Рейтинг
Порталус

Экскурсия за угол

Дата публикации: 14 февраля 2017
Автор(ы): Вячеслав Букатов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Педагогическая техника, № 2, 2012, C. 49-62
Номер публикации: №1487026049


Вячеслав Букатов, (c)

Об одном "несерьёзном" занятии для взрослых и детей

 

Вячеслав Букатов, доктор педагогических наук

 

А что если на очередной продлёнке, вместо того чтобы взглядом самурая следить за дисциплиной, а самому, позёвывая, заполнять журнал, вы вместе с детьми отправитесь на экскурсию... за угол школы?

 

Часть 1. СОЗДАНИЕ РАБОЧЕГО НАСТРОЯ

 

Как обычно учителя в начальных классах и воспитатели в детских садах проходят учебные темы, связанные с тем или иным временем года. Как правило, не выходя на улицу. По книгам, цветным картинкам в пособиях или репродукциям, выставленным на учебной доске.

 

А вот если по социо-игровой педагогике, то желательно почаще делать "всё наоборот", то есть на самом деле выходить на улицу или выезжать на природу и там воочию наблюдать особенности того или иного времени года.

 

Давайте рискнём

 

Однажды в Красноярском институте усовершенствования работников образования проводился семинар для учителей начальных классов и детсадовских работников. И когда ведущий семинара упомянул о темах, связанных с временами года, то несколько педагогов тут же заявили, что они в соответствии с учебным планом обязательно выводят детей на улицу, когда проводят занятия по этим темам.

 

- Замечательно. И что вы на улице изучаете?

 

- Ну как что, весной - признаки весны, осенью - признаки осени.

 

- Отлично. А можно ли как-то наоборот?

 
стр. 49

 

- По картинке можно, а на улице, конечно же, нет.

 

-А давайте-ка рискнем, вдруг да что-нибудь получится.

 

И тут ведущий объявил экскурсию "за угол".

 

Назначили место встречи: через три минуты у парадного подъезда в институт (семинар проходил на третьем этаже и слушательницам нужно было одеться и переобуться - с утра шёл дождь и, хотя за окном уже стоял июнь, на улице было не по-летнему и холодно и очень ветрено).

 

Полукруг по алфавиту улиц

 

Когда все собрались в назначенном месте (опоздавших не было), прозвучало первое задание: встать полукругом, по алфавиту названий улиц, на которых они живут. Отметим, что на семинаре были учителя не только из разных районов самого Красноярска, но и из других городов и посёлков края. Все стали с интересом друг у друга выяснять, на какой кто улице (и в каком городе или посёлке) живет. И кому же за кем вставать...

 

Когда полукруг был готов, ведущий выбрал себе помощника и вместе с ним начал проверку алфавитного порядка. С хохотом учителя обнаружили, что порядок в некоторых частях полукруга был нарушен. Тогда ведущий, якобы опечалившись, решил "упростить задание" и попросил построить полукруг согласно номерам квартир и уложиться в счёт до десяти.

 

Пока ведущий громко, отчётливо и неспешно считал, все как угорелые начали метаться в поисках нужного места. И новый полукруг был готов, когда прозвучало всего лишь "восемь". Учителя чувствовали себя победителями. А когда крайний в полукруге, выбрав себе помощника, проверил порядок и сообщил, что всё верно, раздались дружные аплодисменты.

 

Тогда ведущий поинтересовался, что раз все справились с упрощением, то справятся ли они с усложнением, да ещё и к тому же каверзным. Всем тут же захотелось это проверить. И вот ведущий объявляет, что на счёт до восьми им нужно будет построиться по номеру этажа, на котором находится их квартира.

 

Каверзность заданий

 

Все тут же бросились было выстраиваться в новом порядке, но ведущий их остановил:

 

- Куда? Ведь команды "Начали!" ещё не прозвучало и счёт не начался.

 

А когда заветное "Начали!" прозвучало, то участники быстро поняли, в чём же заключается каверза. Тех, кто живёт на первом этаже, оказалось довольно много. Как же им встать? В каком порядке занять место в полукруге? Та же проблема возникла и на некоторых других этажах.

 
стр. 50

 

Посыпались предложения. А размеренный счёт неумолимо приближается к финалу...

 

Звучит СТОП и новый правофланговый, назначив себе помощника-напарника, отправляется на проверку. И, конечно, у первого же сектора построившегося полукруга - это те, кто живут на первом этаже, - он начинает придирчиво выяснять. Оказывается, что, раз этажи у всех первые, то внутри они распределились по номерам квартир.

 

Но тут проверяющий находит двух участниц, у которых номер квартиры (N 5), как и этажность проживания (1 этаж), совпадают. Но они к этой придирке были вполне готовы и с гордостью за свою изобретательность сообщают, что первым из них стоит тот, чья улица по алфавиту раньше. Проверяющий с помощником удовлетворительно кивают головами и двигаются по полукругу дальше.

 

Надо сказать, что выполнение подобного каскада заданий особых сложностей для взрослых не представляло, а поди ж ты, всё вдруг стало каким-то необычным, интересным и интригующим. Ни пронизывающий ветер, ни сырость не помеха. Все учителя и воспитатели, отложив в сторону всякие стеснения, принялись весьма активно участвовать в выяснениях порядка построения, ведь потолкаться, поговорить, послушать, кто где живет, - интересно же...

 

Ни секундой больше

 

Всем, кто в полукруге, ведущий предлагает объединиться по тройкам и даёт первое задание (а, может, четвертое или шестое? - все уже давно сбились со счёта, всем просто интересно).

 

- За полторы минуты, в секторе от одного угла до другого, найти как можно больше признаков лета, осени, зимы и весны: кто больше найдёт? Время: полторы минуты и ни секундой больше.

 

Ведущий достаёт часы, звучит сигнал НАЧАЛИ, и все, старательно озираясь по сторонам, пускаются "малыми группками" блуждать по отведённому участку дворика.

 

К концу отведённого времени у троек появился заговорщицкий вид и хитрый блеск в глазах. Все явно что-то нашли и сгорают от нетерпения сообщить это другим и узнать, а что же удалось найти им.

 

Но тут их поджидал новый сюрприз.

 

Загадочный асфальт

 

Ведущий обратил внимание присутствующих воспитателей на то, что сейчас они готовы сообщать о своих находках лично ведущему. А ведь надо бы другим, своим сверстникам.

 

А дело в том, что все тройки по себе знают, что большинство участников сейчас заняты своими мыслями, находками, соображениями. Так что многим из них и рас-

 
стр. 51

 

сказывать что-то бессмысленно, всё мимо ушей пролетит. То ли дело - ведущему. Раз он задание дал, то наверняка и выслушивать результаты готов. Вот учителя и воспитатели на эту удочку обычно и клюют. И сами с удовольствием начинают выслушивать и головой кивать: как, дескать, здорово и интересно вы задание выполнили.

 

Надо ситуацию как-то так срежиссировать, чтобы сами участники и слушали, и восхищались, и удивлялись (либо наоборот - возмущались и оспаривали). Поэтому ведущий предложил следующее.

 

- Под ногами у вас асфальт. И в детстве каждый на асфальте чем-нибудь рисовал. Найдите что-то, чем можно было бы написать на асфальте четыре буквы: З, В, Л, О (аббревиатуры времён года), а под ними выведите числа, что же вашей тройке удалось обнаружить в заданном секторе по этому времени года.

 

Тут же все принялись искать пишущие предметы. Кто-то нашёл "уголёк" (это так в детстве они чёрные камушки называли), а кто-то - "белый камушек". Некоторые вооружились отслоившимися от кирпичной кладки оранжевыми кусочками. А одна тройка сообразила ("А мы в детстве всегда так делали!") скрутить жгутиком пучок травинок и зелёной записью украсить свой участок асфальта. На сухом асфальте было бы виднее, но и на мокром достаточно заметно получилось.

 

Споры вокруг лужи

 

Ведущий: "Кто справился с записью, может походить и посмотреть, что у кого получилось". И тройки разбрелись по записям, сравнивая, у кого какие числа стоят. А числа были разными. Где тройки, где четвёрки. Была и парочка нулей (под буквой З, обозначающей зиму).

 

Если кого-то что-то заинтересовало, то они тут же выпытывали у хозяев записи, что к чему. И те с готовностью рассказывали и, если нужно, показывали, водя интересующихся по заданному сектору.

 

Когда все выяснили между собой, кто же обнаружил на участке самое большое количество признаков времён года, ведущий спрашивать об этом не стал. Он попросил поделиться, кого какая из находок других троек подивила, восхитила, порадовала.

 

При этом он подчеркнул, что делиться надо не своими открытиями, а теми, что случились у других.

 
стр. 52

 

- Понятное дело, своя находка ближе к телу, рассказывать о ней - хлебом не корми. Но если эта находка действительно кому и была интересна, то он о ней, глядишь, и расскажет, тем самым подтверждая подлинность её интересности. Так что, наступив на горло желанию о своих да о своих находках рассказывать, лучше сообразите, а чем же вас смогли удивить другие тройки? И если вы согласны с признаком (что этот признак действительно относится к данному времени года), хлопайте в ладоши. Итак, прошу первую тройку желающих поделиться с нами.

 

Кто-то признался, что не додумался, что лужи являются законным признаком лета. В ответ на это признание раздались разрозненные хлопки.

 

Хлопали не все. Оказывается, часть учителей уже забыла, когда и зачем нужно хлопать и спохватились только сейчас (поняв, во-первых, что они "ну прямо совсем как дети"; а во-вторых, что оказывается вместо бесполезной ругани-напоминания можно вот таким незаметным способом разбудить зевак и привести их в рабочее чувство). А кто-то не хлопал осознанно, считая, что лужи являются признаком осени. Началось выяснение. Одни говорят: а почему тогда лужи - это не признак весны? Другие настаивают, что именно осенью их больше всего на тротуарах приходится обходить.

 

Просят ведущего рассудить, кто прав. А тот отнекивается: как договоритесь - так и будет. В этих спорах, оказывается, и происходит изучение темы "Знакомство с временами года"

 

- И даже если вы (или ваши ученики на подобной "экскурсии за угол") договоритесь до чего-то не совсем верного или вовсе подозрительного, то вот вам и затравка для того, чтобы вернуться к обсуждению этой темы со своими друзьями-приятелями и проставить, как следует, точки над всеми "i".

 

Отсутствие насекомых как признак осени

 

Среди признаков лета, удививших кого-то из троек, - то зелёная листва (зелёную траву они посчитали, а вот про листву на кустах и деревьях не догадались!), то маленькие завязи плодов у рябины.

 

Многие были поражены, что одна тройка нашла такой признак осени, как отцветшие цветы, и пояснила, что в отведённом секторе пример тому - облетевший стебель одуванчика. Этот пример многим очень понравился, потому что сами желтенькие головки одуванчиков (на газоне нашлись и такие) они отнесли к самым что ни на есть законным признакам весны.

 

Ну и, конечно, к признакам зимы у всех был самый жгучий интерес. Если два признака у некоторых

 
стр. 53

 

команд повторялись: 1) сломанная фанерная лопата для уборки снега, которая стояла в углу дома, и 2) почерневшие и поредевшие гроздья рябины (на кусте были ещё и маленькие завязи, но они, по всеобщему согласию, были отнесены к признакам лета) - то следующие три признака у разных команд не повторялись.

 

А именно - холодная кирпичная скамейка: сидеть невозможно, ну прям как зимой (некоторые засчитывать этот признак категорически отказались, на что имели полное право, как и те, что согласились и даже позавидовали, что такая мысль им в голову не пришла). Отсутствие насекомых (с Енисея все время действительно дул такой промозглый ветерок, что всю летающую живность, как волной, смыло - все по щелям попрятались. И наконец - слона-то я и не приметил! - двойные рамы на окнах здания.

 

О пользе ограничений

 

Прошло тридцать минут, отведённых на экскурсию. Впереди новая экскурсионная тема. Чтобы она не путалась с предыдущей, ведущий просит всех "перемешаться" и заново встать полукругом.

 

- Обратите внимание на то, что, давая задание своим ученикам или воспитанникам, вы непременно должны ограничить их во времени и пространстве. Как было у нас: времени - полторы минуты, пространства - участок дворика "от сих до сих". И тогда ученики не пытаются копаться у себя в памяти, выискивая какие-то формулировки из учебника, а во все глаза по сторонам смотрят, обнаруживая в заданном секторе участка нечто интересненькое. А уж об интересненьком они и без всякого учебника расскажут. А реакция сверстников-слушателей (что заинтересованная, что скептическая) сподвигнет их потом лишний раз в этот самый учебник заглянуть и проверить насколько они были правы и в чём.

 

Часть 2. ВПОЛНЕ НАУЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

 

Разминка была минимальной, потому что личные интересы присутствующих были уже изрядно разогреты. Заключалась она в том, что всем участникам нужно было объединиться по тройкам, но так, чтобы у них в именах хотя бы одна буква была одинаковой. И когда все разошлись по новым тройкам, ведущий сообщил, что сейчас они отправятся в биологическую экспедицию.

 

- Обратите внимание на бетонные плиты, которыми выстлан данный участок. Между плитами щели, которые образуют поперечные и продольные полоски, кое-где поросшие травкой. Нас будет интересовать только та ложбинка, которая тянется вдоль ворот третьей от них по счёту.

 
стр. 54

 

"Учёные записки"

 

Все тройки отправились к воротам. Нашли нужную ложбинку (длиной метров 12) и услышали, что за 10 минут нужно определить, какие виды растений в ней произрастают, как они в народе или по научному называются (можно пользоваться любыми учебниками) и зарисовать их в своей тетради (графический гербарий).

 

А через пять минут заморосил дождь. Но прекращать экспедицию все тройки наотрез отказались. Дескать, дождик маленький - нестрашно. И так всё оставшееся время под дождичком на корточках проползали, бурно что-то обсуждая и увлечённо выводя шариковыми ручками в своих блокнотиках какие-то каракули.

 

Поясним, что накануне ведущий специально прошёлся по участку, чтобы приглядеть подходящую полоску-ложбинку: "Чтобы в ней росло и не очень много травинок, и чтобы травинки эти были разнообразными, и чтобы луж не было. В конце концов ложбинка была выбрана. В ней росло всего понемножку: и какой-то мох, и какие-то чахлые злаки, и даже два махоньких побега, явно из древесных пород...

 

Ведущий заранее прикинул, как же семинаристам объяснить, какая из ложбинок нужна будет "для работы". И решил, что все поймут, если её назвать "третьей от ворот".

 

Так что ведущий на семинар пришёл со своей "домашней заготовкой". Ведь к любой экскурсии - а тем более к "научной экспедиции" - нужно готовиться. А выведи он их во двор, да не глядя назови какую-нибудь первую попавшую ложбинку, а она оказывается заросла, так, что на ней (как на газоне, который вон под боком) ничего не разберешь. И задание уже так гладко не пошло бы. И дождь для воспитателей оказался бы прекрасным поводом пораньше в помещение смыться.

 

Так что подготовка нужна. Но не для того чтобы контролировать детей (в нашем случае их роль выполняли сами воспитатели), чтобы уличать их, кто и что пропустил (ведущий и сам-то от силы не больше трети из тех травинок мог назвать), а для того чтобы ситуационные ограничения продумать. Да пограмотнее из них такие подобрать, чтобы те созданию деловой атмосферы способствовали. То есть были бы и уместными, и интригующими, и как бы окрыляли всех присутствующих.

 

"МЛ в квадрате"

 

А потом все отправились в свою аудиторию на третьем этаже. Ведущий напомнил, что экспедиционные тройки создавались так, чтобы хоть одна буковка в именах участников была общей. Теперь же он предложил тройкам придумать себе названия, но такие, чтобы в них входили все начальные буквы имен участников (добавлять буквы можно).

 
стр. 55

 

- Кто уже придумал, скорее записывайте на доске, как вы теперь "обзываетесь", а рядом поставьте число растений, которые вы в экспедиции смогли в своей тройке определить.

 

На доске начали появляться названия (например, "Снег", "Лео", "МЛ в квадрате", "КОТ" и т.д.) и разные числа. Потом тройки посчитались ("Шла машина тёмным лесом за каким-то интересом...") и выбрали, кто из троек начнет докладывать о результатах своей научной экспедиции.

 

Реплика ведущего:

 

- Когда вы будете читать названия растений, то, если кто-то название растения не знает и не поймёт, о какой такой былинке идёт речь, вам нужно будет, пользуясь своими "полевыми" зарисовками, изобразить эту былинку на доске. Раз все присутствующие вдоль той самой ложбинки и поползали, и хорошенько её поизучали, то по изображению они смогут понять, что вы имеете в виду. А если нет, то придётся уже после занятий специально подойти к ложбинке и разобраться во всем на месте.

 

Уговор - не повторяться

 

Представитель первой тройки начинает перечисление: хвощ, ильма, одуванчик, пастушья сумка, подорожник. Эстафета передаётся дальше с уговором не повторять прозвучавшие названия.

 

Звучат добавления: и осот, и петушок (народное название), и клён (правда махонький - всего один листочек, но именно такой, как только у поросли клёна бывает), и мокрица. Не всегда мнения совпадали, часто возникали короткие споры. Но все сошлись на том, что это здорово. И что всем страсть как хочется у своих знакомых порасспрашивать, какие растения как называются, да и в энциклопедический справочник или в определитель растений заглянуть.

 

А ещё очень хочется отправиться со своими учениками на подобные экскурсии-экспедиции за угол...

 

Часть 3. СОСТАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧЕК

 

За окном по-прежнему моросил дождик. И конца ему не было видно. Тогда ведущий сказал, что вообще-то у него была запланирована и третья экскурсионная тема. И должна она была быть связана с углублением в мир математики.

 

В виртуальном режиме

 

Большинство учителей тут же заявили, что ради углубления в математику они готовы хоть под проливным дождём "за угол" пойти. Но ведущий решил, что они поступят хитрее и проведут экскурсию в виртуальном режиме.

 

- Вообще-то я так обычно не поступаю, - пояснял ведущий. - Ведь

 
стр. 56

 

учителей хлебом не корми, дай сиднем в тепле посидеть и байки послушать. Но я надеюсь, что первые две части настолько эмоционально врежутся в вашу память, что всё, что сейчас мы с вами будем делать, вы если когда и станете повторять, то уж никак не в помещении, а на свежем воздухе. Иначе у вас ничего не получится.

 

Произнеся это "заклинание", ведущий в каждой тройке (они остались прежними из-за вынужденной виртуальности экскурсии) попросил узнать, кто у них из учителей начальной школы с каким классом работал и какая тема по математике в апреле-мае вызывала в классе трудности. Учителя были из разных классов, и темы, соответственно, у всех были разными. Но нашлась и общая проблема - решение задач.

 

Угловая арифметика

 

И тогда ведущий начал с байки. Дело в том, что в прошлогодний заезд - дело весной было, и стояла ясная погода - он со слушателями курсов выходил во двор считать углы. Когда вопрос "А сколько у здания института снаружи может быть углов?" был задан учителям в аудитории, то одни, прикинув, ответили, что 38 (здание института буквой П стоит, да ещё с пристройками), другие - что 24, а кто-то сказал, что и вовсе более пятидесяти.

 

Чтобы выяснить, как на самом деле, все оделись и вышли во двор. Ведущий остался стоять на ступеньках крылечка, а учительницы тройками отправились обходить здание института повышения квалификации, чтобы искать и пересчитывать углы здания. Все - с тетрадями и ручками, чтобы что-нибудь не спутать или ненароком полученный результат не забыть.

 

Здание института усовершенствования большое, ходили довольно долго. Но кто-то управился и минут за семь. Пришли и тут же хотели о своих результатах ведущему доложить. А тот ни в какую: "Будем ждать всех. Потерпите. У вас же результат в тетрадке записан, так что число не забудется и не перепутается".

 

Вот и стояли, ждали. А чтобы скучно не было, начали в игры играть. Из тех, что в детстве в своих дворах играли. Правда, если "в классики" кто-то чуть-чуть действительно попрыгал, то вот как "в резиночки" играть (среди слушателей были и молоденькие учителя), пришлось на пальцах объяснять.

 

Подсчитали - удивились

 

Наконец все собрались. Ведущий сказал, что для социо-игрового стиля важно, чтобы разница результатов была как можно более наглядной. Поэтому он пригласил взойти на ступеньки тех, у кого записанное в тетрадке число углов - до пятидесяти включительно.

 

Все стоят, озираются, никто на ступеньки не идёт. Тогда ведущий пригласил тех, у кого резуль-

 
стр. 57

 

тат до семидесяти включительно. Одна троечка поднялась по ступенькам на крылечко к ведущему. Поднялась и удивляется, что никто больше не идёт:

 

- Неужели у всех больше? Мы же все углы посчитали.

 

- А вот мы сейчас посмотрим и, если нужно, проверим.

 

И ведущий просит подняться на крылечко тройки, которые насчитали до ста углов включительно.

 

Ещё две тройки скромненько отделились от заинтригованной толпы.

 

В конце концов когда ведущий дошёл до восьмисот включительно, то внизу остались всего три тройки. Все, включая ведущего, терялись в догадках, какой же результат у них в блокноте записан и где же это они столько углов нашли?

 

Самым большим результатом оказалось 1248. И своим строгим судьям тройка-победительница дала такое разъяснение:

 

- Другие команды не заметили, что у каждого окна снаружи по четыре угла. А мы сообразили и в общее число добавили углы оконных проёмов.

 

- А как же вы их пересчитали? Их же много!

 

- А умножение на что? Мы окна на одном этаже каждого из корпусов посчитали да на этажи перемножили. А что получилось, умножили на четыре угла и потом прибавили к тем углам, что нашли, когда все здание вокруг обходили.

 

Но тут сами победители поспешили всем рассказать о своём просчете. Оказывается, они только сейчас поняли, что каждая стена здания образует с землей угол. Вот эти-то углы и остались непосчитанными. Как и углы, которые образует крыша со стенами.

 

Тут все подняли головы и увидели, что под крышей углов видимо-невидимо...

 

И интересно! и про картинку! и решается!

 

- Теперь перейдём к проблеме решения задач, - продолжил В. М. и рассказал, как в Петрозаводске прямо во время открытого урока он с разрешения обомлевшей учительницы достал из своего портфеля набор открыток с гравюрами и акварелями XIX века, связанными с пушкинскими местами в Петербурге и его окрестностях, и предложил ученическим командам договориться, что на доставшейся им открытке (и в своих тетрадочках) отметить каким-то значком как "самое-самое".

 

Когда все что-то в своих тетрадках почиркали и к друзьям заглянули (то или не то те отметили, о чем в команде договорились), ведущий предложил им сочинить самую настоящую задачу, но чтоб задача была обязательно про "самое-самое" на той открытке, что досталась команде.

 

А на открытках были изображены то степенно прохаживающиеся по парку дворяне, то людная улица старинного города, то живопис-

 
стр. 58

 

ная загородная усадьба с лебедями на пруду. Так что задачки те ещё были - все присутствовавшие на уроке взрослые поразинули рты. Но среди детей лучшей (и интересной, и про картинку, и решается!) была признана следующая задача: "Собака до обеда укусила двух прохожих, а после обеда - трёх. Спрашивается: сколько прохожих она укусила за день?"

 

На той открытке действительно была нарисована собачка, бегающая среди степенно разгуливающих парочек.

 

- А всё это я вам рассказываю, для того чтобы вы вспомнили, что многие проблемы постепенно решаются, когда ученики начинают их непосредственно сочетать со своими детскими интересами. Ведь у детей полно интересов, но взрослым всё кажется, что интересы эти посторонние и поэтому их следует спрятать куда подальше.

 

Но спрятанный интерес бедному ребёнку житья не даёт. И ребёнок уже ничего понять не может, о чем там взрослый хлопочет и чего добивается. Его пропавший интерес делает и ребёнка как бы пропавшим. А с интересом пропадает сообразительность. Так же, как и подавленность сторонних интересов приводит к подавленности психических функций - тут уж не до понимания.

 

Обычные страхи

 

- Почему же учительница из Петрозаводска, - продолжил В. М., - увидев открытки, обомлела? Во-первых, потому, что подумала: а вдруг кто-нибудь из детей задаст вопрос, а она ответить не сможет. (Казалось бы, какой пустяк! Ну подумаешь, не знает! Зато у ребёнка появится возможность других порасспрашивать. Так нет же, а вдруг он родителям скажет, что учительница, мол, сама ничего не знает. Ну и что ж, что скажет? Ничего страшного не произойдёт. Опыт

 
стр. 59

 

показывает, что родители таких честных учителей уважают больше, чем тех, у кого на лбу написано, что они про всё знают.)

 

А во-вторых, учительница, скорее всего, подумала, что если детей что-то на открытках заинтересует, то ни над какими задачами они работать уже не смогут...

 

Это я всё к тому, что в учительских головах и по поводу экскурсий всё те же страхи. Якобы выведи детей во двор - и внимание у них тут же рассеется, и никакого объяснения им втемяшить не удастся.

 

А вы только представьте: выходят ваши дети во двор, подводите вы их к заветной ложбинке, и начинают они там всякие травинки разглядывать. (Если кто и посмотрит по сторонам, ничего страшного, общее увлечение быстренько зевак обратно к работе притянет.)

 

А вы только представьте: выходят ваши дети во двор, подводите вы их к заветной ложбинке, и начинают они там всякие травинки разглядывать. (Если кто и посмотрит по сторонам, ничего страшного, общее увлечение быстренько зевак обратно к работе притянет.) А после разглядывания каждая тройка начинает математическую задачу сочинять. Но не как в учебнике - абстрактную. А "здесь и сейчас", про то, что у них перед глазами находится.

 

Вот вы тут в своих блокнотах разные темы по математике для разных классов написали. Так вот, выберите в своей тройке "самую-самую" из них и сообща сочините-ка за три минутки (вы же о роли ограничений помните!) какую-нибудь задачку из тех, что могли бы сочинить ваши ученики, выведи вы их на подобную экскурсию. Итак, время пошло!

 

Ведущий расстегнул ремешок часов и снял их с левой руки.

 

Все тут же принялись кумекать, шушукаться и что-то записывать. То там, то тут слышался хохоток, причём явно по делу.

 

Когда время истекло, каждая тройка соединилась с другой, чтобы узнать, что те сочинили, и выбрать задачу самую удачную, интересную, неожиданную (в результате такого самоотбора число задач уменьшилось, так что и слушать их было потом совсем нетрудно).

 

Задачки про "самое-самое"

 

В конце занятия руками учителей и воспитателей была устроена "выставка работ". Оформление сочинённой задачи у каждой тройки было индивидуальным. Даже способ указания авторства (фамилии только с именами или ещё и с отчеством) решали сами тройки.

 

По подписям видно, что некоторые из троек почему-то оказались

 
стр. 60

 

четвёрками (хорошо, что не парами или какими-нибудь семёрками, что тоже бывает). И это не страшно: на то она и тройка, чтобы безболезненно для работы то утрясаться, то в случае непредвиденных обстоятельств разбухать).

 

А ещё видно, что некоторые задачи остались неподписанными. И это, оказывается, тоже не страшно. Дело в том, что на следующий день, когда все слушатели собрались в этой же аудитории, ведущий спохватился: "Где выставка?" Никто не знал. И тогда он дал такие пояснения.

 

При социо-игровом стиле обучения очень важно, чтобы работы в течение нескольких дней были выставлены на всеобщее обозрение и у авторов была возможность на свежую голову посмотреть и на работу своей компании, и на работу соседей. Тогда появляется возможность увидеть какие-то недочёты, которые вчера с пылу с жару они в упор не видели. И, соответственно, сделать для себя какие-то выводы. Каждый - свои. Эти выводы некоторые участники оставляют в тайне. И это правильно. Потому что, по мысли выдающегося философа Лосева, на тайне одного человека держится личность, на тайне двоих - любовь, на тайне более трех - сплачивается коллектив. А если этой таинственной основы нет, то личность оказывается функционером, любовь - сожительством, коллектив - толпой.

 

"Картинки с выставки"

 

А теперь - некоторые из математических задач, сочинённых тройками во время виртуальной экскурсии "за угол".

 

4 кл. Задача по теме "Скорость. Расстояние. Время"

 

Одуванчик за 2 часа вырос на 1 см 6 мм. Петушок (трава) за три часа - на 3 см 9 мм. Сравните скорости прорастания одуванчика и петушка.//Авторы: Харпашина Елена, Фёдорова Татьяна, Козлова Ольга, Горбачёва Галина/

 

4 кл. Задача по теме "Площадь прямоугольника":

 

а) найти площадь квадратной плиты, если её периметр равен двум метрам;

 

б) Длина дорожки 10 квадратных плит. Сторона одной плиты 5 дм. Какова общая площадь дорожки?

 

4 кл. Задача по теме "Скорость. Расстояние. Время"

 

Девочки Лена и Оля соревновались в преодолении расстояния: кто быстрее? Лена пробежала 6 м со скоростью 2 м/с, а Оля 6 м со скоростью 3 м/с. Кто победил в игре?//Авторы: Бугаева Ольга, Молявко Елена, Чикиркина Елена/

 

2 кл. Задача по теме "Сравнение величин"

 

Дорожка состоит из плит квадратной формы. Ширина дорожки состоит из двух плит, длина - из 10 плит. На сколько плит длина дорожки больше, чем ширина?/Авторы: Бурлышева Л. В., Тетрадова Е. В., Габидулина Е. Л., Сорокина М. В./

 
стр. 61

 

2 кл. Задача по теме "Сравнение величин"

 

Вокруг двух плит выросло 8 одуванчиков. Подорожников на 4 больше, чем одуванчиков, а петушков столько, сколько одуванчиков и подорожников вместе. Сколько выросло петушков?/Авторы: Света Ш., Дарья С., Оксана В./

 

Постскриптум. ОТЗЫВ ОДНОЙ ИЗ УЧАСТНИЦ

 

Сейчас скажу невероятную вещь: первое чувство, возникшее у меня на этом занятии, - это горькая обида, досада сродни детской. Нет-нет! Не оттого, что увидела на занятии, а от того, что раньше не знала и не догадывалась: оказывается, учитель может так интересно, так захватывающе, так естественно работать в образовательном учреждении!

 

Я поняла, за что так обижена на классическую школу: за консерватизм, автократию, заскорузлость мышления. За дистанцию между педагогом (воспитателем) и учеником (воспитанником) длиною в детство, отрочество и юность. Учителя, мол, не должны намеренно сокращать дистанцию между педагогом и учеником, превращая урок в якшание с теми, кого якобы должны до себя поднимать. В общем, стройте, товарищи педагоги, своё поведение согласно предписанию.

 

На занятиях же в социо-игровом стиле главным становится индивидуальное и коллективное творчество. И не якшание, а партнёрство педагога с учениками, сотрудничество, сотворчество. И это первое, что бросилось в глаза такому неискушённому зрителю, как я.

 

А дальше можно перечислять до бесконечности отличия занятий в социо-игровом стиле от традиционных: работу в малых группах; уважительное отношение к мнению партнёра; дружелюбную манеру общения; творческую атмосферу занятий; взаимоподдержку; взаимопомощь; свободу движений и передвижений; частую смену мизансцен, ролей и заданий и удивительный темпоритм - работают все, и работают без устали.

 

А ещё я испытала радость, увидев, как преображаются в ходе занятий сами педагоги: поначалу зажатые и недоверчивые, после нескольких минут работы в малых группах они сбрасывают с себя налёт важности и скованности и вовсю начинают импровизировать. Хотя человека два-три так и не посмели расстаться с любимой ролью скептика и ушли с семинара такими же, как и пришли: в уверенности, что зря потратили время.

 

Зато все остальные участники, окрылённые и увлечённые, вернутся в свои классы... (Наталья Рубленко, Красноярск)

Опубликовано на Порталусе 14 февраля 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама