Рейтинг
Порталус

К вопросу о феодализме в Уганде

Дата публикации: 08 июля 2016
Автор(ы): С. Р. Ким
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 4, Апрель 1965, C. 192-200
Номер публикации: №1467983478


С. Р. Ким, (c)

К вопросу о феодализме в Уганде

 

"Journal of African History". London. 1964. Vol. 5, N1, pp. 25 - 36.

 

Характерной особенностью буржуазных исследований истории Африки является стремление, сравнивая сложность и специфику общественных отношений в африканских странах с тем, что известно из истории Западной Европы, показать, что африканская сельская община на протяжении веков оставалась родовой общиной с присущими ей институтами родоплеменной организации. Таким образом доказывается отсталость и бесклассовость африканских обществ.

 

Об этом же пишет в своей статье о феодализме в древнем государстве Уганды - Буньоро (XV - XIX вв.) и преподаватель Оксфордского университета Дж. Битти. Основную задачу автор видит в том, чтобы найти общие черты африканских государств периода средневековья с древневосточными деспотиями и указать на различие между феодализмом в Европе и в Буньоро, обосновав тем самым тезис о неразвитости африканцев Буньоро.

 

Битти выдвигает на передний план роль родоплеменных институтов в общинном землевладении, праве наследования, обрядах и обычаях, наряду с монархической властью, существовавшей, как подчеркивает он, также в государствах древневосточных деспотий. В то время как в Европе в ранний период феодализма была налицо политическая раздробленность, преобладали отдельные более или менее самостоятельные сеньории, в Буньоро отсутствовала частная собственность, а противоречия имели место лишь между центральной властью (королем и вождями), с одной стороны, и общиной - с другой. Отсюда автор делает вывод: "Если мы будем описывать это государство как феодальное, то мы тем самым должны будем ограничить или изменить наше определение феодализма вообще".

 

 

1 См "Советская этнография", 1962, N3, стр. 75 - 79.

 
стр. 199

 

Действительно, феодальные отношения у народов Буньоро, как и у многих народов Африки южнее Сахары, облекались в формы, которые вели свое происхождение из недр родоплеменного общества и поэтому значительно отличались от европейских. Они характеризовались живучестью пережитков родовой организации, отсутствием четко выраженных границ между общественными группировками и другими чертами, которые проявлялись как в общественной жизни, так и в государственном устройстве и, в частности, определили государственную, а не вотчинную эксплуатацию свободных общинников.

 

Несмотря на все эти особенности, Буньоро - раннефеодальное, или, точнее, патриархально-феодальное государство. Наследственная власть короля (мукамы), деление страны на шесть областей (саз) - признаки неродовой организации. Хотя мукама - глава государства, его власть ограничивалась королевским советом (рукурато), куда входила родовая аристократия и военачальники и без одобрения которого решения мукамы не имели силы. Мукама, как олицетворение государственной власти - верховный собственник земли. Однако существовали феодальные привилегии в соответствии с иерархией высших должностей для аристократической феодальной знати, получавшей от короля из общинных земель обширные наделы, ставшие источником феодального землевладения. Свободные общинники, работавшие на этих землях, платили поземельный налог в натуральной форме - формально государству, а фактически феодалам. Существовали и другие феодальные повинности, подтверждающие наличие в Буньоро феодальной собственности и феодальных отношений.

Опубликовано на Порталусе 08 июля 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама