Рейтинг
Порталус

ЗОДЧЕСТВО НА ЛАЗУРНОМ БЕРЕГУ

Дата публикации: 13 октября 2016
Автор(ы): Алексей Мокроусов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Независимая газета, 10-16-97
Номер публикации: №1476353311


Алексей Мокроусов, (c)


Американцы готовы посоперничать с французами за авторство его облика

Алексей Мокроусов

Выставки

"ЛАЗУРНЫЙ БЕРЕГ и современность. 1918-1958" - под таким названием на средиземноморском побережье Франции проходит в этом году огромная выставка. Свыше трех тысяч экспонатов представлены на 28 экспозициях в 13 городах: от Канн до Ментоны, от Антиба до Граса. Литература и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство, кино и фотография - весь спектр изящного неизбежно включает в себя и архитектуру. Собственно, напрямую посвященных ей выставок всего две, и обе проходят в Ницце. Во дворце Ласкарис показывают "Современность и купальную жизнь: пробуждение "лазурной архитектуры" (до 30 октября). Противостояние модернизма и академических концепций на примере курорта - такова тема этой экспозиции, включающей в себя чертежи, фотографии и макеты межвоенного времени и анализирующей творчество Ле Корбюзье, Шарля и Марселя Дальма, Шаро, Эйлин Грей... А в музее искусства и истории (дворец Массена) - "Храм и ар-деко: современность и противодействия" (до 2 ноября). Столь редкая тема исследуется - при помощи макетов, проектов, фотографий 30-х годов, витражей - на крайне скудном материале: в Ницце всего два храма - Жанны д-Арк (расписанный, кстати, нашим безвестным соотечественником Клементьевым) и Нотр-Дам, при строительстве которых (в основном во внутренней отделке) не устояли перед линиями ар-деко. Даже епископское кресло из Семинарской капеллы (1933) умудрились сделать так, словно в нем какой-нибудь денди - наследный принц должен развалиться, а не служитель Господа восседать.

Впрочем, большая часть культовых построек тех лет отличалась редкостным консерватизмом. Витийство линий на Лазурном берегу оставляли гражданским домам, будь до частные "иммебли" типа Gloria Mansions, спроектированного выучившимся в Америке Горабедом Ховнаняном (с выставки во дворце Ласкарис), или общественные здания вроде гольф-клуба, дансинга, казино или зимнего дворца спорта. Наибольший успех опять же сопутствовал здесь людям пришлым. Американец Бэрри Диркс (1899-1960), окончив Технологический институт Карнеги в Питтсбурге, в начале 20-х отправился в Париж доучиваться в Национальной школе изящных искусств у Леона Жоссли. В 1925-м он переезжает на Лазурный берег и начинает обустраивать его своими бесчисленными виллами (21 из 70 выстроенных им домов находятся на Антибском мысе), рассчитанными прежде всего на англосаксонских нуворишей. Диркс сумел предложить им беспроигрышный вариант, сочетавший в себе средиземноморскую расслабленность фасадов с геометричностью новейшего времени.

Тема архитектуры постоянно возникает и в залах других экспозиций, напрямую с нею не связанных, так что, пользуясь каталогом, поневоле смиряешься с тем, что он не об отдельных выставках рассказывает, но о темах-проблемах: "Живопись", "Современный дух", "Кино и фотография", "Литература", "Музыка"...

Музей Магнелли в Валорисе, например, в границах темы "Декоративные искусства" уделяет немало внимания планировке разных зданий, в том числе хижине Ле Корбюзье, небольшой по размерам, но с большим толком, функционально обставленной самим архитектором (выставка открыта до 20 октября; в Валорисе же стоит осмотреть и расписанную Пабло Пикассо в 1952 году капеллу, тем более что она находится во дворе музея). А ницшеанская галерея Мосса на набережной Соединенных Штатов (ага, вот и признание заслуг!) отдала свои залы под виды города 20-50-х годов (экспозиция открыта до 26 октября). Фотографии Жана Жилетта и Жак-Анри Лартига успокаивают пессимистов: Ницца все та же, умиротворенная и домашняя.

Опубликовано на Порталусе 13 октября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама