Рейтинг
Порталус

Традиции и политическая жизнь в современном Конго

Дата публикации: 27 октября 2016
Автор(ы): С . Я. Берзина
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 1968, C. 186-191
Номер публикации: №1477523547


С . Я. Берзина, (c)

"Cahiers economiques et sociaux". Kinshasa. 1966. Vol. IV, N 4, pp. 449 - 459.

 

В журнале по политическим и социально-экономическим проблемам, выходящем в Киншасе, напечатана статья специалиста по новейшей истории Конго Ж.-К. Вилламе о роли племенных вождей в политической жизни страны и об их взаимоотношениях с высшими правящими кругами. В Конго (Киншаса) еще не сложилась нация. Население Конго (около 15 млн. человек) принадлежит к 50 большим племенным союзам, которые делятся на более мелкие этнические группы. Поэтому пережитки прошлого играют пока значительную роль в жизни страны. Вилламе исследовал данные традиции в Попокабаке, административном центре созданной в 1962 г. провинции Кванго. Там между лидерами основных этнических групп (баяка, басаку, лунда и чокве) шла непрерывная борьба за влияние. Роль этих вождей в современной политической жизни автор рассматривает на примере баяка. В борьбе за власть лидеры баяка создали партию "Лука". Почетным ее президентом является баякский верховный вождь - киамфу. Его власть распространяется на области Касонго-Лунда и Попокабака. Особенно крепка она в первой, где все местные вожди называют себя "детьми киамфу". В период бельгийского господства киамфу был посредником между его подданными и колониальной администрацией, которой он был обязан поставлять рабочую силу. Но с начала 1960-х годов ки-

 
стр. 190

 

амфу оказался в своей области реальной властью, так как после провозглашения независимости Конго роль вождей возросла. В провинции Кванго сложилась обстановка, когда члены правительственных учреждений у баяка не принимают без киамфу важных решений; провинциальные министры обращаются к нему за советами и как к арбитру в делах; провинциальные депутаты не принимают законодательных актов без согласия киамфу.

 

С общеполитической точки зрения роль киамфу является отрицательной. Защищает он прежде всего узкокастовые интересы и привилегии. Так же поступают более мелкие вожди, возглавляющие отдельные районы по 60 - 65 деревень. Практически же вожди не могут руководить провинцией, ибо политическую жизнь в Попокабаке контролирует сравнительно незначительная франкоязычная элита, разделенная на несколько враждующих групп. Во главе одной стоит Анри Иленда, сын одного из вождей баяка, получивший образование в католической школе, потом в семинарии и школе административных наук и проработавший десять лет в колониальной администрации.

 

В 1959 г. он был избран главой территориального совета Попокабаки и провинциальным президентом партии "Лука", а после провозглашения независимости стал депутатом Национального собрания Конго. В Попокабаке он единственный конголезский торговец и к тому же сын "великого Нгова Мавеши". Его поддерживают представители католических кругов. Таким путем "сознательная элита" (по терминологии Вилламе) обращается к феодально-родовым формам власти, а вождь использует собственный авторитет для поддержки "своего человека". Получается замкнутый круг. Но этой системе угрожает, как считает автор, рост образования в стране и выдвижение "новых людей", не связанных с "традиционной" властью. Автор не замечает более важных факторов, обусловливающих перемены в Конго. Добавим поэтому, что в еще более сильной степени этой системе грозит развитие антиколониального движения, борьба народов Африки против империализма и влияние прогрессивных идей, исходящих прежде всего из социалистических стран.

Опубликовано на Порталусе 27 октября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама