Рейтинг
Порталус

Доколониальное общество Сенегала

Дата публикации: 13 октября 2016
Автор(ы): С. Я. Берзина
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 4, Апрель 1967, C. 196-202
Номер публикации: №1476391888


С. Я. Берзина, (c)

"La Pensee". Paris. 1966, N 130, pp. 11 - 31.

 

Автор статьи "Общественные классы доколониального Сенегала" сенегальский ученый Калиду Дем ставит перед собой задачу рассмотреть с марксистско- ленинских позиций социальную структуру сенегальского общества до французского завоевания, то есть до конца XIX века. Территорию современного Сенегала с древнейших времен населяет ряд родственных негрских народов: волоф, серер, тукулёр и др. Арабские авторы засвидетельствовали у них наличие государственных образований уже в XII веке. Некоторые из находившихся в бассейне Сенегала государств сумели организовать отпор французским колонизаторам, задержав покорение этой территории почти на полстолетия. "Умиротворив" народы Сенегала, колониальная администрация делала все, чтобы история этих народов была забыта. Только в последние годы начали регулярно печататься исследования и публикации материалов, посвященные истории народов Сенегала. Это, как правило, записи устных традиций, восстанавливающих политическую историю государств Вало, Кайора, Салума и др. На их фоне статья К. Дема представляет особый интерес как первая попытка глубокого социального анализа традиционных обществ Сенегала на основе личных исследований и обширной историко- этнографической литературы.

 

Как пишет автор статьи, основой общественного производства на всем протяжении рассматриваемого периода являлось земледелие, а наиболее распространенным орудием - мотыга. Основной ячейкой общественного производства при этом являлась линия (род). Земля, главное средство производства, была собственностью рода. В обязанности старейшины рода входило следить за сохранностью этой родовой собственности и распределять ее среди членов рода. Каждый член рода, когда он достигал зрелости, то есть когда он женился и строил себе хижину, получал от старейшины свою долю земли, которую он, однако, не имел права ни отдавать другим, ни передавать по наследству. После его смерти земля возвращалась в общий фонд, а его дети получали землю в силу нового распределения. Наряду с участками в индивидуальном пользовании в распоряжении старосты имелись

 

 

2 См. "Народы Африки". М. 1954, стр. 365 - 366; "Африка. Энциклопедический справочник". Т. II. М. 1963, стр. 277; Д. Р. Вобликов. Эфиопия в борьбе за сохранение независимости (1860 - 1960). М. 1961, стр. 11.

 
стр. 201

 

земли, которые обрабатывались коллективно. Роды и семьи, в свою очередь, входили в более широкую ячейку - деревню, в которой обычно проживали члены нескольких родов. При этом род, основавший данную деревню, занимал господствующее положение по отношению к остальным родам, более поздним пришельцам. Его привилегии основывались на "праве огня" (то есть огненной расчистки земли) или "праве топора" (то есть вырубки леса). Новоприбывшие роды и семьи получали землю в пользование От рода основателя деревни в лице его старосты.

 

Сельское производство в Сенегале дополнялось ремесленным производством. В каждой деревне имелись ремесленники, социально зависимые от свободных землевладельцев. В обмен на продукты своего ремесла они получали от "хозяев земли" земледельческие продукты либо участки земли. Ремесленники были организованы в касты по профессиям: металлисты (кузнецы, ювелиры), деревообделочники, кожевники, гончары, ткачи. Патриархальные рабы участвовали в производстве внутри большой семьи как у землевладельцев, так и у ремесленников.

 

Переходя к вопросу о государстве, Калиду Дем отмечает, что в обществах Сенегала государственный аппарат сливался с королевским домом и привилегированным классом. В древних государствах волоф и серер, таких, как Вало, Кайор, Джолоф, Баол, Сине-Салум, монарх набирался собранием знатных семей. При этом кандидаты на трон должны были происходить по женской линии из особо знатных семей. Иногда же требовалось, чтобы и отец кандидата происходил из семьи, имеющей права на трон. После избрания монарха среди знати происходил раздел власти соответственно степени родства с ним. Ближайшие родственники правителя занимали посты глав провинций, дальние родственники получали посты глав районов и деревень. Ниже знати в иерархическом отношении стояли простые свободные, еще ниже ремесленные касты, которые были строго иерархизированы. Еще ниже стояли также иерархизированные рабы. Среди них высшими считались рабы короля, далее шли рабы знати, рабы свободных земледельцев, рабы ремесленников и, наконец, рабы рабов. Более того, существовали рабы в третьей степени, Таким образом, в этой социальной структуре каждый был знатен по отношению к кому-нибудь и в то же время зависим от высшего.

 

При характеристике земельных отношений автор делит земельную собственность на три категории: 1) собственность (наиболее древняя) по праву первой заимки; 2) крупная собственность знати, полученная в придачу к титулу; 3) общественная земля, которой мог распоряжаться правитель. Те, кто не имел земли, могли получать ее от собственников, уплачивая за это ренту. Характерной особенностью данных обществ было то, что уплата ренты производилась не индивидуальными владельцами, а родами, и получателями ренты также были целые роды. Таким образом, и эксплуататоры и эксплуатируемые были все еще организованы на семейно-родовой основе.

 

Общества Сенегала до колонизации не знали коренных революционных преобразований. Здесь не было противоречия между производительными силами и производственными отношениями, которые разрешались бы насилием. В то же время хотя способ производства оставался неизменным, политические формации, опиравшиеся на него, непрестанно менялись. В Сенегале основой политической истории была борьба между знатными семьями за избрание правителем своего представителя.

 

Проанализировав последовательно способ производства, а затем и производственные отношения, автор оставляет открытым вопрос об отношении этих обществ к рабовладельческой или феодальной формации с четким разграничением классов. Колонизация привела к эволюции не только в политическом и социальном, но и в экономическом плане, создав в Сенегале классы современного буржуазного общества. Разумеется, определение социальной структуры докапиталистических обществ Сенегала в частности и Африки вообще можно будет сделать только после проведения многих исследований. Однако уже сейчас можно отметить, что незыблемость родовых отношений и кастовость являлись наиболее характерными чертами традиционных обществ большинства народов Западного Судана.

Опубликовано на Порталусе 13 октября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама