Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 28.05.17

ЛОБНОЕ МЕСТО

Дата публикации: 19 мая 2017
Автор: Г. Б. Антонов
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1495189573 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Г. Б. Антонов, (c)

найти другие работы автора

В Москве на Красной площади рядом с храмом Василия Блаженного находится небольшой круглый помост с невысокими перилами, сложенный из белого камня. С его западной стороны видны металлические дверцы, к которым ведут несколько ступенек. Это скромное, ничем особенным не примечательное сооружение - Лобное место. Оно служило некогда трибуной, с которой читались народу царские указы, оглашались постановления верховной власти и приговоры осужденным на смерть. Отсюда выступали цари и патриархи, высшие чины духовенства и знатные бояре. Оно же служило местом торжественного свершения религиозных обрядов. Лобное место было построено в 1534 г., в правление великой княгини Елены Глинской, матери Ивана IV. По некоторым данным, строили его итальянские зодчие1 . Его назвали Лобным за расположение на взлобье, то есть на изломе холма перед спуском к Москве-реке. "Это есть взорное место, т. е. открытое, всем видимое"2 . Во времена его сооружения на Красной площади еще не было памятников, затмевавших его (как ныне) своим неповторимым великолепием. За свое более чем 400-летнее существование Лобное место дважды перестраивалось. Вначале оно было деревянным, а в 1598 - 1599 гг. его сложили из кирпича. Пришедшее в ветхость кирпичное Лобное место разобрали и сложили затем заново из белого камня в 1786 г. под наблюдением известного архитектора М. Ф. Казакова3 .

Лобное место как памятник прошлого неотделимо от бурных событий нашей истории. Летом 1547 г. в Москве вспыхнуло вос-


1 М. Д. Хмыров. Красная площадь в Москве. "Живописный сборник". Т. VI, N 1, СПБ. 1869, стр. 2.

2 И. Снегирев. Лобное место в Москве. "Москвитянин", 1842, NN 1 - 2, стр. 684.

3 "История Москвы". Т. 1. М. 1952, стр. 220.

стр. 216


стание посадских людей, недовольных самовластием и жестокими притеснениями Глинских, родственников Ивана IV. Поводом к восстанию послужил небывалой силы пожар, истребивший большую часть Москвы. Восстанием умело воспользовалась враждебная Глинским боярско-княжеская оппозиция, направив на них гнев "черных людей". Родственники Ивана IV были объявлены виновниками пожара. Дядя царя Ю. В. Глинский был убит, а труп его брошен на помост Лобного места на поругание. После подавления восстания состоялось первое публичное выступление Ивана IV с Лобного места. Царь со своими приближенными боярами в сопровождении митрополита и духовенства поднялся на помост и в присутствии представителей, съехавшихся из городов Российского государства, произнес речь. Обращаясь к собравшимся на площади, он говорил о бедствиях, постигших страну и народ вследствие боярского самовластия, призывал к прекращению вражды и смуты, обещал им быть судьей и защитником от притеснений и грабительства. Позднее, по приговору царя, многие его бывшие сподвижники, обвиненные им в измене, были публично казнены у Лобного места.

В майские дни 1591 г. Москва была охвачена тревогой. Из Углича пришло известие: при таинственных обстоятельствах погиб царевич Дмитрий. В Углич спешно выехала специальная следственная комиссия во главе с князем В. Шуйским, итоги расследования которой были объявлены с Лобного места. В 1598 г. умер последний из династии Рюриковичей царь Федор Иванович, не оставив наследника. В высших правительственных кругах - смятение: кого венчать на царство? На собравшемся в Кремле соборе знатные бояре, высшие чины духовенства, служилые люди решали вопрос об избрании нового царя. Через несколько дней с Лобного места было объявлено: просить в цари боярина Б. Ф. Годунова. На исходе шестого года его царствования Русское государство переживало беспокойное время: распространился слух о появлении Дмитрия - сына Ивана Грозного, якобы избежавшего смерти в Угличе. При появлении в Москве первых слухов о самозванце В. Шуйский торжественно клялся московскому люду с Лобного места, что царевич умер и похоронен в Угличе. В конце 1604 г. самозванец во главе небольшого польско-литовского отряда перешел границу Русского государства и летом следующего года оказался недалеко от Москвы. К этому времени умер царь Борис, а воевода П. Басманов с войском перешел на сторону самозванца. Воспользовавшись благоприятным для себя моментом. Лжедмитрий посылает в Москву перешедших на его сторону Н. Плещеева и Г. Пушкина, которые проникли в столицу и с Лобного места огласили грамоту самозванца московским людям. В. Шуйский с Лобного же места поспешил отречься от прежних показаний следственной комиссии относительно причины смерти царевича Дмитрия. 20 июня 1605 г. московское духовенство под колокольный звон торжественно приветствовало Лжедмитрия с помоста Лобного места.

Политический расчет боярской оппозиции любыми средствами убрать с помощью Лжедмитрия ненавистного им Годунова и его наследников оправдался. Но родовитое боярство не собиралось терпеть на русском престоле самозванца. У лжецаря появился опасный противник в лице В. Шуйского, который готовил заговор. Однако этот заговор был раскрыт. Голова В. Шуйского также пала бы на плахе у Лобного места, если бы неожиданно он не был помилован. Этот жест самозванца был понятен: он надеялся тем самым получить сочувствие в кругах влиятельных бояр. Но тщетно. 17 мая 1606 г. Москва в едином порыве поднялась против самозванца. Он, обнаруженный восставшими, понимал, что пощады ему не будет, и просил отнести его на Лобное место: "Несите меня на Лобное место: там объявлю истину всем людям"4 . Но ненависть к самозванцу была настолько велика, что он тут же был убит. А 19 мая с Лобного места бояре спросили собравшихся на площади, кого они хотят избрать царем? Хор нестройных голосов назвал В. Шуйского. Его царствование было недолгим. На политической сцене появился Лжедмитрий II, поддержанный польской шляхтой. В 1610 г. на помощь новому самозванцу подошел польский гетман С. Жолкевский. Положение Москвы стало угрожающим. Перед опасностью потери столицы посадское население и дворянство свергли Шуйского с престола, и З. Ляпунов объявил об этом чрезвычайном событии с Лобного места.

Вихрь событий, обрушившихся тогда на Русское государство, закончился освобождением Москвы от интервентов. Перво-


4 Н. М. Карамзин. История государства Российского. Кн. Ill, т. XI, СПБ. 1843, стр. 170.

стр. 217


очередной задачей правящих кругов было избрание нового царя. В начале 1613 г. в Москве созывается Земский собор, избравший царем Михаила Романова. Это решение было объявлено народу с Лобного места. А в 1634 г. Лобное место было свидетелем казни боярина М. Б. Шеина и его сподвижника А. Измайлова, обвиненных в государственной измене. В 1648 г. в Москве вспыхнуло восстание, вошедшее в историю под названием "Соляного бунта". Народ требовал выдачи главных виновников введения соляной пошлины и злостных взяточников. Чтобы успокоить восставших, царь Алексей Михайлович с Лобного места обещал им всяческие льготы и клялся наказать виновных. С Лобного места провозглашалось и о победах русского воинства. Так было, например, после отвоевания у Польши Смоленска в 1654 году5 .

Красная площадь была свидетелем и такого трагического события: 6 июня 1671 г. здесь был подвергнут казни вождь народного восстания Степан Тимофеевич Разин. После четырехдневных пыток его вывели на площадь. Он поднялся на деревянный эшафот, выстроенный у Лобного места. С помоста прочитали смертный приговор: четвертовать. Голова и рассеченные части тела народного героя были воткнуты на колья неподалеку от Лобного места и оставлены на несколько дней для всеобщего обозрения.

В 1682 г. умер царь Федор Алексеевич. На престол был возведен младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной 10-летний Петр I. Родственники первой жены Алексея Михайловича Милославские, умело воспользовавшись недовольством стрельцов, натравили их на Нарышкиных. Стрельцы ворвались в Кремль, учинив на площади возле Лобного места самосуд над некоторыми членами семьи Нарышкиных и их сторонниками. По настоянию Милославских, поддержанных стрельцами, на царский престол были избраны малолетние сыновья Алексея Михайловича Иван (от Милославской) и Петр, а правительницей стала их сестра Софья, которая в начале своего правления выполняла требования стрельцов. На площади у Лобного места установили четырехугольный каменный столп, на котором были повешены большие луженые медные листы с перечислением заслуг стрелецкого войска, а также имен и фамилий убитых стрельцами бояр с подробным описанием их вины.

Тогда же старообрядцы и их идейный вдохновитель Никита Пустосвят потребовали проведения публичного спора о вере на Лобном месте между старообрядцами и представителями официальной церкви. Он состоялся 5 июля 1682 г. в Грановитой палате Кремля в присутствии правительницы Софьи, высших чинов духовенства во главе с патриархом и знатных бояр. Но закончился диспут безрезультатно. Противникам не удалось переубедить друг друга. С целью воздействия на общественное мнение Никита Пустосвят и его сторонники с Лобного места обратились к народу с речами, призывавшими вернуться к старой вере. Неслыханная дерзость раскольников заставила Софью издать приказ об учинении расправы над ними. Зачинщики смуты были схвачены и понесли наказание, а Никите Пустосвяту как вдохновителю смуты через несколько дней отрубили голову на эшафоте у Лобного места. В 1698 г. попытка Софьи захватить власть при помощи верных ей стрелецких полков провалилась. Софья была заточена в Новодевичий монастырь, а стрельцы подверглись жестокой расправе. Было казнено несколько сот человек, а вокруг Лобного места установили колья с отрубленными головами казненных.

В 1703 г. на берегах Невы был основан Петербург, через несколько лет ставший столицею России. Москва потеряла свое былое значение как политический центр государства, а Лобное место перестало быть политической трибуной. Но по-прежнему около него продолжались казни. В 1707 г. здесь были казнены участники Астраханского восстания. Лишь в 1727 г. Петр II приказал срыть виселицы, пыточные столбы и убрать плахи, что находились вблизи Лобного места. Казни политических и иных преступников указано было производить за Москвой-рекой, "на Болоте" (ныне площадь Репина). Последняя (гражданская) казнь у Лобного места была в царствование Екатерины II. Перед Лобным местом поставили эшафот для наказания дворянина Истомина за подделку документов. По прочтении указа палач поставил виновного на колени, сломал над его головой шпагу и ударил по щеке. Преступник, не стерпев такого оскорбления, вскочил и так толкнул палача, что тот через загородку эшафота перелетел на площадь6 .


5 "История Москвы". Т. 1, стр. 544; "Собрание государственных грамот и договоров". Ч. 3. М. 1882, стр. 539 - 540.

6 И. Снегирев. Лобное место в Москве. М. 1861, стр. 13 - 14.

стр. 218


Лобное место служило также трибуной во время торжественной встречи Нового года, Как известно, Новый год в России до 1700 г. начинался 1 сентября. В этот день устраивался торжественный молебен "о начатии лета" и крестный ход к Лобному месту. Патриарх и царь поднимались на разукрашенный помост Лобного места7 . 1 сентября происходила и другая церемония - торжественное объявление наследника. Достигшего 14-летнего возраста наследника престола выносили на руках, ставили на помост и "объявляли" народу. Так при жизни Михаила Федоровича был назван наследником в 1643 г. его сын Алексей. В 1667 г. Алексей Михайлович "объявил" тем же способом своего старшего сына Алексея, впоследствии умершего, а в 1674 г. - другого сына - Федора8 .

Московские патриархи после избрания также считали необходимым появляться на Лобном месте. В дни церковных праздников там происходили крестные ходы. В XVII в. одним из самых торжественных религиозных обрядов считалось "шествие на осляти". Церемония этого крестного хода устраивалась ежегодно в так называемое вербное воскресенье (за неделю до пасхи). Народ заполнял Кремль и площадь. Из Успенского собора выносили большую вербу, украшенную цветами и различными плодами. Ее устанавливали на богато убранные сани, запряженные белыми конями, и торжественно везли через Спасские ворота к Лобному месту. За санями шли юноши со свечами, за ними несли кресты, иконы и хоругви. Затем шествовали священники в праздничных ризах, а за ними бояре и высшие сановники. Патриарх сидел боком на коне, к голове которого привязывались длинные уши, сделанные из полотна (с тем, чтобы уподобить коня ослу, на котором, по преданию, въехал Христос в Иерусалим). Коня с одной стороны вел боярин, с другой, держа за повод, царь. На Лобном месте патриарх раздавал освященные вербы царю, боярам, сановникам, духовенству. Вся эта церемония происходила под звон колоколов. От Лобного места процессия направлялась в Покровский собор (храм Василия Блаженного), а оттуда возвращалась в Успенский собор Кремля9 . С упразднением Петром I сана патриарха прекратились и крестные ходы в "вербное воскресенье" к Лобному месту. К началу XVIII в. относится возникновение ежегодных вербных базаров, проходивших на Красной площади в шестую неделю великого поста. Зарождение упомянутых базаров началось с торговли вербой у Лобного места.

Лобное место служило патриархам и другим высшим чинам православной церкви трибуной для проведения официальных и торжественных церемоний. Например, когда Наполеон покинул Москву, московский архиепископ Августин, собрав всех оставшихся в городе духовных лиц, устроил крестный ход к Лобному месту и произнес торжественную проповедь10 . А вот другой эпизод. В августе 1917 г. в Москве, в Большом театре собрались главари русской контрреволюции. Они избрали генерала Корнилова в "спасители" отечества. В свою очередь, духовенство собралось в Успенском соборе Кремля, тоже поддержав Корнилова. Их солидарность выразилась в публичном выступлении церковников на Красной площади: используя Лобное место как трибуну, попы выступили против революционных лозунгов большевиков, против воли трудовых масс России. Эта публичная манифестация духовенства в бурные дни 1917 г. была последней в истории Лобного места как политической и религиозной трибуны. Сам же памятник напоминает ныне посетителям Красной площади о минувшем.


7 И. Е. Забелин. Домашний быт русских царей в XVI-XVII ст. Ч. I. М. 1862, стр. 397 - 401.

8 "История Москвы". Т. 1, стр. 536.

9 И. Снегирев Лобное место в Москве, стр. 5 - 6; Н. М. Карамзин. Указ. соч., стр. 275; И. Е. Забелин. Указ. соч., стр. 425 - 437.

10 И. Снегирев. Очерки жизни московского архиепископа Августина. М. 1841, стр. 51.

 

Опубликовано 19 мая 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?