Рейтинг
Порталус

ТАК НАЧИНАЛСЯ ЯРОСЛАВЛЬ...

Дата публикации: 19 декабря 2017
Автор(ы): М. Г. МЕЙЕРОВИЧ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ТУРИЗМ И ПУТЕШЕСТВИЯ
Номер публикации: №1513683853


М. Г. МЕЙЕРОВИЧ, (c)

Немногие русские города могут похвалиться таким почтенным возрастом, как Ярославль: почти тысячу лет назад встал он на берегах великой Волги первым русским городом-крепостью. С этим городом связаны и пламя крестьянских восстаний, озаривших первые страницы его истории; и звон набатного колокола, сзывавшего ярославцев на борьбу с монголо-татарами или отрядами польских интервентов; и незабы-

стр. 208


ваемые силуэты всемирно известных памятников архитектуры, покрытых фресковыми росписями; и кожевенный амбар, где родился первый русский профессиональный театр; и дорогие сердцу имена Ф. Г. Волкова, Н. А. Некрасова, Л. В. Собинова; первый в мире завод синтетического каучука и первый советский самосвал; легендарная Чайка - первая в мире женщина- космонавт В. В. Николаева-Терешкова.

Богатая событиями история Ярославля не раз привлекала к себе внимание исследователей. Однако остается еще немало таких страниц, которых рука историка касалась лишь слегка. И чем дальше в глубь веков, тем больше белых пятен в биографии города. Особенно это относится к начальной истории Ярославля. Впервые он упоминается в летописи под 1071 г., в связи с восстанием смердов-общинников, охватившим всю Ростовскую землю. Второе упоминание связано с походом новгородцев на Верхнюю Волгу в 1149 году. Под 1152 годом летопись сообщает об осаде Ярославля волжскими булгарами1 . Вот, пожалуй, и все, что оставлено летописцами о первых страницах истории города, охватывающих два столетия его существования. О времени же основания Ярославля сведений в летописи нет. Между тем, как это явствует из анализа летописной статьи 1071 г., первое упоминание о городе никак не может быть принято за дату его основания. Когда под 1071 г. летописец сообщал о ярославских волхвах, возглавивших народное движение и приведших под Белоозеро 300 человек2 , то Ярославль интересовал его лишь как место, где началось восстание, тогда как вопрос о том, когда и как возник этот город, нисколько не волновал его. Ясно, однако, что Ярославль существовал и ранее.

Само название города связывает его возникновение с именем князя Ярослава Мудрого. На этом сходятся все исследователи, занимавшиеся вопросом о появлении Ярославля. Но этим и кончается единодушие историков. Согласно летописи, Ярослав жил 76 лет (978 - 1054 гг.). В 988 г. он стал князем Ростовским, в 1014 г. упоминается в качестве князя Новгородского, а с 1019 г. становится великим князем Киевским. На каком же этапе своей жизни приказал он соорудить крепость в древнем селении, основанном местными пахарями и ремесленниками? Различные авторы придерживаются разных точек зрения. Одни считают, что это произошло до 1010 г.3 , другие - в 1024 г.4 , третьи - между 1026 и 1036 годами5 . Назывались и иные даты, но они являются лишь вариациями вышеуказанных6 . Поскольку летопись не упоминает о точной дате основания Ярославля, соображения историков покоятся преимущественно на логических заключениях. Какая же точка зрения ближе к исторической истине? По-видимому, та, которая не опирается на отдельные факты, а учитывает совокупность прямых и косвенных свидетельств различных источников: письменных, археологических, фольклорных и допускает меньше произвольных толкований.

Такое немаловажное событие в истории края, как возникновение Ярославля, нашло


1 "Повесть временных лет" (ПВЛ). Ч. I. М. - Л. 1950, стр. 117 - 119; "Полное собрание русских летописей" (ПСРЛ). Т. II. СПБ. 1843, стр. 371 - 372; ПСРЛ. Т. XXIV. Птгр. 1921, стр. 77.

2 ПВЛ. Ч. I, стр. 117.

3 И. Рогозинников. О времени основания г. Ярославля. "Памятная книжка Ярославской губернии за 1862 год". Ярославль. 1863, отд. II, стр. 1 - 5; А. В. Экземплярский. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период. Т. П. СПБ. 1891, стр. 63 - 64; К. Головщиков. История города Ярославля. Ярославль. 1889, стр. 14 - 16, и т. д.

4 В. Лествицин. Церковь Петра и Павла, что на Волге в Ярославле. Ярославль. 1878, стр. 10 - 13; Н. Верховой. Ярославль: историческая монография о времени основания города. Рыбинск. 1903; Н. Н. Воронин. Восстание смердов в XI веке. "Исторический журнал", 1940, N 2, стр. 55; Е. И. Горюнова. К истории городов Северо-Восточной Руси. "Краткие сообщения" Института истории материальной культуры, 1955, N 59, стр. 19; П. Андреев и др. Ярославль: очерки по истории города. Ярославль. 1954, стр. 8, и т. д.

5 И. Троицкий. История губернского города Ярославля. Ярославль. 1853, стр. 5- 8; Д. Корсаков. Меря и Ростовское княжество. Казань. 1872, стр. 69 - 70; П. И. Критский. Наш край. Ярославль. 1907, стр. 125 - 126 и т. д.

6 П. Львов. Великий князь Ярослав на берегах Волги. М. 1820, стр. 18; М. Ленивцев, Описание построения города Ярославля. "Отечественные записки", 1827, N 84 - 85, стр. 18; "Историческое исследование о начале и основании г. Ярославля". "Ярославские губернские ведомости", 1842, N 10, стр. 40 - 41, и т. д.; В. Л. Янин высказал мнение об основании Ярославля в 1034 г., связав это событие с заточением новгородского посадника Коснятина в Ростове и смертью сына Ярослава Мудрого Ильи. Но свою точку зрения он не аргументировал (В. Л. Янин. Новгородские посадники. М. 1962, стр. 49).

стр. 209


отражение в народных преданиях. Они сложились в глубокой древности, передавались из уст в уста, переделывались и изменялись, обрастая новыми, подчас фантастическими подробностями. Сохранилось несколько подобных преданий, записанных в конце XVIII - начале XIX века. Одно из них называется "Сказание о построении града Ярославля". В Ростовской области, говорится в нем, у слияния рек Волги и Которосли "лежаще некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль... И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы поганыя веры - языци, зли суще... живяще точию по своей воли, яко мнози и грабления и кровопролития верным твориша". Эти жители Медвежьего угла были искусными охотниками и рыболовами, имели много домашнего скота. И вот "в некоем лете" Ярослав, бывший тогда князем Ростовским, плыл "на ладиях с сильною и великою ратью по реце Волге, у правого брега оной, идеже стоя то селище". Заметив, что "некие люди жестоци" напали на купеческий караван, князь с дружиной защитил купцов и в ожесточенной схватке победил грабителей, оказавшихся жителями Медвежьего угла. Хотя они отказались креститься, но дали князю клятву "жити в согласии и оброци ему даяти", после чего Ярослав "отыде в престольный град своей Ростов".

Вскоре Ярослав вернулся в Медвежий угол вместе с церковниками, мастерами и воинами. Жители селища встретили его враждебно: "Испусти от клети некоего люта зверя и псов, да растещут князя и сущих с ним". По преданию, князь убил медведя секирой, псы же никого не тронули. "И виде безбожнии и злии люди вся сия, ужасеся и падоша ниц князю и быша аки мертвы". Ярослав, упрекнув их в нарушении клятвы "служити мне, князю вашему", заявил: "Аз не на потеху зверину или на пир многоценна пития испивати пришед, но победу сотворити". На следующее утро князь заложил на берегу Волги храм Ильи Пророка в честь победы над зверем в Ильин день, велел срубить деревья и очистить место, где решил начать строительство. "И тако делатели нача строити церковь... и град созидати. Град сей благоверный князь Ярослав назва во свое имя Ярославлем, насели его христианами, а в церкви постави пресвитеры, диаконы и клирики".

Это сказание дошло до нас в записи Самуила Миславского, бывшего в 1776 - 1788 гг. ростовским архиепископом7 . Оно содержит немало вымысла и позднейших вставок, но в основе его, как это убедительно доказал Н. Н. Воронин, лежит народное предание, корни которого уходят в глубокую древность8 . Сообщение сказания по интересующему нас вопросу может быть сведено к следующему: Ярославль был основан на месте селища Медвежий угол; возведению города предшествовали столкновения князя с жителями селища; произошли эти события тогда, когда Ярослав был князем Ростовским.

Попытаемся проверить данные сведения, привлекая другие источники. Сообщение сказания о существовании более древнего поселения на месте Ярославля подтверждается археологическими раскопками, проведенными Н. Н. Ворониным в 1940 году. Правда, они носили разведочный характер и осложнились тем, что территория "Стрелки" (так называется сейчас место, где находилось древнейшее ядро города) на протяжении столетий неоднократно застраивалась и перестраивалась, в связи с чем стратиграфия ее оказалась сильно нарушенной. Тем не менее раскопки дали интересные материалы, позволившие пролить свет на древнейшую историю города9 . Оказалось, что самое раннее поселение возникло еще в середине I тыс. до нашей эры. Это - Медведицкое городище, относящееся к поселениям дьяковской культуры. Оно располагалось на высоком мысу у выхода к р. Которосли Медведицкого оврага, около более поздней церкви Спаса-на-городу. Ее строительство и появившееся рядом кладбище значительно нарушили культурные слои, так что никаких следов, связывающих городище со средневековым Ярославлем, обнаружено не было. Иная картина открылась на самой "Стрелке". Здесь под слоем собственно Ярославля найдены следы раннего поселения, лепная керамика, по типу близкая керамике нижних слоев Мурома, Суздаля, Ростова Великого, а также ярославских мо-


7 Текст сказания впервые опубликован А. Лебедевым в конце XIX в. (А. Лебедев. Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. Ярославль. 1877, стр. 6 - 11).

8 Н. Н. Воронин. Медвежий культ в Верхнем Поволжье. "Краеведческие записки", вып. IV, Ярославль, 1960, стр. 25 - 93. В приложении (см. стр. 90 - 93) вновь опубликован полный текст "Сказания о построении града Ярославля".

9 Н. Н. Воронин. Раскопки в Ярославле. "Материалы и исследования по археологии древнерусских городов". М. -Л. 1949.

стр. 210


гильников Михайловского и Тимеревского. Обнаружены поделки из железа, кости, глины, много костей домашних животных и рыб, рыболовные крючки и грузила. Этот ранний культурный слой на "Стрелке" может датироваться IX-X веками10 . Таким образом, подтвердилось не только известие сказания о наличии "протоярославского" поселения, но и рассказ о занятии жителей скотоводством, рыболовством и охотой ("В делание же смыслевна прилепляхуся, егда на зверя или лов рыбы исходяще; держаще же сии людии и мнозии скотий, и сими себя насыщаху").

Предания о возникновении града связывают данное событие с поединком князя с медведем. Это нашло отражение и в городском гербе, известном по крайней мере со второй половины XVII века11 . Во время раскопок на "Стрелке" были найдены два клыка молодого медведя. В Михайловском и Тимеревском могильниках также обнаружены предметы, связанные с пережитками медвежьего культа, широко распространенного на Верхней Волге, что усиливает наше доверие к легенде самуилова "Сказания"12 . В нем победа Ярослава над священным зверем является кульминационным пунктом столкновений княжеской дружины с жителями мятежного селища, свободными общинниками ("живяще точию по своей воли"). Внутри общины, по-видимому, уже имели место социальные стычки. Не случайно князь поучает, "како жити и обиды не творити никому", и берет с общинников клятву "жити в согласии"13 . Мы видим здесь отражение борьбы смердов против установления феодальных порядков. Эта борьба носила в окраинной Ростово- Суздальской земле ожесточенный характер, ибо свободные смерды еще составляли там подавляющее большинство населения; не случайно именно здесь летопись зафиксировала крестьянские восстания 1024 и 1071 гг., основной движущей силой которых были общинники, боровшиеся против "старой чади" и "лучших людей" - представителей зарождавшегося класса феодалов.

Развитие феодализма сопровождалось распространением христианской религии. Поэтому выступления крестьян приобретали не только антифеодальную, но и антихристианскую направленность и возглавлялись языческими жрецами- волхвами. Эта характерная для тогдашних выступлений черта также отражена к предании. В первый раз князь, обращаясь к жителям Медвежьего угла и "дозна богомерзку веру их, моли их креститися". Те отказываются, а свое обещание платить дань скрепляют "клятвою у Волоса"14 . Во второй раз князь вступил в единоборство со священным зверем, победа над которым расценивается как победа христианства над язычеством, и на месте поединка производится закладка церкви. Социальная суть сказания, таким образом, может быть выражена достаточно четко: в связи с социальной борьбой в Медвежьем углу туда приезжает Ярослав; он облагает жителей поселка данью; это вызвало у них протест, и они воспротивились княжеской власти, но были вновь подчинены; князь возводит на месте мятежного селища город, ставший опорным пунктом дальнейшей феодализации и христианизации края.

Таковы некоторые обстоятельства возникновения Ярославля. Когда же именно произошло упомянутое событие? О Ярославе летопись впервые говорит под 988 годом. Повествуя о принятии христианства на Руси, летописец сообщает, что великий князь Владимир разместил своих сыновей по разным городам: "И посади Вышеслава в Новгороде, а Изяслава Полотьске, а Святополка Турове, а Ярослава Ростове. Умершю же старейшему Вышэславу, посадиша Ярослава Новегороде, а Бориса Ростове, а Глеба Муроме"15 . Таким образом, в 988 г. Ярослав в возрасте 10 или 11 лет16 стал ростовским князем и оставался им до смерти старшего брата Вышеслава. Когда умер Вышеслав, летопись не указывает, да и вообще больше не говорит о нем. Следующее же упоминание о Ярославе относится


10 Там же, стр. 184.

11 Н. Н. Ворони н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье, стр. 68 - 70; И. А. Тихомиров. О некоторых Ярославских гербах. "Труды" III областного историко-археологического съезда во Владимире. Владимир. 1903, стр. 59.

12 Н. Н. Воронин. Медвежий культ в Верхнем Поволжье, стр. 53.

13 Там же, стр. 36. Автор отмечает, что основная тема поучения князя - незаконность не грабежа купцов, а раздоров и борьбы в Медвежьем углу.

14 Н. Н. Воронин полагал, что Волос (Велес) был вставлен при переработке легенды архиепископом Самуилом, первоначально же речь шла о "медвежьей клятве" (там же, стр. 45)

15 ПВЛ. Ч. I, стр. 83.

16 С. М. Соловьев считал, что сообщение летописи о возрасте Ярослава неточно и что он родился не ранее 978 года (С. М. Соловьев. История России с древнейших времен. Кн. I. М. 1959, стр. 322).

стр. 211


уже к 1014 г.: "В лето 6522. Ярославу же сущю Новегороде и уроком дающу Кыеву две тысяче гривен от года до года, а тысячу Новегороде гридем раздаваху. И тако даяху все посадници новгородьстии, а Ярослав сего не даяще к Кыеву отцю своему". Владимир собрался походом на непокорного сына, но заболел и вскоре умер17 .

Следовательно, в 1014 г. Ярослав был уже князем Новгородским, а перемещение его из Ростова произошло ранее этой даты. Характерно, что события 998 - 1013 гг. "Повестью временных лет" опущены почти полностью; приводятся только обозначения лет без описания событий ("В лето 6506... В лето 6507... В лето 6508..." и т. д.)18 . Отсюда можно предположить, что летописец не знал даты смерти Вышеслава и перехода Ярослава из Ростова в Новгород. Но может иметь место и другое предположение, если учитывать сложную судьбу "Повести временных лет". Самый ранний ее список дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377 года. Ему предшествовали долгие столетия существования летописи и около десятка ее редакций. Возможно, что более ранние списки сообщали интересующие нас сведения, но они до нас не дошли. У В. Н. Татищева, пользовавшегося также и утраченными позднее источниками, есть следующие данные: "6518 [1010 г.]. Преставися в Новеграде Вышеслав сын Владимиров, и дал Владимир Новгород Ярославу, а Борису Ростов, Ярославлю отчину, Глебу, брату его, Муром, отчину Борисову"19 . Получается, что в 988 - 1010 гг. в Новгороде правил Вышеслав, а в Ростове - Ярослав. Из этого и исходят, считая, что Ярославль был возведен не позднее 1010 года.

Противники этой версии считают, что сведения Татищева неверны. Вышеслав, по их мнению, умер вскоре после 988 г., не успев отправиться в Новгород. Следовательно, и Ярослав был перемещен туда, даже не побывав в Ростове20 . С таким утверждением согласиться нельзя. Во- первых, хотя летопись, сообщая под 988 г. о выделении городов сыновьям Владимира, тут же говорит о смерти Вышеслава и перемещении его братьев, но в 988 г. это никак не могло произойти, ибо ни Борис, получивший Ростов после Ярослава, ни Глеб тогда еще не родились21 . Следовательно, в летописи под одним годом записаны здесь разновременные события. Во-вторых, Новгород как второй после Киева по значению город давался старшему сыну. И если бы Вышеслав умер в 988 г., на его место был бы посажен Изяслав. Но последний умер в 1001 году22 . Следовательно, смерть Вышеслава не могла произойти раньше этой даты. В-третьих, под 997 г. летопись сообщает о походе Владимира на Новгород. Татищев добавляет, что, когда Владимир вернулся в Киев, он "в Новеграде оставил сына Вышеслава"23 . В- четвертых, летописная статья 1014 г. гласит об отказе Ярослава платить дань Киеву. Никоновская летопись, упоминая, что уплата 2 тыс. гривен была обычным делом, сообщает: "Якоже и Вышеслав преже, такоже и сам Ярослав даяше"24 . Значит, Вышеслав был в Новгороде, иначе летопись не стала бы ссылаться на него. А указание, что Ярослав платил ежегодную дань, свидетельствует, что он был посажен в Новгороде ранее 1014 года.

Татищев и называет эту дат у - 1010 гол. Имевшийся в его распоряжении какой- то источник дважды, под 998 и 1010 гг., называет Вышеслава новгородским князем. А поскольку, как отмечает А. В. Экземплярский, нет оснований отвергать известия Татищева, то остается признать близость его к истине25 . Акад. Д. С. Лихачев, приводя сведения Татищева о смерти Вышеслава в 1010 г., ничем не опровергает их26 . Установив таким образом, что в 988 - 1010 гг., Ярослав был князем Ростовским, мы решаемся утверждать, что именно в то время и был заложен Ярославль. Об этом говорит "Сказание о построении града Ярославля". Об этом писал и Татищев27 . Рогозинников, первым из ярославских историков подчеркнувший значение сведений Татищева о 1010 г., считал, что Ярославль построен князем между 988 и 1010 гг., что совпадало с пребыванием его в Ростовской земле28 . Экземплярский полагал, что такое мнение ближе всего к истине, "если уж признавать, что Ярославль... основан Ярославом"29 .


17 ПВЛ. Ч. I, стр. 89.

18 Там же, стр. 88 - 89.

19 В. Н. Татищев. История Российская. Т. II. М. -Л. 1963, стр. 70.

20 Н. Верховой. Указ. соч., стр. 12; И, А. Тихомиров. Указ. соч., стр. 39.

21 С. М. Соловьев. Указ. соч., стр. 204.

22 ПВЛ. Ч. I, стр. 88.

23 В. Н. Татищев. Указ. соч., стр. 68.

24 ПСРЛ. Т. IX. СПБ. 1862, стр. 69.

25 А. В. Экземплярский. Указ. соч., стр. 63.

26 ПВЛ. Ч. II, стр. 356.

27 В. Н. Татищев. Указ. соч., стр. 273.

28 И. Рогозинников. Указ. соч., стр. 5.

29 А. В. Экземплярский. Указ. соч., стр. 63.

стр. 212


Близкой точки зрения придерживался акад. М. Н. Тихомиров. Он брал под сомнение возможность возникновения города в 1026 - 1036 гг. и ссылался на летописное известие о переходе Ярослава в Новгород после смерти Вышеслава: "Случилось это не позже 1015 г. Между тем связь Ярослава с Ростовом совершенно явная, так как Которосль берет начало из Ростовского озера. Построение Ярославля, таким образом, имело задачей охрану пути от Волги к Ростову. Следовательно, с полным основанием можно считать, что Ярославль был основан до 1015 г."30 . От позиции вышеназванных авторов мнение М. Н. Тихомирова отличается тем, что он не принимает во внимание свидетельство Татищева, основываясь на первом упоминании летописью Ярослава в качестве новгородского князя. Но в принципе его позиция та же: Ярославль был заложен в то время, когда Ярослав являлся князем Ростовским. Подробно остановившись на деталях истории края, В. А. Кучкин писал: "Основание г. Ярославля Тихомиров справедливо связывал с фактом длительного пребывания Ярослава в Ростовской земле"31 .

Не будем касаться здесь других версий о возникновении Ярославля, поскольку в свое время они уже подвергались подробному разбору32 . Укажем только, что дата 1024 г. приобрела более всего сторонников. Это понятно, ибо под данным годом летопись единственный раз (если не считать 988 г.) упоминает о Ярославе в Ростово-Суздальской земле, прибывшем туда из Новгорода для подавления восстания смердов33 . Но его пребывание там в 1024 г. было кратковременным. В этом году ему пришлось решать задачу первостепенной политической важности: возникла угроза его власти со стороны, младшего брата Мстислава Тьмутараканского. Вряд ли великий князь мог уделять тогда много внимания какому-то Медвежьему углу. Да и летопись, подробно описывая события 1024 г., ничего не сообщает об основании Ярославля, хотя несколькими строчками ниже, говоря о "походе на чюдь" в 1030 г., приводит известие о построении Ярославом Юрьева, а под 1032 г. - городов на р. Рось34 .

Сторонников дат 1024 и 1026 - 1036 гг. объединяет утверждение, что Ярослав возвел Ярославль, уже будучи великим князем Киевским. Но следует учитывать, что с 1014 г. и до смерти Ярослава в 1054 г. его имя стоит в центре летописного повествования. Это естественно, ибо все 40 лет он или боролся за великокняжеский престол, или же был князем Киевским. Летописец подробно описывает все деяния князя, и если бы Ярославль был основан им как раз в те годы, то вряд ли данный факт ускользнул бы от внимания летописца либо лиц, сообщения которых служили ему источником35 . Другое дело, если это произошло ранее. Личность Ростовского князя и события на далекой окраине Древнерусского государства меньше интересовали летописца. Не случайно имя Ярослава с 988 г. по 1014 г. ни разу не встречается на страницах летописи. И если в те годы им была основана небольшая крепость в глуши Залесской земли, то в центре такое событие могло остаться незамеченным. Для Ростовской же земли оно имело важное значение, ведь Ярослав 22 года был там князем.

То было время ломки старого общественного строя и бурного развития феодальных отношений на Руси. Князья проводили активную политику, направленную на упрочение крупного землевладения, и подавляли сопротивление свободных общинников. Борьба носила длительный и упорный характер. "Успокоив" жителей Медвежьего угла, Ярослав оценил выгодное стратегическое положение селения и возвел первую русскую крепость на Волге. Названный Ярославлем, город стал форпостом, прикрывавшим со стороны Волги подступы к "стольному" Ростову, и опорным пунктом дальнейшей феодализации и христианизации края. А произошло это событие не позднее 1010 года. К таким выводам приводит нас анализ источников, и, по-видимому, именно так и начинался Ярославль.


30 М. Н. Тихомиров. Древнерусские города. М. 1956, стр. 415 - 416.

31 В. А. Кучки н. Ростово-Суздальская земля в X - первой трети XIII в. "История СССР", 1962, N 2, стр. 65.

32 М. Мейерович. Когда был основан Ярославль. Ярославль. 1959; его же. К вопросу о времени основания Ярославля. "Краеведческие записки", вып. IV. Ярославль, 1960.

33 ПВЛ. Ч. I, стр. 99 - 100.

34 Там же, стр. 101.

35 Например, Д. С. Лихачев считает, что сведения о восстании 1024 г. были сообщены Никону, составителю Киевского летописного свода 1073 г., воеводой Вышатой Остромировичем, принимавшим участие в подавлении этого восстания (Д. С. Лихачев. Устные летописи в составе "Повести временных лет". "Исторические записки", 1945, т. 17, стр. 205 - 209).

Опубликовано на Порталусе 19 декабря 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама