Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 18.08.17

Экскурсия "На поклон к родничку"

Дата публикации: 14 февраля 2017
Автор: Валентина Гусева
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Источник: (c) Педагогическая техника, № 4, 2012, C. 36-40
Номер публикации: №1487070105 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Валентина Гусева, (c)

найти другие работы автора

Как обычную прогулку по лесу превратить в образовательное и воспитательное путешествие

 

Валентина Гусева, сельская учительница, дер. Кладово, Ярославская обл.

 

Любое путешествие - бесценный жизненный опыт для ребёнка, мощная образовательная ситуация, всегда комплексная, развивающая социальные и нравственные качества, предметные умения. Выход за пределы дома, школы - всегда выход за рамки привычного, освоение нового мира, новых ролей. А если путешествие построено как научная экспедиция - оно эффективно вдвойне. Ведь дети приобщаются к настоящей исследовательской работе. И не в качестве экскурсанта, а в качестве полноправного участника.

 

Наша пошехонская земля не богата историческими местами и памятниками. Нет, краеведы, конечно, отыскивают то там, то тут точки на карте района, которые могли бы привлечь туристов. Вот отыскался, так называемый, "камчатский камень" - загадочное явление природы, в глухом лесу тёмно-серая глыба почти правильной геометрической формы, с чёткими гранями, размером 2,8 1 1 м, напоминает каменную гробницу. Много вокруг него мифов, легенд, небылиц, даже кладоискатели интересуются. Но далеко, с младшими школьниками в такой путь не пойдёшь.

 

Есть возрождающийся Адрианов монастырь - очень интересное место, но часто туда тоже не разъездишься, нужен автобус, нужны деньги - проблема для школы.

 

Есть районный краеведческий музей, где каждый год что-то новое появляется: вот в прошлом году местные охотники соорудили настоящую берлогу, в которой "зимовала" плюшевая медведица Маша. В этом музее наши ребятишки каждый год бывают.

 

Много у нас исчезающих деревень, каждая из них - своеобразный музей, немало мы с ребятами тропинок исходили, немало записали рассказов, оформили фотоальбомов.

 

Но всего интереснее, на мой взгляд, получались у меня экскурсии "На поклон к родничку!".

 
стр. 36

 

Главное - близко, всего-то какой-нибудь километр, а то и того меньше; жертвы - минимальное, экскурсия-то пешеходная, единственно чем и приходится пожертвовать, так это перестановкой уроков в расписании - беру последние два, последние - здесь ключевое слово, потому что двумя уроками никак не обойтись, обычно экскурсия затягивается на четыре часа, а то и дольше.

 

Рисуем маршрут

 

Самое главное, я считаю, "заразить" ребят предстоящей экскурсией, а для этого надо сказать в самом начале сентября: "Вот втянетесь вы в учёбу, вот наступит золота пора бабьего лета, и мы с вами пойдём на поклон к роднику!" Конечно, начнутся расспросы и возражения:

 

- А что значит "втянетесь"?

 

- А на фига мне ваш родничок, не буду я ему кланяться...

 

- Да бывали мы там...

 

- А почему именно в бабье лето?

 

Отвечать на все вопросы и возражения надо обязательно, но желательно сохранить загадочность тона, неопределённость формулировок, обязательно добавив в конце: "Пойдут все желающие, кто не хочет, пойдёт с двух уроков домой, родничок не терпит спесивых..."

 

- А это кто такие?

 

- Не скажу. Откройте словарь и сами всё узнаете.

 

А так как, во-первых, времени в запасе недели две - есть возможность обращаться к этой теме многократно, во-вторых, ребята прекрасно знают, где расположен родник, и до экскурсии не один раз туда сбегают, чтобы разгадать весь мой замысел.

 

Поэтому на одном из классных часов я прошу взять листочки бумаги и нарисовать маршрутный лист. Тот, кто зафиксирует наибольшее количество предметов "за окном автобуса" (так мы в шутку называем свои пешеходные экскурсии), будет впоследствии главным экскурсоводом. Это он потом с важным видом будет махать указкой в разные стороны:

 

- Посмотрите вправо. Вы видите двухквартирный дом, в крайней, ближней к нам квартире жила ветеран войны Александра Андреевна Мухина, сейчас уже она умерла (так и скажут вместо слова "покойная"), похоронена на Георгиевском кладбище.

 

Обратите внимание на знак справа. Он говорит нам о том, что мы ступили на дорогу, которая ведёт в Вологду. Слева от нас расположена сушилка, а ещё левее, за лесочком, течёт река Согожа, когда-то по ней ходил немецкий трофейный катер "Меркурий", его люди звали ласково "Меркуша". А вот за этим лесочком были здания маслозавода и хлебопекарни, сейчас они разрушены. Хлеб и масло привозят из города. И т.д.

 
стр. 37

 

Записки с вопросами

 

До экскурсии я обязательно выберу момент и попрошу ребят написать мне записки, в которых будет по пятнадцать вопросов (можно меньше, можно больше, но у нас было принято число пятнадцать). Хотите знать, о чём пишут дети в этих записках? А обо всём.

 

- Брать ли с собой зонтик?

 

- Будем ли пить воду?

 

- Не прихватить ли мешок для мусора?

 

- Кто возьмёт фотоаппарат?

 

- Надо ли предупредить родителей?

 

И даже:

 

- А можно на следующий день уроки не делать?

 

Я отвечаю кратко, но тоже письменно, получается у каждого записка, свёрнутая в трубочку, и они носятся с ними по школе, как с каким-то сокровищем, стараясь выведать что-то друг у друга.

 

Мы вывешиваем в классе плакат, на котором нарисовано дерево, в корне -род-, каждый желающий может написать слово с этим корнем, тут уж и родина, и родня, и родители, и даже роженица, пока кто-то не скажет однажды, что родник - это вода, которую родит земля. И как мы кланяемся после долгой разлуки своим родственникам, приветствуя их, так мы пойдём поклониться родничку.

 

Словесный бой

 

А ещё я найду время, чтобы "столкнуть лбами" тех, кто желает идти, и тех, кто считает, что всё это ерунда. Произойдёт вполне цивилизованный словесный бой, в котором, так называемая, отрицающая сторона тоже будет в чём-то права, сетуя на то, что не имеет возможности поехать и посмотреть настоящие исторические ценности, и я в этом споре буду специально занимать их сторону, потому что в итоге окажется, что ещё кто-то перейдёт на сторону тех, кто "за", а в самый последний день и все остальные с нами увяжутся, хотя будут уверять меня, что идут не ради какого-то там поклона, а просто "клёво прошвырнуться всем классом".

 

Когда приходим к роднику, оказывается, что ребята всё уже знают.

 

1. История родника (выведали у родителей).

 

- Когда строили межобластную трассу, дорожники случайно наткнулись на этот родник. Они оказались люди неравнодушные, вкопали бетонное кольцо, положили трубу, прикрыли воду крышкой, оборудовали лесенки.

 

2. Целесообразность родника у дороги.

 

- В жаркий день проезжающие мимо машины видят на дороге знак - кран с каплей воды. Они останавливаются, умываются

 
стр. 38

 

ледяной водой, пьют, берут воду с собой. Санэпидстанция проверяла эту воду и признала её пригодной для питья.

 

3. Экология.

 

- Не все люди одинаково хорошо относятся к роднику, бросают бумажки, использованные стаканчики, кто-то сломал перила у лесенки (жаль, не взяли молоток, а мешок для мусора очень пригодился).

 

Сам себе автор

 

Договариваемся по возвращении "издать книгу", прошу подумать над обложкой (договариваемся сделать аппликацию), каждый решает, что наклеит на обложку.

 

- Я дородный знак...

 

- А я берёзку...

 

- А я траву...

 

В книге нашей обязательно будут рисунки, попробуем мы сочинить и некое подобие стихотворения, прошу подкинуть рифмы и темы в виде ключевых слов: чудо, дорога, труба, родник, стакан, воля, хозяин...

 

Кто из тех, непокорных, обязательно спросит:

 

- Ну и про какой поклон вы говорили? Мы и не кланялись никому...

 

- Как же не кланялись? А когда наклонялись воды набрать?

 

- А мы и не заметили.

 

И тогда я рассказываю о маленькой калиточке при входе в дом Пушкина на Мойке в Санкт-Петербурге, куда даже самый крутой бизнесмен, даже тот, у кого пальцы веером, заходит с поклоном, к Пушкину иначе нельзя, так люди придумали, а тут сама природа.

 

Рассевшись по обоим склонам, наблюдаем, как маленький ручеёк, берущий начало из этого родника, бежит питать речку Патру, а по пути несёт золотые монетки березовых листочков, и они, попав в реку, долго кружатся, будто в недоумении.

 

Вот тут как раз уместен разговор, что однажды каждому придётся оторваться от родного дома, и как непросто сориентироваться в житейском море.

 

Договариваемся поделиться впечатлениями письменно (так у нас заведено), очень радуются, когда я отменяю заданные ранее упражнения (это тоже хитрый ход, если сразу не задать, то просьба написать что-то об экскурсии будет воспринята, как задание, а замена скучного упражнения на вольный отзыв воспринимается на "ура!").

 

Всякий раз получаются разные отзывы, но один из них, написанный в 1998 году шестиклассником Женей Куляпиным (кстати, он сейчас у нас в школе преподаёт литературу), поразил и запомнился, а учительская привычка всё хранить позволила мне сегодня отыскать этот листочек.

 

Приключения жёлтого листа

 

Было раннее утро, небо хмурилось и дул ветер. Он давно хотел сорвать с клёна жёлтенький листо-

 
стр. 39

 

чек - маленького Листи. Но Листи долго не поддавался. Тогда ветер собрал побольше сил и дунул так, что бедный Листи сорвался с материнской ветки и полетел в протекающий внизу ручей, прямо в воду. Листи сначала испугался, а потом обрадовался, так как он давно мечтал побывать на всём белом свете и увидеть мир своими глазами. Он был ещё маленький и ничего не видел, но о многом знал, так как каждую. Ночь слушал рассказы Мудрой Вороны. Листи благополучно приводнился, опомнился и увидел, что течение ручья мчит и кружит его.

 

(У сказки есть ещё продолжение, которое писать не буду.)

 

Помню, что огорчённо спросила у Жени:

 

- А где же родник?

 

Ответ поразил:

 

- А у меня такое вдохновение было...

 

Пришлось согласиться, куда ж против вдохновения попрёшь.

 

Экскурсии же к роднику я пробовала проводить и зимой (живая вода среди сугробов - разве это не чудо?), и весной, когда склоны усеяны малюсенькими солнышками мать-и-мачехи, когда мальчишки дарят девчонкам скромные букетики. Обратила ещё внимание - ни один не был выброшен дорогой. Ещё заметила: позднее, когда готовили КВН ко Дню Учителя, тема родника то и дело возникала и воплощалась в песни, оформление класса и даже кричалку. Осенние экскурсии к роднику всё-таки самые плодотворные.

Опубликовано 14 февраля 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?