 тыс. голов скота, в 1927 г. - свыше 29 тысяч. В 1935 г. падеж скота в некоторых округах составлял до 80% всего поголовья25 .

 

Тяжелым бременем ложились на местное население непосильные налоги, которые в "подмандатной" Танганьике были даже выше, чем в обычных колониях. В исследуемый период прямые налоги составляли самый большой источник поступлений - до одной трети всех текущих доходов страны, а в отдельные годы - 1925, 1926, 1930, 1933 - и того больше. Даже в период мирового экономического кризиса 1929 - 1933 гг., затронувшего и Танганьику, налоги поддерживались на прежнем высоком уровне, что привело к разорению нескольких сот тысяч африканских хозяйств. В то же время налоги, которые платили европейцы, были ничтожно малы. Так, в 1937 г., когда с европейцев взимался лишь один подушный налог, он составлял в среднем всего от 1 до 2% к их доходу26 . Колониальная администрация утверждала, что ввиду малочисленности европейского населения, к тому же разбросанного на значительной территории, сбор подоходного налога вызвал бы слишком большие, неоправданные расходы.

 

Лишь ничтожная часть собираемых с африканского населения налогов шла на медицинское обслуживание, просвещение. Английская парламентская комиссия во главе с Ормсби-Гором, обследовавшая в 1924 г. Танганьику, сообщала, что средства, израсходованные на эти цели, составили немногим больше одной четверти от суммы уплаченных африканцами налогов. В качестве примера был взят Китуи - округ, в котором в течение десяти лет африканское население уплатило одних прямых налогов 207749 ф. ст. "Если мы завтра оставим этот район, - отмечалось в докладе главного комиссара Восточно-Африканской комиссии, обследовавшей Танганьику в 1928 г., - единственным непререкаемым свидетельством нашей оккупации будут воздвигнутые нами здания - штабы для сбора налогов"27 .

 

В Танганьике широко процветало "долговое рабство" - предоставление ростовщиками ссуд под будущий урожай. Ограбление крестьян ростовщиками приняло такие размеры, что появилась угроза резкого сокращения налоговых поступлений. Это вызвало опасение колониаль-

 

 

24 R. Buell. Op. cit. Vol. I, p. 494; H. A. Wieschhoff. Colonial Policies in Africa. Philadelphia. 1944, p. 57.

 

25 Cm. "Eastern Africa to Day", p. 37; "Government Report Reviewed. Annual Report for 1935. Report on the Administration of Tanganyika Territory, 1935. Colonial N 113 "Journal of the Royal African Society". London. Vol. XXXVI, N CXLII. January 1937, p. 92.

 

26 A. Q. Maisel. Africa. Facts and Forecasts. New York. 1943, p. 294.

 

27 J. H. Driberg. The East African Problem. London. 1930. pp. 56 - 57.

 
стр. 80

 

ной администрации, которая издала специальный указ о кредитовании туземцев, запрещавший изъятие имущества должника без разрешения представителя администрации. Практически, однако, ничто не изменилось. Непосильные налоги, экспроприация земли, принудительное регулирование в возделывании сельскохозяйственных культур, изнурительный труд - вот характерные черты навязанного народу Танганьики колониального режима. Условия труда законтрактованных крестьян-отходников были не менее тяжелыми. Не существовало на деле никаких ограничений продолжительности рабочего дня, не было и установленного минимума заработной платы. Самое незначительное нарушение контракта наказывалось штрафом в размере двухнедельного заработка или месячным тюремным заключением. Применялись телесные наказания; в отношении юношей до 16 лет наказание розгами было даже оговорено специальным законом от 1918 г. (предусматривалось до 12 ударов палкой или розгами за опоздание или другие незначительные провинности). Дискриминационная система многочисленных пропусков, ограничивавших возможность передвижения, накрепко привязывала африканцев к месту работы.

 

Официально принудительный труд в Танганьике разрешался с 1921 г. лишь на общественных работах. Однако использование принудительного труда частными предпринимателями продолжалось, а в 1925 г. оно было даже санкционировано Лондоном. Практиковалась также принудительная вербовка африканцев для отправки в другие подмандатные территории и колонии28 . Специальный циркуляр министра колоний У. Черчилля от 5 сентября 1921 г. предусматривал, например, "добровольную" вербовку рабочих в Танганьике для правительственных работ в Кении29 . Все мужское население от 15 до 50 лет подлежало обязательной регистрации (включая такую процедуру, как снятие отпечатков пальцев). Уклониться от вербовки на работу в этих условиях было чрезвычайно трудно.

 

Труд африканцев, как уже отмечалось, являлся почти даровым. В Аруше, одном из наиболее развитых округов, ежемесячный прожиточный минимум в 1928 г. исчислялся в 10 ф. ст. для одинокого и 15 ф. ст. для женатого африканца, не имевшего детей. А заработная плата неквалифицированного туземного рабочего там же составляла 22 шиллинга в месяц. В округе Тукуйю неквалифицированный рабочий получал еще меньше - от 5 до 7 шиллингов30 . К высокооплачиваемой квалифицированной работе африканцы, как правило, не допускались. Во время сбора кофе, уничтожения сельскохозяйственных вредителей широко применялся детский труд. Большое количество детей было занято на хлопкоочистительных фабриках. Их рабочий день не был ограничен, при этом самые элементарные правила санитарии и безопасности не соблюдались.

 

Острый недостаток продуктов питания, голод были хроническим бедствием коренного населения. Между 1929 и 1939 гг. голод охватил почти все провинции31 . Африканцы страдали от таких болезней, как туберкулез, сифилис, сонная болезнь, малярия. О масштабах бедствия,

 

 

28 "Report by Major Brown upon Labour in the Tanganyika Territory" London 1926, p. 31.

 

29 H. Hinde. Some Problems of East Africa. London. 1926, pp. 104 - 105.

 

30 "Eastern Africa to Day", p. 9.

 

31 Население округа Бугуфи в течение полугода тщетно взывало о помощи к колониальной администрации. Первое обращение из Бугуфи помечено 28 ноября 1928 года. Пока шла официальная переписка, население продолжало вымирать. Правительственный чиновник прибыл в этот район лишь в апреле 1929 г. и то для того, чтобы констатировать катастрофическую смертность среди африканцев и "разъяснить" голодавшему населению, что оно не может рассчитывать на помощь администрации и должно терпеливо дожидаться сбора урожая. "Report... for the Year 1930". Appendix III. London. 1931, pp. 112 - 116.

 
стр. 81

 

которое причиняла одна лишь сонная болезнь, дает некоторое представление официальный отчет, хотя его данные, как и свидетельства других документов подобного рода, весьма далеки от действительности. Так, в округе Табор в 1929 г. было зарегистрировано 3028 случаев заболеваний, из них 461 со смертельным исходом, а в 1930 г. из 1431 заболевшего умерло 425 человек. В особенности была велика смертность среди детей - от 400 до 500 детей на тысячу умирали на первом году жизни32 . Население было лишено элементарного медицинского обслуживания (в 1924 г. под медицинским наблюдением находилось меньше 1/25 коренного населения Танганьики).

 

Несмотря на почти поголовную неграмотность, на образование в Танганьике тратились ничтожные средства, которые к тому же непрестанно сокращались. Стремление сохранить Танганьику в качестве сырьевого придатка метрополии было ведущим мотивом в политике колонизаторов и в области просвещения. Об этом откровенно сказал губернатор Танганьики Д. Камерон: "Англия видит свой долг в том, чтобы сделать туземцев "хорошими африканцами", а не прививать им западную культуру, что привело бы к плохой имитации европейцев"33 . Правительственные расходы на душу населения в 1936 - 1937 гг. составляли всего 2,2 шиллинга и по линии туземных казначейств - 0,2 шиллинга34 . Зато в Танганьике имелось 56 тюрем, причем некоторые африканцы нередко предпочитали пребывание в тюрьме голодному существованию дома.

 

Чрезвычайно велики были военные расходы Танганьики: в 1926- 1927 гг. их сумма равнялась 153339 фунтам стерлингов. Мандат предусматривал организацию и использование туземных войск подмандатных территорий только в качестве местной полицейской службы или для защиты своей страны. Но английское министерство колоний обходило этот запрет35 .

 

Ужасающая нищета коренного населения еще более усугублялась в результате неэквивалентного обмена с метрополией36 . Экспорт сельскохозяйственной продукции страны отличался большим разнообразием по сравнению с экспортом других стран тропической Африки. Из Танганьики экспортировались в большом количестве земляные орехи, копра, кунжут, рис и особенно сизаль и золото. Экспорт сизаля возрастал быстрыми темпами: в 1936 г. он составлял 41,5% от всего экспорта37 . На втором месте стоял экспорт золота, целиком поступавшего в Англию. Если в 1931 г. золота вывезли на 60 тыс. ф. ст., то в 1936 г. - на 490 тыс. ф. ст.; с 3,7% его доля от всего экспорта поднялась до 10,8%38 . В 1938 г. экспорт золота составил уже 15,9%, а все минеральное сырье - 19,2% от общего объема экспорта. За счет золота доля Англии в общем экспорте из Танганьики увеличилась с 25,7% в 1925 г. до 32,3% в 1938 году.

 

 

32 "The African World". Vol. VIII. 1925, p. VII.

 

33 "Report... for the Year 1925". London. 1926, pp. 6, 8.

 

34 Lord Hailey. An African Survey. A Study of Problems Arising in Africa South of the Sahara, p. 1433.

 

35 Военный гарнизон Танганьики, состоявший из королевских африканских частей, завербованных в Ньясаленде, служил базой, откуда направлялись карательные отряды в охваченные волнением районы Восточной Африки. В 1929 г. он был реорганизован в две бригады: одна находилась в Кении и Уганде, другая - в Танганьике и Ньясаленде. "Report... for the Year 1930". London. 1931, p. 43.

 

36 Следует отметить, что импорт спиртных напитков в Танганьику, как и в большинство африканских стран, непрерывно возрастал. Коренное население Танганьики буквально спаивалось, несмотря на запрещение продажи опьяняющих напитков, предусмотренное мандатом и рядом других обязательств.

 

37 Специалисты считали, что условия для выращивания сизаля в Танганьике лучше, чем где-либо в мире. Танганьика вместе с Кенией давала около 1/3 мировой продукции сизаля. Lord Hailey. An African Survey. A Study of Problems Arising in Africa South of the Sahara, p. 1326.

 

38 H. Frankel. Capital Investment in Africa. Oxford University. 1938, p. 280.

 
стр. 82

 

Данные о торговле Танганьики в межвоенный период показывают также, как обострялись империалистические противоречия, как, несмотря на господствующее положение, Англия уже тогда начала сдавать свои позиции в колониях. Это проявилось в первую очередь в усиливавшемся проникновении в Танганьику Германии и Японии.

 

Отечественной промышленности в Танганьике практически не существовало. Англия ввозила сюда главным образом оборудование для горной промышленности (единственная отрасль, в развитии которой колонизаторы были заинтересованы), дорожного строительства, а также хлопчатобумажные изделия. Строительство в Танганьике железных дорог являлось источником огромных прибылей для английских монополий. Материалы для железнодорожного строительства, как правило, поставляли британские концерны. Быстро рос также импорт промышленных товаров в Танганьику из Германии и Японии. Со второй половины 20-х годов в экономику этой страны начали активно внедряться американские монополии, ввозившие сюда моторы, технические масла, керосин.

 

В ходе англо-американской борьбы за восточноафриканские рынки сбыта и источники сырья особое значение имела конвенция, подписанная США и Англией в Лондоне в феврале 1925 года. Согласно этой конвенции, регулировавшей отношения между США и Англией в Танганьике, США получили здесь такие же права и преимущества, как и Англия. Отныне никакие изменения не могли быть внесены в мандат без согласия США. Предусматривалось также обязательное получение правительством США копий годичных отчетов мандатария. Американский империализм стремился прочно закрепиться на африканском континенте для активной политики в бассейне Средиземного моря и защиты интересов американских нефтяных компаний в Саудовской Аравии и на Ближнем Востоке.

 

В 1927 г. между Танганьикой, Кенией и Угандой был заключен таможенный союз, явившийся первым шагом на пути создания нового доминиона, так называемой Восточно-Африканской федерации, задуманной английским правительством с целью укрепления своего господства в Африке. Танганьике отводилась особая роль в планах образования нового доминиона39 . Особенно активно поддерживало проект федерации европейское население Кении - одного из важнейших британских владений, которое должно было войти в будущую федерацию. Колонизаторы Кении стремились обеспечить себе возможность неограниченного хозяйничанья на огромной территории Танганьики и Уганды с населением, более 10 млн. человек. Этот империалистический план встретил враждебное отношение коренного населения Танганьики и Уганды.

 

Широкая кампания за организацию федерации началась с посылки в Африку парламентской комиссии Ормсби-Гора. До этого был проведен ряд мероприятий экономического характера, направленных на создание федерации. Так, в 1922 г. на тарифной конференции представителей колониальной администрации Танганьики, Уганды и Кении было достигнуто соглашение о координации тарифной политики. Недовольство коренного населения Танганьики введением в 1923 г. нового тарифа, вызвавшего повышение цен, вылилось в массовые митинги протеста. Таможенный союз с Кенией и Угандой 1927 г. нанес значительный ущерб экономике Танганьики и вызвал, в частности, удорожание предметов широкого потребления. При этом понизилась покупательная способность населения, которая и без того была почти на одном из последних мест по

 

 

39 Еще до первой мировой войны среди английской империалистической буржуазии вынашивались планы создания федерации по типу Южно-Африканского Союза. В 1899 г. эти стремления выражал Сесиль Роде; в 1909 г. с проектом федерации, которая объединила бы Кению, Уганду, Ньясаленд, Северную Родезию и Занзибар - территорию в семь раз большую, чем сама Англия, - выступил лорд Эмери. Осуществлению этих планов помешала тогда Германия, владевшая Восточной Африкой.

 
стр. 83

 

сравнению с покупательной способностью населения других африканских стран южнее Сахары. Кампания за немедленное создание федерации усилилась в связи с обсуждением в английском парламенте доклада Восточно-Африканской комиссии Х. Юнга, обследовавшей Танганьику в 1928 году. В палате общин, в прессе снова и снова подчеркивалось исключительно важное значение будущей федерации для укрепления британских позиций в Африке40 . Серьезным обстоятельством, заставлявшим английскую буржуазию торопить правительство с созданием федерации, являлось все более настойчивое стремление Германии вновь овладеть Танганьикой41 .

 

Столкнувшись с неприкрыто враждебным отношением коренного населения к проекту создания Восточно-Африканской федерации, правящие круги Англии сочли целесообразным временно отказаться от своих планов. 26 декабря 1930 г. в "Times" было опубликовано сообщение о том, что рассмотрение вопроса о Восточно-Африканской федерации откладывается на неопределенный срок. Мандатная комиссия Лиги наций согласилась с предложением парламентского комитета Англии о придании особых полномочий конференциям губернаторов восточно-африканских территорий. Эти конференции представляли собой лишь другой вариант Восточно-Африканской федерации, и на них английский империализм мог вполне положиться.

 

Грабительская политика английских колонизаторов явилась причиной массовых выступлений народа Танганьики. Осенью 1928 г. начались волнения среди жителей племени джагга (округ Моши), протестовавших против дальнейшего захвата их земельных участков42 . Имели место волнения, вызванные политикой колониальной администрации по отношению к Кооперативному объединению африканцев Килиманджаро43 , монополизировавшему сбыт кофе, выращиваемого на склонах этого горного массива. Чиновники колониальной администрации всячески отрицали антибританский, антиправительственный характер выступлений. Однако в одном из служебных донесений от 15 ноября 1928 г. говорилось о "ведущейся среди части членов союза кофейных плантаторов агитации против всех европейцев, колониальной администрации и туземных властей"44 . В 1935 г., когда стали стремительно падать цены на кофе и были приостановлены расчеты с производителями, вновь вспыхнули волнения. Труженики кофейных плантаций добивались права на самостоятельный сбыт продукции. Митинги протеста проходили под лозунгом борьбы против правил, предписывавших населению сбыт кофе только через Кооперативное объединение. Тяжелое положение мелких производителей усугублялось еще и тем, что между ними и Кооперативным объединением стояла целая армия торговцев-посредников, которые также грабили производителей. Уже первые митинги в Мехеме показали, что недовольство вызвано не только экономическими требованиями, что речь идет об антиколониальных выступлениях. Колониальная администрация ответила угрозой беспощадно расправиться с "за-

 

 

40 "Times", 13.XI.1930, р. 13.

 

41 Начиная с 1925 г., когда были отменены все ограничения на поселение немцев в Танганьике, на покупку ими земли и т. д., там стало быстро увеличиваться немецкое население, сосредоточившее в своих руках обширные земельные владения. В 1935 г. из всего европейского населения Танганьики в 8455 чел. около 3 тыс. составляли немцы. Lord Hailey. An African Survey. A Study of Problems Arising in Africa South of the Sahara, p. 1389; C. Lenbuscher. Op. cit., p. 203.

 

42 "Report... for the Year 1928". Appendix 1. London. 1929, p. 88.

 

43 Этой кооперативной организацией, насчитывавшей 11 тыс. членов, фактически управляли чиновники колониальной администрации. Основную выгоду от вхождения в данный союз извлекали богатые земледельцы. Содействуя созданию кооператива, колонизаторы пытались таким путем направить в выгодное для них русло активность нарождавшейся национальной буржуазии.

 

44 "Report... for the Year 1928", Appendix 1. London. 1929, p. 90.

 
стр. 84

 

чинщиками беспорядков"45 . Осенью 1937 г. опять начались волнения в округе Моши, подавленные с большим трудом. После усмирения "бунта" колониальная администрация предприняла ряд срочных мер по увеличению полицейских сил в этом районе. Аналогичные события имели место в Восточном Марангу46 . Здесь местная феодальная верхушка и подчиненные ей полицейские силы активно выступили на стороне колонизаторов, против собственного народа. В отчете колониальной администрации за 1937 г. отмечалась "похвальная быстрота", с которой действовала местная полиция при подавлении волнений среди племен джагга и хайя в округах Моши и Букоба, и подчеркивалось, что туземные власти и туземная полиция по собственной инициативе и "без всякого побуждения сверху" восстановили "порядок": стреляли в безоружную толпу и произвели многочисленные аресты47 .

 

В рассматриваемый период в Танганьике произошли серьезные социальные сдвиги. Массовая экспроприация земли и пауперизация коренного населения привели к появлению безземельного пролетариата (плантационные, железнодорожные рабочие и рабочие горной промышленности). Число наемных рабочих-африканцев на службе у администрации и частных лиц в 1936 г. почти удвоилось по сравнению с 1925 г. (со 127 тыс. до 244 тыс. человек)48 . Начала складываться национальная буржуазия. Идеи национально-освободительной борьбы все глубже проникали в сознание африканских народов. Непосредственное влияние на рост антиимпериалистических настроений африканцев Танганьики оказывала борьба народных масс соседней Кении и других частей Африки.

 

Но Танганьика продолжала оставаться колонией английского империализма и после того, как в 1946 г. мандатная система была заменена системой международной опеки. Начавшийся в результате второй мировой войны распад колониальной системы, возникновение мировой системы социализма, крах колониализма в Азии имели глубочайшие последствия для всего африканского континента. Потерпев поражение в Азии, колонизаторы усилили эксплуатацию народов Африки - последнего оплота империализма. Это повлекло за собой серьезные социальные сдвиги в африканских странах.

 

Послевоенный период в Танганьике был отмечен интенсивным развитием товарно-денежных отношений, усилением имущественной и классовой дифференциации среди крестьянства. В африканской общине появились капиталистические элементы - "африканские фермеры средней руки" и рядом с ними согнанные с земли крестьяне. Численно вырос и окреп рабочий класс. Африканские рабочие Танганьики создали свои профсоюзы, которые объединились в Федерацию труда Танганьики.

 

В 1954 г. начал свое существование Национальный союз африканцев Танганьики - первая общенациональная политическая партия, которая возглавила борьбу народных масс за отмену режима опеки, за независимость, против расовой дискриминации. Социальный состав союза чрезвычайно разнообразен, значительную часть его составляет крестьянство. Рабочий класс Танганьики активно борется против любых попыток империалистических держав навязать молодой Объединенной Республике Танзания новые формы колониальной эксплуатации.

 

 

45 "Report... for the Year 1937". Appendix VI. London. 1938, pp. 208, 210.

 

46 Ibid., p. 212.

 

47 Ibid., pp. 11 - 12.

 

48 См. Р. Н. Исмагилова. Указ. соч., стр. 290. В 1935 г. из 220 тыс. наемных рабочих 112 тыс. было занято в сельском хозяйстве и 24 тыс. - в горной промышленности. H. Frankel. Op. cit., p. 282.

Опубликовано на Порталусе 28 июня 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама